Русская идея. Славянофилы и западники.

XIX в. в истории политических и правовых воззрений в России ознаменован противостоянием западников и славянофилов. Течение славянофилов, у истоков которого стояли А. Хомяков, И. Киреевский, К. Аксаков и Ю. Самарин, возникло в середине XIX в. Славянофилы выработали концепцию национально-самобытного пути развития России во всемирной истории и противопоставили собственные политико-философские и религиозные искания западническим. Самобытность отрицала «слепое» заимствование чужих обычаев, форм государственного устройства, законодательства. Славянофилами активно разрабатывалась и идея общинности как способа самоуправления и управления в масштабах государства (земства).

В 1880-х гг., после убийства народовольцами Александра II, центр тяжести патриотической идеологии перекладывается на идею монархии как единственно приемлемую форму правления для России. Теоретические изыскания патриотов возглавили М. Катков, К. Победоносцев, К. Леонтьев, Л. Тихомиров.

Западники (либералы – Б. Чичерин, П. Новгородцев, Б. Кистяковский, Е. Трубецкой) выступали за сближение с Европой и заимствование там всего лучшего. России, необходимо догнать Запад, для чего лучше использовать единые для человечества механизмы прогресса, как частная собственность, конституция, парламентаризм и др. Европейскую известность имели работы российских теоретиков государства и права социологического направления М. Ковалевского, М. Острогорского, С. Муромцева, Л. Петражицкого, П. Сорокина. Активно развивалось и позитивистское направление (Г. Шершеневич и др.).

В русской религиозной философии, представленной именами B.C. Соловьева (1853 – 1900), В.В. Розанова (1856 – 1919), С.Н. Булгакова (1871 – 1944), Н.А. Бердяева (1874 – 1948) и др., была разработана идея соборности как принципа устройства жизни социальной общности, противоположного индивидуализму, материализму и анархизму.

Политические аспекты идеи соборности:

– провозглашение антииндивидуализма и антиутилитаризма в качестве единственно возможных и естественных оснований общественной жизни и ее политической организации;

– государство рассматривается как посредник между церковью и материальным обществом, оно охраняет нравственный мир человека, но не вмешивается в него;

– нераздельность нравственности и политики, своеобразный «антимакиавеллизм и антилиберализм», т. е. невозможность сведения сферы мотивации политической деятельности только к интересам и потребностям.

20. Апология монархии. критика демократии (Н. Бердяев, И. Ильин, Л. Тихомиров).

Ильин И.А. «Наши задачи (О государственной форме, о демократии, о власти)».

Иван Александрович Ильин (1883-1954), выдающийся русский мыслитель, философ, историк философии, культуролог, политолог, крупнейший идеолог белого движения. После Октябрьской революции занял крайне враждебную позицию по отношению к власти большевиков и поддерживал белое движение, за что подвергался преследованию, а в 1922 г. смертной казни.

О государственной форме

Государственная форма строй жизни и живая организация народа. Иными словами: именно живое правосознание народа дает государственной форме осуществление, жизнь, силу; так, что государственная форма зависит прежде всего от уровня народного правосознания, от исторического нажитого народом политического опыта, от силы его воли и от его национального характера.

Государственная форма должна считаться с территориальными размерами страны и с численностью ее населения. Государственная форма должна считаться с климатом и с природою страны. Государственная форма должна считаться с многонациональным составом населения. Выводы: — Каждый народ и каждая страна есть живая индивидуальность со своими особыми данными, со своей неповторимой историей, душой и природой. Каждому народу причитается поэтому своя, особая, индивидуальная государственная форма и конституция, соответствующая ему и только ему.

Прежде, чем русский народ будет в состоянии произвести осмысленные и не погибельные политические выборы. А до тех пор его может повести только национальная, патриотическая, отнюдь не тоталитарная, но авторитарная — воспитывающая и возрождающая — диктатура.

(17 августа 1948 г.)

О формальной демократии

Есть два различных понимания государства и политики: механическое и органическое. Механическое - отстаивает человеческую инстинктивную особь и ее частные интересы; оно измеряет жизнь количественно и формально. Органическое исходит от человеческого духа и восходит к национальному единству и его общим интересам; оно качественно и ищет духовных корней и решений.

Механическое воззрение: люди родятся «равными» и потому каждому из них должны быть предоставлены одинаковые права для отстаивания своих «желаний» и «потребностей». Поэтому каждая человеческая особь должна иметь в государственных делах равное право голоса. Что же касается качества всех этих «желаний», планов и затей у всех этих «единомышленников», а особенно мотивов и намерений всех этих «голосователей», то до них никому не может быть дела. есть механическое равновесие частных (личных и партийных) вожделений. «Сущность демократии»: все формально свободны, все формально равны и все борются друг с другом за власть, ради собственных интересов, прикрываемых общею пользою.

Итак, формальная свобода включает в себя свободу тайного предательства и явного погубления.

30 октября 1950 г.

О сильной власти

Строго говоря, самое выражение «сильная власть» должно бы считаться странным и излишним: ведь власть сама по себе есть общественно-выделенная и организованная сила — в этом ее сущность и назначение; она есть живое средоточие уполномоченной и могущественной воли, которую все признают, уважая ее, подчиняясь ей и исполняя ее требования и законы.

Бывают исторические условия, при которых государство может плести ткань своей жизни, не имея сильной власти. Вот эти условия:

- Малый размер государства

- Малочисленность населения

- Обилие средств сообщения

- Слабая дифференциация страны

- Свобода от великодержавных задач

Дворцовые перевороты восемнадцатого века (1725, 1730, 1740, 1741, 1761, 1801 и 1825) расшатывали и ослабляли российскую государственную власть и готовили России, по плану декабристов, в начале XIX века дворянскую республику с освобождением без земли, т. е. пролетаризированным и подготовленным к новой пугачевщине крестьянством. Только сильная, эмансипированная от заговорщических партий, сверхсословная и сверхклассовая власть могла дать России великие реформы шестидесятых годов.

Так и в будущем: слабая власть не поведет Россию, а развалит и погубит ее.

15 января 1951 года

НЕ ПОЛНОСТЬЮ

Наши рекомендации