Для студентов заочной формы обучения. Министерство образования и науки
Министерство образования и науки
Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
Волгодонский инженерно-технический институт–филиал НИЯУ МИФИ
Вопросы для собеседования
По дисциплине «История» 1 семестр
для студентов заочной формы обучения
Составитель: старший преподаватель кафедры «Экономика и социально-гуманитарные дисциплины»
Е. И. Фролов
Волгодонск 2015
1. К какому времени относят первые письменные свидетельства о славянах?
2. К какому времени относят первые сведения о политической истории славян?
3. Покажите (схематично), как происходит процесс распада родовых отношений у восточных славян?
4. К какой языковой группе относят восточных славян?
5. Основными занятиями в хозяйственной деятельности восточных славян считались__________________________________________________________?
6. После распада родовых отношений в личную собственность каждого общинника входило _________________________________________________?
7. Кто был автором «Повести временных лет» (П.В.Л.)?
8. Какие племена расселились на нашей земле согласно «Повести временных лет»?
9. Назовите (укажите) основные системы земледелия, которые использовали у себя восточные славяне?
10. Где решались важнейшие жизненные вопросы у восточных славян?
11. Какая религия существовала у восточных славян до принятия им христианства?
12. В VII – IX вв. зародился знаменитый торговый путь, который способствовал не только торговым контактам славян с окружающим миром, но и связывал воедино сами восточнославянские земли. Как называли этот торговый путь?
13. Какие наиболее крупные объединения (союзы) существовали у восточных славян на кануне образования Древнерусского государства?
14. В каком веке, и в какой форме сложилось Древнерусское государство?
15. Когда и кем была создана норманнская теория и в чем заключается её основная суть?
16. Большинство ученых историков, не смотря на расхождение во взглядах на норманнскую теорию, тем не менее, пришли к одному существенному выводу. Как Вы думаете, к какому же выводу они пришли?
17. Кто первым из русских ученых выступил с критикой норманнской теории?
18. Кто из русских, в знак победы и заключения мира с Византией, повесил свой щит на воротах Царьграда?
19. Полюдьем в Древней Руси называли ____________________________________?
20. Как называли божество, чей культ зародился в княжеской дружинной среде?
21. Кто на Руси отменил полюдье и что было установлено в замен?
22. Первым из княжеской среды принимает _________________________________?
23. Наиболее активной и решительной внешняя политика Древней Руси стала проводится, когда власть взял в свои руки молодой энергичный князь, который всю свою жизнь провёл в воинских походах. Он защитил Русь от Набегов кочевников, расчистил торговые пути в другие страны и даже хотел перенести столицу Древнерусского государства из Киева на Балканы в п. Переяславец. Некоторые ученые историки называют его «русским Александром Македонским». О каком князе здесь идет речь?
24. Когда и при каком князе начинается крещение Руси. Назовите (укажите) основные причины в необходимости принятия христианства?
25. Можно ли утверждать, что в результате крещения Русь оказалась в зависимости от Византии? Если да, то в чем проявляется эта зависимость?
26. Как назывался налог на Руси в пользу церкви?
27. Развитие Древнерусского государства проходит ряд этапов. Назовите (укажите) сколько их было, и как они назывались?
28. Кем на Руси был введен первый письменный свод законов и как он назывался? Какие редакции этого закона вы знаете?
29. Кому принадлежат эти слова, и из какого произведения они взяты: «Остерегайтесь лжи, пьянства и блуда, ибо в этом душа погибает и тело. … Куда ни поедете, где ни остановитесь, напоите, накормите бедного .…, более чтите гостя, откуда к вам ни придёт, простого ли, знатного ли …., если не можете подарком, то пищей, питьем: они проезжая будут прославлять человека либо добрым, либо злым по всем землям. Помните рано или поздно зло будет наказано, а добро восторжествует»?
30. Где и когда было принято решение русскими князьями о прекращении усобицы, совместно вести борьбу с половцами и за каждым князем закреплялась земля их предков, а в знак согласия и верности они целовали крест?
