Тема: Медицина Древней Греции и Древнего Рима

Знать:

– основные этапы и важнейшие черты и достижения медицины Древней Греции и Древнего Рима;

– систему подготовки врачей в Древней Греции и Древнем Риме;

– вклад врачевателей древних цивилизаций в медицину.

Уметь:

– анализировать исторический материал;

– грамотно вести научную дискуссию по важнейшим вопросам медицины древних цивилизаций (Древней Греции и Древнего Рима);

– использовать в своей врачебной деятельности и общении с пациентами знания по истории медицины и врачебной этике.

  Контрольные вопросы
1. Древняя Греция. Общая характеристика греческой медицины.
2. Храмовая медицина. Асклепейоны.
3. Светская медицина. Медицинские школы: Сицилийская школа; Книдская и Косская школы.
4. Гиппократ: его идеи и практическая деятельность.
5. Педиатрические представления античного мира по работам Гиппократа «О семени и природе ребенка», «О здоровом образе жизни», «О природе человека». Внимание Гиппократа к заболеваниям новорожденных и грудных детей. Описание «свинки» в работе Гиппократа «Об эпидемиях».
6. Древнегреческая медицина после Гиппократа. Александрийская школа. Деятельность Герофила и Эразистрата.
7. Древний Рим. Медицина и врачевание в древнеримском пантеоне. Институт архиатров. Государственные и частные медицинские школы.
8. Становление военно-медицинского дела.
9. Асклепиад и методическая школа. Развитие энциклопедического знания (А.К.Цельс, Плиний Старший, Диоскорид).
10. Гален и его учение.
11. Соран Эфесский и его учение о родовспоможении, гинекологии и болезнях детского возраста.
  Темы реферативных сообщений
1. Гиппократ: его идеи и практическая деятельность.
2. Гален и его учение.
3. Соран Эфесский и его учение о родовспоможении, гинекологии и болезнях детского возраста.

Основная литература:

1. Лисицын Ю.П. История медицины – М. ГЭОТАР – МЕД, 2004. – 400с.

Дополнительная литература:

1. Мирский, М.Б. История медицины и хирургии [Текст] : учебное пособие для студ. мед. вузов / М. Б. Мирский. - М.: Гэотар Медиа, 2010. - 525 с. + 1 эл. опт. диск (CD-ROM).

2. Лисицын, Ю.П. История медицины. Краткий курс [Текст] : учебник для студ. мед. вузов рек. Центр. УМК МЗ РФ / Ю. П. Лисицын. - М.: Гэотар Медиа, 2010. - 304 с.

3. Сточик, А.М. Избранные лекции по курсу истории медицины и культурологии [Текст] : курс лекций / А. М. Сточик. - М.: МГП "ЭРУС", 1991 - Вып. 1: Становление человека и человеческого общества; Возникновение медицины: курс лекций. - 1991. - 29 с.

4. Сорокина, Т.С. Атлас истории медицины [Текст] : Первобытное общество. Древний мир.: учеб. пособие / Т. С. Сорокина. - 2-е изд., переработ, и дополн. - М.: Изд-во Ун-та дружбы народов, 1987. - 166 с.

5. Петров, Б. Д. От Гиппократа до Семашко [Текст] : преемственность идей (очерки и портреты) : [монография] / Б. Д. Петров. - М.: Медицина, 1990. - 168 с.

6. Гиппократ. Этика и общая медицина [Текст] : научное издание / Гиппократ ; пер. с древнегр. В. И. Руднева; под ред. С. Ю. Трохачева. - СПб. : Азбука, 2001. - 352 с.

Тестовый контроль

1. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ О ВРАЧЕВАНИИ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

1) литературные памятники («Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Гиппократов сборник»), данные археологии, этнографии

2) тексты на стенах пирамид, трактаты на папирусных свитках, памятники материальной культуры, описания античных авторов

3) древние литературные памятники («Веды», «Предписания Ману»), данные археологии и этнографии, вещественные памятники, народный эпос

4) памятники медицинской письменности, данные археологии, этнографии, памятники материальной культуры

2. ВРАЧЕВАТЕЛИ ДРЕВНЕГО РИМА:

1) Герофил, Эразистрат

2) Авл Корнелий Цельс, Асклепиад, Клавдий Гален

3) Пифагор, Гиппократ

4) Си цы чжуань, Ван-шухэ, Нэй цзин

3. ПОМЕЩЕНИЯ ПРИ ХРАМАХ, ГДЕ ПРОВОДИЛОСЬ ЛЕЧЕНИЕ:

1) атрейях

2) асклепион

3) палата для больных

4) валетудинарий

4. ЧЬИМ УЧЕНИКОМ БЫЛ ГИППОКРАТ?

