Функции политической системы.
Являясь самостоятельным организмом, политическая система обладает своими возможностями, или условно говоря, способностями. Американские политологи Д. Истон, Г. Алмонд называют четыре главные способности:
1) регулирующая, касающаяся управления поведением групп и индивидов (ведение норм, действие администрации и т. д.);
2) экстракционная, связанная с добыванием необходимых для своего функционирования экономических и других ресурсов;
3) дистрибутивная – способность распределять и перераспределять ресурсы, блага, услуги, знаки отличия и прочее;
4) реагирующая, связанная с необходимостью постоянно отвечать на требования социальной среды, адаптироваться к ее изменениям1. П.Шарон вполне обоснованно добавляет еще пятую, не менее существенную, а возможно, самую важную способность: саморегуляции, характеризующую внутреннюю, обращенную на себя управляемость.
Способности реализуются в функциях политической системы, или иначе, в главных ее видах деятельности. Последние же определяются той ролью, которую объективно призвана играть политическая система в обществе. А именно: обеспечивать существование данного общества как единого самоуправляемого социального организма.
Функциональный подход в анализе политической системы включает три уровня: рассмотрение взаимодействия системы с обществом в целом» в ее внутреннем функционировании и в ее сохранении и адаптации2. Разумеется» они взаимосвязаны, более того, взаимопроникают и в реальной жизни скорее представляют аспекты (стороны) различных видов деятельности политических институтов.
Функции политической системы, обращенные в большей степени к другим подсистемам общества:
Первое. Обеспечение политической власти определенной социальной группы или большинства членов данного общества, страны. Политическая система есть институциональная (упорядоченная, закрепленная нормами) форма бытия власти. Через институты, образующие политическую систему, осуществляется легитимация власти, реализуется монополия на издание законов, имеющих общеобязательный характер, и применение принуждения для их исполнения. Политическая система, по определению Г. Алмонда, – это легитимная, поддерживающая порядок или трансформирующая система в обществе.
Политической системой устанавливаются и осуществляются определенные формы и методы властвования: насильственные и ненасильственные, демократические и авторитарные. Применяется та или иная субординация и координация политических институтов.
Институционализация политической системы осуществляется через Конституцию – свод утвержденных в правовом порядке образцов институтов, законов и политико-правовой практики.
Второе. Политическая система – управляющая система. Она регулирует общественные отношения, управляет различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения. Объем управленческих функций, масштабы, формы и методы управленческой деятельности политических институтов зависят от типа общественных систем. Так, сфера влияния политических институтов в современных развитых капиталистических странах на экономику значительно уже, чем в странах социалистической ориентации.
Такая особенность объясняется двумя обстоятельствами. В позитивном плане: социализм в идеале предполагает, сознательное творчество масс. Политика как форма организации массовой деятельности призвана здесь стать важнейшим фактором исторического прогресса, В действительности негативная роль политики и ее институтов в странах, сделавших социалистический выбор, стала чрезмерной, деформированной. Политические институты в значительной мере поглотили общество, так как его социальные организации не были развиты в достаточной степени и уступили свои роли государственным структурам.
Действие политической системы как управляющей включает постановку целей и разработку на их основе политических проектов деятельности социальных институтов. Данную функцию, называемую политическим целеполаганием, нельзя абсолютизировать. Процесс общественной жизни при всех исторических условиях и системах не бывает глобально целенаправленным. Сознательное всегда сочетается со стихийным. Драматические страницы развития нашей страны опровергают стереотипную, пропагандировавшуюся многие годы характеристику советской истории лишь как практического воплощения научной теории марксизма-ленинизма.
Третье. Политическая система выполняет интегративную функцию в обществе: обеспечивает определенное единство всех социальных групп и слоев населения, поскольку это необходимо для сохранения статус-кво общества. Она объединяет эти социальные группы и слои вокруг общих социально-политических целей и ценностей, что дает возможность реализовать как интересы системы в целом, так и интересы отдельных групп. Политическая система, пишет П. Шаран, есть система взаимодействия, встречающаяся во всех независимых обществах, которая выполняет функцию их интеграции и адаптации посредством применения или угрозы применения более или менее легитимного принуждения1.