31. Какие основные формы феодального землевладения существовали в Древнерусском государстве?
32. Когда и против кого Русь провела крестовый поход?
33. Они первыми на Руси в XI в. стали символами сопротивления злу, добра и мученичества во славу идей христианства, за что и были объявлены православной церковью святыми. Как Вы думаете, о ком здесь идет речь?
34. Можно ли утверждать, что «Русская Правда» стала первым русским сводом законов?
35. Распад Древнерусского государства на отдельные княжества вошел в историю под названием _______________________________________________________?
36. Существовало ли крепостное право в Древнерусском государстве? Какие формы зависимости от феодалов были характерны для домонгольской Руси?
37. Где на территории Руси образовались боярские республики, и кто являлся главным должностным лицом, сосредоточив в своих руках управление и суд?
38. Кому из должностных лиц в боярских республиках запрещалось приобретать землю внутри города, вершить суд за пределами города, издавать законы, объявлять войну и заключать мир?
39. Где и когда произошла первая встреча русских князей и дружин с монголо-татарами?
40. Когда и какое княжество на Руси первым подверглось нападению монголо-татар?
41. В первом походе на Русь монгольское войско возглавлял __________________?
42. Какой город на Руси монголы прозвали «злым городом» и почему?
43. Чем Вы можете объяснить активизацию экспансии немецких, шведских и датских феодалов в Северно-Восточной Руси в XIII в? В Чем состояла угроза русским землям? Какие последствия имели события, произошедшие в 1240 и 1242 гг., в этом регионе для будущего нашей страны?
44. Почему монголо-татары, находившиеся на более низкой ступени общественного развития, сумели покорить Русь и какая, на Ваш взгляд, здесь была основная причина?
45. Каму из русских князей принадлежат слова: «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет»?
46. Формирование русского централизованного государства проходит ряд этапов. Назовите (укажите) сколько их было, и как они назывались?
47. Какие существовали основные предпосылки образования русского централизованного государства?
48. Какие княжества, в период феодальной раздробленности, претендовали на центр объединения русских земель?
49. Каким годом Москва впервые упоминается в летописи?
50. Какие факторы обусловили возвышение Москвы в XIV – XV вв.?
51. Когда и где русская рать впервые победила ордынцев в крупном сражении, что поставил под сомнение власть Орды над Русью, и стала прилюдием к Куликовской битве?
52. Какое основное событие произошло в 1380 г. и его историческое значение для Москвы и Руси в целом?
53. Когда и после какого события на Руси окончательно было покончено с многовековым золотоордынским игом?
54. Главным юридическим признаком создания русского централизованного государства можно считать ____________________________________________?
55. Кто первым из русских князей получил титул: «Государь, великий князь всея Руси»?
56. На основании чего мы с вами можем утверждать, что в XV в. На Руси бал сделан первый шаг к установлению крепостного права?
57. При ком из правителей Руси в отношении нашего государства стал использовать термин «Россия», и государственным гербом устанавливается __?
58. Первым государем России, принявшим не только царский титул, но и вступившим на престол после обряда венчания стал ______________________?
59. В конце XV начале XVI в. в церковной среде обострились противоречия между иосифлянами и нестяжателями. По каким основным вопросам они расходились во взглядах, и кто в это споре одержал верх?
60. Были ли заинтересованы в закрепощении крестьян крупные землевладельцы XVI в.?
61. Исследователи полагают, что, взойдя на трон, Иван IV не хотел править только с помощью знати, а пытался опереться на представителей разных сословий. Как вы думаете, на основании чего они делают такой вывод?
62. С какой целью Иван IV, в январе 1551г. созвал церковный собор и почему этот собор получил название «Стоглав»?
63. В разработке и проведении реформ Иван IV опирался на круг близких к нему людей. В глазах современников они символизировали новое правительство, которое вошло в историю под названием ________________________________?
