Правовые отношения — это особая юридическая связь между участниками социального общения, наделенными взаимно корреспондирующими (связанными) правами и юридическими обязанностями. 1 страница

Лекция 1. Основные понятия о государстве и праве.

План лекции:

1. Основные теории возникновения государства.

2. Государство и его основные признаки. Функции государства.

3. Форма государства. Механизм государства.

4. Понятие права. Источники права.

5. Правотворчество: понятие, основные принципы, видовые характеристики .

6. Нормативно-правовой акт: понятие и основные виды. Формы систематизации нормативно-правовых норм.

7. Структура нормы права. Система права.

Вопрос о сущности государства, его возникновении и закономерностях развития привлекал внимание многих ученых и мыслителей с древних времен. Ими были разработаны различные оригинальные теории возникновения государства, обогатившие мировую науку, внесшие определенный вклад в процесс познания человеком окружающего мира.

1. Теологическая теория (Фома Аквинский)довольно многоаспектна, что, несомненно, объясняется особыми историческими и материальными условиями существования различных государств как Древнего Востока, так и Древнего Запада (Греция, Рим). У древних народов политико-правовая мысль восходит к мифологическим истокам и развивает представление о том, что земные порядки есть часть общемировых, космических, имеющих божественное происхождение. В русле такого понимания и освещаются в мифах темы земной жизни людей, общественного и государственного строя, их взаимоотношения между собой, права и обязанности. Основная идея теологической теории — божественный первоисточник происхождения и сущности государства: вся власть от бога. Это придавало ей безусловную обязательность и святость.

2. Согласно патриархальной теории (Аристотель, Р. Фильмер) государство вырастает из семьи, в котором власть монарха олицетворяется с властью отца над членами его семьи, где есть соответствие между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой; государство — это обруч, скрепляющий своих членов на основе взаимного уважения и отеческой любви. Сторонники этой теории (Платон, Аристотель) определенно высказываются в пользу города-полиса, говорят о разделении труда между горожанами, что представляет собой афинскую идеализацию египетского кастового строя. Быт в государстве основан на началах справедливости, общности, равенства, коллективизма. «Никто не должен обладать никакой частной собственностью, если в этом нет крайней необходимости, не должно быть жилища или кладовой, куда не имел бы доступа любой желающий». Платон ~ противник крайностей богатства и бедности. Он тонко подмечает политическое значение имущественного расслоения общества, что ведет к государству бедных и богатых. Его идеалом является аристократическое государственное устройство.

3. Договорная теория (Г. Гроций, Ж.—Ж. Руссо, А. Радищев)происхождения государства получила распространение в более позднее время — во времена буржуазных революций XVII — XVIII веков. Согласно этой теории государство возникает в результате заключения общественного договора между людьми, находящимися в «естественном» состоянии, превращающего их в единое целое, в народ. На основе этого первичного договора создается гражданское общество и его политическая форма — государство. Последнее обеспечивает охрану частной собственности и безопасности заключивших договор индивидов. В последующем заключается вторичный договор о подчинении их определенному лицу, которому передается власть над ними, обязанному осуществлять ее в интересах народа. В противном случае народ имеет право на восстание.