Четвертое. Одна из важнейших функций политической системы – создание необходимых политических условий для функционирования и прогресса экономики (правовое закрепление форм собственности на средства производства, обеспечение единого экономического пространства, проведение налоговой политики, регулирование финансовой системы и т. п.).
Пятое – защита данного общества, ее членов от разного рода разрушающих (внутренних и внешних) воздействий. Речь идет о защите от деструктивных элементов, включая криминальные группы, приобретающие в наше время международный характер, от внешних агрессий (военной, экономической, идеологической, информационной), наконец, от экологической катастрофы.
Словом, политическая система реализует функцию целеполагания и целедостижения, обеспечивает порядок в обществе, держит под контролем процессы социальной напряженности в отношениях между людьми, обеспечивает его единство, создает условия для безопасности (физической, правовой, профессиональной и другой), распределяет материальные и духовные ценности (прямо или косвенно) между членами общества, мобилизует ресурсы для удовлетворения социальных потребностей.
Переход на следующий – внутренний уровень функционального анализа системы – представляет собою рассмотрение видов ее деятельности, сопряженных с осуществлением отмеченных функций. Р. Алмонд и вместе с ним Р.-Ж.Щварценберг и П. Шаран объединяют их в группу функций конверсии (преобразующих). Речь идет о тех преобразовательных действиях, которые осуществляют институты на «входе» и «выходе» системы:
а) артикуляция и агрегация интересов, что означает процесс предъявления, выражения и обобщения социальных интересов при выработке политических решений;
б) нормотворчество (выработка норм и правил);
в) применение норм и правил;
г) контроль за соблюдением норм и правил;
д) политическая коммуникация.
Три последние функции – сфера деятельности институтов государственной власти. Функция «д» в значительной мере реализуется негосударственными организациями, в том числе партиями.
Что касается функционального уровня сохранения и адаптации системы, то сюда относят деятельности:
а) по подготовке и отбору персонала, по формированию элиты, призванных выполнять главные политические роли;
б) по осуществлению политической социализации, т. е. процесса внедрения политической культуры в сознание и поведение индивидов и масс.
37. Типы политических систем
Понятие “политическая система” было введено в политологию в середине
XX века политологом Д. Истэном с целью отразить политику как
самостоятельную сферу общества и характер связи политики с внешней средой
внутри отдельно взятого государства и другими государствами.
Политическая система – это совокупность политических институтов,
общественных структур, а также их взаимодействий, в которых реализуется
политическая власть и осуществляется политическое влияние.
Понятие политической системы распространяется на всю политическую жизнь
общества, в зависимости от степени развития экономической среды, глубины
противоречий между основными противостоящими классами.
Политическая система общества отражает многообразные интересы
социальных групп, которые непосредственно или через свои организации и
движения оказывают определенное влияние на политическую власть. В случае
соответствующего признания эти интересы реализуются при помощи политически
управляемых структур, через политический процесс, т.е. путем принятия и
осуществления политических решений. Политическая система представляет собой
необходимый механизм, посредством которого осуществляться полновластие,
суверенитет народа.
Политическая система любого общества характеризуется наличием
определенных механизмов, которые гарантируют ему устойчивость и
жизнеспособность. При помощи этих механизмов разрешаются социальные
противоречия и конфликты, координируются усилия разных общественных групп,
организаций и движений, гармонизируются общественные отношения, достигается
консенсус относительно основных ценностей, целей и направлений
общественного развития.
3. Типы политических систем.
I
В политической науке существуют различные подходы к определению типов
политических систем. Вот некоторые из них:
* Марксистско-ленинская концепция, суть которой заключается в том,
что авторы в основе своей концепции положили принцип классового
подхода и форм собственности, опираясь на это, они определили,
через какие сложные политические системы прошло человеческое
общество:
o Рабовладельческая;
o Феодальная;
o Капиталистическая;
o Социалистическая – эта политическая система была ими лишь
определена и должна была возникнуть после краха
Империалистической («загнивающей стадии Капитализма»).
