Региональные и местные нормативные акты, регулирующие внешнеэкономическую деятельность
3.Международные договоры.
Международные договоры по территории, на которой они действуют, традиционно делят на: 1. всемирные (Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров 1980 года, Нью-Йоркская конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 года, несколько транспортных конвенций (например, Варшавская о договорах воздушной перевозки 1929 г.), Женевская конвенция о единообразном вескельном законе, на основании которой было принято Положение о переводном и простом векселе, действующее до сих пор, Вассенаарские договоренности, служащие основой экспортного контроля, Базельская конвенция о трансграничном перемещении опасных отходов, и т.д.); 2.Региональные(О правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года, Соглашение о разрешении споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности 1993 года, Конвенция о защите прав и законных интересов инвесторов 1997 года, Общие условия поставок СНГ 1992 года, Соглашение о таможенном союзе. В рамках таможенного союза стран СНГ в 1995 году принято Соглашение о единой товарной номенклатуре
2. Внешнеэкономические связи и внешнеэкономическая деятельность
Внешнеэкономические связи – одна из форм межгосударственных отношений в области научно-военно- технического, производственного и торгово-экономического сотрудничества и валютно-финансового взаимодействия.
Субъекты внешнеэкономических связей – федеральные структуры= правительственные органы.
Это федеральные органы РФ, субъекты РФ
Можно определить внешнеэкономические связи как форму международного сотрудничества, осуществляемого между странами на правительственном уровне в торгово-экономическом, валютно-финансовом и производственно-техническом направлениях. Сферой внешнеэкономических связей являются обмен товарами и услугами (внешняя торговля), производственное сотрудничество (международная специализация и кооперирование производства), научно-техническое сотрудничество, оказание экономического и технического содействия, валютно-финансовое и иные формы сотрудничества.
Цель внешнеэкономических связей состоит в обеспечении поставок для государственных нужд и межгосударственных экономических, в том числе валютно-кредитных обязательств и межправительственных торговых соглашений. Планирование объемов ВЭС и определение перечня номенклатуры товаров и услуг осуществляются «сверху», т.е. на правительственном уровне по стратегически важным позициям через систему госзаказа с выделением лимитов на материальное обеспечение и валютных ресурсов субъектам, определенным в качестве заказчиков.
В отличие от ВЭС, внешнеэкономическая деятельность относится к микроуровню, т.е.
к уровню фирм и предприятий. Но различие не только и не столько в «уровнях». Внешнеэкономическая деятельность — это прежде всего производственно-хозяйственная и коммерческая деятельность, и потому не может быть предметом деятельности государственных органов власти и управления. ВЭД — часть рыночной сферы, она основывается на критериях предпринимательства, отличается экономической и правовой независимостью, ограниченной рамками национального законодательства.
Таким образом, можно сказать, что ВЭД представляет собой совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических и коммерческих функций.
В отличие от внешнеэкономических связей, внешнеэкономическая деятельность осуществляется на уровне первичных производственных звеньев (фирмы, предприятия, организации и другие субъекты хозяйствования) с полной самостоятельностью в выборе иностранного партнера, номенклатуры товаров для экспортно-импортных сделок, определении цены и стоимости товара, объемов, условий и сроков поставки и является частью их производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности.
Внешнеэкономическая деятельность предприятия осуществляется на принципах полного хозяйственного расчета, финансовой самостоятельности и самоокупаемости с учетом собственных валютно-финансовых и материально-технических возможностей. Такие принципы построения внешнеэкономической деятельности предполагают ответственность предприятия за ее результаты как в части экспортных поставок, так и импортных закупок, необходимых для совершенствования производства, его технической реконструкции, развития импортозамещающих производств.
Основными видами ВЭД являются: •
внешняя торговля (товарами, услугами, работами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности); •
производственная кооперация (сотрудничество между иностранными партнерами в различных, но конструктивно связанных между собой процессах технологического разделения труда); •
инвестиционное сотрудничество (объединение финансовых и материально-технических ресурсов иностранных партнеров, реализуемое через совместное предпринимательство путем создания совместных производств, образования концессий, консорциумов, акционерных компаний и т.д.); •
валютные и финансово-кредитные операции, реализуемые в финансовой, банковской, валютной сфере, а также сопровождающие любую коммерческую внешнеторговую сделку.
Вместе с тем, исследуя содержание внешнеэкономических связей и внешнеэкономической деятельности, было бы ошибочным рассматривать их как две раздельно функционирующие сферы. Уже отмечалось, что появление понятия «внешнеэкономическая деятельность» является результатом либерализации внешнеэкономической сферы государства. Поэтому следует помнить, что характер внешнеэкономических связей принципиально определяет стратегию внешнеэкономической деятельности субъектов хозяйствования от первичных звеньев до специализированных и отраслевых внешнеэкономических объединений (ВЭО), действующих на принципах хозяйственного расчета.