4. Теория насилия. Одним из основателей и ведущим представителем социологического направления буржуазной теории государства и права второй половины XIX века был Л. Гумплович (1838 — 1909), профессор государственного права в Австрии, вице-президент Международного института социологии в Париже. Одним из сторонников этой теории был К.Каутский. Причину происхождения и основу политической власти и государства они видели не в экономических отношениях, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. Утверждалось, что в результате такого насилия образуется единство противоположных элементов государства: властвующих и подвластных, правящих и управляемых, господ и рабов, победителей и побежденных. Не божественное провидение, общественный договор или идея свободы, а столкновение враждебных племен, грубое превосходство силы, война, борьба, опустошение, словом, насилие, вот что приводит к образованию государства. Племя победителей подчиняет себе племя побежденных, присваивает всю их землю и затем принуждает побежденное племя систематически работать на себя, платить дань или подати. При любом случае такого завоевания возникают классы, но не вследствие раскола общины на различные подразделения, а в результате соединения двух общин, из которых одна делается господствующим, другая — угнетенным и эксплуатируемым классом, принудительный же аппарат, который создается победителями для управления побежденными, превращается в государство. Таким образом, согласно этой концепции, государство — «естественно» (то есть путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим. А это насилие и подчинение властвующим подвластных являются основой возникновения экономического господства. В результате войн племена превращаются в касты, сословия и классы. Завоеватели превращали покоренных в рабов, обратив их в «живые орудия». Однако сторонники теории насилия не способны объяснить, почему только на определенной стадии завоевания появляются частная собственность, классы и государство. Общеизвестно, что насилие лишь влияет на процесс образования государства (древние германцы), но само оно как таковое без соответствующих экономических предпосылок не может быть причиной его возникновения.

5. Органическая теория происхождения государства, крупнейшим представителем которой был Г. Спенсер, считает государство результатом органической эволюции, разновидностью которой является социальная эволюция. Подобно тому как в живой природе, полагал Г.Спенсер, выживают наиболее приспособленные, так и в обществе в процессе внешних войн и завоеваний происходит естественный отбор, который определяет появление правительств и дальнейшее функционирование государства в соответствии с законами органической эволюции.

6. Психологическая теория объясняет причины возникновения государства свойствами психики человека, его биопсихическими инстинктами и т.п. Известный русский ученый Л.И. Петражицкий исходил из якобы изначально присущей психике индивида потребности к повиновению, подчинению «выдающимся личностям». З. Фрейд — основатель психо-аналитического направления в буржуазной социологии — выводил необходимость создания государства из психики человека. Из существовавшей первоначально патриархальной орды появляется государство для подавления в дальнейшем агрессивных влечений человека.

Э.Дюркгейм в противовес индивидуально-психологической теории развивал взгляд на человека как прежде всего на общественное, а не биопсихологическое существо. Общество понимается как продукт не индивидуального, а коллективного сознания людей, в котором формируется идея социальной солидарности, для ее обеспечения создаются соответствующие государственно-правовые институты.

7. Классовая теория.Наиболее известной и распространенной теорией происхождения государства является классовая, разработанная основоположниками марксизма-ленинизма. С их точки зрения, государство и право существовали не всегда, они появились лишь на известной ступени развития человеческого общества, с разделением его на классы. Классовому обществу предшествовало существовавшее сотни тысяч лет первобытное общество, в котором не было ни классов, ни государственной власти, ни права. Ф.Энгельс в своей книге «Происхождение семьи, частной собственности и государства» показал, что развитие производительных сил и повышение производительности человеческого труда привели в конечном счете к появлению частной собственности, разложению первобытно-общинного строя, расколу общества на антагонистические классы и возникновению государства.

Важнейшим этапом на пути к государству явилась специализация производства, повлекшая за собой общественное разделение труда. Первым крупным общественным разделением труда стало отделение скотоводства от земледелия. Появление двух видов производства дает возможность осуществлять регулярный обмен, который в первую очередь развивается у кочевых народов, так как все их имущество находится, как отмечал К.Маркс, в подвижной, следовательно, непосредственно отчуждаемой форме, а образ их жизни постоянно приводит их в соприкосновение с чужими общинами и тем побуждает к обмену продуктов. Проникновение товарных отношений в общину способствует ее разложению, ибо обмен есть главное средство обособления индивидов, делает стадное существование ненужным.

Вторым крупным общественным разделением труда было отделение ремесла от земледелия. Внутри родовой организации постепенно складывается имущественная и производственная разобщенность, происходит значительное имущественное расслоение. Среди соплеменников появляются богатые и бедные.