* Типы определённые Робертом Далем это:
o Демократический;
o Авторитарный;
o Тоталитарный.
Основой этой концепции является анализ степени демократизации
власти и механизмов разрешения противоречий.
* Габриэль Алмонд определил типы политических систем исходя из
анализа политической культуры (именно на этом анализе была
основана его концепция), следующим образом:
o Англо–американский;
o Европейско–континентальный;
o Доиндустриальный.
* В.Е. Чиркин положил в основу своей концепции анализ способа
управления обществом и определил типы политических систем так:
o Административный;
o Командный;
o Соревновательный.
* Этакратическая политическая система (государство). В основе
данной концепции лежит место и роль государства в политической
системе. Её авторами являются В.В. Радаев и О.Н. Шкорбан.
А теперь немного подробнее. Достаточно распространенной является
классификация политических систем по политическому режиму, то есть по
характеру и способам взаимодействия власти, личности и общества. По этому
критерию выделяется тоталитарные, авторитарные и демократические
политические системы. Для тоталитарной политической системы характерно
полное подчинение личности и общества власти, регламентация и контроль за
всеми сферами жизни людей со стороны государства. Авторитарная политическая
система основана на неограниченной власти одного лица или группы лиц при
сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для
граждан. Демократическая политическая система предполагает приоритет прав
личности, контроль общества над властью.
Французский политолог Ж. Блондель различает политические системы по
содержанию и формам управления и соответственно выделяет пять основных
разновидностей:
1) либеральные демократии в принятии политических решений
ориентируются на ценности индивидуализма, свободы и собственности;
2) коммунистические системы ориентируются на ценности равенства,
социальной справедливости;
3) традиционные политические системы опираются на олигархические
формы правления и ориентируются на неравномерное распределение
экономических ресурсов и социальных статусов;
4) популистские политические системы используют авторитарные методы
управления и стремятся к большому равенству в распределении благ;
5) авторитарно-консервативные политические системы преследуют цели
сохранения социального и экономического равенства, ограничения
политического участия населения.
В основу классификации политических систем может быть положен и
классовый принцип. По этому принципу строит типологию марксизм, который
рассматривает политическую систему в качестве инструмента в руках
экономически господствующего класса и соответственно выделяет
рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и социалистическую
политические системы. Последнюю исторически должно, согласно марксизму,
сменить общественное самоуправление народа во всех сферах общественной
жизни, но оно уже не будет политической системой в ее современном
понимании.
В настоящее время общепризнанной в западной политической науке является
типология политических систем Г. Алмонда, который различает их по типу
политической культуры и разделению политических ролей между различными
участниками политического процесса и выделяет четыре типа политических
систем:
1) Для англо-американской политической системы характерна высокая степень
разделения политических ролей и функций между участниками политического
процесса – государством, партиями, группами интересов и так далее.
Политическая система функционирует на однородной культуре,
ориентированной на защиту либеральных ценностей, которые общепризнанны в
обществе.
2) Европейско-континентальная система отличается расколотостью политической
культуры, наличием внутри национальных культур противоположенных
ориентаций, идеалов, ценностей, присущих какому-то классу, этносу,
группе, партии. Разделение политических ролей и функций в такой системе
происходит не в масштабах общества, а внутри класса, группы, партии.
Однако наличие однородных субкультур не мешает находить согласие в
обществе, поскольку имеется общая культурная основа – либеральные
ценности.
3) Доиндустриальные и частично индустриальные политические системы имеют
смешанную политическую культуру. Она состоит из местных политических
субкультур, в основе которых лежат ценности клана, рода, общины. Поэтому
найти согласие и компромисс, не прибегая к насилию, здесь практически
невозможно. Интеграция общества приводит к концентрации власти и влияния
в руках узкого круга лиц.
Тоталитарные политические системы функционируют на основе приоритета
классовых, национальных или религиозных ценностей. Власть в них
сконцентрирована в руках монопольно-правящей партии или группы лиц и
контролирует все стороны жизнедеятельности общества и индивида,
неотъемлемой частью в них являются репрессивные органы.