1) Аристотель

2) Диоген

3) Демотокрит

4) Сократ

5. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВРАЧЕВАНИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

1) методы обследования больного: осмотр кожных покровов, определение общего состояния и настроения больного, выслушивание звуков, возникающих в теле человека, определение его запахов, опрос, исследование пульса, давление на активные точки

2) колодцы, канализационная система, купальни, бани, бассейны, четкая планировка городов, высокое развитие оперативных технологий и родовспоможения, врачебные школы при храмах

3) бальзамирование трупов и первичное накопление сведений о строении человеческого тела, оперативное врачевание, гигиенические традиции и санитарное благоустройство древних городов (водопроводы и водоотводы)

4) храмовое врачевание, лечебницы, врачебные школы, открытие двух сторон в строении и деятельности человека: телосложение (физический склад) и темперамент (психический склад)

6. ЛОЗУНГ АСКЛЕПИАДА.

1) «Лечить безопасно, быстро, приятно»

2) «Подобное лечить подобным»

3) «Лечить у постели больног»

4) «Не навреди»

7. ЭМБЛЕМА МЕДИЦИНЫ «ЧАША СО ЗМЕЕЙ» ПОЯВИЛАСЬ

1) в Древнем Риме

2) в Древней Греции

3) в Древней Индии

4) в Древнем Китае

8. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ О МЕДИЦИНЕ ДРЕВНЕГО РИМА

1) литературные памятники, данные археологии и этнографии, вещественные источники.

2) тексты на стенах пирамид, трактаты на папирусных свитках, памятники материальной культуры, описания античных авторов

3) литературные памятники («Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Гиппократов сборник»), данные археологии, этнографии

4) древние литературные памятники («Веды», «Предписания Ману»), данные археологии и этнографии, вещественные памятники, народный эпос

9. КТО ВПЕРВЫЕ ОПИСАЛ 4 ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА У ЛЮДЕЙ

1) Абу -али -Ибн -Сина

2) Гиппократ

3) Герофил

4) Эразистрат

10. АМБУЛАТОРНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НА ДОМУ У ВРАЧА:

1) палата для больных

2) асклепион

3) атрейях

4) валетудинарий

11. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВРАЧЕВАНИЯ В ДРЕВНЕМ РИМЕ

1) внимание к мероприятиям санитарного характера, появление врачей-профессионалов, элементы государственной регламентации врачебной деятельности и медицинского дела

2) бальзамирование трупов и первичное накопление сведений о строении человеческого тела, оперативное врачевание, гигиенические традиции и санитарное благоустройство древних городов (водопроводы и водоотводы)

3) храмовое врачевание, лечебницы, врачебные школы, открытие двух сторон в строении и деятельности человека: телосложение (физический склад) и темперамент (психический склад)

4) колодцы, канализационная система, купальни, бани, бассейны, четкая планировка городов, высокое развитие оперативных технологий и родовспоможения, врачебные школы при храмах

12. КТО В ГРЕЧЕСКОЙ МИФОЛОГИИ ЯВЛЯЕТСЯ БОГОМ - ИСЦЕЛИТЕЛЕМ

1) Зевс;

2) Посейдон;

3) Аполлон;

4) Асклепий.

13. В ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО РИМА ВЫДЕЛЯЮТ 3 ПЕРИОДА:

1) становление, период республики, период классический

2) период хараппский, период ведийский, период классический

3) становление, расцвет, разложение

4) царский, период республики, период империи

14. В КАКОМ ВЕКЕ НАЧАЛСЯ ПЕРИОД ГРЕЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ?

1) в 7 в. до н.э.

2) в 8 в. до н.э.

3) в 6 в. до н.э

4) в 6 в. н.э.

15. КТО СОСТАВИЛ СВОД ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ИЗ ТРАКТАТА «О МЕДИЦИНЕ»?

1) Асклепиад

2) Клавдий Гален

3) Герофил

4) Авл Корнелий Цельс

Занятие 4

Наши рекомендации