Консерватизм и его модификации.

Консерватизм (от лат. conservare — охранять, сохранять) —

идейно-политическое течение, выдвигающее в качестве ос-

новных требований сохранение и поддержание исторически

сформировавшихся форм политической и общественной жиз-

ни, в первую очередь ее правовых и нравственных устоев, ле-

жащих в основе семьи, религии, собственности.

Зарождение консерватизма обычно связывают с публика-

цией в 1790 г. работы английского политического мыслителя

Э.Берка «Размышления о революции во Франции». Главная

проблема его сочинения — вопрос о том, почему английская

революция 1640 г. породила в обществе свободу, а французская — выродилась

в неслыханную тиранию. Другими видными представителями консерватизма вы-

ступают католические богословы Ж. де Местр («Исследование Франции», «Замет-

ки о суверенитете», «О происхождении политических конституций»), Луи де Бо-

нальд («Теория политической и религиозной власти») и швейцарский политиче-

ский деятель и писатель Э. Галлер.Политическими идеалами консерватизма являются сильное государство,четкая политическая стратификация, согласно которой

власть принадлежит элите, а свободы трактуются как подчи нение

власти и лояльность ей. Консерватизм возник не как идеология новых

классов, а, наоборот, как реакция на новые уел о в и яуходащих

с исторической сцены классов, в частности аристократии.Сегодня сторонники идеологии консерватизма видят его преимущество в том,что, сохраняя свое идейно-ценностное ядро и принимая различные модификации(либеральный консерватизм, религиозный консерватизм, элитарный консерва-

тизм), он способен интегрировать в себя новые идеи (социальные, технологиче-

ские и т. д.) и дать ответы на основные вызовы современности.Однако следует отметить, что классический консерватизм смог

трансформироваться в такие .уникальные формы неоконсерватизма,

как рейганизм (США) и тэтчеризм (АнглияЬ которые очень далеко

ушли от первоначальной идеи. Во-первыХ^рроизошла заметная эволюция

консерватизма в сторону признания приоритета прав и свобод

отдельной личности, существенного ограничения экономических и

социальных функций государства, что на практике выразилось в приватизации

государственной собственности и сокращении социальных

программ. Во-вторых, введение доктринальных новшеств сделало

неоконсерватизм идеологией широких слоев ≪среднего класса≫ западного

общества.

Исторической заслугой неоконсерватизма явилось то, что он оказался

способным сформулировать и предложить решение актуальных

проблем, вызванных экономическим спадом 70-х годов ХХв., когда

потребовались структурная перестройка экономики, отвечавшая запросам

нового этапа технологической революции, и формирование

новой системы стимулов взамен традиционной, ориентированной

на рост уровня жизни. Новые мотивации, значимые для работника,

были связаны с ростом качества жизни, создания новых форм самореализации

личности.

10.Социал-демократизм: история и современность.

Социал-демократическая идеология пытается соединить представления об об-

ществе социальной справедливости с рядом либеральных идей и представлений,

исходит из приоритета социальной справедливости и равенства граждан незави-

симо от их общественного положения. При этом одним из основных принципов

является принцип сохранения гражданского мира.Социал-демократия первоначально разделяла важнейшие установки марксизма

на ликвидацию капитализма и коренное переустройство общества на началах дик-

татуры пролетариата, обобществления средств производства, всеобщего равенст-

ва и т. д. Некоторые члены этих партий поддерживали идею марксистов о револю-

ционном пути ликвидации капитализма и переходе к социализму. Но в реальной

жизни получилось так, что социал-демократия в целом признала существующие

общественно-политические институты и общепринятые правила политической

игры. Партии социал-демократической ориентации институционализировались,

стали парламентскими партиями. С этой точки зрения всю последующую исто

рию социал-демократии можно рассматривать так же и как историю постепенного

отхода от марксизма. Реальная практика заставила руководителей социал-демо-

кратии убедиться в бесперспективности революционного перехода от старой об-

щественной системы к новой, в необходимости трансформировать, усовершенст-

вовать ее эволюционным путем.В экономической и политической борьбе той минувшей эпохи они убедились,что многие требования рабочего класса можно реализовать мирными средствами,

в процессе повседневных и постепенных перемен.

Чуть ли не все социалистические и социал-демократические партии ставили

своей целью «разрыв с капитализмом». Их программы конца XIX — начала XX в.

не были революционными в полном смысле этого слова, хотя и содержали извест-

ный набор радикальных лозунгов.

Стержнем социал-демократического движения выступает концепция демокра-

тического социализма. Первоначально по этому вопросу развернулись довольно

острые споры, в которых оппоненты этой идеи приводили главный аргумент, что

социализм не может быть недемократическим. Но история распорядилась по-

иному, показав, что наряду с демократическим бывают нацистский, большевист-

ский и иные варианты тоталитарного социализма.

Суть современного социал-демократического движения вообще и демократи-

ческого социализма в частности наиболее емко и лаконично выражена в Годес-

бергской программе, в которой в качестве «основных целей социалистического

стремления провозглашены свобода, справедливость и солидарность.

Центральное место в построениях демократического социализма занимает сво-

бода. В трактовке Годесбергской программы свобода означает самоопределение

каждого человека. Свобода, игнорирующая равные права для всех людей может

выродиться в произвол. Равенство придает смысл свободе, которая действительна

для всех людей. Равные права индивида на самоопределение, на признание его ин-

тересов составляют содержание справедливости. Иначе говоря, свобода и равен-

ство обусловливают друг друга. Справедливость представляет собой равную для

всех свободу.

По мнению приверженцев демократического социализма, свобода для самовы-

ражения достижима лишь в том случае, если понимать ее не только как индивиду-

альную, но и как общественную свободу. Свобода отдельного индивида может

реализоваться только в свободном обществе, и наоборот, не может быть свободно-

го общества без свободы отдельного индивида.Политика государства направлена на то, чтобы подтянуть уровень жизни не-

имущих слоев населения к уровню жизни имущих слоев населения. Государство

обязано обеспечить условия для полной занятости и содержать развитую систему

социального обеспечения. В идеале цель состоит в сокращении социального не-

равенства путем предоставления социальных услуг в важнейших сферах жизни.

К этим услугам относятся: система семейных пособий на детей; бесплатное школь-

ное образование; обеспечение в старости; пособие по безработице; обеспечение

жильем и т. д.

Наши рекомендации