Тема 12. культурная революция и культурная жизнь в ссср

В 1917-1930-е годы

  1. Вопросы культурного строительства в программных документах большевиков и других политических партий.
  2. Формирование органов руководства культурой.
  3. Взаимоотношения Советской власти и интеллигенции.
  4. Основные направления перестройки системы народного образования в 1920-е годы.
  5. Советская власть и проблема использования научного потенциала России.
  6. Художественная культура в 1920-1930-е гг.
  7. Русская культура в эмиграции.

Источники:

  1. Богданов А.А. О пролетарской культуре 1904-1924. Л.; М., 1924.
  2. Бухарин Н.И. Ленинизм и программа культурной революции. Избранные произведения. М., 1988.
  3. В тисках идеологии. Антология литературно-политических документов. 1917-1927. М., 1992.
  4. Власть и художественная интеллигенция. Документы ЦК РКП (б) – ВКП (б), ВЧК – ОГПУ – НКВД о культурной политике. 1917-1953 гг. М., 1999.
  5. Из глубины. Сб. статей о русской революции. М., 1990.
  6. Из истории советской политической цензуры. Док. и комментарии. М., 1997.
  7. Культурное строительство в РСФСР (Док. и мат.). М., 1983-1986. Т. 1, 2.
  8. Ленин В.И. О кооперации. ПСС. Т. 45.
  9. Ленин В.И. О нашей революции. ПСС. Т. 45.
  10. Ленин В.И. Странички из дневника. ПСС. Т. 45.
  11. «Литературный фронт». История политической цензуры 1932-1946 гг. Сб. док. М., 1994.
  12. Луначарский А.В. Воспоминания и размышления. М., 1968.
  13. Из истории советской эстетической мысли. 1917-1932. Сб. материалов. М., 1980.
  14. Смена вех. Сб. статей // Литературное обозрение. 1991. № 7.
  15. Судьбы русской интеллигенции. Материалы дискуссий 1923-1925 гг. Новосибирск, 1991.
  16. Троцкий Л.Д. Литература и революция. М., 1991.

Литература:

  1. Андреевский Г.В. Повседневная жизнь Москвы в сталинскую эпоху. 1920-1930-е годы. М., 2003.
  2. Жуков В.С. Театр и власть. 1917-1927. От свободы до осознанной необходимости. М., 2003.
  3. Квакин А.В. Идейно-политическая дифференциация российской интеллигенции в период НЭПа (1921-1927). Саратов, 1991.
  4. Коржихина Т.П. Извольте быть благонадежны! М., 1997.
  5. Куманев В.А. 30-е годы в судьбах отечественной интеллигенции. М., 1991.
  6. Листов В.С. Россия. Революция. Кинематограф. М., 1995.
  7. Мазаев А.И. Искусство и большевизм 1920-1930-е гг. Проблемно-тематические очерки и портреты. М., 2004.
  8. Максименков Л. Сумбур вместо музыки. Сталинская культурная революция 1936-1938. М., 1997.
  9. О’Коннор Т. Анатолий Луначарский и советская политика в области культуры. М., 1992.
  10. Плагенборг Ш. Революция и культура: культурные ориентиры в период между Октябрьской революцией и эпохой сталинизма. СПб., 2000.
  11. Примочкина Н.Н. Писатель и власть. М., 1998.
  12. Раев М. Россия за рубежом. История культуры русской эмиграции. 1919-1939. М., 1994.
  13. Советская культура в реконструктивный период. 1928-1941 гг. М., 1988.
  14. Серёгин А.В. Высший монархический совет и командование Русской армии в европейской эмиграции в 1920-х – начале 1930-х гг. // ОИ, 2007, №5.
  15. Шарапов Ю.П. Ленин и Богданов: от сотрудничества к противостоянию. М., 1998.
  16. Шульгин В.С., Кошман Л.В., Сысоева Е.К., Зезина М.Р. История русской культуры IX-XX вв. Пособие для вузов. М., 2002. Гл. 10, 11.