В период господства присваивающей экономики не было заметно наличие избыточного прибавочного продукта, а с появлением скотоводства, земледелия, ремесла регулярный обмен становится просто необходимым, возникают в довольно значительном масштабе товарные отношения, для осуществления которых требуются люди, специально занимающиеся обменом продуктов между общинами. Это приводит к третьему крупному общественному разделению труда — появлению класса купцов, социального слоя людей, которые уже не участвуют непосредственно в процессе производства, а занимаются только обменом продуктов. Они становятся неустранимыми посредниками между производителями (земледельцами, скотоводами, ремесленниками) и извлекают при этом прибыль. Рост производительности труда с неизбежностью ведет к увеличению объема избыточного продукта, обусловившему появление частной собственности, что явилось материальным выражением обособленности членов рода.

Постепенный переход от парного брака к моногамному приводит к экономической самостоятельности отдельной семьи (familia), которая противостоит всему роду. Семья становится социальной формой материальной обособленности членов рода, ибо и частная собственность и наследство сосредоточиваются в рамках отдельной семьи. Рост производительности труда, переход в целом к производящей экономике, разложение ранее существовавших коллективных форм производства, распавшихся под влиянием совершенствования орудий труда и проникновения в общину товарных отношений, приводят к созданию предпосылок рабства.

На этом этапе первобытно-общинная организация начинает испытывать кризис власти, потому что она возникла и действовала в обществе, где индивидуальные и общественные интересы совпадали, были едиными. Возникновение частной собственности и имущественного неравенства приводит к расхождению этих интересов. Органы первобытно-общинного строя постепенно перерождаются в органы военной демократии для ведения войн с соседними племенами, для навязывания воли сильных, богатых членов рода или племени своим соплеменникам.

Развитие собственности у многих народов имело исходным пунктом общинную или племенную собственность, которая существовала повсеместно. Общая картина такова: по мере роста производительности труда накапливаются стада, которые вначале принадлежат всему племени, потом роду, затем отдельным патриархальным семьям; земля также сначала была общей собственностью, затем становится объектом пользования отдельных семей, закрепляется по наследству.

У разных народов возникновение частной собственности вызывало различные формы расслоения на богатых и бедных, эксплуататоров и эксплуатируемых, что привело к появлению противоположных классов, наличию непримиримых, антагонистических противоречий между ними. До определенного времени эти противоречия были неявными, не проявлялись в открытом столкновении. Но развитие производства сопровождается усилением эксплуатации чужого труда, приводит к острым непримиримым конфликтам внутри общества. В данных условиях родоплеменные связи теряют свое значение, органы родового строя оказываются неспособными урегулировать Общественные разногласия, возникающие в связи с частной собственностью. Поэтому появляется новая организация уже не всего общества, а только его части — собственников средств производства, для охраны сложившихся экономических отношений имущественного неравенства. Общественное разделение труда и повышение его производительности повлекли за собой разрушение рода. Частная собственность семьи стала вытеснять коллективную собственность рода, причем наследование стало закрепляться только за законными детьми — по отцовской линии. Поскольку человек стал производить больше, чем было необходимо для поддержания его жизни, появилась возможность присваивать своеобразный «излишек» — прибавочный продукт его труда. Пленных, захваченных в бесконечных межплеменных войнах, теперь уже не убивали, a порабощали, превращали в рабов.

Так произошло исторически первое разделение людей на классы — свободных и рабов, эксплуататоров и эксплуатируемых. Иными словами, возникло классовое общество.

Для периода становления классового общества характерна была такая организация общественной власти, как «военная демократия». Эта организация выросла из общественной власти родового строя и явилась особой и исторически последней формой древнего народоправства.

С увеличением численности населения, объединением родственных племен в крупные племенные союзы, на основе которых постепенно складываются народности, формируется и система органов «военной демократии»: военный вождь племенного союза (базилевс, рекс, король, князь), совет вождей, народное собрание. С завершением формирования классового общества организация общественной власти, основывавшейся на кровнородственных связях, даже и в форме «военной демократии» оказалась бессильной перед антагонистическими классовыми противоречиями. Необходимо было такое учреждение, которое могло бы защитить интересы класса эксплуататоров их частную собственность, эффективно подавлять сопротивление эксплуатации большинства общества. Этим учреждением и явилось государство.

