Многопартийность — фундамент демократии
Вопрос о многопартийности — это вопрос о качестве политической структуры общества, об уровне развития демократии. Разрешается этот вопрос соотношением политических сил в обществе. Многопартийность расширяет политический процесс, ставит на повестку дня вопросы сотрудничества, столкновений, соперничества и противоборства политических сил, их политических курсов. Стремление разных политических партий завоевать на свою сторону массы, их симпатии и голоса. Отсюда возникает необходимость налаживать механизмы взаимодействия, компромиссов, соглашений, блоков и союзов.
Наличие у правящих партий политических оппонентов всегда ставит эти партии в сложное положение. В условиях многопартийности политическая партия не может быть слита с государственной властью. Завоевав власть, победившая на выборах партия получает право занимать те или иные государственные должности своими сторонниками, через которых и проводит свою политику.
Механизм политической власти в условиях многопартийности таков, что правящими партиями, как правило, бывают 2–3 партии по очереди или блоки партий. Например в Великобритании — консерваторы и лейбористы, в США — республиканцы и демократы, в Германии — христианские демократы, социал-демократы, свободные демократы. Политическая практика показывает, что демократия успешно развивается, когда правят партии политического центра.
Между партиями есть своеобразное разделение социальных ролей. Партии либерально-консервативного направления защищают интересы и ценности предпринимательства (консерваторы, христианские демократы, республиканцы), ограничивая социальные программы; партии социал-демократического направления сосредоточивают внимание на защите интересов трудящихся, расширяя социальные программы, увеличивая налоги на предпринимателей. В периоды экономических кризисов, спада производства власть, как правило, берут консерваторы, в периоды экономической стабилизации — часто социал-демократы, социалисты. Таким образом, поднимается жизненный уровень трудящихся, сокращается число лиц, находящихся за чертой бедности.
Конечно, такое разделение ролей возможно только в странах развитой демократии, с отлаженным политическим механизмом смены властей, там, где успешно реализуется формула сильный парламент — сильная оппозиция.
Процесс формирования многопартийной системы в России является реальной (и одной из основных) тенденцией, характеризующей политическую сферу. В настоящее время в России действуют 53 официально зарегистрированные политические партии, десятки партийных формирований местного, регионального уровня, 35 общественно-политических движений общероссийского плана, масса общественных организаций. Все они пытаются участвовать в российском политическом процессе, воздействовать на его ход и результаты.
Существующая сегодня многопартийность дает возможность типологизировать партии, движения, блоки. Если осуществить их классификацию на основе идейно-политической ориентации, то можно обозначить следующие группы:
1. ультралевые (коммунисты-фундаменталисты — ВКПБ, РКРП, РКП, «Трудовая Россия», часть ФНС и др.);
2. неокоммунисты (сторонники создания коммунистических партий парламентского типа, вписывающихся в нынешнюю политическую систему России — КПРФ, АПР);
3. левый центр (социал-демократы, социалисты, «левые патриоты» и «христиане» — СПТ, РСДНП, Всероссийский союз «Обновление», общественно-политическое движение «Женщины России», Российский социал-демократический центр и др.);
4. правый центр (ДПР, РПРФ, СДПР, ПРЕС,РДДР и др.);
5. правые (радикал-либералы, «патриоты», «христиане» ПЭС, РХДП, ПКД, Крестьянская партия России, Национально-республиканская партия России — НРПР, СвДПР, РХДС — «Новая демократия», партия «Демократическая инициатива» и др.);
6. ультралевые (ЛДПР, Консервативная партия, «Демократический союз» и др.).
Российская многопартийность в настоящее время может быть типологизирована и по другим основаниям, например, по отношению к правящему режиму. В этом случае спектр российских партий может быть разделен на две группы: партии, поддерживающие властные структуры и имеющие в них своих представителей, и партии, находящиеся в оппозиции.
Партии вырабатывают для себя модель организационного строения. Большинство партий левого, центристского и правого толка стремятся реализовать модель традиционной массовой партии, которая предусматривает индивидуальное (часто фиксированное) членство с выдачей партийных билетов либо карточек (партийных значков), регулярную уплату членских взносов, определенные условия приема и прекращения членства, а также более или менее обстоятельно обозначенные требования уставной и партийной дисциплины.
Организационное строение современных российских политических партий предусматривает и демократизацию внутрипартийных отношений.
