Культурная жизнь в середине 40 - начале 60-х годов

Культура и власть в послевоенные годы.Война нанесла значитель­ный ущерб отечественной культуре, ее материальной базе. Были раз­рушены тысячи школ, сотни вузов и музеев, сожжены или вывезены за пределы страны сотни тысяч книг. С фронта не вернулись многие талантливые ученые, писатели, художники. Сократился выпуск спе­циалистов в вузах.

В трудных условиях послевоенного времени государство изыски­вало средства для развития науки, народного образования, искусства. Возрождение разрушенных очагов культуры началось сразу же после изгнания врага с оккупированных территорий и продолжалось в по­следующие годы.

Характерной чертой развития культуры в послевоенные годы было усиление вмешательства партийно-государственного аппарата в куль­турную жизнь общества. Сфера идеологии рассматривалась как некий «идеологический фронт», где главный удар следовало направить про­тив остатков буржуазных взглядов и низкопоклонства перед культу­рой буржуазного Запада, против отступления от марксизма в науке, литературе и искусстве.

Требования к работам творческой интеллигенции нашли отраже­ние в постановлениях ЦК партии второй половины 40-х годов по вопросам литературы и искусства. В числе первых появилось поста­новление «О журналах "Звезда" и "Ленинград"» (1946 г.). Поводом для него послужила публикация в журнале «Мурзилка» рассказа М.М. Зощенко «Приключения обезьянки», перепечатанного затем литературным журналом «Звезда». Политическая оценка детского рассказа М.М. Зощенко была дана на заседании Оргбюро ЦК партии, где присутствовали И.В. Сталин, секретарь ЦК по вопросам идео­логии А.А. Жданов, другие идеологические ра­ботники, писатели. Повести, рассказы и стихи ряда авторов были признаны несовместимыми с социалистическим мировоззрением. М.М. Зо­щенко был обвинен в безы­дейности, вульгарности и аполитичности. В поста­новлении и в разъясняющих его публикациях содержались политические об­винения и оскорбления в адрес А.А. Ахматовой, М.М. Зощенко и других советских литераторов.

Одностороннюю, неоправданно резкую оцен­ку творчества группы талантливых драматургов и композиторов, деятелей театра и кино содержа­ли постановления ЦК партии «О репертуаре драматических театров», «О кинофильме "Большая жизнь"», «Об опере "Великая дружба"» В. Мурадели» и др. Эти постановления тяжело от­разились на творческих судьбах отдельных деятелей культуры, на по­следующем развитии литературы и искусства.

На рубеже 40—50-х годов ЦК партии организовал дискуссии по во­просам философии, политэкономии и языкознания. Участие в них наряду с представителями науки принимали руководители партии и государства. Так, в дискуссии, организованной с целью обсуждения книги Г.Ф. Александрова по истории западноевропейской филосо­фии, принял участие А.А. Жданов. Он обвинил автора учебника в преклонении перед буржуазной западной философией, призвал со­ветских ученых «возглавить борьбу против растленной и гнусной бур­жуазной идеологии».

В конце 40-х годов развернулась борьба за советскую националь­ную культуру, против космополитизма. Страницы газет и журналов были заполнены статьями, направленными против «буржуазного кос­мополитизма» и его носителей. Космополитами были объявлены представители науки, литературы и искусства, в творчестве которых усматривалось «преклонение перед всем западным». Особенно силь­но эта кампания затронула историческую науку.

Многие известные советские ученые (И.И. Минц, И.М. Разгон и др.) были обвинены в искажении истории советского общества. Трудам этих авторов инкриминировались принижение роли СССР в мировом историческом процессе, умаление роли русского народа и русского рабочего класса в победе Октябрьской революции и Граж­данской войне, в построении социалистического общества. Борьба с космополитизмом сопровождалась «проработками» и администра­тивными мерами против известных исследователей. Она привела к тому, что в науке на долгие годы остались нетронутыми сложивши­еся в 30—40-е годы концепции исторического развития. Малейшие отклонения в трудах ученых от сложившихся взглядов, их попытка по-новому взглянуть на научные вопросы рассматривались как нару­шение принципа партийности в науке.

Административное вмешательство в творческую деятельность представителей культуры, борьба с «буржуазной идеологией», поли­тические оценки художественного творчества и научной работы вы­зывали глубокие деформации в развитии духовной жизни общества.

«Оттепель» и художественная интеллигенция.Либерализация обще­ственно-политической жизни дала мощный импульс для развития ли­тературы и искусства. Было ослаблено идеологическое воздействие на творчество художественной интеллигенции. В 1958 г. ЦК КПСС при­нял постановление «Об исправлении ошибок в оценке опер "Великая дружба", "Богдан Хмельницкий", "От всего сердца"». Были реабили­тированы многие деятели культуры — жертвы политических репрес­сий. Стали издаваться книги А. Веселого, П.Н. Васильева, И.Э. Ба­беля и др.

