КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ В СЕРЕДИНЕ 40-х— НАЧАЛЕ 60-х гг.

Культура и власть в послевоенные годы.Война нанесла значи­тельный ущерб отечественной культуре, ее материальной базе. Были разрушены тысячи школ, сотни вузов и музеев, сожжены или выве­зены за пределы страны сотни тысяч книг. С фронта не вернулись многие талантливые ученые, писатели, художники. Сократился вы­пуск специалистов в вузах.

В трудных условиях послевоенного времени государство изыски­вало средства для развития науки, народного образования, искусства. Возрождение разрушенных очагов культуры началось сразу же после изгнания врага с оккупированных территорий и продолжалось в по­следующие годы.

Характерной чертой развития культуры в послевоенные годы было усиление вмешательства партийно-государственного аппарата в культурную жизнь общества. Сфера идеологии рассматривалась как некий «идеологический фронт», где главный удар следовало напра­вить против остатков буржуазных взглядов и низкопоклонства перед культурой буржуазного Запада, против отступления от марксизма в науке, литературе и искусстве.

Требования к работам творческой интеллигенции нашли отраже­ние в постановлениях ЦК партии второй половины 40-х годов по во­просам литературы и искусства. В числе первых появилось постанов­ление «О журналах "Звезда" и "Ленинград"» (1946 г.). Поводом для него послужила публикация в журнале «Мурзилка» рассказа М. М. Зощенко «Приключения обезьянки», перепечатанного затем литера­турным журналом «Звезда». Политическая оценка детского рассказа М. М. Зощенко была дана на заседании Оргбюро ЦК партии, где присутствовали И. В. Сталин, секретарь ЦК по вопросам идеологии А. А. Жданов, другие идеологические работники, писатели. Повести, рассказы и стихи ряда авторов были признаны несовместимыми с социалистическим мировоззрением. М. М. Зощенко был обвинен в безыдейности, вульгарности и аполитичности. В постановлении и в разъясняющих его публикациях содержались политические обвинения и оскорбления в адрес А. А. Ахматовой, М. М. Зощенко и других советских литераторов.

Одностороннюю, неоправданно резкую оценку творчества группы талантливых драматургов и композиторов, деятелей театра и кино содержали постановления ЦК партии «О репертуаре драматических театров», «О кинофильме "Большая жизнь"», «Об опере "Великая дружба" В. Мурадели» и др. Эти постановления тяжело отразились на творческих судьбах отдельных деятелей культуры, на последую­щем развитии литературы и искусства.

На рубеже 40—50-х годов ЦК партии организовал дискуссии по вопросам философии, политэкономии и языкознания. Участие в них наряду с представителями науки принимали руководители партии и государства. Так, в дискуссии, организованной с целью обсуждения книги Г. Ф. Александрова по истории западно-европейской филосо­фии, принял участие А. А. Жданов. Он обвинил автора учебника в преклонении перед буржуазной западной философией, призвал совет­ских ученых «возглавить борьбу против растленной и гнусной бур­жуазной идеологии».

В конце 40-х годов развернулась борьба за советскую националь­ную культуру, против космополитизма. Страницы газет и журналов были заполнены статьями, направленными против «буржуазного кос­мополитизма» и его носителей. Космополитами были объявлены представители науки, литературы и искусства, в творчестве которых усматривалось «преклонение перед всем западным». Особенно силь­но эта кампания затронула историческую науку.

Многие известные советские ученые (И. И. Минц, И. М. Разгон и др.) были обвинены в искажении истории советского общества. Трудам этих авторов инкриминировались принижение роли СССР в мировом историческом процессе, умаление роли русского народа и русского рабочего класса в победе Октябрьской революции и граж­данской войне, в построении социалистического общества. Борьба с космополитизмом сопровождалась «проработками» и административ­ными мерами против известных исследователей. Она привела к тому, что в науке на долгие годы остались нетронутыми сложившиеся в 30—40-е годы концепции исторического развития. Малейшие откло­нения в трудах ученых от сложившихся взглядов, их попытка по-но­вому взглянуть на научные вопросы рассматривались как нарушение принципа партийности в науке.

Административное вмешательство в творческую деятельность представителей культуры, борьба с «буржуазной идеологией», поли­тические оценки художественного творчества и научной работы вы­зывали глубокие деформации в развитии духовной жизни общества.

«Оттепель» и художественная интеллигенция.Либерализация общественно-политической жизни дала мощный импульс для разви­тия литературы и искусства. Было ослаблено идеологическое воздей­ствие на творчество художественной интеллигенции. В 1958 г. ЦК КПСС принял постановление «Об исправлении ошибок в оценке опер «Великая дружба», «Богдан Хмельницкий», «От всего сердца». Были реабилитированы многие деятели культуры — жертвы полити­ческих репрессий. Стали издаваться книги А. Веселого, П. Н. Ва­сильева, И. Э. Бабеля и др.

