Русская общественно-политическая мысль как оригинальное

образование мировой политической науки в своем развитии прошла

пять этапов:

Третий этап (вторая четверть XIX в. - октябрь 1917 г.). Нача-

ло ему положило восстание декабристов. Основные идеи этого этапа:

обоснование революционных планов коренного преобразования госу-

дарственного строя в России; критика деспотизма в организации

государственной власти; необходимость конституционной монар-

хии, разделения властей, правового государства; поиск путей разви-

тия (самобытный и общеевропейский) государства.

Наиболее видными мыслителями этого этапа были: предста-

вители идеологии либерализма Н.С.Мордвинов (1754-1845 гг.) и

Н.Н.Сперанский (1772-1839 гг.); идеологи декабристов

Н.М.Муравьев (1795-1843 гг.) и радикал П.И.Пестель (1793-1826

гг.)В «Русской правде» Пестель выдвигал требования ликвидации

крепостного права и самодержавия, провозглашение России республикой, свобо-

ды печати и вероисповедания. Пестель считал возможным сосуществование об-

щественной и частной собственности на землю. Равенство перед законом подкре-

пляется равенством социальным, которое обеспечивается равными экономиче-

скими возможностями и мерами против неумеренного обогащения. Можно сказать,

что пестелевские идеи предваряли русский социализм, они заложили основу кон-

цепции «общинного социализма», сформулированной революционерами-демо-

кратами и народниками.; представители российского революционного демократизма:

А.И.Герцен (1812-1870 гг.), В.Г.Белинский (1811-1848 гг.),

Н.Г.Чернышевский (1828-1889 гг.); народники М.А.Бакунин (1814-

1876 гг.), П.Л.Лавров (1828-1900 гг.), П.Н.Ткачев (1844-1885 гг.),

Г.В.Плеханов (1856-1918 гг.) и др.

Событием в развитии политической мысли Рос-

сии первой половины XIX в. стала публикация в жур-

нале «Телескоп» (1836) первого письма из сочинения П. Я. Чаадаева (1794-1856)

«Философические письма». Чаадаев резко критически оценивал прошлое и на-

стоящее России. Согласно предложенной им концепции, Россия, приняв христи-

анство в византийской (православной) форме, оказалась оторванной от истинно-

го живительного христианства (католицизма) и замкнулась в своей религиозной

обособленности. Отсюда следовало, что для России не существует иного пути раз-

вития, кроме западноевропейского. В то же время Чаадаев верил в особую миссию

страны: по его мнению, Россия существует для того, чтобы «преподать великий

урок миру».Б. Н. Чичерин (1828-1904)— один из основоположников политической науки

в России, автор «Истории политических учений». Чичерина интересовал широ-

кий круг проблем: происхождение и сущность государства; формы государствен-

ного устройства; представительные учреждения и их место в системе государст-

венных структур; роль личности в истории; соотношение центральной и местной

властей, власти и политики с моралью и др. В своих публицистических работах

второй половины 50-х гг. XIX в. Чичерин изложил программу практических дейст-

вий, которая сводилась к требованиям отмены крепостного права, невмешательст-

ва государства в экономику, свободы частного предпринимательства, обеспечения

минимальных гражданских и политических свобод, перехода от самодержавия к

конституционной монархии.

Четвертый этап (октябрь 1917 г. - начало 90-х гг. ХХ в.),

коммунистический. После революции октября 1917 года и установле-

ния советской власти в России российская политическая наука разви-

валась только в одном направлении – теории марксизм-ленинизм.

Наиболее видными мыслителями этого этапа были В.Ленин,

И.Сталин и др. Политическая наука превратилась в наукообразный

официоз, идеологическое обеспечение политики ВКП(б) - КПСС. В

рамках научного коммунизма рассматривались некоторые вопросы

политической теории, но споры носили в основном схоластический и

ограниченный классовый характер.

Пятый этап (начало 90-х годов XX-го в. по н.в.). Этап озна-

менован началом в России своеобразного ренессанса классической и

неоклассической политической мысли.

Таким образом, на всех этапах российской истории политиче-

ских учений каждая из политических доктрин несла на себе четкий

отпечаток конкретно-исторических условий страны и эпохи, полити-

ческих симпатий и антипатий автора доктрины и его единомышлен-

ников. Поэтому содержавшиеся в доктринах конкретные политиче

ские программы были преходящими и в новых исторических услови-

ях сменялись другими политическими требованиями, ориентирован-

ными на новые идеалы.

Наши рекомендации