Глава IV. Трактат «Государь» в качестве источника

Музой Макиавелли была политика [23].

Итак, мы подошли к одному из основных моментов работы: непосредственному знакомству с источником [24]. Небольшая книжка, содержащая чуть более 100 страниц, представляет собой краткое пособие для начинающего правителя. Здесь рассматривается множество различных вопросов, начиная от разбора качеств, которыми должен обладать государь, и заканчивая рассуждениями Макиавелли о дальнейшей судьбе родной его сердцу Италии. Каждая глава трактата - это и есть ответ на определенный вопрос, который ставит перед собой автор.

Всего в книге 26 глав, которые можно разделить на 4 основных блока:

1-11 главы повествуют о видах государства и власти;

в 12-14 главах говорится о войске и военных делах;

в 15-23 - о качествах людей и государей, а также о способах удержать власть;

и, наконец, в заключительных 24-26 главах показана взаимосвязь человеческой судьбы и истории Италии.

Макиавелли в своем повествовании движется от общих понятий к частным. Сначала дается классификация, затем подробно разбирается каждая составляющая. Это помогает представить общую схему рассматриваемого в данный момент вопроса, а также позволяет проследить ход мыслей автора. Очень часто рассуждения подкрепляются конкретными историческими фактами и событиями.

Существует распространенное мнение о том, что Макиавелли при помощи этой работы хотел вернуть расположение властей, именно поэтому трактат адресован реальному правителю Италии. Возможно, такая мысль действительно присутствовала, но вряд ли она была основной. Во-первых, жанр посланий являлся очень распространенным в литературе того времени. Во-вторых, хоть Макиавелли и надеялся на возвращение к политической жизни, он прекрасно понимал, что такая возможность маловероятна.

И все же Макиавелли тяжело было привыкнуть к новому положению вещей. Он, который всей душой стремился сделать что-то на благо родины, работал не жалея сил и связывал все свои надежды с будущими переменами, оказался вычеркнутым из политической жизни страны. Этот огромный пробел Макиавелли попытался восполнить при помощи литературной деятельности.

«Самое дорогое», что есть у Макиавелли - это его жизненный опыт, которым он готов поделиться: «средство в кратчайшее время постигнуть то, что сам я узнавал ценой многих опасностей и тревог» [25]. Автор надеется, что его советы и наблюдения окажутся полезными новому правителю. Но мог ли он предположить, что его произведение станет настольной книгой выдающихся деятелей последующих поколений? Вряд ли Макиавелли заглядывал так далеко. Его интересовало ближайшее будущее родной Италии. Он надеялся, что все еще можно исправить и изменить.

Хоть Макиавелли и говорит, что во время написания книги «Государь» «не заботился ни о красоте слога, ни о пышности и звучности слов, ни о каких внешних украшениях и затеях» [26], с этим нельзя согласиться. Уже через несколько строк перед читателем предстает образная картина тонких наблюдений автора: «Как художнику, когда он рисует пейзаж, надо спуститься в долину, чтобы охватить взглядом холмы и горы, и подняться на гору, чтобы охватить взглядом долину, так и здесь: чтобы постигнуть сущность народа, надо быть государем, а чтобы постигнуть природу государей, надо принадлежать к народу» [27]. Макиавелли берет на себя нелегкий труд оценки правителей и их поступков и прекрасно справляется с этим.

Государство и власть

Государство и власть - два основных понятия, которые определяют обязанности и полномочия правителя. Первые одиннадцать глав трактата представляют собой разбор этих понятий.

Первая глава - это совокупность того, о чем будет говориться дальше. Макиавелли задает схему, которую последовательно раскрывает, опираясь на свои размышления и конкретные факты истории. Итак, существует два основных вида государства: республика и монархия. Монархия делится на унаследованную и новую. Новые монархии, в свою очередь, могут состоять из подданных, привыкших повиноваться или из подданных, привыкших к свободе. Приобрести же государства можно при помощи своего или чужого оружия, а также милостью судьбы или доблестью.