Оживлению духовной жизни общества способствовало возникнове­ние новых творческих союзов. Были сформированы Союз писателей РСФСР, Союз художников РСФСР, Союз работников кинематогра­фии СССР. Появились не издававшиеся ранее литературно-художественные и об­щественно-политические журналы «Москва», «Нева», «Иностранная литера­тура», «Юность» и др. В столице был от­крыт новый драматический театр «Совре­менник», основу труппы которого составили выпускники школы-студии
МХАТа. Проводились литературные вече­ра известных писателей и поэтов.

В конце 50 — начале 60-х годов состоялось несколько встреч пар­тийно-государственных руководителей с представителями художест­венной интеллигенции. Участие в них принимали Н.С. Хрущев и се­кретарь ЦК по идеологии Л.Ф. Ильичев. Отношения главы государства с деятелями литературы и искусства складывались непро­сто. Работа по восстановлению законности, по реабилитации невин­но осужденных лиц принесла Н.С. Хрущеву широкую популярность. Однако его попытки вмешательства в творческую лабораторию ра­ботников культуры, некомпетентность и категоричность в оценках их творчества привели к потере им авторитета. Определенную роль в этом сыграла организованная не без ведома Н.С. Хрущева травля талантливого писателя и поэта Б.Л. Пастерна­ка. В 1958 г. за роман «Доктор Живаго», запре­щенный к изданию в СССР и опубликованный за рубежом, Б.Л. Пастернак был удостоен Нобе­левской премии по литературе. В том же году его исключили из состава Союза писателей СССР и вынудили отказаться от Нобелевской премии.

Одним из последствий либерализации внешнеполитического курса явилось углубление международных связей деятелей культуры. Представители науки и искусства, преподаватели вузов направлялись на стажировку в разные страны мира. Расширились обмен информацией между научно-исследователь­скими институтами, их взаимное сотрудничество в решении важных проблем науки и техники. В СССР организовывались выставки из крупней­ших картинных галерей мира. Проходили выступ­ления лучших зарубежных театральных и музы­кальных коллективов. В Москве состоялся первый Международный конкурс музыкантов и исполни­телей им. П.И. Чайковского. Одним из его лауреа­тов стал пианист из США Ван Клиберн. Получил развитие международный туризм.

В начале 60-х годов усилились идеологический нажим на культур­ную жизнь и методы диктата в руководстве ею. Активизировали рабо­ту органы цензуры. Объявленная «коллективным руководством» стра­ны демократизация общественно-политической и культурной жизни обернулась ее временной либерализацией.

Народное образование и высшая школа.Восстановление разрушен­ных и строительство новых школ позволили уже к концу 40-х годов значительно расширить контингент учащихся. Получили развитие школы рабочей молодежи. Они давали возможность завершить школьное образование подросткам, вынужденным в период войны прервать учебу. Для обеспечения народного хозяйства квалифициро­ванной рабочей силой были увеличены масштабы подготовки рабочих через школы фабрично-заводского обучения, ремесленные и железно­дорожные училища. Только в 1946—1950 гг. они подготовили около 3,4 млн рабочих. Был возобновлен прерванный войной переход к всеоб­щему обязательному семилетнему обучению. В конце 50-х годов для укрепления связей школы с производством была проведена перест­ройка народного образования. Существующая семилетка преобразо­вывалась в восьмилетнюю политехническую школу, начальная четы­рехлетняя заменялась трехлетней. Увеличивался срок учебы в средней школе: она становилась одиннадцатилетней. В процесс обучения стар­шеклассников был включен труд на производстве. Для этого на пред­приятиях создавались учебные цеха и участки. Однако перестройка школы оказалась несостоятельной, неэффективной. Она привела к перегрузке учебных программ и снижению общего уровня образова­тельной подготовки учащихся. В связи с этим в 1964 г. было решено вернуть школу к десятилетнему сроку обучения.

Растущая потребность в квалифицированных специалистах спо­собствовала расширению масштабов и качества их подготовки. Были открыты новые вузы и университеты во Владивостоке, Новосибир­ске, Иркутске, Нальчике и других городах. Только в 1950—1955 гг. на­чали действовать 50 новых вузов. В 1959—1965 гг. высшие учебные за­ведения подготовили и направили на работу в народное хозяйство свыше 2,4 млн выпускников.

Усиление идеологической работы не прошло бесследно для сред­ней и высшей школы. В них вводились новые общественные дисцип­лины: «Обществоведение» для учащихся старших классов и «Основы научного коммунизма» для студентов вузов. Такими путями предпо­лагалось улучшить коммунистическое воспитание подрастающего по­коления. Для повышения уровня политических знаний взрослого на­селения расширялась сеть политшкол, университетов марксизма-ленинизма.