Оживлению духовной жизни общества способствовало возникнове­ние новых творческих союзов. Были сформированы Союз писателей РСФСР, Союз художников РСФСР, Союз работников кинематографии СССР. Появились не издававшиеся ранее литературно-художественные и общественно-политические журналы «Москва», «Нева», «Иностран­ная литература», «Юность» и др. В столице был открыт новый драма­тический театр «Современник», основу труппы которого составили выпускники школы-студии МХАТ. Проводились литературные вечера известных писателей и поэтов.

В конце 50-х — начале 60-х годов состоялось несколько встреч партийно-государственных руководителей с представителями художе­ственной интеллигенции. Участие в них принимали Н. С. Хрущев и секретарь ЦК по идеологии Л. Ф. Ильичев. Отношения главы госу­дарства с деятелями литературы и искусства складывались непросто. Работа по восстановлению законности, по реабилитации невинно осужденных лиц принесла Н. С. Хрущеву широкую популярность. Однако его попытки вмешательства в творческую лабораторию ра­ботников культуры, некомпетентность и категоричность в оценках их творчества привели к потере им авторитета. Определенную роль в этом сыграла организованная не без ведома Н. С. Хрущева травля талантливого писателя и поэта Б. Л. Пастернака. В 1958 г. за роман «Доктор Живаго», запрещенный к изданию в СССР и опубликован­ный за рубежом, Б. Л. Пастернак был удостоен Нобелевской премии по литературе. В том же году его исключили из состава Союза пи­сателей СССР и вынудили отказаться от Нобелевской премии.

Одним из последствий либерализации внешнеполитического кур­са явилось углубление международных связей деятелей культуры. Представители науки и искусства, преподаватели вузов направлялись на стажировку в разные страны мира. Расширились обмен информа­цией между научно-исследовательскими институтами, их взаимное сотрудничество в решении важных проблем науки и техники. В СССР организовывались выставки из крупнейших картинных галерей мира. Проходили выступления лучших зарубежных театральных и музыкальных коллективов. В Москве состоялся первый международ­ный конкурс музыкантов и исполнителей им. П. И. Чайковского. Од­ним из его лауреатов стал пианист из США Ван Клиберн. Получил развитие международный туризм.

В начале 60-х годов усилились идеологический нажим на куль­турную жизнь и методы диктата в руководстве ею. Активизировали работу органы цензуры. Объявленная «коллективным руководством» страны демократизация общественно-политической и культурной жизни обернулась ее временной либерализацией.

Народное образование и высшая школа.Восстановление разру­шенных и строительство новых школ позволили уже к концу 40-х го­дов значительно расширить контингент учащихся. Получили развитие школы рабочей молодежи. Они давали возможность завершить школь­ное образование подросткам, вынужденным в период войны прервать учебу. Для обеспечения народного хозяйства квалифицированной рабо­чей силой были увеличены масштабы подготовки рабочих через школы фабрично-заводского обучения, ремесленные и железнодорожные учили­ща. Только в 1946—1950 гг. они подготовили около 3,4 млн. рабочих. Был возобновлен прерванный войной переход к всеобщему обязатель­ному семилетнему обучению. В конце 50-х годов для укрепления свя­зей школы с производством была проведена перестройка народного об­разования. Существующая семилетка преобразовывалась в восьмилет­нюю политехническую школу, начальная четырехлетняя заменялась трехлетней. Увеличивался срок учебы в средней школе: она станови­лась одиннадцатилетней. В процесс обучения старшеклассников был включен труд на производстве. Для этого на предприятиях создавались учебные цеха и участки. Однако перестройка школы оказалась несо­стоятельной, неэффективной. Она привела к перегрузке учебных про­грамм и снижению общего уровня образовательной подготовки учащих­ся. В связи с этим в 1964 г. было решено вернуть школу к десятилет­нему сроку обучения.

Растущая потребность в квалифицированных специалистах спо­собствовала расширению масштабов и качества их подготовки. Были открыты новые вузы и университеты во Владивостоке, Новосибир­ске, Иркутске, Нальчике и других городах. Только в 1950—1955 гг. начали действовать 50 новых вузов. В 1959—1965 гг. высшие учеб­ные заведения подготовили и направили на работу в народное хозяй­ство свыше 2,4 млн. выпускников.

Усиление идеологической работы не прошло бесследно для сред­ней и высшей школы. В них вводились новые общественные дисци­плины: «Обществоведение» для учащихся старших классов и «Осно­вы научного коммунизма» для студентов вузов. Такими путями предполагалось улучшить коммунистическое воспитание подрастаю­щего поколения. Для повышения уровня политических знаний взрос­лого населения расширялась сеть политшкол, университетов марксиз­ма-ленинизма.

