Проговаривание в устной речи.

Актуализация знаний.

Работа с понятиями. Найти соответствие.

Термины Определения

1.Политика А. Способность и возможность распоряжаться

2.Власть кем-либо, подчинять своей воле.

3.Политическая система Б. Объединение единомышленников.

4.Государство В. Основной закон государства, имеющий

5.Партия высшую юридическую силу.

6.Политическая культура Г. Комплекс норм, институтов, организаций,

7.Идеология составляющих самоорганизацию общества.

8.Конституция Д. Совокупность идей, ценностей, выражающих

интересы определенной социальной группы.

Е. Деятельность, регулирующая отношения

между большими социальными группами

по поводу удержания или завоевания власти.

Ж. Политико-территориальная, суверенная

организация власти в обществе.

З. Знания, ценности людей участвующих в

политике.

На доске нарисована схема политических режимов, необходимо заполнить таблицу приведенными фактами, в отношении недемократических режимов. Принципы демократического режима в таблице пока отсутствуют.

Авторитарный Тоталитарный Демократический
Небольшое число носителей власти. Господство единой официальной идеологии. Народовластие.
Неограниченность власти. Господство единственной массовой партии. Принцип большинства.
Стремление использовать силу для разрешения конфликтов. Слияние партийных и государственных структур, доминирование партийных структур. Уважение прав меньшинства.
Доминирование структур государства над обществом. Культ личности вождя. Политический плюрализм.
Недопущение политической оппозиции. Отчуждение народа от власти. Гласность.
Закрытость правящей элиты, назначение на должности сверху. Отсутствие прав и свобод, контроль за личностью. Правовое и политическое равенство граждан.
Главенство исполнительной власти. Тотальный контроль за всеми сферами жизни. Парламентаризм.
Особая роль церкви и армии. Силовые структуры обеспечивают не только правопорядок, но и являются карательными органами. Свобода, терпимость, сотрудничество, компромисс.
     

Постановка проблемы.

Обращение к цитате урока.

- Мы привели примеры основных принципов диктаторских режимов, обеспечивают ли они свободу человека?

-Есть ли другие политические режимы?

Какую проблему мы можем поставить?

-Степень свободы человека при демократическом режиме.

Цель нашего урока:- выяснить признаки и ценности демократического режима,

- узнать основной механизм действия парламентаризма.

5.Разрешение проблемы.

-Учащиеся называют основные ценности демократии. Определяют степень свободы в разных сферах жизни общества (заполняется 3 столбик таблицы)

-Свобода предполагает возможность выбора. Это осуществляется через представительную и непосредственную демократию. В чем заключается парламентаризм?

-Учащиеся называют, что парламентаризм предполагает такую государственную власть, в которой существенная роль принадлежит народному представительству- парламенту. Представительство народных интересов предполагает, что граждане делегирую(передают) свои полномочия депутатам. Делегирование происходит в процессе парламентских выборов. Граждане участвуют в выборах на основе принципов всеобщего, равного и прямого избирательного прав при тайном голосовании.

-Учащиеся называют основные типы избирательных систем: мажоритарной и пропорциональной. Обсуждаются основные особенности каждой системы. Учащиеся делают краткие записи.

-Признавая ценности демократии, надо отметить, что и демократия не идеальна, не случайно Черчилль высказался на этот счет: «Демократия – ужасная форма правления, если не считать всех остальных».

Учащиеся называют плюсы и минусы демократии.

Достоинства демократии Недостатки демократии
Признание естественных и неотчуждаемых прав личности. Юридическое равенство не означает реального равенства граждан.
Поощряет активное участие народа в политической жизни. Сильна зависимость политиков от поддержания их финансово-промышленными группами.
Стимулирует многообразие общественной жизни. Слабый механизм контроля за выдвижением кандидатов.
Отказ от диктатуры и насилия. Явления лоббизма и коррупции.
Ограничивает всевластие государства.  

Проговаривание в устной речи.

Учащиеся делают вывод о сущности демократии.

Принципы и ценности демократии проявляются в

элементах политической системы: политических институтах, политических нормах, политической культуре, их взаимосвязях и взаимоотношениях.

- Важнейшими условиями и гарантиями политической демократии выступают: в экономической сфере - плюрализм форм собственности, развитая рыночная экономика; в социальной сфере – преобладание в социальной структуре среднего класса; в духовной сфере – высокий уровень культуры общества и мировоззренческий плюрализм.

Наши рекомендации