Развитие науки. Сразу по окончании Великой Отечественной вой­ны началась работа по восстановлению научных центров. Стали вновь действовать Академии наук на Украине, в Литве, Белоруссии. Были созданы Академии наук в Казахстане, Лат­вии, Эстонии. Открылись новые научно-исследовательские институты, в том числе атомной энергии, физической химии, точ­ной механики и вычислительной техники. Создавались исследовательские центры, связанные с отраслями, работающими на оборону. Советские ученые осуществили синтез управляемой ядерной реакции в атомном реакторе. В 1949 г. в СССР со­стоялось испытание атомной бомбы.

Диктатура в духовно-идеологической сфере тяжело отражалась на развитии науки. С большими трудностями сталкивались исследовате­ли, занимавшиеся квантовой механикой, кибернетикой, генетикой. С ведома руководителей страны был организован настоящий разгром ученых-генетиков. На сессии ВАСХНИЛ в августе 1948 г. они были объявлены лжеучеными, а их труды — вне закона.

Реформы в общественно-политической жизни периода хрущев­ской «оттепели», изменения в культурной политике создали более благоприятные условия для развития науки. Вступление Советского Союза в эпоху научно-технической револю­ции потребовало расширения сети ис­следовательских учреждений, созда­ния новых отраслевых институтов. В целях развития производительных сил Сибири и Дальнего Востока было организовано Сибирское отделение Академии наук СССР. Увеличивались ассигнования на научные цели.

Научно-техническая революция потребовала развития отраслей научных знаний, непосредственно связанных с созданием новой тех­ники, с использованием атомной энергии для нужд народного хозяй­ства. Уделялось большое внимание развитию радиофизики, электро­ники, теоретической физики. В 1954г. в СССР начала действовать первая промышленная электростанция на атомной энергии. В подмо­сковном городе Дубна был создан Международный центр для прове­дения исследований в области ядерной физики и использования атомной энергии в мирных целях. В становлении Объединенного ин­ститута ядерных исследований участвовали известные физики А.П. Александров, Д.И. Блохинцев, И.В. Курчатов.

Проектированием новых, сверхскоростных са­молетов занимались авиаконструкторы А.Н. Ту­полев, С.В. Ильюшин и др.

Советские ученые успешно трудились в ракет­но-космической области. Под руководством С.П. Королева были созданы баллистическая ра­кета и пилотируемые космические корабли. 4 ок­тября 1957 г. в СССР был запущен первый в мире искусственный спутник Земли. 12 апреля 1961 г. Ю.А. Гагарин первым совершил полет вокруг земного шара на космическом корабле «Восток». В последующие годы бы­ли проведены несколько полетов многоместных космических кораблей. В 1965 г. состоялся пер­вый выход человека в космос, осуществленный летчиком-космонавтом А.А. Леоновым. Полеты космонавтов открывали возможности для даль­нейшего изучения космического пространства.

Исследователи добились значительных ре­зультатов в области кибернетики, электроники и вычислительной техники. За труды в области квантовой электроники А.М. Прохоров и Н.Г. Басов — совместно с американским физиком Ч. Таунсом — бы­ли удостоены Нобелевской премии. За крупные научные достижения стали нобелевскими лауреатами академики Н.Н. Семенов (совместно с американским исследователем С. Хиншелвудом), Л.Д.Ландау, П.А. Черенков, И.Е. Тамм, И.М. Франк. Результаты исследователь­ских работ ученых-химиков А.Н. Несмеянова и И.Л. Кнунянца по­лучили широкое применение в народном хозяйстве. Вошли в практи­ку выступления советских ученых на международных научных конгрессах и конференциях. Становилось очевидным, что разделяв­ший Восток и Запад «железный занавес» начинал разрушаться.

XX съезд КПСС создал предпосылки для формирования новых подходов познания общества. Возможность ознакомления с закрыты­ми прежде для исследователей документами способствовала позитив­ным сдвигам в общественных науках. Появились интересные публи­кации по отечественной истории. Их авторы пытались пересмотреть некоторые догматические оценки событий недавнего прошлого, лик­видировать «белые пятна» в науке («Очерки исторической науки в СССР», «История Великой Отечественной войны Советского Сою­за. 1941—1945 гг.» и др.). Но, как и прежде, на пути развития истории (так же как философии и экономики) стояли определенные установ­ки и требования, тормозившие ее освобождение от догм и стереоти­пов.

