Политология – интегрированная наука о политике.
Политология – интегрированная наука о политике.
Политология – это наука и учебная дисциплина, отрасль социально-гуманитарного знания о политике, политических отношениях, политических системах, взаимодействии личности, общества, государства.
Политология как учение о политике возникает в IV в. до н.э. в работах Платона («Государство», «Законы»), Аристотеля («Политика»), где теоретически исследуется понятие «политика». Н.Макиавелли в работе «Государь» XVI в. разделил политику, мораль и употребил термин государство. Значительный вклад в развитие политической науки внесли Дж. Локк, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо.
Значительный вклад в становление современной политологии внесли М.Вебер, Р.Михельс, В.Парето, Г.Моска.
В 1948г. при ЮНЕСКО создаётся международная ассоциация политических наук. В 90-е годы XX-го века по рекомендации ЮНЕСКО политология как учебная дисциплина начинает изучаться в вузах РБ.
Структура политологии:
· политическая философия формирует методологические, ценностные, мировоззренческие аспекты политико-властных отношений;
· полит история исследует политическую жизнь общества в исторической ретроспективе;
· история полит учений изучает процесс становления и развития политической науки;
· политическая социология раскрывает социальные основы политики и власти, влияние политических явлений и процессов на общественное развитие;
· политическая психология исследует психологические механизмы поведения граждан и политических лидеров;
· геополитика – влияние географических факторов на стратегический потенциал внешней политики и геополитические изменения в мире.
2 Объект, предмет, методы исследования политологии.
Объект политологии – политическая сфера общества, политическая действительность, политическая реальность, где ведущей категорией выступает политика.
Политика - сфера отношений между классами, другими социальными группами, имеющими цель завоевания, организации и использования власти, управление социально-политическими процессами.
Предмет политологии – политическая власть, закономерности её становления, развития и изменения, формы и методы функционирования власти в государстве и обществе.
Политология как наука исследует явления, процессы и отношения в политической сфере, их диалектической взаимосвязи взаимообусловленности.
Политология как наука представляет собой взаимосвязь теоретических, фундаментальных, методологических и прикладных исследований.
Методы исследования в политологии:
· институциональный – исследует политические институты, право государства, политические партии, общественное движение;
· исторический – политические отношения институтов и процессов в контексте прошлого, настоящего и будущего;
· поведенческий (бихевиористский) – исследование полит поведения конкретного лица;
· системный – политика как целостное общественное явление;
· нормативно-ценностный – политическое воздействие на общество и личность с точки зрения справедливости, свободы, прав человека;
· сравнительный – сравнение однотипных полит систем, режимов, политических явлений.
Функции политологии:
· познавательная – исследует и объясняет политические процессы;
· инструменталистская вырабатывает рекомендации для властных структур и др. субъектов в политике, политические технологии;
· прогностическая – прогнозирует политические процессы и явления, предвидит перспективы развития политической системы и общества;
· воспитательно-мировоззренческая – способствует к приобщению личности и общества к демократической, политической культуре.
Теория политических элит.
Вклад в развитие теории элит внесли: Конфуций, Платон; Макиавелли; Ницше.
Существует две тенденции формирования элит:
- аристократическая тенденция проявляется в стремлении передать власть наследникам или ближайшим соратникам, что постепенно приводит к вырождению элиты;
- демократическая реализовывается по средствам включения в состав правящего класса лучших представителей из класса управляемых, что создает условия для эволюции элиты.
В. Парето впервые употребил термин «элита». В элите он выделял два главные типа: элиту «львов» и элиту «лис», которые последовательно сменяю друг друга
Р. Михельс вывел «железный закон» олигархии : правящая элита постепенно выходит из-под контроля своих рядовых членов, заботясь о сохранении своих привилегий.
Дж. Бэрнхэн формирует макиавелистский подход к элите, где правит привилегированное вершинство, нравственны принципы и религиозные аспекты, а смена элит происходит в входе борьбы за васть.
Х. Ортего-Гасси, Н. Бердяев выдвинули ценностный подход к формированию элиты на основе принципа демократии социального равенства и портнрства, сохранении определенных ценностей.
Структурно-функциональный подход (Г. Лассуэл, С. Липсет) ГД в качестве главного признака элит является социальный статус в системе властных отношений и взаимодействия властных структур и управления общством.
Либеральный подход (И. Шулепетер, Ч. Миллс) где элита формируется на основе богатства, известности, при этом присутствует выборность элиты.
Политические основы
Политические основы идеологии Белорусского государства составляет комплекс идей и представлений белорусского народа о политическом устройстве Республики Беларусь, механизме взаимодействия органов государственной власти, месте и роли общественно-политических сил в политическом процессе и путях совершенствования политической системы.
· Народовластие
· Политический плюрализм
· Разделение властей
Правовые основы
Республика Беларусь унитарное, демократическое, социальное, правовое государство (ст.1 Конституции Республики Беларусь).
Правовые основы идеологии белорусского государства составляют комплекс идей и представлений белорусского народа о государственном суверенитете Республики Беларусь, принципах построения правового государства и механизме реализации прав и свобод человека и гражданина.