Со второй главы Макиавелли начинает подробно разбирать устройство монархии. Оказывается, что наследному государю легче удержать власть в своих руках, т.к. у него есть опора в виде правящего дома. Даже если он потеряет власть, то ему проще ее вернуть, чем новоиспеченному правителю удержать. «Ибо у государя, унаследовавшего власть, меньше причин и меньше необходимости притеснять подданных, почему они и платят ему большей любовью, и если он не обнаруживает чрезмерных пороков, вызывающих ненависть, то закономерно пользуется благорасположением граждан» [28]. Любая же перемена влечет за собой другие перемены, что, в конце концов, приводит к нарушению стабильности.

Новому государю гораздо сложнее удержать власть. Более того, даже наследному государю, который присоединяет новое владение, очень трудно сохранить порядок. «Люди, веря, что новый правитель окажется лучше, охотно восстают против старого, но вскоре они на опыте убеждаются, что обманулись, ибо новый правитель всегда оказывается хуже старого» [29]. Особое внимание здесь нужно будет уделить тому, принадлежит ли владение к одной стране и имеет один язык или к разным странам и имеет разные языки. В первом случае удержать завоеванные земли проще, во втором - сложнее, но все-таки выход есть. Обязательно надо переселиться в эти владения и жить там: «Ибо только живя в стране можно заметить начинающуюся смуту и своевременно ее пресечь, иначе узнаешь о ней тогда, когда она зайдет так далеко, что поздно будет принимать меры» [30]. Еще одно средство - учреждение колоний, причем именно колоний, а вот войско размещать в новых владениях не следует, т.к. его содержание обходится очень дорого. И уж ни в коем случае нельзя допустить, чтобы местные жители призвали на помощь чужеземного правителя. В качестве примера Макиавелли приводит римлян, которые соблюдали все вышеперечисленные правила: «Римляне поступили так, как надлежит поступать всем мудрым правителям, то есть думали не только о сегодняшнем дне, но и о завтрашнем и старались всеми силами предотвратить возможные беды…» [31]. Дальновидность - вот качество, которое должно отличать настоящего правителя. Макиавелли справедливо полагает, что многие беды и несчастья можно обойти стороной, но для этого необходимо реально оценивать ситуацию и принимать решения с прицелом на будущее.

Мудрый правитель должен уметь распознавать «зарождающийся недуг» и находить средства справляться с ним. Еще один образ рисует перед нами Макиавелли. Он сравнивает государство с человеком, который болеет чахоткой: «вначале эту болезнь трудно распознать, но легко излечить; если же она запущена, то ее легко распознать, но излечить трудно. Так же и в делах государства…» [32]. Это олицетворение весьма примечательно, т.к. находит свои истоки в работах авторов раннего средневековья. Например, в «Хронографии» (работа замечательного византийского автора Михаила Пселла, который тоже являлся политическим деятелем) присутствует отождествление государства с организмом человека. Макиавелли и Пселл сходятся и в еще одном аспекте: они сетуют на то, что правители не особо прислушиваются к советам своих приближенных, которые разбираются в политике и имеют довольно богатый жизненный опыт. Но вернемся к нашему анализу.

Итак, если государь может правильно оценить ситуацию и принять быстрое и правильное решение, это замечательно. Но что же случается с тем, кто не поймет политической обстановки? Король Франции Людовик, вторгшийся в Италию и начавший свои завоевания, совершил шесть ошибок: изгнал мелких правителей, помог усилению сильного государя внутри Италии (Папа Римский), призвал в нее чужеземца, равного себе по мощи (Испания), не переселился в Италию, не учредил там колоний и, наконец, посягнул на венецианские владения. Эти непродуманные действия, во многом противоречащие друг другу привели к плачевным результатам. Людовик не только не смог продолжить завоевательную политику, но и потерял приобретенные ранее владения.