В начале 60-х годов делались попытки поставить на «научную» ос­нову антирелигиозную пропаганду. Религия рассматривалась как главный противник научного мировоззрения, как пережиток про­шлого и результат деятельности «буржуазной пропаганды». В целях усиления атеистического воспитания граждан издавался журнал «На­ука и религия», открывались Дома научного атеизма. Был создан Ин­ститут научного атеизма в Академии общественных наук при ЦК КПСС. В вузах вводилась новая дисциплина — «Основы научного атеизма». Увеличивались тиражи антирелигиозной литературы. Все эти меры, по мнению властей, должны были способствовать воспита­нию у советских людей научно-материалистического мировоззрения.

Литература и искусство. Решающее воздействие на развитие худо­жественного творчества в послевоенные годы оказала победа Совет­ской страны в Отечественной войне. Военная тема заняла большое место в литературных произведениях. Были опубликованы такие зна­чительные книги о войне, как «Повесть о настоящем человеке» Б.Н. Полевого, повесть В.П. Некрасова «В окопах Сталинграда». К теме Отечественной войны обращались писатели «фронтового по­коления» — Г.Я. Бакланов, В.В. Быков. События военных лет были главной темой в творчестве многих кинодраматургов и кинорежиссе­ров («Подвиг разведчика» Б.В. Барнета, «Молодая гвардия» С.А. Ге­расимова и др.).

Вместе с тем в литературе и искусстве конца 40-х годов появились произведения, искажав­шие исторические события, прославлявшие главу государства И.В. Сталина. Их появлению способствовала практика жестокого контроля над творчеством художественной интеллиген­ции со стороны партийно-государственных ор­ганов власти. Пример тому — переработка пи­сателем А.А. Фадеевым после критики романа «Молодая гвардия». Причиной критики книги было «недостаточное» отражение руководящей роли партии в организации сопротивления врагу в Донбассе в годы Отечественной войны.

В литературе 50-х годов возрос интерес к человеку, его духовным ценностям. Из повседневной жизни с ее коллизиями, сложными вза­имоотношениями людей пришли на страницы романов герои Д.А. Гранина («Искатели», «Иду на грозу») и Ю.П. Германа («Дело, которому ты служишь», «Дорогой мой человек») и др. Росла популярность молодых поэтов Е.А. Евтушенко, А.А. Вознесен­ского, Б.Ш. Окуджавы. Литература пополнилась интересными произведениями о жизни послево­енной деревни (очерки В.В. Овечкина «Районные будни» и «Записки агронома» Г.Н. Троепольского). Широкий резонанс общественности получил роман В.Д. Дудинцева «Не хлебом единым», где впервые была поднята тема незаконных репрес­сий в Советском государстве. Однако со стороны руководителей страны это произведение получило негативную оцен­ку. Во время одной из встреч с деятелями литературы и искусства Н.С. Хрущев подверг резкой критике автора и его роман. Но тема ре­прессий, сталинских лагерей не ушла из литературы. Наиболее значи­тельным произведением на эту ра­нее запретную тему была повесть А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

Сложными путями развивалась в послевоенные годы архитектура. В Москве было сооружено несколь­ко высотных зданий, в их числе Московский государственный универ­ситет им. М.В.Ломоносова (1949 — 1953 гг., архитекторы Л.В.Руднев, С.Е.Чернышев, П.В.Абросимов, А.Ф. Хряков). Архитекторы участво­вали в строительстве и оформлении станций Московского и Ленинград­ского метрополитена (А.В. Щусев, В.Д. Кокорин и др.). В те годы стан­ции метро рассматривались и как средство эстетического воспитания людей. Отсюда использование для их оформления средств скульптуры и живописи. Художественное убран­ство многих станций не соответство­вало их функциональному назначе­нию, многократно увеличивало стоимость строительных работ. Архитектурные «излишества» присутствовали в некоторых построен­ных по индивидуальным проектам жилых и административных зда­ниях, домах культуры и здравницах. В конце 50-х годов с переходом к типовому строительству «излишества» и элементы дворцового сти­ля исчезли из архитектуры.

В начале 60-х годов усилилось разоблачение «идейных шатаний» деятелей литературы и искусства. Неодобрительную оценку партий­но-государственных лидеров получил художественный фильм М.М. Хуциева «Застава Ильича». В конце 1962 г. Н.С. Хрущев посе­тил выставку работ молодых художников в московском Манеже. В творчестве некоторых живописцев-авангардистов он увидел нару­шение «законов красоты» или просто «мазню». Личное мнение в во­просах искусства глава государства считал безоговорочным и единст­венно правильным. На состоявшейся позднее встрече с деятелями культуры он подверг грубой критике произведения многих талантли­вых художников, скульпторов, поэтов.

В целом годы «оттепели» благотворно отразились на развитии оте­чественной культуры. Общественный подъем этого времени содейст­вовал становлению творчества деятелей литературы и искусства ново­го поколения. Расширение контактов в области науки, литературы и искусства с зарубежными странами обогащало культурную жизнь страны.

Наши рекомендации