Государство в политической системе. Признаки государственности, сущность государства.
Теория о государстве возникла в конце 19в., и называется она ЮРИДИЧЕСКОЙ. В основу этой теории была положена концепция 3-х элементов ,согласно которой, под гос-вом понимали 3 элемента:
-народ
-территорию
-институты гос.власти
Потом возникла концепция нации, под которой понимают народ,осознающий свое общее прошлое и будущее видит в совместном проживании.
Идея нации была закреплена международным правом. В результате этого концепция 3-х элементов подверглась коррекции.
Под государством стали понимать 3 элемента:
- не народ, а нацию
-территорию с которой нация связана историческими корнями
- институты гос. Власти
Таким образом, в современном понимании ,гос-во рассматривают в 2х аспектах:
1) в широком смысле : 3 элемента( нация, территория, институты гос власти)
2) в узком смысле: только институты гос власти
государство занимает центральное, ведущее место в политической системе общества, так как :
1) выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства
2) является единственным носителем суверенитета
3) содержит специальный аппарат( публичную власть ) , предназначенный для управления обществом
4) имеет силовые структуры ( вооруженные силы, милицию, службу безопасности )
5) владеет, как правило, монополией на законотворчество
6) распологает специфическим набором материальных ценностей ( государственной собственностью, бюджетом, валютой )
признаки государственности :
Наличие организационных документов (в которых изложены цель создания и задачи государства):
конституция,
военная доктрина,
законодательство.
Управление и планирование:
Публичная власть:
глава государства (правительство),
парламент,
суд.
нормирование жизни общества (система права),
государственная (политическая и внешнеполитическая) деятельность,
хозяйственная деятельность (экономика),
собственная денежная система,
налоговые сборы,
государственная казна;
Собственность (ресурсы);
Территория;
Население;
Наличие подчиненных организаций:
охрана правопорядка,
вооружённые силы,
периферийные административные организации.
Наличие государственного языка (языков);
Суверенитет (способность государства выступать в международно-правовом поле как признанное другими государствами юридическое лицо);
Гражданство;
Государственные символы.
23.Формы государственного правления, их характеристика, привести примеры современных государств с различными формами правления.
1. Монархия: (абсолютная; ограниченная.)
2. Республика: (президентская; парламентская; смешанная.)
Абсолютная монархия - это режим, где правит абсолютный монарх, обладающий всеми ветвями власти (исполнительная, законодательная, судебная).
Примеры: Катар, Монако, Саудовская Аравия.
Ограниченная монархия - власть монарха ограниченна конституцией и правительством, не обладает всеми ветвями власти. Имеется парламент, правительство, суды.
Примеры: Великобритания, Бельгия, Дания, Швеция, Япония.
Президентская республика. Властное лицо - президент. Он назначает и снимает главу правительства, а утверждает его решения парламент.
Примеры: Россия, Беларусь, Франция, США
Парламентская республика. Главой государства является правительство. Назначает и снимает его парламент.
Примеры: Италия, Грузия, Греция, Турция.
Смешанная республика. Главой государства являются 2 лица: Правительство и президент. Президент избирается всенародно, а глава правительства назначается, снимается парламентом, решения парламента утверждает президент.
Примеры: Украина, Португалия, Словакия
24.Формы государственного устройства, их характеристика, привести примеры современных государств с различными формами государственного устройства.
1. Федеративные;с
2. Унитарные.
Федерация - это союз субъектов, обладающих признаками государственности.
Примеры: Россия, США, Канада, Германия, Бельгия.
Унитарное государство - государство, в котором нет субъектов, а территория делится на административно-территориальные территории.
Примеры: Украина, Китай, Япония, Франция.
Конфедерация - не является формой межгосударственного устройства.