Завоевание - очень трудное дело, но, пожалуй, еще более трудным является сохранение завоеванных территорий. Макиавелли задается вопросом: почему держава Александра Македонского не распалась после его смерти? Для того чтобы дать правильный ответ, нужно рассмотреть два способа правления, которые присущи государствам. Первый способ - правление короля, который опирается на своих слуг. Пример такого государства - Турецкая монархия. Правитель здесь является единственной реальной силой, все беспрекословно подчиняются ему, и никто не смеет перечить. Такое государство трудно завоевать, но легко удержать. Второй способ - правление короля, который опирается на баронов. Классический пример - Франция. Правитель в данном случае рассматривается в качестве человека, вышедшего из среды своих приближенных. Следовательно, бароны - весомая сила, которая сдерживает власть короля. Подобное государство легче завоевать, чем удержать. Всегда можно найти недовольных, которые помогут захватить престол, но дальше придется в одиночку бороться с разрозненными силами различных кланов, что, в конечном счете, вряд ли приведет к победе. Получается, империя Александра относится к первому способу правления. Основной его задачей было разгромить войско Дария, что он и сделал. После этого некому стало оказывать достойное сопротивление завоевателю. Все земли подчинились новому правителю. Дело оставалось за малым: сохранить существующий порядок вещей. Но преемники Александра оказались слишком алчными и корыстными, поэтому не сохранили единой империи, хотя для этого существовали все предпосылки.

Итак, мы разобрались с управлением государства, жители которого привыкли к повиновению. Теперь самое время познакомиться со способами управления государством, привыкшим жить по своим законам. Существует три варианта действий в данной ситуации. Первый и самый надежный - разрушить завоеванную территорию. Это жестокая, но необходимая мера: «Кто захватит город, с давних пор пользующийся свободой, и пощадит его, того город не пощадит» [33]. Два других варианта более разумные, но не всегда действенные: переселиться в завоеванные области на жительство или предоставить гражданам право жить по своим законам, обложив город данью и поручив управлению союзников. Спарта и Рим - два исторических примера различных вариантов правления. На завоеванных территориях спартанцы устанавливали олигархический строй и в итоге потеряли эти области, а римляне разрушили завоеванные города, зато сохранили над ними свое влияние. Макиавелли признает в своих рассуждения то, что республикой управлять гораздо сложнее, чем державами с сильной монархической властью: «в республиках больше жизни, больше ненависти, больше жажды мести; в них никогда не умирает и не может умереть память о былой свободе» [34].

Нам осталось разобрать еще один очень важный вопрос: способы приобретения государства. Первый способ - наиболее правильный и достойный. Правитель приобретает новые владения при помощи собственного оружия или доблести. Появляется еще одно важное качество, которым должен обладать государь. Но помимо доблести необходим случай, который помог бы проявить ее. Моисей, Кир, Тезей и другие исторические персонажи смогли «раскрыть смысл случая, благодаря чему отечества их прославились и обрели счастье» [35]. Завоевывать власть с помощью собственного оружия тяжело, зато легко удержать: «…если цель достигнута, если государь заслужил признание подданных и устранил завистников, то он на долгое время обретает могущество, покой, почести и счастье» [36].

Второй способ приобретения государства - при помощи чужого оружия или милости судьбы. Подобное «приобретение» легко сделать, но трудно сохранить. «Эти невесть откуда взявшиеся властители, как все в природе, что нарождается и растет слишком скоро, не успевает пустить ни корней, ни ответвлений, почему и гибнут от первой же непогоды» [37]. Но и в этом случае человека может спасти доблесть: «Только тот, кто обладает истинной доблестью, при внезапном возвышении сумеет не упустить того, что фортуна сама вложила ему в руки…» [38].

В качестве примера Макиавелли рассматривает двух ярких представителей итальянской истории своего времени: Франческо Сфорца и Цезаре Борджиа (герцог Валентино). Франческо Сфорца - миланский герцог, который добился власти при помощи доблести, приложив к этому немало усилий. Зато довольно легко было ему удержать эту власть. Цезаре Борджиа, напротив, получил власть очень легко. Этому во многом поспособствовал его отец, Папа Александр VI. При поддержке церкви герцог Валентино расширил свои владения, усилил власть, смог разъединить врагов, т.е. начал закладывать прочный фундамент на будущее. Но судьба, которая благоволила отцу, изменила сыну. Папа Александр VI умер, а вскоре оказался при смерти и сам Цезаре Борджиа. «Коварная фортуна» не позволила осуществиться его планам.

