Полтитология как наука: цели, методы функции. Соотношение и взаимосвязь политологии с другими гуманитарными и социальными науками. Прикладная политология.
Политические знания Древнего мира: Конфуций, Платон, Аристотель.
Политическая мысль античной Греции и Рима развивалась в принципиально иных условиях, чем на Востоке. В Древней Греции политические идеи обрели форму теорий с присущими им признаками целостности, системности. Этому способствовал ряд обстоятельств:
Общественное разделение труда дало возможность определенному слою людей, освободив их от хозяйственной деятельности, заниматься исключительно умственным трудом, созданием теорий общественного устройства.
Активное развитие политических теорий было востребовано самим способом организации общественной жизни. Такой уникальной формой выступал полис - город-государство с немногочисленным населением и прилегающей к городу сельской местностью. В полисе занятие политикой было правом и обязанностью всех свободных граждан, которые в форме голосования в народном собрании участвовали в решении государственных дел. В полисах шла бесконечная борьба, поэтому поиски средств и методов цивилизованного совместного проживания групп с различными интересами были весьма актуальны.
Платон
Античный мыслитель. Он одним из первых систематически изложил свои политические идеи в диалогах «Государство», «Политик» и «Законы». Суть их в следующем:
Наиболее важной и непосредственной формой существования общества Платон считал государство. Философ стремился нарисовать картину идеальных общества и государства.
Подлинная добродетель - истинное знание - возможна только при идеальном государстве. Таким государством Платон считал совершенную аристократию - правление лучших и благородных философов-мудрецов. Другие четыре формы государства - тимократию (правление военных), олигархию, демократию и тиранию он называл несовершенными.
Платон первым указал на взаимосвязь политики, государства с социальными изменениями (разделением труда, появлением классов, неравенства).
Аристотель
Ученик Платона. Его учение было более реалистичным, поскольку он обобщил опыт существования 158 греческих полисов. Свои выводы философ изложил в работе «Политика»:
Отрицал возможность существования идеального государства, утверждая, что государство является результатом естественного развития, а не божественного промысла.
В его представлении город-государство - это высшая форма общения людей, отражение сущности человека как «политического животного».
Главная цель государства - достижение «лучшей жизни». Общего блага для всех граждан. Государство является воплощением справедливости, закона, сферой выражения общего интереса. В нем есть место частной собственности, семье.
Аристотель классифицировал формы государства по двум критериям: 1) количеству правящих; 2) цели правления. Монархию, аристократию и политию он называл правильными формами, поскольку в них правители преследуют общее благо всех граждан; неправильными - тиранию, олигархию, демократию, которые служат корыстным интересам правителей.
Лучшей формой государства Аристотель считал политию - правление большинства, обладающего имущественным и образовательным цензом. Политая объединяет в себе все лучшие черты аристократии (добродетель правителей), олигархии (богатство), демократии (свобода). Переводя эту мысль Аристотеля на современный язык, можно сказать, что это - правление в интересах среднего класса.
Конфуций(551-479 до н. э.). Китай при его жизни уже пришел в состояние упадка. Некогда могучая империя распалась на множество мелких, враждовавших между собой владений. Законы бездействовали, богатые и сильные притесняли бедных и слабых, по дорогам бродили бесчисленные толпы нищих и разбойников. Резко понизился уровень нравственности.
Задумываясь о причинах столь бедственного положения страны и народа, Конфуций пришел к выводу, что искать их надо в забвении его современниками заветов предков, которые когда-то создали великое государство. Поэтому главную свою задачу он видел в воссоздании утраченного. «Передаю, а не создаю», - скромно говорил о себе Конфуций. В действительности же, идеализируя древность, он рационализировал учение о нравственности, на котором и строилась его политическая теория.
Центральным ее звеном можно считать принцип меритократии (власти «достойных»). К «достойным» Конфуций относил людей умных («скажешь ему только об одном из десяти, а он уже понял все десять»), знающих дело, обладающих высокой нравственностью и почитающих предков. Социальное происхождение во внимание не принималось. В управляющие отбирались наиболее способные, преуспевающие в учебе и преданные традициям выходцы из всех сословий. Позднее ввели конкурсные экзамены и независимый инспекторский надзор за чиновниками. Заложенный Конфуцием принцип меритократии на тысячелетия определил характер формирования правящей элиты в Китае. И хотя карьеристы, взяточники там, как и везде, были, наличие жесткого этического стандарта вынуждало всех действовать в определенных рамках и избегать откровенного произвола.