64. Можно ли утверждать, что в результате проводимых реформ в 50-е годы XVI в., в России стала складываться единая централизованная система управления?
65. Какой приказ, созданный в годы правления Ивана IV, осуществлял контроль над государственными учреждениями, боролся со злоупотреблением властью воевод, дьяков и т.д.?
66. Чем Вы можете объяснить прекращение курса реформ и переход к опричнине в 60-е годы XVI в.? Какие точки зрения на эту проблему существуют в литературе? К каким результатам привела политика опричнины?
67. С учреждением опричнины государство было разделено на части, Назовите (укажите) на сколько частей оно было разделено и как они назывались?
68. С какой целью в 1581 году были введены «заповедные лета»?
69. Какое название получил тяжелейший экономический кризис 70-80-х годов XVI в.?
70. Когда и в связи с чем в России утвердилась мысль о её богоизбранности и мессианском предназначении? Суть идеи «Москва – Третий Рим»?
71. Согласны ли в с утверждением: опричнина породила Смутное время?
72. Назовите (укажите) основные причины возникновения Смутного времени?
73. Кто стал первым избранным царём?
74. О ком говорил русский ученый историк В.О. Ключевский, что он лишь был «испечен в польской печке, а заквашен в Москве»?
75. В результате чего В. Шуйский был возведен на трон и был ли он как-то ограничен во власти? К кому он обратился за помощью против самозванца Лжедмитрия II?
76. Можно ли утверждать, что в 1608 г. в России установилось двоевластие?
77. Кто в период Смуты носил прозвище «Тушинский вор»?
78. Кем было принято решение о приглашении королевича Владислава – сына польского короля – на Московский трон? Как вы считаете – это предательство национальных интересов или попытка преодолеть политический кризис и ограничить церковную власть?
79. Что способствовало консолидации русского общества на исходе Смутного времени?
80. Когда и где в период Смуты было сформировано второе народное ополчение, и кто его возглавил?
81. В апреле 1612 г. на базе первого и второго народного ополчения, было сформировано временное правительство, которое вошло в историю под названием «________________________________________________________»?
82. Какие основные события произошли в России 26 октября 1612г и 21 февраля 1613г? Какое из них на ваш взгляд имело большое значение на прекращение Смуты?
83. Вступая на престол, Михаил Романов понимал, что без опоры на все слои общества ему не поднять страну из руин. Как Вы думаете, какой орган власти он сделал главным помощником и почему?
84. Можно ли утверждать, что в XVII в. в России окончательно юридически было оформлено крепостное право?
85. В каком правовом документе впервые было введено понятие «государственные преступления»? Что над этим понятием подразумевалось?
86. Кто обратился к Алексею Романову с просьбой принять Украину в состав России? Когда и кем было принято решение о воссоединении Украины и России?
87. Какой век современники назвали «бунтовским» и почему?
88. После стрелецкого бунта в 1682 г. на трон были посажены два царевича – Иван V и Петр I. Кто из царевичей стал именоваться первым государем и получил реальную власть?
89. Где преимущественно жил Петр I с матерью в годы правления Софьи?
90. С целью закрепления позиций России на Азовском море, Петром I была заложена новая крепость, которая получила название ______________________?
91. В 1697 г. Петром I было сформирован и направлено в западную Европу «Великое посольство». Какие основные задачи состояли перед этим посольством, и под каким именем в нем находился Петр I?
92. Что помешало Петру I во время «Великого посольства» посетить Венецию?
93. Какие типы модернизации общества вы знаете, и к какому из них можно отнести Россию?
94. Какую реформу Петра I историки считают важнейшей и почему?
95. Как вы думаете, что явилось главным движущим началом всех петровских преобразований?
96. Коллегиальная система управления, созданная Петром I, заменила устаревшую……?
97. Кто, в петровскую эпоху, сохранил право на ношение традиционной одежды и бороды?