Третий способ приобретения государства - при помощи злодеяния. И вновь перед нами история: сицилиец Агафокл, который стал царем Сиракуз. Он вел бесчестную жизнь, но смог добиться того, чего хотел, т.к. обладал «силой духа и телесной доблестью» [39]. Опять появляется понятие доблести, которое неразрывно связано с политикой и завоеваниями. Агафокл действительно получает власть, но лишается славы из-за того, что действовал недостойными методами.

Приобрести государство можно и еще одним способом: в силу благоволения сограждан - «для чего требуется не собственно доблесть или удача, но скорее удачливая хитрость» [40]. Существует две основные силы, которые в итоге могут привести к учреждению единовластия: знать или народ. Причем первая из них - более хитрая, расчетливая и дальновидная, а поддержкой второй должен заручиться любой благоразумный правитель. Следует учитывать также то, что «государь не волен выбирать народ, но волен выбирать знать, ибо его право карать и миловать, приближать или подвергать опале» [41]. «Мудрому государю надлежит принять меры к тому, чтобы граждане всегда и при любых обстоятельствах имели потребность в государе и в государстве, - только тогда он сможет положиться на их верность» [42]. В этом и заключается незримый баланс, на котором держится прочная и стабильная власть.

Как же понять, является ли государство сильным и стабильным или только внешне сохраняет общие черты? Для того чтобы оценить силы государства, надо понять, может ли оно самостоятельно дать отпор вражеской армии или вынуждено будет прибегнуть к посторонней помощи. «Государь, чей город хорошо укреплен, а народ не озлоблен, не может подвергнуться нападению» [43], следовательно, его власть прочная, а государство - сильное.

Одиннадцатая глава трактата посвящена церковным государствам. Они рассматриваются как бы отдельно, но все же входят в общую схему анализа. Завоевать подобные государства очень трудно, при этом нельзя обойтись без доблести или милости судьбы. Зато их довольно просто удержать, т.к. они базируются на освещенных религией устоях, которые практически невозможно изменить. Макиавелли говорит о том, что церковь за последнее время приумножила свои богатства и стала реальной силой на политической арене Италии. Каким же образом возродилось былое величество? Начало этому «возрождению» положил Папа Александр VI, который вел умную политику и получал поддержку со стороны своего сына. Его преемник Папа Юлий II «радел о величии Церкви, а не частных лиц» [44], что также способствовало ее обогащению. И, наконец, «его святейшество Папа Лев», которого восхваляет Макиавелли: «нынешний глава церкви внушает нам надежду на то, что возвеличит и прославит его (папство) еще больше своей добротой, доблестью и многообразными талантами» [45].

Итак, мы рассмотрели основные вопросы, относящиеся к теме государства и власти: познакомились с различными видами и типами государств, проследили основные аспекты взаимоотношения государства и власти, начиная с момента завоевания и заканчивая непосредственным управлением подчиненными территориями, попытались понять позицию автора и наиболее полно раскрыть его видение данной проблемы. Первые одиннадцать глав тракта - фундамент, который закладывается в основание прочного и сильного государства. Несмотря на то, что Макиавелли считают явным сторонником республиканского строя, он вполне лоялен к монархии. Более того, он отмечает положительные стороны монархического правления и даже приходит к выводу, что государство, во главе которого стоит умный и рассудительный правитель, является более стабильным и сильным в политическом отношении. При этом, безусловно, многое зависит от личных качеств государя. Хотя об этом Макиавелли будет более подробно говорить в последующих главах, все же уже здесь он отмечает качества, необходимые правителю: мудрость, дальновидность, умение ориентироваться в политической ситуации, неоднократно говорится о доблести, которая должна сочетаться с благоприятным случаем. Различные факторы влияют на развитие тех или иных событий, но не стоит слишком сильно полагаться на судьбу. Не всегда благосклонна она даже к своим любимцам. Именно поэтому нужно руководствоваться здравым смыслом и полагаться исключительно на себя, тогда легче будет удержать власть и обеспечить стабильное развитие государства.

Войско и военные дела

Сильное государство нуждается в прочной опоре, которую можно найти в войске и законах. «Но хороших законов не бывает там, где нет хорошего войска, и наоборот, где есть хорошее войско, там хороши и законы» [46]. Именно в войске видит Макиавелли залог благополучного развития государства. Военные дела - вот основное занятие настоящего правителя. Сила войска - это сила государства, поэтому ему следует уделять особое внимание.

