П о л и т и ч е с к о й в л а с т и
С у в е р е н и т е т и л е г и т и м н о с т ь
В основе функционирования политической власти лежат общепризнанные правила - принцип суверенитета и принцип легитимности. Принцип суверенитета означает верховенство и независимость государственной власти - главного звена власти политической.Ее верховенство выражается в исключительном праве государства устанавливать в обществе единый правопорядок, определять статус государственных
органов, наделять правами и обязанностями граждан, использовать насилие. Сосредоточение политической власти у государства означает его верховенство по сравнению с другими политическими институтами: политическими партиями, движениями и т. д. Независимость государственной власти предусматривает ее самостоятельность в отношениях с другими государствами и равноправие с ними. Суверенитет и независимость государственной власти вовсе не означает ее бесконтрольности перед обществом. Развитие гражданского общества потребовало ограничить суверенитет рамками закона, чтобы власть не была выше закона. Поэтому принцип суверенитета предполагает наличие сильной государственной власти, действующей строго в рамках закона.
Однако власть двойственна: по своей природе властные отношения основываются на взаимосвязи принуждения и согласия. Принцип легитимности связан с обоснованием правомерности тех решений, которые принимает власть, и добровольности их выполнения населением.В отличие от легальности, которая является юридическим обоснованием власти, ее норм и законов, легитимность отражает степень соответствия власти ценностным представлениям большинства граждан.
Легитимность - это представление, которое присутствует в сознании граждан. Оно проистекает из убеждения, что власть в стране наделена правом принимать решения, которые ее граждане должны выполнять. Следовательно, принцип легитимности власти обеспечивает добровольное согласие граждан подчиняться ее решениям и правомочность применения властью принуждения. Поэтому легитимность является важнейшим признаком демократической власти, признания ее правомерности
как гражданами, так и мировым сообществом. Даже авторитарные режимы стремятся обеспечить себе некоторые признаки легитимности (например, выборность, народное представительство и др.). Авторитарные лидеры понимают, что власть не может долго опираться на насилие ввиду ограниченности ресурса принуждения, поэтому они стремятся заручиться поддержкой населения.
Этот принцип позволяет отличать законно установленную власть (на основе выборов или престолонаследия) от узурпированнойу т. е. насильственно захваченной в результате переворота, бунта и т. д. Кроме того, принцип легитимности определяет границы правомерности использования властью насильственных мер. Наконец, международный аспект принципа легитимности состоит в признании неправомерности международным сообществом насильственного изменения государственных границ (захват чужой территории) и соблюдения режимом конкретной страны норм международного права.
Т и п ы л е г и т и м н о с т и
Исходя из того, что различные типы властвования добиваются авторитета, используя разные ресурсы, М. Вебер выделил три идеальных типа легитимности власти: традиционный, харизматический, рационально-легальный.В основу своей классификации он положил мотив подчинения. Исторически первым типом легитимности власти был традиционный. Это, как заметил М. Вебер, авторитет «вечно вчерашнего», т. е. «авторитет нравов, освященных исконной значимостью и привычной ориентацией на их соблюдение». На привычке подчиняться власти, вере в ее божественный характер и священность права престолонаследия основан авторитет вождей, монархов, царей. Традиционный тип легитимности сохранился до настоящего времени, хотя заметно трансформировался. По мере того как религия теряла свое значение, а всеобщее избирательное право становилось реальностью, божественное право единоличного правления было заменено достаточно разветвленной системой бюрократии и политических партий. Сдержать рост бюрократизации общественной жизни мог, по мнению М. Вебера, харизматический лидер. «Харизма» в переводе с греческого означает «божественный дар, благодать». Харизматический тип легитимности основывается на вере населения в исключительные качества политического деятеля. Часто образ такого лидера формируется сознательно, при этом используются те образы, настроения и желания, которые преобладают у большей части населения. М. Вебер распространял харизматический тип легитимности на власть религиозных деятелей (Моисея, Давида, Магомета, Будды), сегодня же его приписывают и светским политическим лидерам. Харизматический тип власти преобладает в переходное время, в периоды реформ. Рационально-легальная легитимность основана на вере участников политической жизни в справедливость тех правил, на основе которых формируется власть. Институты власти в своей деятельности подчиняются закону. Мотивом подчинения населения власти является рационально осознанный интерес избирателя, который высказывает его на выборах, голосуя за ту или иную партию, лидера. М. Вебер отметил одну важную особенность данного типа легитимности, а именно: «господство в силу «легальности», в силу веры в обязательность легального установления... и деловой «компетентности», обоснованной рационально созданными правилами». В чистом виде названные идеальные типы легитимности на практике не существуют. Они перемешаны, взаимодополняют друг друга, поэтому правомернее говорить о смешанном типе легитимности. Так, если взять Великобританию, то в ней доминирует рационально-легальная легитимность, поскольку власть формируется на выборах, а мотивом подчинения власти выступает интерес и вера в справедливость демократических процедур, норм, законов. Но рационально-легальная легитимность дополняется элементами традиционного господства, в частности сохраняющимся институтом монархии.
