Согласно Парето, индивиды неравны между собой в физическом
интеллектуальном, нравственном отношениях. Поэтому и социальное
неравенство представляется ему совершенно естественным, очевидным и реальным
фактом. Люди, которые обладают наиболее высокими показателями в той или иной
области деятельности, составляют элиту. В каждой сфере деятельности существует
своя элита.
Парето различает два вида элиты: правящую, т. е.
принимающую участие в осуществлении политической власти, и неправящую
[23, § 2032 и др.]. В целом социальная стратификация изображается в его теории в
виде пирамиды, состоящей из двух слоев: ее вершину составляет немногочисленная
элита («высший слой»), а остальную часть - основная масса населения («низший
слой») [23, §§ 2034, 2047 и др.]. Элиты существуют во всех обществах,
независимо от формы правления.
В качестве синонимов этого термина Парето использует термины «правящий
класс», «господствующий класс», «аристократия», «высший слой», это
просто объективно «лучшие» в определенной области деятельности: «Может быть
аристократия святых или аристократия разбойников, аристократия ученых,
аристократия преступников и т.п.» [23, §103]. Проблема, однако, остается: как
определить «лучших», наиболее компетентных и т.п.? Парето, по существу,
игнорировал относительность «элитарных» качеств и их тесную связь с
определенными социальными системами, каждая из которых вырабатывает свои
специфические критерии оценки этих качеств.
Парето стремится к чисто описательной трактовке термина «элита», не внося
в него оценочного элемента. Тем не менее ему не удалось избежать
известной противоречивости в истолковании этого понятия. С одной стороны, он
характеризует представителей элиты как наиболее способных и квалифицированных в
определенном виде деятельности, как своего рода результат естественного отбора.
С другой стороны, в «Трактате» встречаются утверждения, что люди могут носить
«ярлык» элиты, не обладая соответствующими качествами. Очевидно, что вторая
трактовка противоречит первой. По-видимому, в первом случае Парето имеет в виду
общество с открытой классовой структурой и совершенной системой социальной
мобильности, основанное на принципе «естественного отбора». В этом случае
элитарные качества и элитарный статус должны совпасть, но подобная ситуация,
разумеется, в истории встречается нечасто. И все-таки в целом у Парето
доминирует представление о том, что элиты формируются из людей, действительно
обладающих соответствующими качествами и достойных своего высшего положения в
обществе.
Характерные черты представителей правящей элиты: высокая степень
Самообладания; умение улавливать и использовать для своих целей слабые места
других людей; способность убеждать, опираясь на человеческие эмоции;
способность применять силу, когда это необходимо. Последние две
способности носят взаимоисключающий характер, и управление происходит либо
посредством сипы, либо посредством убеждения. Если элита
неспособна применить то или иное из этих качеств, она сходит со сцены и
уступает место другой элите, способной убедить или применить силу. Отсюда тезис
Парето: «История - это кладбище аристократий» [23, §2053].
Как правило, между элитой и остальной массой населения постоянно происходит
обмен: часть элиты перемещается в низший слой, а наиболее способная часть
последнего пополняет состав элиты. Процесс обновления высшего слоя Парето
называет циркуляцией элит. Благодаря циркуляции элита находится в
состоянии постепенной и непрерывной трансформации.
Циркуляция элит
Циркуляция элит функционально необходима для поддержания социального
равновесия. Она обеспечивает правящую элиту необходимыми для
управления качествами. Но если элита оказывается закрытой, т. е. циркуляция не
происходит или происходит слишком медленно, это приводит к деградации элиты и
ее упадку. В то же время в низшем слое растет число индиви-дов, обладающих
необходимыми для управления чертами и способных применить насилие для захвата
власти. Но и эта новая элита утрачивает способность к управлению, если она не
обновляется за счет представителей низшего слоя.
Согласно теории Парето, политические революции происходят вследствие