Новые российские партии и движения решают разнообразные задачи своей организационной структуры. Прилагаются усилия по расширению числа и географии деятельности первичных местных и региональных партийных организаций, по плановости, системности их деятельности, проводятся мероприятия по подготовке и переподготовке кадров партийных функционеров, отработке и поиску новых форм, средств и методов политической деятельности.
47. Особенности становления партийной системы в РБ.
Появление полит партий в РБ было обусловлено: 1) Многоукладностью экономики, 2) Демократизацией сфер жизни 3) Реформированием полит системы и изменением мировоззренческих позиций различных слоёв населения.
Возникновение института многопартийности - один из важнейших признаков становления в стране гражданского общества. Появление и развитие политических партий в значительной мере свидетельствует об эффективности политической системы общества, является важным фактором укрепления демократической природы государства, обеспечения политических прав его граждан.
Процесс формирования многопартийности затянулся. Многие партии (до 40 шт) сошли с политической арены, прекратили свою деятельность, а некоторый партии объединились между собой. Это связано с тем, что избиратели/население с недоверием относились к новым политическим партиям, поскольку они практически все заявляли себя как оппозиционные.
В настоящий момент в РБ зарегистрировано 15 политических партий – 7 поддерживающих президента (Аграрная партия, КПБ, либерально-демократическая партия и др.) и 8 оппозиционных (БНФ, Белорусская социал-демократическая громада, объединенная гражданская партия и др.).
В настоящее время в РБ представлено три спектра политических партий:
1) крестьянский фронт;
2) консервативный фронт (объединённая гражданская партия (защищает основные европейские либеральные ценности), центристские партии (белорусская социал-демократическая громада, либерально-демократическая партия), партия справедливый мир);
3) левый спектр политических партий(республиканская партия труда и справедливости, аграрная партия, КПБ).
Основные положения закона о политических партиях:
- разрешено создание союзов политических партий, созданных на основе учредительного договора
- не могут действовать партии иностранных государств
- запрещается деятельность партий, которые ставят целью насильственного изменения существующего строя, которые проповедую пропаганду войны, национальную и социальную рознь
- для создания партии в РБ необходимо не менее 1000 человек
- партии создаются не по производственному принципу, а только по территориальному
- членами партии не могут быть судьи, прокурорские работники, сотрудники МВД, КГБ военнослужащие, президент РБ.
- в названии партий не допускается использование «Беларусь», «национальный», «народный» и т.д.
- политические партии не имеют права заниматься предпринимательской деятельностью, за исключением распространения и продажи агитационных материалов о себе.
- приостановление деятельности партии на период выборов не допускается
Общественные объединения – это добровольные формирования граждан, возникшие в результате свободного их волеизъявления на основе общности интересов.
Виды общественных объединений:
- общественное объединение (добровольное объединение, имеющее внутреннюю организационную структуру, фиксированное членство)
- общественный фонд (организация, целью которой является формирование имущества на основе добровольных взносов для решения определённых социальных потребностей)
- общественный союз, ассоциация (общественное объединение, созданное родственными общественными объединениями на основе учредительных договоров)
- общественное движение (совместная деятельность граждан, преследующих определённые общественные цели, но не имеющих фиксированного членства и определённой организационной структуры)
Процесс формирования многопартийности в Беларуси, как и в других республиках бывшего СССР, был обусловлен рядом причин: кризисом экономической и политической системы советского общества, развалом Советского Союза и падением авторитета КПСС, снижением влияния коммунистической идеологии; убежденностью в непригодности однопартийной системы; усилением, особенно в среде интеллигенции, социал-демократических и либеральных идей; провозглашением суверенитета Республики Беларусь и дискуссиями о выборе путей развития.
Отмена III съездом народных депутатов СССР в марте 1990 г. конституционного положения (ст. 6 Конституции СССР), закреплявшего однопартийность и монополию КПСС, открыла возможность для признания различных неформальных объединений легитимными политическими структурами и создания политических партий. 9 октября 1990 г. Закон СССР «Об общественных объединениях» -- первый шаг в правовой регламентации деятельности партий. В соответствии с законом для создания политической партии требовалось не менее 100 членов.
