Вебер М. Политика как призвание и профессия.

Макс Вебер (1864 – 1920) определял власть, как возможность человека осуществлять свою волю в социальном отношении, несмотря на сопротивление и независимо от основания. Под политикой он понимал все виды деятельности по самостоятельному руководству и руководству политическим союзом, т. е. государством.

По Веберу, государство нельзя определить социологически, из содержания его деятельности. Почти нет задач, чье выполнение не брал бы политический союз. Но нет и задачи, полностью присущей государствам. Дать же социологическое определение современного государства можно, исходя из специфического применяемого им средства – насилия. Если бы существовали социальные образования без насилия, отпало бы понятие «государства», и наступила «анархия». Ранее в различных союзах (начиная с рода) насилие было нормальным средством. Сегодня государство – это сообщество, претендующее на монополию легитимного насилия внутри определенной области, право на насилие приписывают другим союзам или лицам настолько, насколько государство его допускает.

Политика – это стремление к участию во власти или влиянию на ее распределение между государствами и внутри них, между группами людей. Политик стремится к власти как средству, подчиненному другим целям, или к власти «ради нее самой», чтобы наслаждаться чувством престижа, которое она дает. Чтобы существовало государство, люди должны подчиняться авторитету господствующих. Есть три оправдания легитимности: 1) авторитет традиций, освященный значимостью и ориентацией на их соблюдение; 2) авторитет харизмы, личная преданность и доверие, вызываемое наличием качеств вождя у какого-то человека; 3) господство по «легальности», при «деловой компетентности», подчинение при выполнении установленных правил («государственный служащий»).

Господство нуждается в подчинении и распоряжении средствами применения насилия: штаб управления и вещественные средства. Подчинение штаба управления вызвано средствами, апеллирующими к личному интересу (материальным вознаграждением и социальным почетом). Жалование госслужащих, сословные привилегии, престиж чиновников образуют вознаграждение, а страх потерять их – основу солидарности штаба управления с властелином. Это относимо и к харизматическому господству.

Сохранение насильственного господства требует материальных средств. Государственные устройства можно разделить по их основанию: штаб чиновников – самостоятельный собственник средств управления (деньги, строения и т. п.) или «отделен» от них.

Руководить политикой можно в порядке «почетной деятельности» (ею занимаются «независимые», т. е. состоятельные) или к политическому руководству допускаются неимущие (должны получать вознаграждение). Профессиональный политик, живущий за счет политики, может быть чиновником на жалованье (извлекает доходы из сборов за обязательные действия, или получает натуральное вознаграждение или деньги, или то и другое вместе). Партийные битвы ведут ради предметных целей и за патронаж над должностями. Ущемления в распределении должностей воспринимаются партиями болезненнее, чем противодействие их целям.

27 Понятие власти. Основания власти.

По своей природе власть - явление социальное (общественное), поскольку возникает в обществе. Общество без власти - это хаос, дезорганизация, саморазрушение социальных связей. Потребность во властных механизмах обусловлена рядом причин, и прежде всего необходимостью придать взаимодействиям между людьми целесообразность, разумность, организованность, создав общие для всех правила поведения. Кроме того, наличие власти вызвано объективной потребностью в регуляции социальных отношений, согласовании и интеграции многообразия несовпадающих интересов и потребностей людей с помощью различных средств, в том числе и принуждения.

Существуют различные подходы к определению власти, отражающие сложную природу этого явления. Но все подходы в своей сущности сходятся на том, что власть начинается там, где возникает подчинение. Иначе говоря, власть - это один из сложнейших видов социального взаимодействия, проявляющегося в возможности и праве одного субъекта или группы принимать решение, приобретающее обязательный характер для другого субъекта или группы.

Под основаниями власти понимаются средства, которые используются для воздействия на объекты власти с целью достижения поставленных задач. Ресурсы власти это потенциальные основания власти, то есть средства, которые могут быть использованы, но еще не используются или используются недостаточно.

Основания власти:

- экономические (господствующая форма собственности, объем валового национального продукта и т.д.: Материальные ценности, деньги, плодородные земли, полезные ископаемые);

- социальные (Социальные группы и слои, на которые опирается власть: Различные привилегии, которыми пользуется власть; кад­ровая политика);

- силовые (Совокупность властных учреждений: Оружие, аппарат физического принуждения);

- юридические (Совокупность законов, на которые опирается власть в практической деятельности: Конституция, законы, программные документы политических партий);

- культурно-информационные (Система организаций: СМИ, знание и информа­ция, распространямые через учебные учреждения).

Ресурсы власти - средства, возможности, используемые субъектом власти для утверждения своего влияния на объект в соответствии с поставленными целями.

Обычно все виды ресурсов подразделяют на три группы: 1) принудительные, когда подчинение осуществляется под страхом наказания или в результате прямого насилия; 2) утилитарные, когда влияние обеспечивается в обмен на предоставление подчинявшемуся каких-либо материальных благ или др.возможностей удовлетворения своих определённых потребностей, в т.ч. потребностей в причастности к группе, в уважении, любви. Иными словами, подчиняясь, человек что-то обретает: финансовую поддержку, право на защиту от третьих лиц, расположение и доброе отношение властителя и т.д.; 3) нормативные, обеспечивающие подчинение в силу сложившихся в обществе норм и правил, которые априори наделяют кого-то властными полномочиями. Этот вид ресурсов называется иначе статусным, т.е. предоставляющим человеку власть в соответствии с его статусом

Наши рекомендации