Начать следует с того, что войска бывают четырех видов: собственные, союзнические, наемные или смешанные. Самые неприемлемые из этих видов - союзнические и наемные. Они являются бесполезными и одновременно опасными. Наемные войска приводят к разорению государства в мирное время и не дают никаких гарантий на случай начала военных действий. Крушение Италии Макиавелли связывает именно с началом призыва на службу наемников, которые преследовали свои интересы и вовсе не заботились о благе государства. «Мы знаем по опыту, что только государи-полководцы и вооруженные республики добивались величайших успехов, тогда как наемники приносили один вред» [47]. Самый главный их вред проявился в том, что «они довели Италию до позора и рабства» [48]. Эти слова болью отзываются в сердце Макиавелли, который не понимает подобного отношения к своей любимой стране.

Еще одна разновидность бесполезных войск - это союзнические войска. «Сами по себе такие войска могут отлично и с пользой служить своему государю, но для того, кто их призывает на помощь, они почти всегда опасны, ибо поражение их грозит государю гибелью, а победа - зависимостью» [49]. Союзническое войско также действует исключительно в своих интересах, стараясь воспользоваться слабостью государства, которое призывает их на помощь. Кроме того, вчерашние союзники могут стать врагами, которые используют первую же возможность, чтобы совершить внезапное нападение.

Еще один вариант - войска смешанного типа. Яркий тому пример - Франция, которая попала в зависимость от швейцарских наемников, но сумела отчасти сохранить и собственные войска. Смешанный тип войска - гораздо более приемлем, чем чисто наемные или союзнические отряды, но все же сильно уступает войску, составленному исключительно из своих солдат.

Итак, собственные войска - это и есть, по мнению Макиавелли, истинная опора мудрого правителя. Только доблесть граждан может помочь отстоять свободу и независимость государства. Только они будут до последнего бороться за свое отечество. Подданные, безусловно, выполнят свой долг, но при этом особенно важным будет поведение самого государя. Он должен быть готов к неожиданным поворотам событий и в любом случае держать ситуацию под контролем. Такого состояния готовности можно достичь лишь путем длительных тренировок: «государь не должен иметь ни других помыслов, ни других забот, ни другого дела, кроме войны, военных установлений и военной науки, ибо война есть единственная обязанность, которую правитель не может возложить на другого» [50].

На первый взгляд подобное высказывание кажется неправомерным. Ведь у правителя есть множество различных дел, которыми просто необходимо заниматься, и невозможно забросить все ради военных упражнений. В данном случае Макиавелли имеет в виду то, что военному искусству следует уделять особое внимание. Существует прочная связь между занятием военными делами и непосредственным обладанием властью. Обратимся к простому примеру из истории: «Франческо Сфорца, умея воевать, из частного лица стал Миланским герцогом, дети его, уклоняясь от тягот войны, из герцогов стали частными лицами» [51]. Но все-таки данная простота является кажущейся. Правитель должен уметь совмещать все обязанности, присущие его сану и положению, но при этом выделять основные и второстепенные составляющие.

Суть же военных упражнений заключается в делах и в размышлениях. Государь должен уметь ориентироваться на местности, должен читать исторические труды (к которым, между прочим, можно отнести и трактат «Государь»), а также принять в качестве образца кого-нибудь из великих людей. «Самое же главное - уподобившись многим великим людям прошлого, принять за образец кого-либо из прославленных и чтимых людей древности и постоянно держать в памяти его подвиги и деяния. Так, по рассказам, Александр Великий подражал Ахиллу, Цезарь - Александру, Сципион - Киру» [52].

Военные упражнения, тренировки, постоянные размышления о военных кампаниях, анализ сражений, избрание достойных образцов для подражания - все это залог успеха на будущее. Правитель должен думать о завтрашнем дне и заранее готовиться к возможным военным столкновениям, в этом и проявляется его дальновидность. Умение оценивать свои силы и стремление постоянно усовершенствовать военные достижения, политическая грамотность и моральное превосходство - вот качества, присущие настоящему государю и пугающие его врагов.