Таким образом, общество создает себе орган для защиты своих интересов от внутренних и внешних нападений. Государство возникает и развивается как особый институт, который никоим образом не представляет собой силы, извне навязанной обществу. Возникновение государства — это приспособление общества к новым условиям, которое не устраняет того, что произошло в производстве (т.е. в экономике), а наоборот, служит тому, чтобы новые экономические отношения частной собственности сохранялись, поддерживались, развивались. Экономические отношения — базис, причина всех трансформаций, протекающих в надстройке, к которой относится и государство.

Государство есть особая организация политических сил, находящихся у власти, содействующих осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории. Государство отличается от родоплеменной организации следующими признаками:

1. Публичной властью, не совпадающей со всем населением, обособленной от него. Особенность публичной власти в государстве состоит в том, что она принадлежит лишь экономически господствующему классу, является политической властью. Эта публичная власть опирается на особые отряды вооруженных людей — первоначально на дружины монарха, а в дальнейшем — армию, полицию, тюрьмы и другие принудительные учреждения; наконец, на чиновников, специально занятых управлением людьми, подчинением последних воле экономически господствующего класса.

2. Возможностью взимать с населения средства для собственного содержания. Налоги собираются с населения на содержание публичной власти и ее аппарата (чиновников, армии, полиции, тюрем и т.д.), которые были неизвестны родовому строю.

3. Разделением подданных не по кровнородственному, а по территориальному признаку. Вокруг укрепленных поселений монархов или вождей, под защитой их стен селилось торгово-ремесленное население, росли города. Здесь же селилась и богатая наследственная знать. Именно в городах, прежде всего, люди связаны были не кровнородственными, а соседскими отношениями. С течением времени кровнородственные связи заменяются соседскими и в сельской местности.

4. Право.

5. Суверенитет.

6. Наличие аппарата принуждения и монополия на легальное применение силы.

7. Устойчивые правовые связи с населением (гражданство, подданство).

8. Монополия на официальное представительство всего общества в общемировом пространстве.

9. Наличие государственных символов.

Причины и основные закономерности образования государства были едиными для всех народов нашей планеты. Однако в разных регионах мира, у разных народов процесс образования государства имел свои особенности, подчас весьма существенные. Они были связаны с географической средой, конкретными историческими условиями, в которых создавались те или иные государства.

Классической формой является возникновение государства в силу действия только внутренних факторов развития данного общества, расслоения на антагонистические классы. Данную форму можно рассмотреть на примере Афинского государства. Возникновение государства у афинян является в высшей степени типичным примером образования государства вообще, потому что оно, с одной стороны, происходит в чистом виде, без всякого насильственного вмешательства, внешнего или внутреннего, с другой стороны, потому, что в данном случае весьма высоко развитая форма государства — демократическая республика — возникает непосредственно из родового строя, и, наконец, потому, что нам достаточно хорошо известны все существенные подробности образования этого государства. В Риме родовое общество превращается в замкнутую аристократию, окруженную многочисленным, стоящим вне этого общества, бесправным, но несущим обязанности плебсом; победа плебса взрывает старый родовой строй и на его развалинах воздвигает государство, в котором скоро совершенно растворяются и родовая аристократия, и плебс. У германских победителей Римской империи государство возникает как непосредственный результат завоевания обширных чужих территорий, для господства над которыми родовой строй не дает никаких средств. Следовательно, нередко процесс формирования государства «подталкивается», ускоряется внешними для данного общества факторами, например войной с соседними племенами или уже существующими государствами. В результате завоевания германскими племенами обширных территорий рабовладельческой Римской империи родоплеменная организация победителей, находившаяся на стадии военной демократии, быстро переродилась в феодальное государство.

Типы государств: различают два основных подхода в учении о типах государства, которые взаимно дополняют друг друга. Типология государства — это его классификация, предназначенная для разделения всех государств на определенные группы, дающие возможность раскрыть их социальную сущность.

