Исторические школы. Представители ист-х школ Рос.

Историческое сознание. Сущность и формы.

История — наука о прошлом чел общества, его развитии, закономерностях и особенностях эволюции пространственно-временных измерений. Содержание Истории — исторический процесс, раскрывающийся в многогранных явлениях человеческой жизни :хоз-во, общественная жизнь, деятельность исторических личностей, сведения о которых сохранились в исторической памяти и источниках. Предмет отечественной Истории -закономерности политического и социально — экономического развития Российского гос-ва и общества, исследование конкретных форм проявления исторических закономерностей, выражающихся в исторических событиях и фактах. Большинство проблем современности, входящих в круг изучения общественными науками, может быть решено только на основе исторического подхода, исторического анализа, на базе проделанной историками работы по сбору, систематизации и обобщению огромной совокупности фактов, позволяющих выявить тенденции общественного развития. Для возникновения исторического сознания и знания необходимо было достижение такого уровня общественной жизни, при которой сознанию человека становилось доступным понимание перехода от одного состояния общества и личности к другому. Это стало возможным после утверждения представлений о линейном времени, хронологии. Существует несколько форм исторического знания и сознания. Элементарная, обыденная форма исторического знания, присуща каждому человеку и выражается в общих представлениях о прошлом. Второй уровень складывается в процессе школьного усвоения суммы исторических фактов в хронологической последовательности. Высшая ступень исторического знания научного формируется в ходе теоретического осмысления прошлого, дающего возможность объяснить сложную и противоречивую Историю человечества, закономерности ее развития.

Исторические школы. Представители ист-х школ Рос.

Василий Татищев (1686-1750) написал работу "Ист-я росс-я с самых древнейших времен". Она изложена в четырех книгах. Им предпринята попытка создания обобщ. работыпо ист. страны. Он был современником и участником петровских преобразований. Это наложило отпечаток на его концепцию. Он рассм. развитие Рос. под углом борьбы монархии с аристократией. Доказал полезность самодержавия. В работе испол. много нов. источников (русская правда, судебник 1550 г., летописи). Его ист. содержит обзор соб. от скифов до к. 16 в. Излож. материала носит двойств-й хар-р. В первых двух частях освещ. общие вопросы (древнейшая ист-я народов вост. Европы, славянская письм-ть, происх-е гос-ва). Следующие две части приближ. к типу сводной летописи. На основе данных из разн. летописей освещается история страны в хронолог-й последов-ти. Другой представитель ист-й школы явл. Н. Карамзин (1766-1826). Его главн. труд — "Ист-я гос-ва российского" в 12 томах. Его концепция следующая: Россия громадная страна и сост-ет половину мира. Гос-м строем д.б. монархия. Русск-е самод-е сыграло полож-ю роль. Оно объединило феодал-е земли в единое гос-во. В работе дано опр-е самодер-я. Подчеркнуто его обязанность перед народом. Он указ. периодизацию: 1.древнейший период ( от Рюрика до Ивана 3). Это период основания монархии. 2. Средний период (от Ивана3 до Петра 1) Это период единовластия. 3. Новый период(От Петра до Александра 1) Это самодерж-й период.

Др. представитель — С. Соловьёв (1820-1879). В его работе "Ист-я Рос. с древнейш. времен" рассм-ся развитие росс-й госуд-ти от Рюрика до Екатерины 2. Он считал, что госуд-ть явл. основной силой ист-го процесса. Большое вним. уделял природе и географич. среде. События ист-и объяснял внутр-ми причинами. Стремился показ., как новое происходило от старого. Выделил 4 этапа в ист-и страны: 1. от Рюрика до Андрея Боголюбского (господство родового строя). 2. От А. Богол. до нач. 17 в. (борьба родовых и гос-х начал). 3. от первых Романовых до сер. 18 в. (время вступления Рос. в систему евр-х гос-в). 4. от сер. 18 в. до великих реформ сер. 19 в. (нов. период ист. Рос.).

Последователем Соловьева стал В. Ключевский (1841-1911). В работе "Курс русской ист-и" дал иную периодизацию ист-и страны. Она делится на периоды: днепровский, верхневолжский, московский, всероссийский. Теоретическое построение Ключевского опиралось на триаду: чел-я личность, люд-е общ-во, природа страны. Осн. место в его работе содержит вопросы соц.-экон-й истории.

Ученые 20 в. пересмотрели многие работы этих авторов.

Наши рекомендации