Г.-Ф.- В. Гегель. Политика и свобода. Государство и гражданское общество.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831) – немецкий философ, один из творцов немецкой классической философии и философии романтизма. Ему принадлежит главная заслуга в разработке концепции гражданского общества в его взаимосвязи с государством. На основе систематизации наследия французской, англосаксонской и немецкой общественно-политической мысли Гегель пришел к выводу, что гражданское общество – это особая стадия в диалектическом движении от семьи к государству в длительном и сложном процессе исторической трансформации от средневековья к Новому времени. Социальная жизнь, характерная для гражданского общества, радикально отличается от этического мира семьи и публичной жизни государства, образуя необходимый момент в тотальности рационально структурированного политического сообщества. Она, по Гегелю, включает рыночную экономику, социальные классы, корпорации, институты, в задачу которых входят обеспечение жизнеспособности общества и реализация гражданского права.
Гражданское общество составляет комплекс частных лиц, классов, групп и институтов, чье взаимодействие регулируется правом, и оно прямо не зависит от политического государства. В гражданском обществе многочисленные его составляющие часто несопоставимы, неустойчивы и подвержены конфликтам. Здесь сталкиваются частные интересы. Причем чрезмерное развитие одних элементов гражданского общества может привести к подавлению других. Гражданское общество не может оставаться «гражданским», пока не управляется политическим государством. Лишь верховная публичная власть – конституционное государство – может эффективно справиться с его несправедливостями и синтезировать интересы в универсальное политическое сообщество. С этой позиции Гегель критиковал современную теорию естественного права за то, что в ней смешиваются гражданское общество и государство, последнее рассматривается как партнер его подданных, и подвергается сомнению «абсолютный божественный принцип государства».
Хотя Гегель и был против ликвидации разделения между гражданским обществом и государством, но степень свободы гражданского общества от государства нельзя фиксировать с помощью правил. Как считал Гегель, отношения гражданского общества и государства можно определить с точки зрения политической рациональности, преимуществ и недостатков ограничения самостоятельности, абстрактной свободы и конкурентного плюрализма гражданского общества в пользу универсальных государственных прерогатив.
В отношении сфер частного права и частного блага, семьи и гражданского общества государство выступает одновременно и как внешняя необходимость, и как имманентная цель. В государстве в абстрактных терминах воспроизводится идея божественности и боговдохновенности, нравственного начала. По Гегелю, государство – это нравственное целое, осуществление свободы (т. е. есть абсолютная Цель разума). «Государство есть дух, стоящий в мире и реализующийся в нем сознательно». Индивидуум лишь настолько объективен, истинен и нравственен, насколько он есть член государства.
Таким образом, идеальное государство у Гегеля представляет собой не радикальное отрицание естественного состояния вечной войны (Гоббс, Спиноза), не инструмент сохранения и завершения естественного общества (Локк), не простой механизм администрирования данного природой автоматически саморегулируемого гражданского общества. Последнее одновременно требует и обеспечивает условия для институционально самостоятельного суверенного государства, которое соединяет вместе элементы гражданского общества как самоопределяющегося целого и тем самым ведет этическую жизнь к всенаправляющему, более высокого порядка единству. Лишь признавая и удерживая гражданское общество в подчиненном положении, государство может обеспечить его свободу. Государство представляет общество в его единстве. Гражданское общество одновременно сохраняется и преодолевается как необходимый, но подчиненный аспект более широкого, более сложного и более высокого сообщества, которое организовано политически.