Фактически начало формирования политических партий Беларуси связано с появлением и становлением в 1986--1987 гг. различного рода дискуссионных клубов и неформальных организаций («Талака», «Спадчына», «Тутэйшыя», и др.). Их социальной основой стала творческая интеллигенция и молодежь. На митингах и собраниях они выступали за демократизацию общества, правовое государство, свободу слова, печати, возрождение национальной культуры, придание белорусскому языку статуса единственного государственного языка, суверенитет Беларуси.
В 1991 г. в республике фактически существовало несколько партий, в том числе Ком-мунистическая партия Белоруссии и стоявшие в оппозиции к ней Объединенная демократическая партия (первая из официально зарегистрированных Министерством юстиции), Белорусская крестьянская партия, Белорусская социал-демократическая Грамада, Национально-демократическая партия Беларуси, Белорусский христианско-демократический союз.
В августе 1991 г. после провала путча ГКЧП Верховный Совет БССР приостановил деятельность Компартии Белоруссии. В декабре 1991 г. была создана Партия коммунистов Белорусская (ПКБ), зарегистрированная в мае 1992 г. В феврале 1993 г. парламент отменил свое решение о приостановке деятельности КПБ, после чего в республике существовали две коммунистические партии.
Важную роль в становлении партийной системы в стране сыграли президентские выборы в июле 1994 г. В период предвыборной кампании резко возросла активность политических партий, они приобрели практический опыт участия в выборах. Из 21 зарегистрированной политической партии в президентских выборах участвовали 6.
Знаменательным событием общественно-политической жизни республики стало принятие Верховным Советом Закона «О политических партиях» в октябре 1994 г. В нем впервые в истории белорусского законодательства был закреплен порядок образования и деятельности политических партий. На основании Закона минимальное количество членов, необходимое для регистрации политической партии, было увеличено со 100 до 500 человек.
После референдума 1996 г. и роспуска Верховного Совета 13-го созыва численность политических партий в республике сократилась, шел интенсивный процесс их реорганизации. Вместе с тем некоторые партии числились лишь на бумаге, не имели среди населения серьезной социальной поддержки, организационных звеньев на местах, не вели никакой работы. Согласно постановлению Верховного Суда Республики Беларусь стали считаться недействующими Гуманитарная партия, Белорусский научно-производственный конгресс, Белорусская партия «Очищение», Белорусская партия любителей пива и др.
На процесс формирования многопартийности в Беларуси значительное влияние оказал Декрет Президента Республики Беларусь от 26 января 1999 г. Декрет увеличил минимальное количество членов партий, необходимое для регистрации, с 500 до 1000 от большинства областей республики и г. Минска.
После раскола партии Белорусского народного фронта были зарегистрированы Консервативно-Христианская партия -- БНФ и Партия БНФ. В 2004 г. по предложению Министерства юстиции Верховный Суд Республики Беларусь принял решение о ликвидации Белорусской партии труда, а в 2007 г. Белорусской экологической партии зеленых «БЭЗ» и Белорусской партии женщин «Надзея».
Таким образом, в настоящее время (май 2010 г.) партийная система Беларуси включает в себя 15 официально зарегистрированных политических партий.
Белорусские партии можно условно разделить на несколько групп:
К первой группе относятся «левые» партии: Компартия Беларуси (КПБ), Аграрная партия, Белорусская патриотическая партия, Республиканская партия труда и справедливости, Партия коммунистов Белорусская ПКБ). Данные партии отстаивают социалистический путь развития страны, создание планомерных и регулируемых государством товарно-денежных отношений. В социальной сфере они выступают за реализацию права на труд, обеспечение бесплатного среднего и высшего образования, бесплатной медицинской помощи, благоустроенного жилья, доступного отдыха, социальной справедливости, благополучие и безопасность граждан страны.
Республиканская партия труда и справедливости, поддерживая проводимый в стране государственный курс, модель взаимодействия с государством видела в выявлении проблем, которые мешали строительству сильной и процветающей Беларуси.
Аграрная партия своей целью считает обеспечение динамичного развития агропромышленного комплекса как необходимого условия продовольственной безопасности республики Особое значение она придает возрождению духовной жизни деревни как хранительницы национальных традиций народа. Что касается Партии коммунистов Белорусской, то в отличие от Компартии Беларуси, ПКБ, достигшая пика популярности в 1995 г., когда она стала едва ли не ведущей силой в белорусском парламенте, в настоящее время утратила свое влияние в обществе, вошла в коалицию с «правыми» партиями (Объединенной гражданской и БНФ) и выступила против существующей власти, ее внутренней и внешней политики.