Особое внимание, которое Конфуций уделял личным качествам правителей, объяснялось тем, что исправление общества, по его мнению, следует начинать с исправления людей. Среди людей же наибольшая ответственность лежит на имеющих власть: они - ветер, а народ - трава. Как известно, трава туда клонится, куда ветер дует. Поэтому, отвечая на вопрос об искусстве управления, Конфуций говорил: «Иди впереди людей, трудись для них!» Власть должна подавать пример служению обществу и тем завоевывать доверие народа, воспитывать у него добрую нравственность. Это и является основой государства. Тот же, кто уповает на действие закона, не заботясь о воспитании и нравственных качествах людей, строит на песке.
Считаясь великим первоучителем всех китайцев, Конфуций является своего рода символом Китая, его культуры, которая в немалой степени отразилась и на соседях: японцах, корейцах, вьетнамцах. В рамках дальневосточной цивилизации Конфуций примерно то же, что Иисус для христиан и Магомет для мусульман. Только чтят его не как Бога или его Пророка, а как Человека. До сих пор сохранились усадьба и могила Конфуция, различные, связанные с его жизнью достопримечательности. Ученые с изумлением отмечают, что миллиардный Китай и поныне остается, несмотря на все революции и потрясения, в основе своей конфуцианским. В отличие от Европы, где невозможно найти наследников не только Платона или Аристотеля, но и гораздо позднее их живших великих римлян (например Цицерона и Юлия Цезаря), в Китае живут и здравствуют прямые потомки древнего мудреца.
Если на Западе сложился тип цивилизации, ставивший во главу угла человека, который живет отрицанием прошлого, борьбой и самоутверждением, то на Востоке (и особенно в Китае под влиянием Конфуция) в качестве основы бытия выдвигается традиция. Даже перемены здесь объясняются не как разрыв с прошлым, а как естественное его продолжение. Примером опять-таки может служить по-конфуциански перестраивающийся Китай. Проводя по существу буржуазные, рыночные реформы, он не отказывается ни от Мао Цзэдуна, ни от Маркса с Энгельсом, ни от Ленина со Сталиным.
Августин Аврелий(354 - 430)
В работе «О граде Божьем» мыслитель средневековья Августин изложил основы христианской политической доктрины. Работа была написана в целях объяснения с позиций христианства исторического события - взятия Рима готами в 410 году: священный город пал потому, что Рим был градом дьявола. Вся история человечества представлялась Августину борьбой между «градом Божьим» и «градом земным». «Град Божий», высшим выражение которого является Церковь, составляют, по мысли Августина, праведники и ангелы, «град земной» - грешники и дьяволы. Единственное спасение человека - в приобщении к Богу, христианской добродетели.
Фома Аквинский(1225 - 1274)
Средневековый мыслитель-богослов. Он полагал, что государственная власть происходит от Бога и потому должна быть подчинена духовной. Это положение было связано со стремление средневековых теологов обосновать верховенство духовной (церковной) власти над светской. Несмотря на божественную природу государственной власти, ее приобретение и использование, считал Фома Аквинский, зависит от людей. Следовательно, сущность власти божественна, но формы ее реализации определяются самими людьми. Возмущение народа против власти монарха признавалось смертным грехом, поскольку было равносильно выступлению против Бога. Однако сама светская власть должна следовать христианским заповедям и не угнетать свой народ. В противном случае Фома Аквинский признавал правомерным свержение тирана.
Возрождение и политика.
Политическая мысль России.
С XVII века влияние религиозного мировоззрения на развитие политической мысли начинает ослабевать, она становится более самостоятельной. В этом проявилось влияние идей французского Просвещения, хотя на русской почве оно было относительным. Многие идеи просвещения, и в частности такие, как теория разделения властей, идея общественного договора, естественные права личности и т. д., не смогли укорениться тогда в российском общественном сознании. Однако процессы рационализации политической мысли, сближения ее с наукой постепенно набирали силу. Это выразилось прежде всего в том, что власть перестала рассматриваться как исключительно божественный дар.