Развитие науки.Сразу по окончании Великой Отечественной войны началась работа по восстановлению научных центров. Стали вновь действовать Академии наук на Украине, в Литве, Белоруссии. Были созданы Академии наук в Казахстане, Латвии, Эстонии. От крылись новые научно-исследовательские институты, в том числе атомной энергии, физической химии, точной механики и вычисли­тельной техники. Создавались исследовательские центры, связанные с отраслями, работающими на оборону. Советские ученые осущест­вили синтез управляемой ядерной реакции в атомном реакторе. В 1949 г. в СССР состоялось испытание атомной бомбы.

Диктатура в духовно-идеологической сфере тяжело отражалась на развитии науки. С большими трудностями сталкивались исследовате­ли, занимавшиеся квантовой механикой, кибернетикой, генетикой. С ведома руководителей страны был организован настоящий разгром ученых-генетиков. На сессии ВАСХНИЛ в августе 1948 г. они были объявлены лжеучеными, а их труды — вне закона.

Реформы в общественно-политической жизни периода хрущев­ской «оттепели», изменения в культурной политике создали более благоприятные условия для развития науки. Вступление Советского Союза в эпоху научно-технической революции потребовало расшире­ния сети исследовательских учреждений, создания новых отраслевых институтов. В целях развития производительных сил Сибири и Даль­него Востока было организовано Сибирское отделение Академии наук СССР. Увеличивались ассигнования на научные цели.

Научно-техническая революция потребовала развития отраслей научных знаний, непосредственно связанных с созданием новой тех­ники, с использованием атомной энергии для нужд народного хозяй­ства. Уделялось большое внимание развитию радиофизики, электро­ники, теоретической физики. В 1954 г. в СССР начала действовать первая промышленная электростанция на атомной энергии. В под­московном городе Дубна был создан Международный центр для про­ведения исследований в области ядерной физики и использования атомной энергии в мирных целях. В становлении Объединенного ин­ститута ядерных исследований участвовали известные физики А. П. Александров, Д. И. Блохинцев, И. В. Курчатов.

Проектированием новых, сверхскоростных самолетов занимались авиаконструкторы А. Н. Туполев, С. В. Ильюшин и др.

Советские ученые успешно трудились в ракетно-космической об­ласти. Под руководством С. П. Королева были созданы баллистиче­ская ракета и пилотируемые космические корабли. 4 октября 1957 г. в СССР был запущен первый в мире искусственный спутник Земли. 12 апреля 1961 г. Ю. А. Гагарин первым совершил полет вокруг земного шара на космическом корабле «Восток». В последующие годы были проведены несколько полетов многоместных космических кораблей. В 1965 г. состоялся первый выход человека в космос, осу­ществленный летчиком-космонавтом А. А. Леоновым. Полеты космо­навтов открывали возможности для дальнейшего изучения космиче­ского пространства.

Исследователи добились значительных результатов в области ки­бернетики, электроники и вычислительной техники. За труды в области квантовой электроники А. М. Прохоров и Н. Г. Басов — со­вместно с американским физиком Ч. Таунсом — были удостоены Но­белевской премии. За крупные научные достижения стали нобелевскими лауреатами академики Н. Н. Семенов (совместно с американским исследователем С. Хиншелвудом), Л. Д. Ландау, П. А. Черенков, И. Е. Тамм, И. М. Франк. Результаты исследовательских работ ученых-химиков А. Н. Несмеянова и И. Л. Кнунянца получили широкое применение в народном хозяйстве. Вошли в практику вы­ступления советских ученых на международных научных конгрессах и конференциях. Становилось очевидным, что разделявший Восток и Запад «железный занавес» начинал разрушаться.

XX съезд КПСС создал предпосылки для формирования новых под­ходов познания общества. Возможность ознакомления с закрытыми прежде для исследователей документами способствовала позитивным сдвигам в общественных науках. Появились интересные публикации по отечественной истории. Их авторы пытались пересмотреть некоторые догматические оценки событий недавнего прошлого, ликвидировать «белые пятна» в науке («Очерки исторической науки в СССР», «Исто­рия Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941—1945 гг.» и др.). Но, как и прежде, на пути развития истории (так же как фило­софии и экономики) стояли определенные установки и требования, тор­мозившие ее освобождение от догм и стереотипов.