Ко второй группе (социал-демократические и социалистические партии) можно отнести Белорусскую социал-демократическую партию (Грамада), партию «Белорусская социал-демократическая Грамада», Социал-демократическую партию народного согласия. Они выступают за социально-ориентированную рыночную экономику, проведение реформ при сильной социальной защите населения со стороны государства и стремятся выразить позицию. Первые две считают себя носителями социал-демократических традиций в Беларуси, берущих начало от созданной в 1903 г.. Сущность идеи народного согласия заключается в отказе от революционных скачков в пользу эволюционного развития на основе продуманных и последовательных реформ. В то же время партия не исключает политической борьбы, но ограничивает ее строгими рамками закона и нормами морали.
Третью группу составляют партии либерально-консервативной ориентации -- Объединенная гражданская партия (ОГП) и Либерально-демократическая партия (ЛДП). Они подчеркивают приверженность либеральным ценностям, рыночным отношениям, демократии, многопартийности, гарантии гражданских прав и свобод. ЛДП, провозглашая себя конструктивной оппозицией к власти, в то же время выступает в поддержку Президента Республики Беларусь и с критикой действий ряда оппозиционных партий. Это самая многочисленная в стране политическая партия, а ее лидер Сергей Гайдукевич во время двух последних президентских выборов был одним из кандидатов на этот пост.
Основной задачей ОГП, как подчеркивалось на состоявшемся в апреле 2008 г. ХI съезде партии, является усиление влияния партии в обществе, привлечение в ее ряды профессионалов и авторитетных людей, укрепление и развитие региональных структур.
К четвертой группе (национально-демократические партии) относятся Консервативно-христианская партия -- БНФ и Партия БНФ -- одна из старейших партий в республике. У нее есть динамичный и самоотверженный электорат, зачастую не связанный с формальным членством, но с энтузиазмом выполняющий партийные поручения. Вместе с тем БНФ давно утратил влияние в обществе и в структуре демократических сил. Разделение партии на две самостоятельные организации было вызвано резким падением ее авторитета в общественно-политической жизни страны, а также противоположными взглядами лидеров на происходящие в обществе и в партии процессы. Раскол БНФ, идейное и организационное размежевание, срыв сотрудничества с политическими партиями демократического направления, претензии на политическую обособленность, слабость организационных структур -- все это привело к резкому падению рейтинга обеих партий.
К пятой группе принадлежат Белорусская партия «Зеленые», Республиканская партия и Белорусская социально-спортивная партия. Они выступают за создание здоровой экологической среды для людей, за утверждение в обществе стабильности, гражданского согласия, обеспечение высокого стандарта качества жизни человека. Однако у данных партий нет системообразующих идеологических принципов, четкой опоры на определенные социальные слои и возможности существенно повлиять на политическую жизнь в стране.
В настоящее время партийная система Республики Беларусь находится в стадии формирования, отличается нестабильностью и имеет свои особенности.
Одним из факторов, сдерживающих развитие партийного строительства в Беларуси, является то, что сегодня партии не представлены в исполнительных органах власти. Не имея представительства во властных структурах, они лишены возможности играть роль посредника и связующего звена, коммуникативного моста между государством и обществом, стать, наконец, формой участия граждан в политических решениях и контроле за властью.
В связи со слабой материально-технической базой большинство политических партий не имеет собственных средств массовой информации, влияющих на формирование общественного мнения, а государственные и независимые средства информации, как правило, стараются дистанцироваться от них. Не все партии способны разработать научно обоснованную, социально взвешенную, конструктивную программу деятельности. Программные документы многих характеризуются эклектикой идеологических выводов, расплывчатостью, неопределенностью представлений о будущем обществе.
К ошибкам, которые допускают партии, можно отнести недостаточное внимание к созданию организационных структур в регионах и отсутствие постоянной работы с ними; внутренние противоречия, мелочная борьба друг с другом за укрепление позиций в демократическом лагере вместо объединения для решения важных политических задач и др. Перечисленные выше факторы обусловили слабость и неразвитость многопартийности. Подлинная многопартийная система в белорусском обществе возможна в том случае, когда в нем сложатся предпосылки (социально-экономические, правовые), установятся устойчивые группы интересов населения, которые затребуют своего представительства в выборных государственных органах. Естественно, что для эффективного развития общества, стабильности политической жизни и консолидации в стране наиболее желательными являются варианты политической системы, где будут доминировать 2/3 крупных партий.