Годы правления Екатерины II ознаменованы разработкой новой официальной идеологии, использующей для апологии самодержавия и крепостничества ряд идей Просвещения. Усвоение либеральной фразеологии и контакты с просветителями имели цель повысить общеевропейский престиж Российской империи, обосновать активную и независимую внешнюю политику. Так, сторонники идеи просвещенного абсолютизма Татищев, Посошков, Новиков, Козельский и др. трактовали государство как средство обеспечения общего блага, как главное условие сохранения жизни и продолжения рода человеческого. Государство внимает разуму подданных, правит, опираясь на хорошо разработанный и строго соблюдаемый свод законов. Верховный носитель власти (монарх) по-прежнему ставился над гражданами и сословиями и любые действия его оправдывались.
В целом для идеологии «просвещенного абсолютизма» характерно противоречие между словом и делом, попыткой воспринять передовые для того времени идеи и стремлением укрепить и усилить реакционные феодально-крепостнические учреждения.
С воцарением на престол Александра I либеральные элементы начали ощутимее проявляться в русской политической мысли. Во многом они были связаны с именем Сперанского. Он попытался взять на вооружение многие теоретические положения классического западного либерализма.
Нужно отметить, что до отмены крепостного права в России использование либеральных идей о свободе личности неизбежно приводило к острым конфликтам с самодержавием. Так, дворянские революционеры (декабристы) в обосновании своего протеста против самодержавия исходили из теории естественного права, отстаивая права каждого человека на жизнь, свободу, собственность, равенство всех перед законом. Кроме того, при разработке основ формирования институтов государственной власти они использовали идею разделения властей. Лишь после отмены крепостного права ориентация на западные ценности приобрела масштаб широкого идейно-политического и общественного движения, получившего название «западники». Это течение политической мысли исходило из идеи общности исторических судеб России и Запада.
Ориентация на западные ценности породили рост противоположной тенденции и обусловили усиление консерватизма. Это была реакция на возможные изменения, происходившие под влиянием промышленной революции на Западе, которые грозили разрушением привычного уклада жизни. Основными представителями консерватизма были Крамзин, Уваров, Победоносцев и др. Они выражали стремление к сохранению вековых традиций, обычаев, самобытности. Идейно-политическое течение, которое стремилось обосновать принципиальные различия в развитии России и Запада, получило название «славянофилы». Вера в самостоятельность России вошла также в концепцию революционного переустройства общества - получившей название Русский радикализм. Условия для радикальных идей преобразования в России существовали: низкий уровень жизни значительной массы населения, заметный разрыв в доходах различных групп общества, сословные привилегии одним и ограничения для других, отсутствие гражданских и политических прав и т. д. Родоначальником идеи революционного низвержения самодержавия стал А. Н. Радищев (1749 - 1802). После идею революционного переустройства продолжили развивать Пестель, Белинский, Герцен, Чернышевский и др.
Функцию обороны страны
Партийные системы.
Чем больше неоднородности общества, тем больше полит партий.
Совокупность полит партий, и взаимосвязи между ними составляют партийную систему. Эти системы делятся, как правило, по количественному признаку:
1) однопартийная система (для тоталитарных и авторитарных режимов)
2) двухпартийная система (в обществе может быть множество партий, но лидирующими могут быть только 2 Н: Великобритания и США). В такой системе в основном остаётся стабильный курс. НО изменения возможны, но не столь глобальны.
3) многопартийные системы (более чем 2 партии). Партии вынуждены вступать в различные союзы и блоки, так как 1 партия ничего сама по себе не сумеет. Такие системы характерны для западной Европы. Такие полит системы в наибольшей степени отвечают, полит плюрализма, так как лучше всего отражают интересы общества. Недостатком является то, что каждые партии отвечают только интересы определённого слоя населения. Правительства часто бывает неустойчивым. Наличие многопартийности является непременным признаком развитой демократии.
Критерии
Специфика участников. По мнению известного французского социолога Р. Арона, «международные отношения — это отношения между политическими единицами». Таким образом, для него международные отношения — это, в первую очередь, взаимодействие между государствами или «дипломатом» и «солдатом». По мнению же американского политолога Дж. Розенау, символическими субъектами международных отношений являются турист и террорист.
Особая природа. Международные отношения имеют анархический характер и отличаются большой неопределённостью. В результате каждый участник МО вынужден предпринимать шаги, исходя из непредсказуемости поведения других участников.
Критерий локализации. По мнению французского исследователя М.Мерля, международные отношения — это «совокупность соглашений и потоков, которые пересекают границы, или же имеют тенденцию к пересечению границ».