1.Формационный(рабовладельческие, феодальные, капиталистические, социалистические государства). Главный критерий — социально-экономические признаки. Тип производственных отношений (базис) определяет надстройку (государство).

2. Цивилизационный (А.Тойнби, О. Шпенглер, М. Вебер). В основе лежат духовные признаки — культурные, религиозные, национальные, психологические. Выделяют цивилизации: египетскую, арабскую, китайскую, западную, православную, иранскую и т.д.

Государство и общество понятия не однозначные. Государство — важнейшее, но не единственное звено в системе политической организации общества: в него входят также партии и другие организации. Однако именно государству принадлежит высшая власть в обществе (суверенность государственной власти), что означает ее независимость и самостоятельность от кого бы то ни было в решении вопросов внутренней и внешней жизни.

Государство — важнейший орган политической власти в любом обществе. Государственная власть — это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.Характер и цели государства определяются в конечном счете экономическим строем общества; как политическая надстройка над базисом государство играет важную роль в жизни общества, оказывая, в частности, обратное воздействие и на ход экономического развития. Верховенство государственной власти конкретно выражается в универсальности (ее властная сила распространяется на все население и общественные организации данной страны), прерогативах(государственная власть может отменить любое проявление всякой другой общественной власти), а также в наличии таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагает (например, монополия законодательства, правосудие).

Под функциями государства подразумеваются основные направления (стороны, виды) деятельности государства по решению стоящих перед ним целей и задач. В функциях государства выражаются его сущность и социальное назначение, цели и задачи. Функции не могут реализоваться внутри самой государственной организации: они реализуются в воздействии на общественные отношения. Возникнув как продукт общества, государство становится по отношению к нему управляющей системой, деятельной силой, воздействующей на все важнейшие процессы, происходящие в нем. Государство ни в коем случае не есть нечто инертное, оно всегда действует и действует очень энергично. Это активное, деятельное начало является способом его существования. Оно задано самой природой государства, его сущностью.

1. Политологи и государствоведы традиционно выделяют политическую, экономическую и социальную функции государства. Современная трактовка функционирования государственно-организованного общества свидетельствует о том, что в деятельности государства присутствуют как классовые (это понятие в данном конкретном случае используется как политическая власть определенной группы людей, обладающих ею), так и общесоциальные начала. Если государство представляет собой политическую организацию экономически господствующего класса, общество носит ярко выраженную классовую структуру, где отдельные его части противостоят друг другу в силу различного отношения к средствам производства, то функционирование государства посвящено преимущественно охране интересов господствующего или доминирующего (по признаку собственности) класса. Вместе с тем, государство как официальный представитель общества и управляющая система не может не осуществлять и общесоциальную деятельность, призванную поддерживать необходимые условия существования цивилизованного человеческого общежития (организация транспорта, связи, просвещения, здравоохранения и т.п.). Деятельность государства по решению как сугубо классовых задач, так и по выполнению общих дел, вытекающих из природы общества, настолько разнообразна, что практически невозможно перечислить все ее конкретные проявления. Однако имеются такие основные направления деятельности государства, в которых проявляется его сущность и социальное назначение. Эти направления называются основными функциями государства. Многообразная деятельность по решению как сугубо классовых задач, так и по выполнению общих дел, вытекающих из природы общества, в различных основных функциях государства проявляется по-разному. Одни из них имеют своей целью решение исключительно узкоклассовых задач. К числу таковых относится, например, функция подавления политических противников, осуществляемая всеми недемократическими режимами. Другие функции государства направлены на выполнение с позиций и в интересах господствующих политических сил общих дел, вытекающих из природы общества. К их числу относится, например, функция экономического регулирования, которая в той или иной степени и форме также присуща всем типам государства. Подводя итог вышесказанному, можно с уверенностью сказать, что любое государство осуществляет общесоциальную деятельность, выступает представителем интересов всего общества, всех классов, социальных групп и слоев населения.

