Российские исторические школы и их представители.

Чз – Россия в мировой истории /Под ред. В.С. Порохни. – М.: Логос, 2003. - С. 13-21.

Хф - Бушуев С.В., Миронов Г.Е. История государства Российского. Кн. I. IX-XVI вв. - М.: "Книжная палата", 1991. - С. 34-45.

Чз,Аб - Семенникова Л.И. Россия и мировом сообществецивилизаций. – М.: КДУ, 2006. - С. 5-14.

Цивилизации и их жизнедеятельность.

Чз, Аб - Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.: КДУ, 2006. - С. 15-42.

Литература основная

Чз, Аб - Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. - М.: НОРМА, 2005. - С. 1-12.

Чз, Аб - Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.: КДУ, 2006. - С.42-49.

Чз - Семенникова Л.И. Цивилизации в истории человечества. - Брянск: Курсив, 1998. - С. 3-23, 79-87.

Чз, Аб - История России /Под ред. А.А. Радугина. - М.: Библионика, 2004. - С. 12-21.

Литература дополнительная

Хф - Бердяев Н.А. Судьба России. - М.: МГУ, 1990.

Ч з - Будаев Д.И. Что такое историческая наука. - Смоленск: СГПИ, 1997.

Чз - Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - М.: ЭКОПРОСС, 1995.

Чзп - Поляков Ю.А. Почему история нас не учит? // Вопросы истории. 2001. №2. - С. 20-31.

Чз – Всемирная история / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ, 2000.

Чзп - Шубарт В. Европа и душа Востока //Общественные науки и современность. 1992. №2. - С. 83-93.

Чзп – Хвостова К.В. Постмодернизм, синергетика и современная историческая наука //Новая и новейшая история. 2006. № 2. - С. 18-26.

Методические указания

Цель занятия - поиск ответов на вопросы, что такое история, зачем она нужна современному человеку, каково место России в мировом историческом процессе, а также усвоение базовых научных понятий и терминов.

1. Работая над темой, следует ответить на вопросы, что такое история, нужна ли она современному человеку. Материалом для ответов может послужить содержание лекции, материал учебников Мунчаева Ш.М., Устинова В.М., Радугина А.А., рекомендованных в списке основной литературы, а также вводная глава учебника «Всемирная история» под редакцией Г.Б. Поляка и А.Н. Марковой (С. 5-14), указанного в списке дополнительной литературы. Итог работы - осознание ценности исторического знания как коллективной памяти народа, о которой В.Г. Белинский писал: «Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем»*.

2. Многообразие концепций исторического развития связано с тем, что на ход человеческой истории оказывают постоянное воздействие различные факторы: космическо-биологические, социально-культурные, хозяйственно-экономические, научно-технические и другие. В зависимости от того, влиянию каких факторов отдает предпочтение тот или иной исследователь, он создает ту или иную концепцию.

Знакомясь с различными концепциями общественного развития по названным выше учебникам, в том числе Г.Б. Поляка и А.Н. Марковой (С. 14-20), следует обратить внимание и на содержащуюся в них характеристику формационного и цивилизационного подходов к истории, их достоинства и недостатки, а также на отражение данных подходов в отечественной историографии (см. также: Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.: КДУ, 2006. - С. 36-42).

Российские исторические школы и их представители. - student2.ru

* Белинский В.Г. Избранные философские сочинения. Т. II - М., 1957. - С. 291-292/

3.По третьему вопросу рекомендуется познакомиться, в частности, с материалом книги Л.И. Семенниковой «Россия в мировом сообществе цивилизаций» (С. 42-49), обратив внимание на выводы автора о том, что Россия представляет собой цивилизационно неоднородное общество. Это особый, исторически сложившийся конгломерат народов, относящихся к разным типам развития, объединенных мощным, централизованным государством с великорусским ядром. Россия геополитически расположена между двумя мощными центрами цивилизационного влияния - Востоком и Западом. Это неизбежно сказывалось при выборе путей развития. При крутых поворотах исторические вихри «сдвигали» страну то ближе к Западу, то ближе к Востоку: Россия представляла собой как бы «дрейфующее общество» на перекрестке цивилизационных магнитных полей. В связи с этим для нашей страны, как никакой другой, на протяжении всей истории крайне остро стояла проблема выбора альтернатив. Их анализу будут посвящены следующие семинары.

Семинар № 2

Россия - страна «христианского Востока».

1. Язычество восточных славян.

2. Крещение Руси: предпосылки, методы, последствия.

3. Киевская Русь как раннефеодальная монархия.

Термины

Государство, монархия, феодализм, раннефеодальная монархия, фетишизм, анимизм, тотемизм, политеизм, антропоморфизм, религия, церковь, догматы, культ, таинства.

Доклады

1. Норманизм и «антинорманизм» вчера и сегодня.

Чзп - Анохин Г.И. Новая гипотеза происхождения государства на Руси

//Вопросы истории. 2000. №3. - С. 51-60.

Хф - Бушуев С.В., Миронов Г.Е. История государства Российского. Кн. I.

1X-XVI вв. - М.: "Книжная палата", 1991. - С. 56-58.

Чз - Ключевский В.О. Краткое пособие по русской истории. - М.: Рассвет",

1992. - С. 20-27.

Чз - Пайпс Р. Россия при старом режиме. - М.: Независимая газета, 1993. - С. 44-53.

Чзп - Фроянов И.Я. Исторические реалии в летописном сказании о

призвании варягов //Вопросы истории. 1991. №6. - С. 3-15.

Наши рекомендации