98. В 1711 г. был создан новый высший орган власти. Как он назывался, и какие функции были на него возложены?
99. К чему сводилась ближайшая цель меркантилизма в первой четверти XVIII в.?
100. Какую воинскую повинность ввел Петр I?
101. На основании чего любой служивый человек, петровской эпохи, вне зависимости от своего социального происхождения, мог сделать карьеру?
102. Что необходимо было сделать, чтобы получить титул потомственного дворянина?
103. Бывший тульский кузнец, ставший известным предпринимателем – оружейником, получил от Петра I право на владение, уже встроенного в Невьянске, металлургическим заводом. В короткий срок он расширил и укрепил производство, стал поставлять первоклассные орудия для армии. Им было, положено начало богатейшей династии уральских предпринимателей, а его заводы стали основой уральской металлургии. О ком здесь идет речь?
104. Основной налог, введенный в первой четверти XVIII в. получил название……?
105. Для зарождающегося флота Петр I утвердил флаг, который со временем становится символом российского торгового флота. Какова стала дальнейшая судьба этого флага?
106. с какой целью и до какого времени Петр I запретил священникам давать дворянским детям разрешение на заключение брака?
107. Кого Петр I называл оком государевым?
108. Во все управленческие заведения, Петром I вводится должностное лицо, в обязанности которого входило: контроль за администрацией, выявление случаев нарушения законов, взяточничество, казнокрадство и т.д. О ком здесь идет речь?
109. На основании чего мы можем утверждать, что Петром I была заложена основа создания паспортной системы в России?
110. Где и какой канал начинает строится по инициативе Петра I, который должен был соединить две могучие реки и тем самым объединить в единую торговую транспортную систему пути, связывающие Азовское, Балтийское, Белое, Каспийское и Черное моря, но сил и средств для осуществления этой задачи не хватило?
111. В результате, какого военного похода русская армия оказалась в очень сложной критической ситуации, и Петр I, готовясь к последнему бою, даже заготовил указ Сенату, в котором говорилось: «в случае пленения его государем не считать и его распоряжений из плена не выполнять»?
112. Какой высший орган по управлению церковными делами учреждает Петр I в 1721 г. и кто осуществляет контроль за его деятельностью?
113. Как Вы думаете, где, когда и по какому поводу Петр I произнес эти слова: «Вот пришел час, который решит судьбу Отечества……не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, а за государство Петру врученное, за род свой, за Отечество. А о Петре ведайте, что жизнь ему не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего»?
114. На основании чего мы с вами можем утверждать, что в первой четверти XVIII в. полностью завершилось не только слияние двух сторон феодального землевладения, но и двух сословий феодалов в единый класс?
115. Чем была вызвана необходимость в проведении реформ местного управления и что в этом направлении было сделано?
116. Что можно считать венцом петровских преобразований в области науки и просвещения?
117. У Петра I в юношеские годы проявились три страсти, которым он был верен до конца своей жизни:
1-я страсть – военное дело;
2-я страсть – флот и море;
Какая была третья его страсть?
118. Когда и за что Петр I получил титул: «Отец Отечества, Петра Великого, императора Всероссийского»?
119. За 37 лет от смерти Петра I до воцарения Екатерины II трон занимали шесть монахов, при этом два из них были свергнуты силой и убиты. Ряд историков назвали это время как «эпоху временщиков». А как этот период в нашей истории назвал В.О. Ключевский?
120. Приехав в Россию, Екатерина II употребила все для достижения трех основных целей на пути к трону. Как вы думаете, какие это были цели?
121. С кем из авторов идей «просвященного абсолютизма» Екатерина II вела активную переписку?
122. Не критикуя роль и место православной церкви, Екатерина II выступила вслед за французскими просветителями по ограничению власти церкви. Как Вы думаете, что сделала Екатерина II?
123. Как называлось политическое сочинение Екатерины II, над которым она работала в течение 2-х лет, написав специально для уложенной комиссии?
124. Какую цель преследовала Екатерина II при созыве Уложенной комиссии?