Особо заметим, что будущность партийного строительства в Беларуси во многом связана с появлением молодых лидеров, ярких личностей, способных генерировать идеи, выражать настроения масс, объединять их вокруг общих целей и ценностей во имя установления в стране гражданского общества, подлинной демократии и, следовательно, многопартийности. Таким образом, многопартийная система как постоянный фактор универсальности и демократичности общественного строя находится в Беларуси еще на этапе становления. Ее формирование -- это долгий и противоречивый процесс.
48. Важнейшие этапы формирования политических парий по Максу Веберу
Массовые политические партии являются относительно молодым институтом публичной власти. Они сформировались в Европе во второй половине Х1Х в., а затем распространились по всему миру.
Макс Вебер выделил следующие этапы генезиса политических партий: аристократические котерии, политические клубы, массовые политические партии.Следовательно, М.Вебер считал, что истоки политических партий уходят в глубокую древность – в Древнюю Грецию и Рим, когда существовали аристократические кружки (котерии), объединявшие близких по взглядам группы зажиточных людей, занимавшихся политикой.
Основной социальной предпосылкой для возникновения предшественников политических партий – политических клубов в Европе в ХV11 – ХV111 вв. явилось становление буржуазии как класса, что разрушало единство правящих кругов и вызвало острейшую идейную и политическую конкуренцию. Политические клубы обычно возникали как центры формирования и пропаганды буржуазной идеологии. В Великобритании они сформировались в 30-е годы Х1Х века: тори основали «Чарлтон Клаб» (1831), а виги в 1836 г. «Реформ Клаб».
В других странах политические клубы возникали часто вне системы представительной власти, формируясь на основе групп, связанных с редакциями печатных органов или конспиративных союзов. Клуб «Молодая Италия» насчитывал в своих рядах до 50 тыс. членов. Были клубы, тесно связанные с парламентами, например клуб бретонских депутатов во французском национальном собрании, который по месту заседаний (в монастыре св. Якова) получил название «якобинского» и в 1791 году насчитывал по всей Франции 448 провинциальных отделений.
В Европе массовые политические партии начали формироваться во второй половине Х1Х века. От политических клубов они отличались тем, что были ориентированы на осуществление постоянного, длительного и широкого политико-идеологического воздействия на общество, на рекрутацию в свой состав как можно большего числа членов, оперировали значительным арсеналом средств политической деятельности: агитация, пропаганда, политическое просвещение, воспитание и т.д.
Первой массовой политической партией (1861 г.) явилась либеральная партия Англии. В 1863 г. возникла первая массовая рабочая партия – Всеобщий Германский Рабочий Союз, основанный Лассалем. К концу Х1Х в. массовые партии (в основном социал-демократические) формируются в большинстве стран Западной Европы. Основными причинами возникновения массовых политических партий являются:
1. Распространение всеобщего избирательного права, существенно расширившего сферу участия в политике.
2. Организационное развитие рабочего класса, что проявилось двояко:
· Организующийся пролетариат создавал массовые партии, защищавшие его интересы в парламенте и вне его,
· Конкурентная необходимость традиционных политических группировок противопоставить растущей численности пролетарских партий, соответствующим образом трансформированные собственные организационные структуры.
В царской России, не было политических свобод и парламента, не было возможности создавать массовые политические партии. Поэтому оппозиционные властям силы стали создавать узкие по составу, законспирированные партии, состоящие из профессиональных революционеров. В 1901 г. была создана политическая партия социалистов-революционеров (эсеров), взявшая на вооружение методы террористической борьбы. В 1903 г. была образованаРоссийская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП), расколовшаяся в последующем на две непримиримые партии – большевиков и меньшевиков.
В странах Азии, Африки и Латинской Америки партии вырастали из национально-освободительных движений, отличались тесной связью с общинными, племенными и религиозными структурами, нередко являли собой своеобразные партии-фронты. Широкое распространение получили национально-демократические организации и партии.
Первые партии в современном их понимании появляются в тесной взаимосвязи с возникновением и развитием национальных избирательных систем и парламентаризма. Однако характеристика современных партий как «машин для выборов» справедлива лишь до известной степени. Их функции и аспекты значительно шире, чем задачи достижения победы на выборах. Выборная компания – важный, но все-таки эпизод в деятельности партии. Партия функционирует непрерывно, нацелена на «вхождение» во власть, на её удержание, на реализацию через неё партийной программы, на заботу о своих сторонниках и последователях, на принятие мер для обеспечения широкой «народной поддержки».
