Вопрос 24. Баухауз – одна из первых европейских школ дизайна. История, концепция, представители

Возникновение и становление Баухаузатесно связа­ны с общественным переворотом, начавшимся в конце первой мировой войны. В 1919 году, в год основания Баухауз, послевоенная Германия испытывала серьезный экономический кризис. Октябрьская революция в Рос­сии, а за ней Ноябрьская революция 1918 года в Герма­нии, вызвали активизацию творческой деятельности, на­правленной на поиск новых революционных идей, акти­визацию политической деятельности, в которой прини­мали активное участие художники, представители ин­теллигенции. Это вело к столкновениям с формировав­шимися реакционными силами реставрации Германии. С первых дней своего существования Баухауз вынужден был отбиваться от нападок. После шести лет пребывания в реакционном Ваймаре Баухауз вынужден был в 1925 году эваку­ироваться в более дружественный Дессау. Через семь лет захватившие городскую власть нацисты вытесняют его. В 1932 году Баухауз вынужден пере­браться в Берлин, где он после победы фашизма в 1933 году навсегда прекращает свое существование.

Баухауз был создан в 1919 году в небольшом немец­ком городе Ваймаре, культурном центре Сак­сонии, в результате слияния и реорганизации существо­вавших здесь Школы изящных искусств и Академии прикладных искусств как государственное учебное заве­дение нового типа. Основателем и первым директором Баухауз был молодой талантливый берлинский архитектор Вальтер Гропиус (1883-1969). Его замысел состоял в единении в одной школе изобразительного и прикладного искусст­ва в совокупности с архитектурой. В программе Баухауза Вальтером Гропиусом была поставлена цель создать подлинное содружество учащих и учащихся, собрать воедино все виды художественного творчества по подобию средневековых сообществ строи­тельства храмов - мастеров, подмастерьев и учеников: архитекторов и каменщиков, скульпторов и живописцев, резчиков по камню и дереву, плотников и столяров, ма­стеров витража. Их сплачивал общий труд возведения и украшения собора, длившийся порой десятилетиями и более, труд над объектом, специфическими свойствами которого были духовный смысл и целостность. Они на­кладывали особый отпечаток на весь быт и систему от­ношений внутри этих сообществ, которые в Германии назывались "Баухютте" ("хижина строительства", отсюда и название "Баухауз"). Гропиус ставил две главные цели учебного и научно-исследовательского объединения:

во-первых, отказ от салонного искусства, возврат к ремеслу и прикладное обучение как основа образования;

во вторых, синтез всех "худо­жественно-производственных дисциплин в общее худо­жественное произведение - "большой дом".

Обучение в Баухауз начиналось с вводного курса, на котором учащемуся нужно было приобрести ряд на­выков, которые давали ему возможность научиться об­ращению с материалами, формой, цветом. Этот вводный курс был обязателен для всех, и только тот, кто успешно заканчивал его, начинал изучение специальных предме­тов в мастерских мебели, керамики, металла, текстиля, настенной живописи, сценических декораций, графичес­кого и фотографического искусства. В процессе обучения закладывались принципы функционализма как нового подхода к проектированию любого объекта. Студентов готовили к проектированию для массового производства, и особые требования предъяв­лялись к знанию производственного процесса. В основе системы обучения лежала структура средне­вековых ремесленных цехов: "ученик-подмастерье-мастер".

Вводный курс Вальтер Гропиус поручил вести мо­лодому швейцарскому художнику Иоганесу Иттену. Вместе с Иттеном в Баухаузе с самого начала ра­ботали немецкий скульптор Герхард Маркс и Лайонел Файнингер. В 1921 г. к этой группе присоединился ху­дожник Пауль Клее (мастерская худо­жественного стекла и семинар для учащихся мастерской художественного текстиля). После этого все больше и больше людей приходило из абстракционистских группировок: сначала - Оскар Шлеммер в 1921 г., затем в 1922 г. - Василий Кандинский (курс основ формообразования, се­минары цветоведения и аналитического рисунка, мастерская настенной живописи, заместитель директора Баухауза), а в 1923 г. – Ласло Моголи-Надь (мас­терская металла). Сотруд­ничество этих художников отмечено сильной тен­денцией к абстрактному искусству. В связи с тем, что вокруг Баухауза росли силы противодей­ствия, Вальтер Гропиус 1 апреля 1928 года покидает Баухауз. Новым директором становится, по его предложению, швейцарский архитек­тор Ханс Майер (1889-1954). Летом 1930 года Ханс Майер был уволен по политическим мотивам. Он уезжает с несколькими учениками в Советский Союз. Архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ (1986-1969), третий директор Баухауз, для сохранения существования школы исключил какую-либо политическую деятельность в стенах Баухауз. Но после правительственных выборов осенью 1931 года, на которых укрепились правые силы, был поставлен вопрос о прекращении вы­деления средств для Баухауз и даже о сломе его здания. В итоге было принято решение - существование Бауха­уз с 1 октября 1932 года прекратить и педагогический персонал уволить.Мис ван дер Роэ пытается спасти школу в форме частного института. В 1932 году Баухауз переселил­ся в Берлин и устроился в пустующем здании бывшей телефонной фабрики. Почти весь преподавательский пер­сонал и студенты прибыли в Берлин. Но после прихода фаши­стской диктатуры судьба Баухауз была предрешена. 11 апреля 1933 года полиция произвела обыск в здании школы под предлогом, что здесь находится коммунисти­ческая литература. Присутствующие педагоги и студен­ты, которые не смогли предъявить свои документы, были арестованы, здание опечатано. 20 июля 1933 года Совет педагогов решил ликвидировать Баухауз.

Баухауз - крупнейшее явление в мировой худо­жественной культуре, широко известная архитектур­но-художественная школа, одна из основоположни­ков современного формообразования в дизайне, про­пагандировавшая простоту и рациональность форм, красота и художественная выразительность которых должна вытекать из их практической полезности.

Наши рекомендации