В начале 60-х годов делались попытки поставить на «научную» основу антирелигиозную пропаганду. Религия рассматривалась как главный противник научного мировоззрения, как пережиток прошло­го и результат деятельности «буржуазной пропаганды». В целях уси­ления атеистического воспитания граждан издавался журнал «Наука и религия», открывались Дома научного атеизма. Был создан Инсти­тут научного атеизма в Академии общественных наук при ЦК КПСС. В вузах вводилась новая дисциплина — «Основы научного атеизма». Увеличивались тиражи антирелигиозной литературы. Все эти меры, по мнению властей, должны были способствовать воспита­нию у советских людей научно-материалистического мировоззрения.

Литература и искусство.Решающее воздействие на развитие ху­дожественного творчества в послевоенные годы оказала победа Со­ветской страны в Отечественной войне. Военная тема заняла боль­шое место в литературных произведениях. Были опубликованы такие значительные книги о войне, как «Повесть о настоящем человеке» Б. Н. Полевого, повесть В. П. Некрасова «В окопах Сталинграда». К теме Отечественной войны обращались писатели «фронтового поко­ления»— Г. Я. Бакланов, В. В. Быков. События военных лет были главной темой в творчестве многих кинодраматургов и кинорежиссе­ров («Подвиг разведчика» Б. В. Барнета, «Молодая гвардия» С. А. Герасимова и др.).

Вместе с тем в литературе и искусстве конца 40-х годов появи­лись произведения, искажавшие исторические события, прославляв шие главу государства И. В. Сталина. Их появлению способствовала практика жестокого контроля над творчеством художественной ин­теллигенции со стороны .партийно-государственных органов власти. Пример тому — переработка писателем А. А. Фадеевым после крити­ки романа «Молодая гвардия». Причиной критики книги было «не­достаточное» отражение руководящей роли партии в организации со­противления врагу в Донбассе в годы Отечественной войны.

В литературе 50-х годов возрос интерес к человеку, его духов­ным ценностям. Из повседневной жизни с ее коллизиями, сложными взаимоотношениями людей пришли на страницы романов герои Д. А. Гранина («Искатели», «Иду на грозу») и Ю. П. Германа («Дело, которому ты служишь», «Дорогой мой человек») и др. Росла популярность молодых поэтов Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенско­го, Б. Ш. Окуджавы. Литература пополнилась интересными произве­дениями о жизни послевоенной деревни (очерки В. В. Овечкина «Районные будни» и «Записки агронома» Г. Н. Троепольского). Ши­рокий резонанс общественности получил роман В. Д. Дудинцева «Не хлебом единым», где впервые была поднята тема незаконных репрес­сий в Советском государстве. Однако со стороны руководителей страны это произведение получило негативную оценку. Во время од­ной из встреч с деятелями литературы и искусства Н. С. Хрущев подверг резкой критике автора и его роман. Но тема репрессий, ста­линских лагерей не ушла из литературы. Наиболее значительным произведением на эту ранее запретную тему была повесть А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

Сложными путями развивалась в послевоенные годы архитектура. В Москве было сооружено несколько высотных зданий, в их числе Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (1949—1953 гг., архитекторы Л. В. Руднев, С. Е. Чернышев, П. В. Абросимов, А. Ф. Хряков). Архитекторы участвовали в строительст­ве и оформлении станций Московского и Ленинградского метрополи­тена (А. В. Щусев, В. Д. Кокорин и др.). В те годы станции метро рассматривались и как средство эстетического воспитания людей. Отсюда использование для их оформления средств скульптуры и жи­вописи. Художественное убранство многих станций не соответство­вало их функциональному назначению, многократно увеличивало стоимость строительных работ. Архитектурные «излишества» присут­ствовали в некоторых построенных по индивидуальным проектам жилых и административных зданиях, домах культуры и здравницах. В конце 50-х годов с переходом к типовому строительству «излише­ства» и элементы дворцового стиля исчезли из архитектуры.

В начале 60-х годов усилилось разоблачение «идейных шатаний» деятелей литературы и искусства. Неодобрительную оценку партий­но-государственных лидеров получил художественный фильм М. М. Хуциева «Застава Ильича». В конце 1962 г. Н. С. Хрущев посетил выставку работ молодых художников в московском Манеже. В творчестве некоторых живописцев-авангардистов он увидел нарушение «законов красоты» или просто «мазню». Личное мнение в вопросах искусства глава государства считал безоговорочным и единственно правильным. На состоявшейся позднее встрече с деятелями культуры он подверг грубой критике произведения многих талантливых ху­дожников, скульпторов, поэтов.

В целом годы «оттепели» благотворно отразились на развитии отечественной культуры. Общественный подъем этого времени со­действовал становлению творчества деятелей литературы и искусства нового поколения. Расширение контактов в области науки, литерату­ры и искусства с зарубежными странами обогащало культурную жизнь страны.

Наши рекомендации