Суверенитет
Единственным источником государственной власти и носителем
суверенитета в Республике Беларусь является народ. Народ осуществляет свою власть через представительные органы. Советы народных депутатов различных уровней, и через референдум, который является высшей формой демократии. Именно народ является единственным источником государственной власти, формирует органы государственной власти и осуществляет контроль за их деятельностью. Как записано в Декларации «О государственном суверенитете Республики Беларусь» от 27 июля 1990 года:
Правовое государство
Правовое государство - тип государства, последовательно воплощающего принципы конституционализма, ограниченного в своих действиях нормами права, развитым социальным контролем, главная цель обеспечение прав и свобод человека. «В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права. Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства.
Типы политической культуры.
Типы политических культур: демократическая, авторитарная, тоталитарная, патриархальная, подданническая, западная, восточная.
Демократическая культура сориентирована на демократические ценности, правовое государство и гражданское общество. Она предполагает свободное участие в политике, плюрализм, консенсус и компромисс.
Сердцевину авторитарной политической культуры составляют автократические традиции и ценности политической жизни. Личность с таким типом культуры предпочитает непрерывную «опеку» государства, возлагает свои надежды на неограниченное и бесконтрольное полновластие его органов.
Тоталитарная культура свойственна обществам с всеобъемлющим и жестким контролем государства. Большинству граждан присущи некритическое восприятие действий тоталитарных лидеров, политическое равнодушие, конформизм или позиция «нейтралитета» по отношению к политической системе и ее институтам.
Патриархальная культура отличается почти полным безразличием людей к политике. У граждан не развиты политические ориентации и интересы. Они имеют смутное представление о государственной власти и ее социальной роли, неопределенно или негативно к ней относятся.
Подданническая культура сориентирована на одностороннюю зависимость индивида от государственной власти, ее институтов и учреждений. Отношение граждан к политической системе в основном «потребительское» и конформистское.
В западной политической культуре устойчивы тенденции демократизации общественных отношений, консенсуса между государством и гражданским обществом. Здесь сильны социальные основы политических преобразований – многочисленный средний класс, относительно высокий материальный уровень жизни граждан, их заинтересованность в политической стабильности и прогрессивных изменениях в политической сфере.
Для восточной политической культуры характерно критически-негативное отношение к западным ценностям. В странах Востока устойчивы традиции авторитарного правления, сильна роль ислама в политической жизни, непредсказуемы перспективы формирования гражданского общества.
Политология – интегрированная наука о политике.
Политология – это наука и учебная дисциплина, отрасль социально-гуманитарного знания о политике, политических отношениях, политических системах, взаимодействии личности, общества, государства.
Политология как учение о политике возникает в IV в. до н.э. в работах Платона («Государство», «Законы»), Аристотеля («Политика»), где теоретически исследуется понятие «политика». Н.Макиавелли в работе «Государь» XVI в. разделил политику, мораль и употребил термин государство. Значительный вклад в развитие политической науки внесли Дж. Локк, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо.
Значительный вклад в становление современной политологии внесли М.Вебер, Р.Михельс, В.Парето, Г.Моска.
В 1948г. при ЮНЕСКО создаётся международная ассоциация политических наук. В 90-е годы XX-го века по рекомендации ЮНЕСКО политология как учебная дисциплина начинает изучаться в вузах РБ.
Структура политологии:
· политическая философия формирует методологические, ценностные, мировоззренческие аспекты политико-властных отношений;
· полит история исследует политическую жизнь общества в исторической ретроспективе;
· история полит учений изучает процесс становления и развития политической науки;
· политическая социология раскрывает социальные основы политики и власти, влияние политических явлений и процессов на общественное развитие;
· политическая психология исследует психологические механизмы поведения граждан и политических лидеров;
· геополитика – влияние географических факторов на стратегический потенциал внешней политики и геополитические изменения в мире.
2 Объект, предмет, методы исследования политологии.
Объект политологии – политическая сфера общества, политическая действительность, политическая реальность, где ведущей категорией выступает политика.
Политика - сфера отношений между классами, другими социальными группами, имеющими цель завоевания, организации и использования власти, управление социально-политическими процессами.
Предмет политологии – политическая власть, закономерности её становления, развития и изменения, формы и методы функционирования власти в государстве и обществе.
Политология как наука исследует явления, процессы и отношения в политической сфере, их диалектической взаимосвязи взаимообусловленности.
Политология как наука представляет собой взаимосвязь теоретических, фундаментальных, методологических и прикладных исследований.
Методы исследования в политологии:
· институциональный – исследует политические институты, право государства, политические партии, общественное движение;
· исторический – политические отношения институтов и процессов в контексте прошлого, настоящего и будущего;
· поведенческий (бихевиористский) – исследование полит поведения конкретного лица;
· системный – политика как целостное общественное явление;
· нормативно-ценностный – политическое воздействие на общество и личность с точки зрения справедливости, свободы, прав человека;
· сравнительный – сравнение однотипных полит систем, режимов, политических явлений.
Функции политологии:
· познавательная – исследует и объясняет политические процессы;
· инструменталистская вырабатывает рекомендации для властных структур и др. субъектов в политике, политические технологии;
· прогностическая – прогнозирует политические процессы и явления, предвидит перспективы развития политической системы и общества;
· воспитательно-мировоззренческая – способствует к приобщению личности и общества к демократической, политической культуре.