Демократические политические системы собрали в себе: правление
большинства, свободу критики и оппозицию правительству, защита меньшинства,
право народа в решении государственных дел, охрану прав человека.
Авторитарные политические системы представляют собой слияние следующих
качеств: полнейшая власть одного человека, использование жёстких средств в
решении государственных проблем, опора на репрессивные органы, отрицание
гражданских свобод, подавление оппозиции, централизация управления в ущерб
регионам.
II
Чтобы определить типы политических систем, как предложили некоторые
политологи, нужно ответить на следующие вопросы:
1. Какой класс или слой общества господствует в данном государстве?
2. Каким способом правит элита (группа)?
3. Какие институты делают возможным контроль над правящей группой?
Чем демократичнее политическая система, тем активнее в ней граждане
страны, а этого можно добиться лишь в случае управления снизу до верху.
Сейчас на лицо тот факт, что активность граждан очень низкая, местными
законодательными органами принимаются местные законы, в которых вынуждены
уменьшать процент явки населения на выборы. В данной политической системе
масса народа оторвана от правления снизу до верху.
4. Заключение.
Значимость знания и изучения политической системы состоит в том, что
именно в ней проходит нерв социальной, экономической и духовной жизни
общества, что именно здесь через столкновение и согласование воли различных
общественных сил принимаются решения, способные оказать влияние на разные
стороны жизни общества. А изучение типов политических систем даёт
представление не только о том, в каком из них развивается то или иное
государство, но и помогает найти ключ к поведению в политической ситуации
каждого человека – гражданина.
P.S. Хочется отметить, что разные источники, изданные в разное время,
не только по-разному преподносят информацию о типах политических систем, но
и дают представление не о всех типах политических систем, что значительно
усложняет работу с ними. Но всё же…
38. Политические режимы :сущность, структура, принципы, цели.
Понятие и определение.
Любое общество основано на определенном порядке, включающем иерархию своих членов и преследующем конкретные цели. Целеполагание и активное начало в общество привносит власть, которая возникает одновременно с ним. Свое воздействие на общество власть осуществляет через политический режим, т. е. конкретные формы и методы реализации власти, определенную структуру властных институтов, полномочия которых обусловлены принципами организации ветвей власти.
Понятие «политический режим» является важнейшим в европейской политологии, в отличие от американской, отдающей предпочтение по фундаментальности категории «политическая система». Произвольное использование категории «политический режим» не сохранило за ним достаточно четкого содержания. Вследствие этого она до сих пор относится к сущностно оспариваемым понятиям и в рамках различных парадигм трактуется неоднозначно. Так, сторонники системного подхода расширительно интерпретируют понятие «политический режим» и отождествляют его с категорией «политическая система». Это создает известные теоретические сложности, поскольку возникает опасность терминологического дублирования двумя понятиями одного ряда политических явлений.
Термины «политическая система» и «политический режим» характеризуют политическую жизнь с разных сторон: «политическая система» выявляет характер связей с внешней средой, а «политический режим» определяет средства и методы реализации общезначимых интересов. Некоторые исследователи ограничивают его содержание формой правления. Эта точка зрения доминирует в конституционном праве. Согласно ей классификация политических режимов основывается на различии законодательной и исполнительной функций государства и выяснении их соотношения. По такому принципу выделялись режим слияния властей (абсолютная монархия), режим разделения властей (президентская республика) и режим сотрудничества (парламентская республика). Акцентируя внимание на деятельности правительственных структур, подобное толкование игнорирует влияние других политических институтов (партийной системы, групп давления). Форму правления было бы точнее представить как один из компонентов политического режима.
В политической науке одно из первых определений политического режима дал французский ученый М. Дюверже. Он понимал политический режим как «определенное сочетание систем партий, способа голосования, одного или нескольких типов принятия решений, одной или нескольких структур групп давления». Французский политолог Ж-Л. Кермонн уточнил формулу М. Дюверже, включив в содержание понятия «политический режим» принцип легитимности, структуру институтов, партийную систему, форму и роль государства. Данное понимание политического режима стало общепризнанным в европейской политической науке.