Основные признаки политической партии:
1. Партия – носитель определенной идеологии или особого видения мира и человека.
2. Организованное объединение людей достаточно длительное, добровольное, структурированное на разных уровнях политики от местного до международного.
3. Нацеленность на завоевание и осуществление власти.
4. Выражение и отстаивание в политике интересов определенных социальных групп общества.
Партии – это стабильные политические, иерархические организации, состоящие из обладающих близкими политическими убеждениями лиц. Партии состоят из следующих структурных элементов:
· Высший лидер и штаб, выполняющие руководящую роль;
· Стабильный бюрократический аппарат, выполняющий приказы руководящей группы;
· Активные члены партии, участвующие в её жизни, не входя в бюрократию;
· Пассивные члены партии, которые примыкают к ней лишь в незначительной степени, но участвуют в её деятельности;
· Симпатизирующие партии люди и меценаты.
В основе определения политической партии лежат четыре основных критерия:
1. Долговременность организации, т.е. партия рассчитывает на длительный срок своей политической жизни.
2. Существование устойчивых местных организаций, поддерживающих регулярные связи с национальным руководством.
3. Нацеленность руководителей центральных и местных организаций на борьбу за власть, а не только на оказание какого-либо влияния на неё.
4. Поиск поддержки со стороны народа с помощью выборов или других способов.
Политические партии – это такие политические объединения, которые в концентрированной форме выражают политические интересы, цели и идеалы социальных групп, состоят из наиболее активных представителей и руководят ими в процессе взаимодействия по поводу отправления (осуществления, использования, завоевания) государственной власти в обществе. Они предстают в роли институтов-посредников, связывающих классы и другие социальные группы друг с другом и с государственной властью.
Сущность политической партии зависит от следующих основных характеристик: социального состава и социальной базы партии; состава, целей и интересов руководства партии; программных установок организации; объективной направленности её политических действий.
В политической системе общества политические партии выполняют следующие основные функции:
1.Вырабатывают программу, в которой определяют стратегию, тактику своей деятельности и стремяться убедить граждан в возможности альтернативных властям действий.
2. Разрабатывают идеологию, в которой выражают общественные интересы той части населения, которую они представляют:
· Воспитывают своих сторонников и население в целом в духе разделяемых ею традиций, ценностей, идеалов.
· Вырабатывают чувство причастности к формированию и проведению в жизнь определенной политической линии партии.
· Привлекают к себе широкий круг сторонников и сочувствующих.
· Приобщают население, и прежде всего молодежь, к активной политической деятельности под своими лозунгами.
3. Мобилизуют и социализируют граждан. Создают долгосрочную социальную и идейно-психологическую основу партийной деятельности. Формируют соответствующее общественное мнение, используя для этого средства массовой информации.
4. Формируют правящую элиту, местные органы власти, вначале теневой, а затем и реальный состав правительства, других органов центральной власти.
· Обеспечивают связь между правительственными органами власти и обществом;
· Формируют вместе с другими политическими инстанциями механизм государственного и общественного управления;
· Обеспечивают стабильность правительственных структур и механизмов.
Важными направлениями деятельности политической партии являются:
· Выявление, формулирование и обоснование интересов соответствующих социальных групп (функция политической артикуляции), их активизация и интеграция.
· Создание политических доктрин и программ.
· Участие в борьбе за власть в государстве и создании программ деятельности государства, в осуществлении государственной власти.
· Политическое воспитание общества в целом либо его определенной части (группы, класса, слоя), формирование общественного мнения.
· Подготовка и выдвижение кадров для аппарата государства, профессиональных союзов, общественных организаций.
· Внутрипартийная организационная деятельность.
Функции партии ярко демонстрируют её место и роль в политической системе государства.Это четко просматривается в следующей классификации партийных функций.
Внутренние функции:
· Организация структуры партии и налаживание необходимых отношений между первичными организациями, а также между ними и вышестоящими партийными инстанциями.
· Функцию политического рекрутирования, т.е. пополнения рядов партии за счет новых членов.
· Решение финансовых проблем (контроль за положением партийной кассы).