МО — объективно-субъективная реальность, зависящая от человеческого сознания[1].
Классификация
1. на основе классового критерия
· отношения господства и подчинения (отношения в эпоху феодализма и капитализма)
· отношения сотрудничества и взаимопомощи (теория социалистического мира)
· переходные отношения (отношения между развивающимися странами, освободившимися от колониальной зависимости)
2. на основе общецивилизационного критерия
· МО, основанные на балансе сил
· МО, основанные на балансе интересов
3. по сферам общественной жизни
· экономические
· политические
· военно-стратегические
· культурные
· идеологические
4. на основе взаимодействующих участников
· межгосударственные отношения
· межпартийные отношения
· отношения между международными организациями, ТНК, частными лицами
5. по степени развития и интенсивности
· отношения выского уровня
· отношения среднего уровня
· отношения низкого уровня
6. на основе геополитического критерия
· глобальные/общепланетные
· региональные
· субрегиональные
7. по степени напряжённости
· отношения стабильности и нестабильности
· отношения доверия и вражды
· отношения сотрудничества и конфликта
· отношения мира и войны
Геополитическое ?????????????????????????????????????????????????????
Роль и место России в современном мире во многом определяется ее геополитическим положением, т.е. размещением, мощью и соотношением сил в мировой системе государств. Геополитическое положение России специалисты рассматривают с учетом географических, политических, военных, экономических и других факторов.
Одной из важных составляющих геополитического положения является способность контролировать ключевые пространства и географические точки. Такая способность является производной от степени самодостаточности (жизнеспособности) геополитического субъекта. С точки зрения своего геополитического положения Россия как прямая преемница СССР и Российской империи оказалась в новой ситуации. Эта ситуация сложилась в результате действий определенных геополитических закономерностей.
Со второй половины 1980-х гг. Советский Союз постепенно стал утрачивать контроль сначала над странами социалистического лагеря, а затем и союзными республиками.
После распада СССР в России осталось 17 из 22 млн кв. км территории. Возможности России в немалой степени определяются транспортно-географическим фактором. Территориальный массив России перестал соответствовать каркасной транспортной инфраструктуре, существовавшей в СССР. Основные магистрали России - Южсиб и Транссиб - проходят через территорию Северного Казахстана (Транссиб в районе Петропавловска), там же оказались участки линий высоковольтных электропередач, связи, трубопроводы.
Новые геополитические реалии сложились на западных, границах. Россия оказалась отделенной от Европы поясом самостоятельных, независимых государств и в настоящий момент имеет ограниченные выходы к Балтийскому и Черному морям. Крупнейшие порты на Черном и Балтийском морях стали для России иностранными. Из крупных портов на Балтике остался Санкт-Петербургский, на Черном - Новороссийский и Туапсинский.
На западной границе до распада СССР имелось 25 железнодорожных переходов, современная же Россия располагает всего одним - из Калининградской области в Польшу. Главные перевалочные железнодорожные узлы находятся на территории Белоруссии, Украины и Молдовы.
Геополитические изменения коснулись границ России. В рамках СССР из 77 российских административно-политических единиц только 13 были пограничными, сегодня пограничными являются более половины. Изменилось и число зарубежных стран, граничащих с Россией: ранее имелось 8 стран-соседей, сейчас - 16. Ни у одной страны в мире такого числа соседей-государств нет. Значительная часть новых границ не имеет официального государственного статуса.
Пространственно-географическое сужение за счет Балтийского побережья, Причерноморья, Крыма вернули Россию, как отмечают геополитики, к "допетровским временам". Данные территории обеспечивали широкий выход бывшего СССР во внешний мир. В новых условиях Россия на северо-западе и юге не сохранила прежнего контроля над ключевыми пространствами.
Со стороны новых геополитических субъектов - Балтийских стран - наблюдалось ужесточение своих позиций, вплоть до территориальных претензий; по ряду моментов нарастал российско-украинский конфликт; заявил о себе сложный узел противоречий Молдавия - Приднестровье. В начале 90-х гг. на территории бывшего СССР было зафиксировано 180 территориально-этнических споров.
Обеспечение процессов формирования государственности России и защиты ее территориальной целостности считается приоритетной в области внешней политики. Для России является важным завершить процесс становления в нынешних границах как современного российского государства. При этом укрепление государственности таких республик, как Украина, Казахстан, Белоруссия, а также экономическая интеграция с ними со стороны России должны поддерживаться самым активным образом. Именно эти три государства наиболее важны с точки зрения геополитических интересов России.