Методические советы

Отвечая на первый вопрос, следует показать разработку В.И. Лениным проблем «культурной революции». Раскройте понятие «культурная революция». Покажите отражение проблем строительства новой культуры в работах Л.Д. Троцкого, Н.И. Бухарина, А.С. Бубнова и др. Раскройте содержание Советской культурной политики. Покажите столкновение концепций «социалистической» и «пролетарской» культуры. Проанализируйте теоретические установки и практическую деятельность Пролеткульта (в сентябре 1917-1932 гг.).

При ответе на второй вопрос покажите формирование партийных, государственных, общественных органов руководства культурой. Раскройте формы и методы их деятельности. Проследите создание Советской системы управления культурой в 1920-е гг. Важно осветить процесс формирования партийно-государственной идеологии. Следует отметить государственно-патриотические ориентиры в политическом воспитании общества 1930-х гг. Покажите, в чем проявилось укрепление материальной базы культуры.

Раскрывая взаимоотношения советской власти и интеллигенции, следует сказать о методах, которые были использованы для привлечения интеллигенции к сотрудничеству с советской властью. Покажите первую волну эмиграции, раскройте процесс «перевоспитания» старой интеллигенции. Проследите судьбы русской интеллигенции в конце 1920-х – 1930-е годы. Покажите положение интеллигенции в советском обществе. Определите соотношение понятий «российская» и «советская» интеллигенция.

Освещая перестройку системы народного образования в 1920-е годы, прежде всего следует рассказать о борьбе с неграмотностью. Далее проследите изменения в системе школьного образования, раскройте организацию и новые принципы школьного дела. Покажите поиски и эксперименты в педагогике (Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский), реализацию на практике курса на всеобщее, обязательное образование (1930 г.). Проанализируйте содержание Постановления ЦК ВКП (б) и СНК СССР «О преподавании гражданской истории в школах СССР» (1934 г.).

Важно также осветить такие сюжеты: 1) внешкольное образование и организация культурно-просветительной работы в массах; 2) высшая школа (новые правила приема в вузы, рабочие факультеты – рабфаки в 1919 г., упразднение автономии высших учебных заведений в 1921 г., создание партийных учебных заведений – Институт красной профессуры, Коммунистический университет им. Я.М. Свердлова и др.); выдвиженчество – путь формирования советских управленческих кадров. Покажите пути создания новой советской интеллигенции 1930-х гг. Осветите положение научной интеллигенции, привлечение к сотрудничеству ученых и подготовку новых научных кадров. Покажите – как шла борьба за утверждение марксистской методологии в науке. Раскройте особенности процесса становления марксистского обществоведения (Социалистическая академия общественных наук – с 1924 г. – Коммунистическая академия, Институт К. Маркса и Ф. Энгельса, Истпарт в системе научных учреждений страны). Приведите свидетельства возрастания роли науки в хозяйственной жизни страны в конце 1920-х – начале 1930-х гг. Отметьте влияние культа личности И.В. Сталина на развитие общественных наук (догматизация «Краткого курса истории ВКП (б), утверждение марксистско-ленинской методологии в сталинской интерпретации).

Отвечая на шестой вопрос, раскройте многообразие художественной жизни общества 1920-х гг. и особенности ее содержания. Покажите политизацию и идеологизацию художественной культуры в конце 1920-х – 1930-е годы, партийное вмешательство в вопросы литературы, архитектуры, изобразительного искусства и т.д. Отметьте о становлении метода социалистического реализма в художественном творчестве. Раскройте содержание дискуссий по вопросам преодоления формализма в литературе и искусстве. Покажите утверждение партийно-государственного монополизма в развитии культуры и репрессии против художественной интеллигенции.

Говоря о культуре в эмиграции, следует осветить культурную жизнь русского зарубежья в 192-1930-е гг. Покажите культурные связи русской эмиграции, которые эволюционировали от конфронтации к сотрудничеству. Представьте образ Родины в российском зарубежье.

Наши рекомендации