Качества людей и государей

Мы подошли к одному из самых интересных и сложных вопросов, который сильно волновал Макиавелли: каким же должен быть истинный государь? В предыдущих разделах, разбирая особенности государств и власти, рассуждая о военных делах, Макиавелли, так или иначе, обращался к данному вопросу. Он называл качества, которые мешают или помогают править, часто обращал внимание на то, что многое в делах государства зависит от личности государя. Теперь, на протяжении почти десяти глав (с 15 - по 23), эта тема становится основной. Макиавелли пытается создать универсальный портрет идеального правителя, который смог бы не только завоевать власть, но и распорядиться ею надлежащим образом.

С чего же начинается поиск? Несмотря на то, что государи стоят выше прочих, пороки и добродетели Макиавелли ищет именно среди качеств, присущих обыкновенным людям. Весь мир условно делится на две половинки: добро и зло, олицетворяющие собой положительные и отрицательные качества. Если смешать эти противоположности, то как раз получится богатая палитра красок, которая и отобразит загадочный и противоречивый мир, окружающий нас. Итак, положительные качества: щедрость, честность, твердость духа, смелость, снисходительность, целомудрие, прямодушие, покладистость, набожность и др. Отрицательные качества: скупость, алчность, жестокость, вероломство, малодушие, надменность, распутство, лукавство, упрямство, легкомыслие и т.д. Самое похвальное для государя - соединять в себе все перечисленные положительные качества, но это невозможно и Макиавелли прекрасно понимает это. «Но раз в силу своей природы человек не может ни иметь одни добродетели, ни неуклонно им следовать, то благоразумному государю следует избегать тех пороков, которые могут лишить его государства, от остальных же - воздерживаться по мере сил, но не более» [53]. Эта фраза, вполне закономерная в данном контексте, как и многие другие будет критически воспринята многими исследователями, которые отрицательно оценивают понятие «макиавеллизм». Но к этому мы вернемся позже, а пока обратимся к описанию основных качеств, которыми должен обладать государь.

Первое - щедрость. Качество очень хорошее, но его довольно трудно проявить. Если быть щедрым в меру, тебя могут обвинить в скупости. А если действительно постоянно тратить огромные суммы на благотворительность, быстро разоришься. Следовательно, самым благоразумным будет «примириться со славой скупого правителя». «Ибо со временем, когда люди увидят, что благодаря бережливости он (государь) удовлетворяется своими доходами и ведет военные кампании, не обременяя народ дополнительными налогами, за ним утвердится слава щедрого правителя» [54]. Государь должен знать чувство меры. Щедрость просто необходима, если ты еще не получил власть и возможна, если тратишь чужое добро: «расточая чужое ты прибавляешь себе славы, тогда как расточая свое - ты только себе вредишь» [55]. « Между тем презрение и ненависть подданных - это то самое, чего государь должен более всего опасаться, щедрость же вдет к тому и к другому» [56]. Вот яркий пример того, как положительное качество может обернуться против своего обладателя.

Вторая категория, которую рассматривает Макиавелли - понятия любви и страха. Государь не должен считаться с обвинениями в жестокости. «Учинив несколько расправ, он проявит больше милосердия, чем те, кто по избытку его потворствуют беспорядку» [57]. Но при этом не надо быть скорым на расправу. Следует взвесить все «за» и «против» и только тогда принять решение, т.к. исправить положение впоследствии уже не удастся. Если же государь должен выбирать между любовью и страхом со стороны своих подданных, то надежнее выбрать страх. «Однако государь должен внушать страх таким образом, чтобы если не приобрести любви, то хотя бы избежать ненависти, ибо вполне возможно внушать страх без ненависти» [58]. И уж ни в коем случае нельзя проявлять мягкосердечие по отношению к войскам. Дисциплина и полное повиновение командованию - вот залог успешного ведения боевых действий.

Еще два замечательных людских качества - верность и прямодушие. Но и они не всегда приемлемы для государя. Политическая борьба - это тонкая игра, основным правилом которой является умение хитрить. История показывает, что большего добивались те правители, которые не всегда следовали своим обещаниям и в нужный момент умели обводить своих противников вокруг пальца. Честность не всегда уместна. Если бы все правители держали свое слово, тогда было бы легче, но это вовсе не так. Следовательно, нужно учитывать конкретные обстоятельства и приноравливаться к ним. На первый план в данном случае выходят не личные симпатии, а государственные интересы.