Для России немаловажным является вопрос: будет ли она контролировать нефтепотоки с открытых крупных месторождений нефти и газа на шельфе Каспия? Каспийский бассейн, как Черноморский и Балтийский, составлял значительную часть российского геостратегического потенциала. Одна из закономерностей геополитического процесса заключается в том, что если контроль над пространством теряет один из геополитических субъектов, то его приобретает другой субъект. "Тюркский" и "исламский" фактор в условиях ослабления России как геополитического субъекта стал активно проявлять себя в направлении Центральной Азии, Поволжья и Северного Кавказа, используя при этом разные плацдармы, в том числе и азербайджанский.
Руководители Азербайджана заявляют о желательности транспортировки нефти в Турцию, а через нее - на Запад, в обход России по так называемому транскавказскому коридору. Эксперты считают, что товарный поток, движущийся из Центральной Азии через Россию, скрепляет Урал, Поволжье, Западную Сибирь, Дальний Восток и европейскую часть России в единое целое. В случае реализации транскавказского коридора проблемы территориальной целостности России могут обостриться.
Для российского геополитического положения небезразличны изменения, происходящие на европейском пространстве и связанные с продвижением НАТО на Восток. Геополитически это означает вторжение Запада в ту сферу, которая исконно была "незападной". "Рубеж конфликта длительностью в тринадцать веков" (С. Хантингтон) передвинулся на пространство Киевской Руси.
Существует точка зрения, согласно которой на западных рубежах возникает своего рода "санитарный кордон" стран НАТО, отрезающий Россию от Балтики и Черного моря, контролирующий все транспортные выходы на Запад и превращающий Калининградскую область в оторванный от основной российской территории эксклав.
Другая точка зрения в менее драматизированной форме представляет, что ряд стран Центральной Европы, присоединившиеся к НАТО, в прошлом составляли для России плацдарм и буфер, а сейчас - только буфер, т.е. слабо милитаризованную зону стабильности между Россией и НАТО.
В нынешних сложных условиях реализовать свои стратегические интересы в западноевропейском и восточноевропейском регионах удастся, если Россия будет опираться не на "геополитический императив", реанимируя свои прошлые имперские амбиции, а на свой экономический потенциал.
Если иметь в виду восточное направление, то российские позиции на Дальнем Востоке, Восточной Азии и западной части Тихого океана оказались под угрозой. Место России в качестве "сверхдержавы" сегодня занимает Китай, так как он оказался более конкурентоспособным. По ВВП Китай передвинулся в лидирующие страны: вместе с Японией делит 2-3 места в мире, прогнозам Мирового банка, Китай через 20 лет переместится на первое место в мире, США спустится на второе место, за ним будут следовать Япония, Индия и Индонезия.
И в Азиатско-Тихоокеанском регионе, который будет представлять собой самый перспективный регион в XXI в., геополитический статус России как мировой державы будет определяться в первую очередь основными показателями экономической политики. Россия на протяжении всей своей истории всегда была серьезным геополитическим субъектом. Она и сегодня является страной с самой большой в мире территорией, которая расположилась на двух континентах.
Задача, которую Россия сама должна решить, - не допустить, во-первых, ущемления своих позиций на мировой арене, во-вторых, оттеснения от участия в решении проблем, затрагивающих ее стратегические интересы.
18. Политическая культура. Основные характеристики и структура.
Политическая культура - неотъемлемая часть общенациональной культуры. Это ценностно-нормативная система, которой придерживается общество. Она включает в себя: полит опыт человечества, полученный в ходе исторического развития. Этот опыт оказывает воздействие на формирование политического сознания людей и выражается в их ориентациях и установках, которые определяют политическое поведение.
Функции политической культуры:
- Познавательная - формирование у граждан необходимых общ-полит знаний, взглядов, убеждений и полит компетентности.
- Интегративная - достижение на базе общепринятых ценностей согласия в рамках существующей полит. системы и избранного обществом полит строя.
- Коммуникативная позволяет установить связь между участниками полит процесса как “по горизонтали”, так и “по вертикали”.
- Нормативно-регулятивная - заключается в формировании и закреплении в общественном сознании необходимых полит ценностей, установок, целей, мотивов и норм поведения.