2. В зависимости от значимости различают функции основные и дополнительные(к последним можно отнести, например, охрану окружающей среды, которая является составляющей экономической и социальной функций).

3. В зависимости от сферы осуществления различают функции внутренние и внешние государства. К основным внутренним следует отнести экономическую, политическую и социальную. К основным внешним — оборона, обеспечение международного мира и сотрудничества.

Для осуществления функций государства создается государственный механизм,который можно назвать «государственной властью» или «публичной властью».

Механизм государства представляет собой систему государственных организаций, посредством которых реализуется государственная власть, обеспечивается государственное руководство обществом.

Механизм государства обладает следующими свойствами:

1. Он состоит из особой группы людей, которая выделилась из общества и занимается только тем, или почти только тем, или главным образом тем, что управляет.

2. Образующие его государственные органы иерархически соподчинены друг с другом. Обособление отдельных звеньев механизма и превращение их в доминирующую силу сами по себе являются показателем кризиса политической власти, который периодически испытывают государства.

3. Каждый орган обладает властными, обязательными для всех полномочиями. Выступая от собственного имени, государственный орган действует как орган государственного властвования.

4. Обязательно наличие организационных и материальных орудий принуждения.

В структуру механизма государства входят государственный аппарат, государственные учреждения и государственные предприятия.

Государственный аппарат — это часть механизма государства, представляющая собой совокупность государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти. Для осуществления функций государства создается специальный государственный аппарат. Он представляет собой сложную систему государственных органов, которые характеризуются наличием властных государственных полномочий и имеют определенную структуру. Каждый орган государства наделяется компетенцией — установленным законом кругом (объемом) прав и обязанностей.

К органам государства относятся: органы государственной власти, управления, дипломатические органы, суда и прокуратуры. Механизм государства, помимо органов государства, включает вооруженные силы в виде постоянной армии. Она используется как для осуществления внешних функций, так и для подавления антиправительственных и антиобщественных выступлений.

Государственные учреждения — это такие государственные организации, которые осуществляют непосредственную, практическую деятельность по выполнению функций государства в различных сферах: экономической, социальной, культурной, охранительной и т.п. Очень часто считают, что государственные учреждения осуществляют социально-культурные функции в сфере науки, образования, здравоохранения.

Государственные предприятия учреждаются для осуществления хозяйственной деятельности в целях производства продукции, либо ее обеспечения, выполнения различных работ и оказания многочисленных услуг для удовлетворения потребностей общества, частных лиц, извлечения прибыли.

Государственный аппарат специально предназначается для осуществления государственной власти, на его структуру и принципы формирования оказывали и оказывают влияние различные факторы экономического, политического, исторического, религиозного и иного характера, причем сущностные или функциональные изменения с неизбежностью требуют совершенствования государственного аппарата, появления новых органов государства.

Форма государства — это совокупность существенных способов (сторон) организации, устройства и осуществления государственной власти, выражающих его сущность. Форма государства как объективная реальность и как понятие включает в себя три стороны, характеризующие ее свойства:

— форму правления, структурно отражающую способы организации государственной власти, включая порядок ее образования;

— форму государственного устройства — совокупность способов организации государственной власти с учетом внутреннего деления государства на части (в пределах его территории), взаимоотношений органов государства и его частей между собой;

— политический режим (государственный режим) — совокупность приемов и методов осуществления государственной власти и их организационно-политическое воплощение в государственном строе. Все три стороны (свойства) формы государства составляют органическое единство. Это не три формы, а три аспекта единой формы государства, которые в каждом конкретном случае принимают неповторимый облик. И все же ведущая, доминирующая роль принадлежит политическому (государственному) режиму, поскольку он имеет решающее влияние на две другие стороны формы государства и является для них наиболее общей политической предпосылкой. Любые изменения в методах осуществления государственной власти — в сторону ли демократии или, наоборот, автократии — неизбежно отражаются на форме правления и (хотя и в меньшей степени) на форме государственного устройства. Форма правления — это один из элементов формы государства.

Наши рекомендации