125. Проработав полтора года, Уложенная комиссия так и не приняла никаких решений. Стали искать благоприятный повод для ее роспуска. И такой повод был найден. Как Вы считаете, какой повод был найден для роспуска Уложенной комиссии?
126. Что побудило Екатерину II срочно провести серию реформ по централизации органов управления?
127. Чьих крестьян освободила Екатерина II от тяжелой барщины, переведя их на фиксированный оброк?
128. Одним из наиболее ярких манифестов Е.Н. Пугачева историки называют……?
129. На основании чего дворяне освобождались от обязательной службы, уплаты податей, телесных наказаний, получали право неограниченной собственности на имения и землю с ее недрами и т.д., а также стали именоваться «благородное», что юридически оформляла дворяно-властие в России?
130. Согласно жалованной грамоте городам (1785 г.), городское население делилось на разряды. Сколько было установлено разрядов, по какому принципу шло деление, и в какой разряд вошла городская интеллигенция?
131. О ком говорила Екатерина II: «Бунтовщик хуже Пугачева»?
132. Назовите (укажите) основные мероприятия, проведенные Екатериной II в русле политики «просвященного абсолютизма»?
133. В духе политики просвещения в 1764 г. в Петербурге было открыто женское училище, ставшее первым не только в России, но и в мире женским светским учебным заведением. Как называлось это учебное заведение?
134. Во второй половине XVIII в. в духе политики просвещения, в России открываются закрытые учебные заведения. Как Вы думаете, в основу их устройства, какой приоритет был заложен – воспитание над образованием или наоборот? Кто был главным идеологом такой системы учебных заведений по воспитанию «породы новых людей»? Согласны ли Вы с утверждением, что в последующем, выпускники этих учебных заведений смогут создать «справедливое общество»?
135. Одни историки называют период его правления «непросвещенным абсолютизмом», другие «военно-полицейской диктатурой», третьи «русским Гамлетом», четвертые – «романтическим императором». Как Вы думаете, о ком здесь идет речь?
136. Апогей крепостного права достиг в период правления _____________________?
137. Павел I не раз говорил о пагубности для России крепостного права, и его политика в этом вопросе показала, что впервые в истории страны монарх пошел на некоторые ограничения этого народного бедствия. Как Вы думаете, что можно отнести к началу его политики по раскрепощению крестьян?
138. Первые реформаторские шаги Александра I показали, что он настроен весьма решительно в деле либерализации русской жизни. Считается, что такого масштабного и всеохватывающего, сравнительно с прошлыми временами, либерального натиска Россия еще не знала. Согласны ли Вы с этим утверждением?
139. Для обсуждения государственных вопросов в марте 1801 г. при императоре Александре I был образован совещательный орган, получивший название……, однако основным центром, в котором разрабатывались идеи преобразований, стал……?
140. Наиболее активным сторонником Александра I в расформировании системы государственного управления стал человек, который опередил время на 100 лет, так как его идеи оказались частично реализованы лишь после революции 1905 г. О ком здесь идет речь, и что им было предложено по государственному переустройству России?
141. Как Вы думаете, можно ли утверждать, что монополия дворян на землю, в начале XIX в. была нарушенной? Если да, то что было сделано?
142. На сновании чего, в начале XIX в., помещик мог отпускать крестьян на волю с землей за выкуп?
143. 1 сентября 1812 г. в Филях состоялся военный совет, где большинство его участников высказалось за то, чтобы дать Наполеону решающее сражение за Москву. Как Вы думаете, почему главнокомандующий русской армией М.И. Кутузов не прислушался к их мнению и отдал приказ отступать? Чем он аргументировал свое решение?
144. Наиболее ярким проявлением «аракчеевщины» стали военные поселения. Какую цель преследовала правительство Александра I, создавая эти поселения, и была ли она достигнута?
145. Что способствовало формированию революционного мировоззрения участи дворянства в первой четверти XIX в.?