- Воспитательная - дает возможность сформировать личность, гражданина.
Структура политической культурывключает 3 составляющие:
Познавательную – политические знания, образованность и элементы политического мышления.
Нравственную – касается политических чувств, традиций, ценностей, идеалов. Поведенческую – установки, типы, формы, стили, образцы политического поведения .
Уровни политической культуры:
Мировоззренческий - где представления человека о политике сочетаются с индивидуальной картиной мировосприятия; человек самоопределяется в мире политики.
Гражданский - где человек вырабатывает отношение к власти и способам ее осуществления.
Политический – складываются все ценностные представления человека, вырабатывается отношение ко всем политическим явлениям. На данном уровне определяется роль политики в жизни человека.
Типы политических идеологий
В отечественной и зарубежной литературе указывается на такие основные виды современных политических идеологий:
ü Коммунистическая (марксизм- ленинизм);
ü Социал-демократизм;
ü Неолиберализм;
ü Неоконсерватизм.
Коммунистическая (социалистическая) идеология, безусловно, нуждается в критическом переосмыслении в свете современного мирового опыта кризиса модели государственного социализма, что делается самими марксистами в последние годы. Речь не идет в данном случае о положительной или отрицательной оценке содержания новых взглядов. Констатируется сам факт позитивной критики данной идеологической системы.
Главные принципы коммунистической идеологии – это равенство независимо от трудового вклада, человек человеку – это друг, товарищ и брат.
Ключевые идеи:
· социальное равенство и создание условий для всестороннего развития личности;
· ликвидация частной собственности;
· классовая борьба;
· социальная революция и установление диктатуры пролетариата;
· пролетарский интернационализм ("Пролетарии всех стран, объединяйтесь!").
Черты коммунистической идеологии:
· целостность, тотальность и претензия на монопольное обладание истиной;
· утопизм, обещающий создание совершенного общества;
· мессианизм – вера в грядущее освобождение человечества новым Мессией – пролетариатом во главе с коммунистической партией;
· радикализм, проявляющийся в революционности и склонности к применению насилия;
· двойственность (наличие внутренних противоречий между философским материализмом и политическим идеализмом; декларируемым гуманизмом и широкой практикой насилия; претензией на строгую научность и крайним догматизмом, канонизированием трудов основоположников).
Социал-демократическая идеология. Ее исторический первоисточник- марксизм. Социальная база преимущественно трудящиеся слои населения, интеллигенция и некоторая часть предпринимателей развитых капиталистических стран. В отличие от коммунистической идеологии современный социал-демократизм идеология реформистского толка, за что он подвергался критике. Социал-демократы признавали и признают реальную возможность постепенной трансформации экономики и общественных отношений капитализма в социалистическое общество. Основополагающими принципами являются свобода как результат «индивидуальных» совместных усилий; справедливость, что означает «прекращение всякой дискриминации личности», а также равенство в правах и возможностях»; солидарность как практическое выражение «общности человечества и чувства сострадания к жертвам несправедливости».
Усвоив отдельные принципы марксистской теории (а также идеалы христианского социализма), современная социал-демократия в то же время делает упор на социальную справедливость, национализацию стратегически важных предприятий, государственное вмешательство в экономику, социальное партнерство между трудящимися и работодателями, демократическое общество, идеологический плюрализм, убежденность в принципах свободы.
Неолиберализм - современная форма либерализма - идейно- политического течения, объединяющего сторонников буржуазно- парламентского строя и связанных с ним свобод в экономической, политической и других сферах жизни. Служит идейной основой правового равенства индивидов и правового государства, как воплощения естественного довода между свободными индивидами. Он продолжает набирать очки в нынешних условиях, поскольку современный научно- технический прогресс предполагает возрастание роли индивидуальных способностей человека, личной свободы и ответственности.
Неолиберализм- идеология политических партий, опирающихся на достаточно широкие круги населения, преимущественно же- на слои предпринимателей, защищая прежде всего их интересы. Программная цель либерально- демократической партии- создание правового государства с президентской формой правления, рыночной экономикой. Декларируется полная свобода для предпринимательства, в любых формах и видах свобода рыночных отношений.
