Политическая идеология: понятие, структура, функции. Основные идеологии современности
Политическая идеология представляет собой систематизированную совокупность идейных воззрений, выражающих и защищающих интересы той или иной общественной группы и требующих подчинения индивидуальных помыслов и поступков как можно большего числа людей соответствующим целям и задачам использования власти. Коротко говоря, политическая идеология - это доктрина, обосновывающая притязания какой-либо группы на власть или ее использование и предусматривающая поэтому ту или иную стратегию политических действий.
Функции политической идеологии таковы:
· ориентационная, включая представления о будущем общества, социальном прогрессе, личности и власти;
· мобилизационная;
· интегративная (интеграция общих интересов);
· аммортизационная (ослабление социальной напряженности);
· выражение защиты интересов определенных социальных слоев, групп.
Что касается основных уровней политической идеологии, то здесь выделяются:
· теоретико-концептуальный уровень, на котором формулируются важнейшие положения, раскрывающие своеобразие видения мира, исходящее из интересов и идеалов определенного слоя, класса, нации и государства;
· программно-политический, на котором цели, принципы и идеалы переводятся в программы, лозунги и требования политической элиты, и формируется основа для принятия управленческих решений и ориентирования политического поведения населения;
· актуализированный, характеризующий степень освоения гражданами целей и принципов данной идеологии, что отражается в их участии в политической жизни.
Далее хотелось бы остановиться на основных течениях политической идеологии в современной политической жизни.
Консерватизм как теория и идейное течение появился в конце ХVIII века во Франции, как компенсаторная сила, возникшая на основе противостояния промонархических кругов и французской буржуазной революции. Консерватизм ХIХ века стал представлять, по определению одного из его идеологов С.Хантингтона, систему идей, используемых для оправдания и стабилизации любой общественной структуры, независимо от ее объективного значения и места в социально-историческом процессе. Жестко критикуя консерватизм, К.Маркс и Ф.Энгельс рассматривали его как тенденцию к стабилизации, упрочению условий существования вытесняемых с исторической арены общественных слоев. В связи с бурным развитием научно-технического прогресса в начале ХХ века, казалось, что консерватизм обречен. Но на практике все произошло иначе. Консерватизм выжил и приспособился к новым историческим условиям, вобрал в себя некоторые ценности иных идей и теорий, включая либерализм. И с 70-х годов стал известен под названием «неоконсерватизм».
Идеология консерватизма рассматривается как один из важнейших структурных компонентов современных политических идеологий. По характеру она может быть умеренной и радикальной. Обычно консерватизм символизирует верность старому, отжившему, а также скептическое отношение ко всему новому, ибо считается, что новое не всегда во благо общества. Здесь доминирует государственный авторитет и общественный традиционализм.
Что касается коммунистической идеи, то она не исчезает, пока сохраняются ее социальные корни, политические источники и субъекты, идейные резервы обновления. Например, в странах СНГ коммунисты остаются достаточно влиятельной политической силой. Это подтвердили последние независимые парламентские выборы и выборы президентов. Если руководствоваться не идеологическими предпочтениями, а объективным положением идеологии в жизни общества, то приходится признать, что коммунистическая идеология была господствующей, потому что в свое время она с наибольшей полнотой и убедительностью выражала коренные и насущные интересы большей части населения Советского Союза. Коммунистическая идеология была государственной идеологией.
Однако в то же самое время сохраняли свои позиции и многочисленные религиозные идеологии (православие, католицизм, иудаизм, ислам, буддизм). Все эти идеологии существовали и действовали открыто, хотя пределы их функционирования были значительно ограничены советской властью.
Термин «либерализм» происходит от латинского liberalis – свободный, имеющий отношение к свободе. В древнеримской мифологии бог Либер соответствует древнегреческому богу Дионису, который олицетворял энергию, избыток жизненных сил, их раскрепощение. Поэтому неслучайно все определения либерализма включают в себя идеи личной свободы индивида, не скованной рамками традиций. Главной целью либерализм провозглашает обеспечение основных политических прав и свобод граждан, их социальную защиту и т.д.
Социализм – коллективистская идеология. Она сформировалась как интернациональная идеология трудящихся в их борьбе с буржуазией за большую долю производимого национального продукта. Известны многие социалистические течения – от конформистского лейборизма до таких радикальных форм, как троцкизм и маоизм.
Социализм как политическая идеология исторически связан с многовековыми чаяниями масс об обществе социальной справедливости, солидарности, социальной защиты личности. Ориентируется на создание достойных человеческих условий труда и жизни, справедливое перераспределение доходов и социальный коллективизм. Подобные мечтания прослеживаются уже на ранних ступенях разделенного на классы человеческого общества в античном европейском мире, а также в Китае, Индии, в Северной Африке. Играют заметную роль в средние века, бросают мощный вызов либерализму и консерватизму в последней трети ХIХ и первой половине ХХ веков: азиатским способом производства или государственным капитализмом, бюрократическим капитализмом или «политаризмом», переходным обществом или просто тоталитаризмом.
М.Джилас называл советское общество «индустриальным феодализмом», а М.Восленский – «государственным феодализмом». Политолог О.Вите придумал термин «социальное промышленно-феодальное общество», социолог О.Шкаратан – термин «этакратизм».
Г.Шахназаров писал о «тотальной идеократии», а греческий советолог К.Косториадис – о «стратократии», то есть обществе, где правит «военщина». Философ П.Абовин-Егидес называет советскую власть господством элиты или «элитаризмом».
Концепция национальных интересов и приоритетов многими учеными рассматривается в качестве своеобразной «идеи-рамки», способной обеспечить консенсус между приверженцами различных идеологических убеждений и мировоззренческих ориентаций. По сфере влияния идеологии могут быть общественными, государственными, классовыми, этническими, партийными и т.д. Государственная идеология проявляет себя в сфере государственной политики, выражая общенациональные интересы. Она в обязательном порядке насаждается, навязывается государством, тогда как национальная идея принимается по доброй воле интеллигенции при поддержке государства и распространяется через общественные институты.
Общенациональные идеологии объединяют всех. Итак, во-первых, идеология есть совокупность идей, взглядов (политических, правовых, религиозных), выражающих коренные интересы определенных социальных групп, корпоративных объединений и классов. Идеология объединяет политические силы, и, по сути, определяет, какие идеи должны являться их политическими ориентирами. Во-вторых, идеология – призыв к преодолению тех или иных трудностей. Она раскрывает общие намерения политических групп или партий в виде программно-политических директив. В-третьих, она обогащает духовный потенциал политических сил и способствует внедрению нравственных устоев в деятельности политиков.
Региональная политика в РФ.