146. Почему именно «Союз спасения», созданный в феврале 1816 г., считают первой русской политической организацией?
147. Какие новые политические организации были созданы после самороспуска «Союза благоденствия» и имелись ли у них программные документы по переустройству государства и общества?
148. Как Вы думаете, почему программу и устав «Союза благоденствия» называли «Зеленая книга»?
149. Почему свое выступление декабристы назначили на 14 декабря 1825 г. и имело ли оно историческое значение?
150. Какую цель преследовала реформа, проведенная в первой половине XIX в. с государственными крестьянами, что было сделано и под чьим руководством она проводилась?
151. В общественном движении второй четверти XIX в. началось размежевание трех идейных направлений. Что то были за направления и чем была вызвана активизация одного из них? Назовите (укажите) это направление.
152. Для идеологического обоснования самодержавия министр народного просвещения граф С.С. Уваров создал теорию официальной народности. На каких трех принципах она строилась?
153. На рубеже 30-40-х гг. XIX в. среди оппозиционных правительству либералов сложились два идейных течения. Как они назывались, что их объединяло и разъединяло во взглядах на устройство российского общества?
154. Согласны ли Вы с утверждением, что в середине XIX в. предпосылки обусловившие крах крепостнической системы, созрели окончательно. Если да, то, какие предпосылки способствовали отмене крепостного права?
155. Кому принадлежат эти слова: «лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться до того времени, когда оно само собой начнет отменяться снизу»?
156. Каких трех основных вопросов касался Манифест от 19 февраля 1861 г. и «положения» о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости?
157. Какую реформу и почему, проведенную в период правления Александра II, считают наиболее либеральной и завершенной?
158. Какую личную свободу и общегражданские права предоставлял крестьянам Манифест от 19 февраля 1861 г.?
159. Для чего устанавливался высший и низший размеры крестьянского полевого надела? От чего в первую очередь зависел размер надела?
160. Как Вы думаете, с какой целью при размежевании пахотных угодий помещики стремились, чтобы их земля вклинивалась в крестьянские наделы?
161. Какую помощь крестьянам оказывало государство для выкупа у помещика земли?
162. Как называли крестьян, которые полностью не выкупили свой надел?
163. Согласно военной реформы (1874 г.), вместо рекрутской повинности была установлена _________________________________________________________?
164. В 1864 г. устанавливаются два вида гимназий: классические и реальные, которые давали законченное среднее образование. В чем у них между собой было отличие?
165. Согласны ли Вы с утверждением, что с приходом к власти Александра III, начинается эпоха усиления реакционной тенденции во внутренней политике?
166. С какой целью в 1887 г. был введен циркуляр о «кухаркиных детях»?
167. Как Вы считаете, можно ли было предотвратить революцию 1905 – 1907 гг.? Если да, то каким образом? Если нет, то почему эта революция представляется Вам неизбежной?
168. Чем можно объяснить популярность революционных идей в русском обществе конца XIX – начала XX вв.? Какие слои населения были особенно восприимчивы к этим идеям?
169. В чем заключалась основная суть политики «полицейского социализма»? Кто был ее автором? Почему эта политика первоначально пользовалась успехом у рабочего класса, но в последующем они в ней разочаровались?
170. Какие политические партии действовали в России в начале XX в.? Какие из этих партий можно назвать консервативными, либеральными, социалистическим?
171. Как протекало зарождение и становление российского парламентаризма?
172. В чем состояла необходимость проведения реформ России? Какую программу реформ предложил П.А. Столыпин?
173. Можно ли назвать аграрную реформу П.А. Столыпина неудавшейся? Незавершенной? Половинчатой? Повлияли ли результаты этой реформы на развитие событий в 1917 г.? Если да, то как?
174. Как на события 1917 г. повлияло участие России в первой мировой войне?
175. Как Вы думаете, почему после свержения самодержавия, созданное временное правительство так и не смогло консолидировать общество?