Принципы: принципы свободы личности, её высокая самоценности и право на самореализацию, а также признание её ответственности перед обществом, свобода частного предпринимательства и рынка, признании активной роли государства в регулировании экономики и проведении социальной политики
Неоконсерватизм имеет своим историческим предшественником классический консерватизм. Это один из современных, широко распространенных видов идеологии. Он отстаивает традиционные идеи, идеалы и принципы, отвергает любые революционные ломки общества как живого организма, который изменяется на основе преемственности и постепенного обновления. Ключевые ценности консерватизама: семья, религия, собственность, традиция. Важнейшие идеи неоконсерватизма:
· сокращение государственного вмешательства в экономику;
· сокращение государственных социальных программ, нарушающих естественное социальное неравенство;
· приоритет национальных интересов и опора на сильное государство.
Политическая идеология - понятие, посредством которого традиционно обозначается совокупность идей, политических лозунгов, программных документов партий, философских концепций; Роль идеологий в жизни общества обусловлена функциями, которые они выполняют:
1) ориентационнаязадает систему смыслов и ориентации человеческой деятельности
2) мобилизационная, предлагая идеалы более совершенного общества, мобилизуют на их реализацию;
3) интегративная, противостоят частным интересам и тем самым выступают интегрирующим фактором;
4) амортизационная предлагаемые идеалы вы ступают в качестве вдохновляющих смыслов, заставляющих индивида, группу находить в себе силы после неудач вновь стремиться к активным действиям по их реализации;
5) выражения и защиты интересов определенной социальной группы,поскольку политические идеологии возникают на базе интересов какой-либо социальной группы и призваны противопоставить их интересам других групп
20. Политическое прогнозирование и технологии управления политическими процессами.
Прогнозом в политике называется предсказание, осуществляемое на основе анализа и сопоставления реальных фактов, оценки действующих в политике сил и тенденций их взаимодействия. В прогнозе указывается возможность наступления того или иного события и дается количественная оценка его вероятности.
В соответствии с основными целями политической деятельности прогнозы могут быть направлены на выявление основных тенденций международных отношений; познание механизма возникновения и эволюции возможных международных конфликтов; предсказание исхода избирательных кампаний; и т.д.
По срокам прогнозы бывают краткосрочные (до 5 лет), среднесрочные (от 5 до 15 лет) и долгосрочные (до 30 лет). Естественно, с увеличением срока степень вероятности предсказываемых событий или процессов снижается.
Основания политического прогнозирования весьма разнообразны: это различные виды статистической информации, данные социологических исследований, опросы общественного мнения, материалы средств массовой информации, данные разведки, и т.д.
Инструментарий политического прогнозирования включает в себя различные виды анкетирования, качественные и количественные методы оценки данных опросов общественного мнения,
Составление политического прогноза представляет собой систему поэтапных действий, среди которых выделяют:
— структурный анализ соответствующей политической системы,
— выбор основных факторов, количественное выражение, сопоставление их значимости;
— выявление основных тенденций, направлений развития действующих процессов;
— экстраполяцию (мысленное продолжение в будущее) этих процессов;
— синтез этих траекторий в их взаимодействии;
— составление комплексного прогноза развития политической системы.
Полит технологии - это совокупность методов и форм достижение полит целей, на основе проф использования:
1) законов политики
2) введение менеджмента и других принципов рынка в политике
3) использование процедур, предусмотренных законами или духовными основами участников политики.
4) технология воздействия на массовое сознание управление им и манипулирование.
Разновидности полит технологий:
1) по уровням (технология воздействия на политике в масштабе общества, завоевание, удержание и полит власти
2) технологии проведения полит решений (Н: есть закон, который надо провести)3) технологии воздействия на общественное сознание (технологии имиджмейкерства, полит брендинга, полит манипуляции)4) технологии проведения установленных форм политики (выборы, формирования необходимого мнения)
.Полит технологии подразделяются на основе их законности:
1) белые (основаны на основе закона, осуществляются в соответствии с законами, и осуществляются спец уполномоченными органы)
2) серые (технологии скрытого воздействия или технология осуществляемая неофициальными органами)
3) чёрные (способы воздействия, разрушающие политику, целостность общество, и дискредитируют участников политики).
Полтитология как наука: цели, методы функции. Соотношение и взаимосвязь политологии с другими гуманитарными и социальными науками. Прикладная политология.
Политика (от греч. роlis —город, государство). Cуществуют различные его трактовки — субстанциональная, институциональная, правовая, этическая, антропологическая конфликтно-консенсусная и др.Политику можно определить как деятельность социальных групп и индивидов,