· Подготовку из числа членов партии политических лидеров и лиц, обладающих знаниями государственного руководства для других структур политической системы, в том числе и для выдвижения кандидатов в представительные органы власти.
49. История формирования политических партий в Беларуси.
Неотъемлемой частью политической системы современного демократического общества являются политические партии. Партия - это политическая общественная организация, которая борется за власть или за участие в осуществлении власти. Соперничество политических групп, объединенных вокруг влиятельных семей или популярных лидеров, в течение многих веков составляло характерную, существенную черту политической истории. Но такие организации, которые мы называем политическими партиями, возникли в Европе и в Соединенных Штатах не ранее начала 19 века. Например, в тексте американской Конституции, Декларации прав и свобод гражданина, в других политических документах конца 18 в., нет даже упоминания о политических партиях ( Мельник В.А. Политология: Учебник. Мн.: Высшая школа, 2002, стр. 196).
Политика партии вырабатывается в ходе внутрипартийной политической борьбы между различными фракциями и течениями. Руководящие органы многих партий составляются на основе представительства от различных фракций.
В программах партии обычно подчеркиваются их намерения служить интересам определенных социальных групп, большинства граждан всей страны. В практической политике партии стремятся учитывать интересы различных категорий избирателей, поскольку только так можно одержать победу на демократических выборах.
Формирование партий было довольно длительным и сложным процессом. Первоначально активно действовали только в период избирательных компаний. Они не имели постоянно действующих местных организаций.
Политические партии с оформлением партийных билетов, взносов, членства в партии и дисциплиной появились в Европе с возникновением массового организованного рабочего движения.
Существующие сейчас политические партии по организационной структуре можно отнести к двум основным типам: организационно оформленным и организационно неоформленным.
Организационно оформленные: в партиях этого типа члены партии получают партийные билеты и платят взносы.
Организационно неоформленные: в партиях этого типа нет официального членства (состояния в партии), а для того, что бы считаться членом такой партии достаточно, что бы за тебя проголосовал комитет этой партии.
Общее, что присуще всем современным партиям, наличие партийного аппарата. То есть организованной группы людей, для которых партийная политическая деятельность является профессией.
Наиболее известными примерами второго типа партий являются республиканская и демократическая партии США, консервативная партия Великобритании.
Каждая партия создавалась для защиты интересов определенной социальной группы. Постепенно она привлекала к себе все новые и новые слои избирателей. В результате партии стали в большинстве своем объединениями, в которых в том или другом сочетании представлены интересы различных социальных групп. По этой причине партии, как правило, неоднородны и имеют внутри себя фракции - группы, выдвигающие программы, отличные от общей программы партии.
Существование в партии нескольких фракций, направлений не ослабляют партию, а наоборот, делают ее политику более гибкой, поскольку помогает ей сохранить свое влияние среди разнообразных групп избирателей, учитывать многообразие социальных, экономических, политических интересов в обществе.
Политические партии вынуждены решать в своей деятельности очень разнообразные задачи, поэтому и количество приписываемых им некоторыми политологами функций перевалило за десяток.
Во-первых, это функции звена между правящими и управляемыми. Партия всегда выступает как канал передачи информации, циркулирующей “сверху вниз” и “снизу вверх”. Интенсивность этих двух информационных потоков может не совпадать. Например, в СССР при Сталине первый был исключительно мощным, второй почти иссяк ( Матвеев Р.Ф. Теоретическая и практическая политология. - М.: Посткриптум, 1999, стр. 134).
Во-вторых, партии выполняют функции аккумуляции социальных интересов. В обществе всегда существуют разнообразные и разнородные интересы, предпочтения, требования. Понятно, что трансформировать каждое из них в политическое решение невозможно, да и не нужно: это бы сделало политическую жизнь хаотической и непредсказуемой. Прежде всего, из совокупности интересов необходимо выделить наиболее социально значимые. Далее эти “отборные” интересы необходимо увязать между собой, чтобы уже в виде последовательной программы поставить на политическую повестку дня. Этим и занимаются партии.
В-третьих, важной функцией партий является постановка коллективных целей для всего общества.
В-четвертых, партии занимаются рекрутированием властной элиты и способствует ее политической социализации. Под рекрутированием следует понимать подбор кадров, как для самой партии, так и других организаций, входящих в политическую систему, в том числе и выдвижение кандидатов в представительные органы власти, исполнител<