Политические учения Древней Греции и Древнего Рима
Характерные черты политических учений этого этапа: посте-
пенное освобождение политических взглядов от мифологической
формы; становление их как относительно самостоятельной части
философии; всесторонний анализ устройства государства, класси-
фикация его форм; поиск и определение идеальной формы правления.
Ведущие мыслители этого периода: Сократ, Платон, Аристотель, Лукре-
ций, Цицерон и др.Сократ (469-399 гг. до н.э.), древнегреческий философ, стре-
мился восстановить духовное единство полиса на основе справедли-
вости и добродетели и отстаивал принцип компетентного правления,
согласно которому править должны знающие. Исходя из нравствен-
но-разумной основы государства, он заложил традицию разделения
форм правления на правильные (монархию, аристократию и демокра-
тию) и неправильные (тиранию, олигархию, охлократию).
Платон (427-347 гг. до н.э.), древнегреческий философ, автор
диалогов «Государство» и «Законы», публично высказывал следую-
щие идеи: государство возникло из-за многообразия материальных
потребностей человека и невозможности их удовлетворения в оди-
ночку; залог стабильности государства - разделение труда по склон-
ности души; управлять государством должно сословие философов,
специально подготовленных для этой миссии; сословие стражей
должно защищать государство; землевладельцы и ремесленники -
третье сословие - должны добросовестно трудиться на благо государ-
ства; переход из одного сословия в другой недопустим, ибо это нано-
сит вред государству.
Аристотель (384-322 гг. до н.э.), древнегреческий философ, в
своих трактатах («Политика» и др.): выдвинул предположение о ес-
тественном происхождении государства; назвал человека политиче-
ским существом; классифицировал формы государственного устрой-
ства по числу властвующих; выделил: правильные формы государст-
венного правления (монархия, аристократия, полития), при которых
целью политики является общее благо и неправильные формы (тира-
ния, олигархия, демократия), где преследуются лишь собственные
интересы и цели власть имущих; залогом стабильности государства
считал наличие в обществе большого слоя среднеобеспеченных граж-
дан; высказывал идею верховенства закона.
Цицерон (106-43 гг. до н.э.), древнеримский политик и фило-
соф, автор диалогов «О государстве» и «О законах», рассматривал
государство как дело, достояние народа, причем народ, по его мне-
нию, не любое собрание людей, а «соединение многих людей, связан-
ных между собой согласием в вопросах права и общностью интере-
сов».Воплощением природной справедливости Цицерон считал го-
сударство, которое он трактовал как достояние народа, возникшее в
результате стремления людей к личной и имущественной безопасно-
сти, а также достижения ими согласия в вопросах общности интере-
сов и права.Цицерон выделял три формы правления государством – цар-
скую власть, аристократию (власть оптиматов) и демократию
(власть народа). При этом наилучшим он считал государство, обла-
дающее смешанной конституцией, которая образуется путем равно-
мерного смешения положительных свойств всех трех простых форм
правления.
В силу целого ряда причин (исторических и геополитических) Киевское государ-
ство(IX-XII вв.) отставало в своем развитии от стран Западной Европы.В древнерусских лето-
писных трактатах и литературных произведениях нашли свое отражение важней-
шие политические проблемы, волновавшие современников: происхождение го-
сударства и великокняжеской династии (обосновывалась законность варяжской
династии Рюриковичей), укрепление единства всех восточнославянских земель
(княжеские междоусобицы наносили государству значительный урон), суть вели-
кокняжеской власти (она должна быть сильной, но доброжелательной), взаимоот-
ношения церкви и государства.Древнейшие литературные памятники Руси, где политическая мысль своего времени нашла наиболее яркое отражение, — древнерусские летописи и жития
древнерусских святых (среди них особо следует выделить Бориса и Глеба, а так-
же Сергия Радонежского) «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона,
«Русская Правда» Ярослава Мудрого, «Поучение» Владимира Мономаха, а также
«Моление» Даниила Заточника. Поиски смысла исторического бытия русского
народа и государства уже тогда становятся предметом «древнего любомудрия».
К сочинениям такого рода следует отнести «Слово о законе и благодати» митро-
полита Илариона (ок. 1050). Хотя трактат выдержан в богословском духе того
времени, в нем впервые ставится вопрос о мессианской роли «свежего» русского
народа, на который через акт крещения снизошла божественная благодать.