П р о б л е м а л е г и т и м н о с т и в л а с т и в Р о с с и и
Современная Россия относится к странам, которые осуществляют переход от тоталитаризма к демократии, поэтому проблема легитимности является для нее одной из самых актуальных. Экономическая и социальная нестабильность снижает возможности власти, поскольку она пока не имеет собственной социальной базы и ей приходится поддерживать часто диаметрально противоположные интересы. По этим причинам многоэлементная легитимность обусловливает несовпадение легальности (законности власти, официальное ее признание) и легитимности,порождает противоречивое отношение к ее решениям.
Проблема легитимности власти актуальна для России не только в связи с демократическими реформами. Эта проблема не была решена и в советский период. В дореволюционной России легитимность власти была традиционной.Власть монарха опиралась на божественное право и священность принципа престолонаследия. Источником традиционной власти являлась привычка населения повиноваться власти и издревле существующим порядкам. Однако абсолютизм в России был особого типа, поскольку опирался не только на традицию, но и на идеологию. Традиционная легитимность власти всегда дополнялась легитимностью идеологической. Дело в том, что власть, государство в российской культуре, сознании отождествлялись с явлениями духовного порядка и всегда олицетворяли идею общего блага. Идея, провозглашенная монархом, способствовала объединению вокруг ее носителя населения страны. Поэтому в России власть испокон веков опиралась на идеологию, поскольку последняя всегда обосновывала претензии власти на господство, оправдывала ее действия. Достаточно вспомнить официальную доктрину власти, ее важнейший девиз, лозунг: «Самодержавие, православие, народность». После Октябрьской революции 1917 г. большевики стремились создать новый тип - советский тип легитимности, отличный от традиционного и рационально-легального. Он представлял сочетание идеологической легитимности с харизматической. Идеология марксизма-ленинизма обосновывала легитимность, право на господство советской власти ее соответствием интересам и чаяниям пролетариата, а затем и всего трудового народа. До середины 70-х годов советский тип легитимности обеспечивал себе поддержку со стороны масс благодаря фактическому росту благосостояния народа, повышению его реального уровня жизни, достижений СССР в области науки, культуры, образования, здравоохранения, жилищного строительства и т. д. Немалую роль в поддержании ее легитимности играли политические и идеологические средства: пропаганда положительных моментов проводимой КПСС политики, дозированная информация о положении в других странах, о реальном состоянии дел в советском обществе. Во второй половине 70-х годов стала отчетливо проявляться экономическая неэффективность
существовавшей тогда системы хозяйствования, ее затратный, а не ресурсосберегающий характер, четко обозначился дефицит сырья и энергоносителей в стране. Это стало отражаться на уровне жизни населения. Кроме того, в 70-х годах стал острее ощущаться главный недостаток советского типа легитимности - отсутствие у режима устойчивой собственной социальной базы.В западных странах основой демократической власти является средний класс, умеренный в своих требованиях и страшащийся резких изменений в обществе. Советский тип власти прежде опирался на маргиналов, затем на доиндустриальный и индустриальный типы работника,которые преобладали в экономике, где доминировали добывающие и обрабатывающие отрасли промышленности.
Научно-техническая революция как глобальный процесс в 70-х годах породила структурные сдвиги в мировой экономике, изменения в системе потребностей работника. Переход к наукоемким технологиям востребовал нового работника, способного сочетать умственные и физические навыки, ориентирующегося на творчество, самореализацию и др. Эти процессы повлияли и на ситуацию в советском обществе. Однако правящая элита не захотела (или оказалась неспособной) реагировать соответствующим образом на данные процессы, поскольку они подрывали социальную базу ее власти. Но и эффективность политического курса в условиях дефицита ресурсов стала заметно снижаться, что незамедлительно отразилось на благосостоянии населения. Теперь режим стал отражать исключительно интересы правящей партийной элиты, что порождало разрыв между властью и обществом. Существенным элементом советского типа легитимности является вождь, обладающий харизмой и олицетворяющий интересы всего общества в образе Генерального секретаря ЦК КПСС. Его авторитет основывался на силе дара, который обожествлялся средствами правительственной пропаганды. Однако период гласности (с середины 80-х годов) разрушил и эту монополию правящей партийной элиты - монополию на информацию, с помощью которой осуществлялось идеологическое воздействие на население. Без народной поддержки советский тип легитимности в начале 90-х годов практически сошел на нет. Однако на его месте возникла очень своеобразная система властвования. Этот тип легитимности состоит из элементов традиционной (в сознании многих президент отождествляется с монархом), харизматической (современные лидеры - это в основном бывшие коммунисты-вожди, сохранившие стиль политической деятельности) и рационально-легальной (власть формируется на свободных выборах). В условиях реформ отчетливо прослеживается зависимость легитимности власти от эффективности ее деятельности. С ростом же положительных результатов в деятельности российской власти должна возрастать и ее легитимность.