Вопрос 2. Механизм государства, структура государственной власти
Для воплощения в жизнь целей и задач, стоящих перед государством необходимо существование и функционирование органов которые будут это осуществлять. Государственные цели глобальны по своему постановочному характеру, а их исполнение – длительный и трудный процесс, поэтому необходимо существование сложнейшего механизма, который был бы способен к решению не только долговременных целей, но и повседневных государственных забот (взимание налогов, распределение доходов, поддержание правопорядка, пресечение правонарушений, правовое регулирование отношений и др.). Структура государственных органов, их компетенция в существенной мере зависят от типа, формы государства.
Механизм (аппарат) современного правового государства строится и функционирует по принципу разделения государственной власти на три самостоятельные ветви власти — на законодательную, исполнительную и судебную власти. Однако, в современной России существуют органы не входящие в названные три ветви, например: Центральный банк Российской Федерации, Центральная Избирательная комиссия, Счетная Палата Российской Федерации, органы Прокуратуры и др. Государственные предприятия могут действовать также в области производства, распределения и управления материальными и нематериальными благами. Разделение труда между государственными органами происходит в рамках единой государственной власти и закрепляется в компетенции. Одностороннее ослабление, например, законодательной деятельности неизбежно ведет к невыполнению всего комплекса задач государства. Относительное обособление групп государственных органов является разделением не власти, а специализации труда. Поэтому власть остается единой.
Механизм (аппарат) государства - это система органов, учреждений и должностных лиц, наделенных государственно-властными полномочиями с помощью которых реализуется государственная власть. Каждое звено государственного аппарата представлено многочисленными органами. Каждый государственный орган выступает частью целого - механизма. Для обеспечения реализации власти государства механизм и соответствующая система государственных органов наделена:
1. властными, обязательными для всех полномочиями,
2. материальными ресурсами
3. организационными ресурсами
Благодаря их наличию исполнение воли государства происходит законно, системно. Государственный орган выступает от собственного имени, однако выражает интересы целого – всего государства. Государственные организации тесно связаны между собой и действуют согласованно, в единой системе. Однако есть органы, действующие обособленно, например органы прокуратуры действуют на основе принципа независимости от каких-либо других государственных органов и органов местного самоуправления.
Все государственные органы, учреждения и должности, составляющие механизм (аппарат) государства, образуются и действуют в установленном правовом порядке. Их государственно-властные полномочия, порядок, формы и процедуры реализации полномочий определяются и регламентируются нормативно-правовыми актами. Система государственных органов строится по иерархическому принципу подчинения нижестоящих органов вышестоящим. Это обусловлено необходимостью выражения единства власти государства в виде соподчиненных компетенций. В иерархической системе каждый орган наделен своей компетенцией, соответствующей его месту в данной системе и согласованной с компетенцией других органов. Компетенция - это совокупность государственно-властных правомочий (прав и обязанностей) государственных органов, учреждений и должностных лиц. Причем права и обязанности обладают признаком активной их реализации в действиях, в отличии от признака пассивности в отношении прав «простого человека» - не должностного лица государственного органа.
Государственный аппарат - это часть механизма государства, представляющая собой совокупность органов, с помощью которых реализуется государственная власть. Механизм государственной власти, каждое его звено создает для осуществления своих нужд государственные учреждения вспомогательного характера – организационно-хозяйственный аппарат, не обладающий властной силой, но играющий важную подготовительно-обеспечивающую роль. Это секретариат, канцелярии, управления делами, ведомственные образовательные учреждения, закрытые научно-исследовательские институты.