В борьбе с врагом можно руководствоваться двумя способами: законами или силой. Первый из этих способов присущ человеку, второй - зверю. «Отсюда следует, что государь должен усвоить то, что заключено в природе и человека, и зверя» [59]. Макиавелли обращает внимание читателя на интересный пример из истории: древних героев (Ахилла и др.) отдавали на воспитание кентаврам. Эти полулюди-полузвери, совмещающие в себе два начала, могли передать своим воспитанникам информацию из совершенно различных областей знания, могли развить в них поразительную силу и выносливость. В итоге этих героев никто не мог победить. Так, может, и государю следует соединить в себе две различных природы? Макиавелли полностью придерживается этого мнения. Государь должен уподобиться двум зверям: льву и лисе, т.е. соединить в себе силу и хитрость. Разумный правитель, считает Макиавелли, не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам. Зато в нужный момент он обязан проявить силу и доказать при помощи оружия свое превосходство.

В глазах людей государь должен быть сострадательным, милостивым, верным слову, искренним и благочестивым. Самое лучшее, если эти качества будут не просто внешними, но и отразят сущность правителя. Однако следует учитывать, что при необходимости надо уметь проявлять и противоположные качества, «то есть… по возможности не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла»[60].

Итак, государь должен вести себя так, чтобы не навлечь на себя ненависть или презрение подданных. Презрение можно возбудить непостоянством, легкомыслием, изнеженностью, малодушием и нерешительностью. Следовательно, от этих качеств надо избавляться. Самая главная опасность, которая находится внутри страны - заговорщики. Для того чтобы избежать их появления, просто необходимо расположить к себе своих подданных. Если заговорщик будет один, он не рискнет бунтовать против законного государя. Но если соберется большое число недовольных правлением, то государь может лишиться власти. Хорошее устройство государства - вот основная составляющая его стабильного развития. В качестве примера в данном случае Макиавелли приводит устройство Франции. Власть короля здесь находится в неразрывной связи с деятельностью парламента. Это «полезное учреждение» помогает «обуздывать сильных» и «поощрять слабых». В результате достигается необходимый компромисс между основными силами, способными выказывать свое недовольство.

Вообще проблема достижения компромисса очень актуальна для внутренней стабильности государства. Обратимся к римским императорам. Им приходилось сдерживать честолюбие знати, необузданность народа, а также жестокость и алчность войска. Трудно угодить сразу всем трем силам, особенно учитывая то, что они имеют различные интересы. Одни хотят спокойной, размеренной жизни, другие, напротив, жаждут войны и жестокости. Опять мы возвращаемся к вопросу о войске и особом отношении к нему со стороны государя. Войску действительно нужно уделять очень много внимания, но нельзя обходить стороной и других подданных. Ведь, в конечном счете, хоть войско и является привилегированным, хоть и составляет опору правления, простого народа гораздо больше в численном отношении. А большинство, как известно, - мощная сила. И нельзя не прислушиваться к его требованиям.

Рано или поздно перед государем встает вопрос: какие враги для него опаснее - внутренние или внешние? Если правитель не может положиться на свой народ, то ему необходимо иметь убежище на случай возможного восстания, для этих целей и строятся крепости. Если же основную угрозу представляют внешние враги, то возведение крепостей не обязательно. «Лучшая из всех крепостей - не быть ненавистным народу» [61]. Что же должен делать государь, чтобы его почитали? Ответ закономерен: «Ничто не может внушить к государю такого почтения, как военные предприятия и необычайные поступки» [62].

9. Работа Н. Макиавелли «Государь» (прочитать)

Прочитав произведение Никколо Макиавелли «Государь», я, в первую очередь задумалась о теме злого гения. О том, что гений и злодейство две вещи не совместимые знает каждый. Но так и хочется сломать этот стереотип! Ведь то что, этот итальянский мыслитель, философ, писатель, политический деятель гениальный неоспоримо. Но можно ли его назвать и злодеем?