В науке конкурируют в основном два подхода в трактовке режима: юридический, делающий акцент на формальные нормы и правила отправления власти институтами государства, и социологический, опирающийся на анализ тех средств и способов, с помощью которых осуществляется реальная публичная власть и которые в той или иной мере обусловлены социо-культурными традициями, системой разделения труда, характером коммуникаций и т.д.
Как показал практический опыт, наиболее адекватным способом отображения политического режима является второй подход, дающий возможность сопоставлять официальные и реальные нормы поведения субъектов в сфере власти, отражать реальное состояние дел в области прав и свобод, выяснять, какие группы контролируют процесс принятия решений, и т.д. При социологическом подходе в качестве агентов власти рассматриваются не только правительство или официальные структуры, но и те, подчас не обладающие формальным статусом группировки, которые реально влияют на принятие решений. В качестве определенной характеристики правления при этом может рассматриваться и деятельность оппозиции, а также другие, в том числе антисистемные, компоненты политики.
Ориентируясь именно на реальное отражение процесса отправления политической и государственной власти, политический режим можно охарактеризовать как совокупность наиболее типичных методов функционирования основных институтов власти, используемых ими ресурсов и способов принуждения, которые оформляют и структурируют реальный процесс взаимодействия государства и общества. Как подчеркивают Г. О'Доннел и Ф. Шмиттер, режим — это совокупность явных или скрытых структур, «которые определяют формы и каналы доступа к ведущим правительственным постам, а также характеристики [конкретных] деятелей, ...используемые ими ресурсы и стратегии...». В этом смысле, когда говорят о политическом режиме, то имеют в виду не нормативные, задаваемые, к примеру, идеальными целями того или иного класса, а реальные средства и методы осуществления публичной политики в конкретном обществе.
Такое понимание политического режима показывает, что он формируется и развивается под влиянием значительно более широкого круга факторов, нежели политическая система. Причем облик правящего режима зачастую определяется не только и даже не столько макрофакторами, скажем, социальной структурой общества, его нравственно-этическими традициями и т.п., но и значительно более частными параметрами и обстоятельствами, а именно: межгрупповыми отношениями внутри правящей элиты, внутри- или внешнеполитической ситуацией, характером международной поддержки власти, личностными качествами политических деятелей и т.д.
Политический режим — более подвижное и динамичное явление, чем система власти. В этом смысле эволюция одной политической системы может осуществляться по мере смены нескольких политических режимов. Например, установившаяся в XX столетии в СССР система советской власти трансформировалась в сталинский режим, затем — в режим, сформировавшийся в годы так называемой хрущевской «оттепели» (в 60-х гг.), а впоследствии — в режим коллективного руководства при Л. И. Брежневе.
Именно режимы проводят и одновременно олицетворяют собой определенную государственную политику, вырабатывают и осуществляют тот или иной политический курс, целенаправленно проводят конкретную линию поведения государства во внутри- и внешнеполитической сферах. Как показывает исторический опыт наиболее развитых индустриальных государств, с точки зрения самосохранения наиболее выгодной и предпочтительной для правящих режимов является политика центризма. Независимо от ее идеологической нагрузки, именно такая политика способствует минимизации конфликтов в сложноорганизованных обществах, помогает наиболее конструктивно использовать политический потенциал всего общества, поддерживает взаимоуважительные отношения между элитарными и не элитарными слоями.
В то же время большинство режимов в качестве одного из наиболее распространенных средств укрепления собственных позиций выбирает популизм. Так называется тот тип политики, который основывается на постоянном выдвижении властями необоснованных обещаний гражданам, на использовании демагогических лозунгов, методов заигрывания с обществом ради роста популярности лидеров.
Однако независимо от того, режим какого типа складывается в той или иной конкретной стране или какой политический курс предлагается стране, вся деятельность властей в конечном счете подчиняется целям сохранения стабильности контролируемых ими политических порядков в стране.