Согласно Парето, индивиды неравны между собой в физическом

ин­теллектуальном, нравственном отношениях. Поэтому и социальное

нера­венство представляется ему совершенно естественным, очевидным и реальным

фактом. Люди, которые обладают наиболее высокими показате­лями в той или иной

области деятельности, составляют элиту. В каждой сфере деятельности существует

своя элита.

Парето различает два вида элиты: правящую, т. е.

принимающую участие в осуществлении политической власти, и неправящую

[23, § 2032 и др.]. В целом социальная стратификация изображается в его теории в

виде пира­миды, состоящей из двух слоев: ее вершину составляет немногочисленная

элита («высший слой»), а остальную часть - основная масса населения («низ­ший

слой») [23, §§ 2034, 2047 и др.]. Элиты существуют во всех обще­ствах,

независимо от формы правления.

В качестве синонимов этого термина Парето использует термины «правящий

класс», «господствующий класс», «аристократия», «высший слой», это

просто объективно «лучшие» в определенной области деятельности: «Может быть

аристократия святых или аристократия разбойников, аристократия ученых,

аристо­кратия преступников и т.п.» [23, §103]. Проблема, однако, остается: как

определить «луч­ших», наиболее компетентных и т.п.? Парето, по существу,

игнорировал относительность «элитарных» качеств и их тесную связь с

определенными социальными системами, каж­дая из которых вырабатывает свои

специфические критерии оценки этих качеств.

Парето стремится к чисто описательной трактовке термина «элита», не внося

в него оценочного элемента. Тем не менее ему не удалось избежать

известной противоречивости в истолковании этого понятия. С одной сто­роны, он

характеризует представителей элиты как наиболее способных и квалифицированных в

определенном виде деятельности, как своего рода результат естественного отбора.

С другой стороны, в «Трактате» встреча­ются утверждения, что люди могут носить

«ярлык» элиты, не обладая соот­ветствующими качествами. Очевидно, что вторая

трактовка противоречит первой. По-видимому, в первом случае Парето имеет в виду

общество с открытой классовой структурой и совершенной системой социальной

мо­бильности, основанное на принципе «естественного отбора». В этом слу­чае

элитарные качества и элитарный статус должны совпасть, но подобная ситуация,

разумеется, в истории встречается нечасто. И все-таки в целом у Парето

доминирует представление о том, что элиты формируются из лю­дей, действительно

обладающих соответствующими качествами и достой­ных своего высшего положения в

обществе.

Характерные черты представителей правящей элиты: высокая степень

Самообладания; умение улавливать и использовать для своих целей слабые места

других людей; способность убеждать, опираясь на человеческие эмоции;

способность применять силу, когда это необходимо. Последние две

способности носят взаимоисключающий характер, и управление происходит либо

посредством сипы, либо посредством убеж­дения. Если элита

неспособна применить то или иное из этих качеств, она сходит со сцены и

уступает место другой элите, способной убедить или применить силу. Отсюда тезис

Парето: «История - это кладбище аристо­кратий» [23, §2053].

Как правило, между элитой и остальной массой населения постоянно происходит

обмен: часть элиты перемещается в низший слой, а наиболее способная часть

последнего пополняет состав элиты. Процесс обновления высшего слоя Парето

называет циркуляцией элит. Благодаря циркуляции элита находится в

состоянии постепенной и непрерывной трансформации.

Циркуляция элит

Циркуляция элит функционально необходима для поддержания социаль­ного

равновесия. Она обеспечивает правящую элиту необходимыми для

уп­равления качествами. Но если элита оказывается закрытой, т. е. циркуляция не

происходит или происходит слишком медленно, это приводит к деграда­ции элиты и

ее упадку. В то же время в низшем слое растет число индиви-дов, обладающих

необходимыми для управления чертами и способных применить насилие для захвата

власти. Но и эта новая элита утрачивает способность к управлению, если она не

обновляется за счет представите­лей низшего слоя.

Согласно теории Парето, политические революции происходят вслед­ствие

Наши рекомендации