Не зря же Шекспир в «Виндзорских кумушках» писал: - «Я политик? Я коварен? Я Макиавелли?». Между прочем существует мнение, что английский классик использовал его образ для создания подлеца и подстрекателя Яго из «Отелло».

Его противники ввели даже термин «макиавеллизм», обозначающий лицемерие, жестокость, цинизм и двуличие. Не могу сказать, что я с ними согласна, но некоторые его высказывания заставляют подумать над этим:

- Цель оправдывает средства (хотя та цитата могла принадлежать и Томасу Гоббсу).

- Люди всегда дурны, пока их не принудит к добру необходимость.

- Я хочу попасть в ад, а не в рай. Там я смогу наслаждаться обществом пап, королей и герцогов, тогда как рай населен одними нищими, монахами и апостолами.

В общем совсем нестранно, что для церкви автор таких строк - как минимум дьявол во плоти, а после его смерти почти вся Европа считала его буквально антихристом.

Итак, попробуем проанализировать произведение.

Хочу начать с тезиса Филипа II, так как думаю, что он здесь более чем уместен: «Я всегда считал Макиавеллиеву книгу об образе государственного правления одной из самых опасных среди всех вышедших до настоящего времени сочинений».

«Государь» - одно из важнейших произведений философа, которое он создал в 1513 году. Опубликовано же оно было лишь в 1532 году - после смерти автора.

Так как написана она итальянцем то нужно обратить внимание, что же из себя представляла Италия тех дней.

Все ее части завоевали суверенитет, многие превратились в сеньории. Сохранились внешние формы республиканского строя, но фактически города-государства управлялись представителями одного знатного рода, передававшего власть по чисто династическому принципу.

Она превратилась в своеобразную арену войн, на которой то и дело вспыхивали схватки между разными державами желающими завладеть ей: немцы, французы и швейцарцы постоянно нападали и грабили земли.

Именно через призму тех событий нужно смотреть на это произведение.

В отличие от своих предшественников Макиавелли откидывает образ идеального государя, который никогда не существовал и никогда не мог бы существовать.

Наоборот, он вырисовывает картину реалистических качеств, которыми обладали реальные правители. Ссылаясь на реальные исторические события, он описывает Государя. При этом обнажая все его пороки, но только для того, чтобы представить их как добрести.

Он вводит новую систему ценностей, которая идет в разрез с представлениями большинства людей, а главным благом ставит политическую власть, направленную на укрепление государства.

Автор противопоставляет античную доблесть христианскому смирению (это не написано прямым текстом, но читается между строк). В последнем он видел зло, делающее мир слабым и отдающее его во власть не встречающим сопротивления негодяям.

Если спросить любого кто читал это произведение, что Макиавелли представляет под образом Государя, тот ответит - «Льва и Лисицу».

Не с этого начинается работа, но для меня, это самый яркий образ «Вести борьбу можно двумя способами: опираясь на закон или с помощью насилия. Первый способ применяется людьми, а второй -- дикими животными, но поскольку первого часто бывает недостаточно, требуется прибегать ко второму… И раз государю необходимо владеть искусством подражания зверям, он должен избрать из них льва и лисицу, потому что лев не защищён от капканов, а лиса -- от волков. Следовательно, нужно быть лисой, чтобы избежать ловушек, и львом, чтобы напугать волков».

Разберем эти образы.

Для «львов» - характерны открытость, решительность в управлении, опора на силовые, авторитарные методы властвования.

«Лисы» - властвует с помощью использования различных средств манипуляции, политических комбинаций, обмана, компромисса. Они чаще прибегают к сделкам, компромиссам.

Как мы видим, эти образы очень органично вписываются в политическую картину автора. Также Макиавелли дополняет краски такими понятиями как щедрость и бережливость, жестокость и милосердие, любовь и ненависть. Впрочем, рассматривает их своеобразно.

Итак, рассмотрим щедростьибережливость. Автор замечает, что те государи, которые хотели быть щедрыми, за короткое время тратили все свои богатства. Вследствие чего истощали казны и были вынуждены поднимать уже существующие и устанавливать новые налоги. Следствие этого - ненависть поданных. Поэтому не следует бояться прослыть скупым.

«… он не должен прослыть скупым, ибо со временем его всё равно станут считать <

Наши рекомендации