Вопрос 29. Виды избирательных систем

Как уже отмечалось, речь в настоящем параграфе идет об избирательной системе в узком смысле слова, то есть о способе распределения мандатов между кандидатами в зависимости от итогов голосования. Таких способов существует несколько, и каждый из них, будучи применен к одним и тем же итогам голосования, может дать иной результат. Поэтому, в частности, мы говорим здесь об избирательных системах, употребляя множественное число.

Исторически первой избирательной системой стала, естественно, мажоритарная система, в основе которой лежит принцип большинства (франц. majorite – большинство): избранными считаются те кандидаты, которые получили установленное большинство голосов. В зависимости от того, какое это большинство (относительное, абсолютное или квалифицированное), система имеет разновидности.

Мажоритарная система проста и понятна, но в условиях, когда выборы государственных и нередко самоуправленческих органов опосредуются политическими партиями, часто несправедлива: большинство мандатов может получить партия, поддерживаемая меньшинством избирателей (ниже мы покажем, как это происходит). На практике эта система благоприятствует крупным партиям и отсекает мелкие.

Уже на заре становления конституционного строя стали выдвигаться идеи пропорционального представительства политических объединений, при котором число мандатов, получаемых таким объединением, соответствует числу поданных за его кандидатов голосов. Такие идеи высказал во французском Конвенте в 1793 году видный деятель Великой французской революции Луи Сен-Жюст. В 40-х годах XIX века проекты пропорциональных выборов предложили американец Томас Джильпин и швейцарец Виктор Консидеран.

Практическое применение пропорциональная система впервые получила в Дании в 1855 году для выборов части членов Риксдага. Затем она была введена в Коста-Рике в 1893 году и в австралийском штате Тасмания в 1896 году. Бельгия стала первой европейской страной, введшей систему пропорционального представительства для избрания всех своих депутатов (1898 г.). Позднее такая же система была введена в Финляндии (1906 г.), Швеции (1907 г.), а также в Португалии (1911 г.) для избирательных округов Лиссабона и Опорто (Порту).

К началу XX века насчитывались 152 ее разновидности. Ныне она существует более чем в 60 странах. Эта система тоже несвободна от существенных недостатков, которые мы также покажем ниже при ее подробном анализе.

Как видим, понадобился почти век, чтобы пройти от идеи к законодательному ее воплощению. Неудивительно поэтому, что с начала прошлого столетия выдвигались компромиссные идеи, направленные на обеспечение хотя бы частичного представительства меньшинства – ограниченного вотума, включая систему единственного непередаваемого голоса и кумулятивного вотума, характеризуемые как полупропорциональные системы. Некоторые из них применяются сегодня, так как позволяют тем или иным образом уменьшить дефекты мажоритарной системы, не переходя к более или менее чистой пропорциональности.

В интересах соединения достоинств мажоритарной и пропорциональной систем и исключения присущих каждой из них недостатков наряду с сочетанием обеих систем в одних странах в некоторых других стали применять систему единственного передаваемого голоса.

Основы всех этих систем описываются ниже. Мы надеемся, что, ознакомившись с ними, читатель, тем более профессиональный юрист, сможет впоследствии разобраться в любой избирательной системе, которая встретится в законодательстве и практике любой конкретной страны. Этому поможет и изложение целостным образом избирательных систем стран, основы конституционного права которых излагаются в Особенной части учебника.

Установление той или иной избирательной системы есть результат субъективного выбора, который нередко определяется соотношением политических сил в законодательном органе. Те или иные способы определения итогов выборов часто оказываются более выгодными отдельным партиям, и естественно, что они добиваются включения в избирательное законодательство именно этих выгодных им способов. Например, в 1993 году Италия перешла от пропорциональной системы к смешанной, преимущественно мажоритарной системе, а Новая Зеландия – наоборот, от мажоритарной к пропорциональной. Примечательно, что в обеих странах вопрос этот решался путем общенационального референдума.

В любом случае в своей политике партии учитывают установленную избирательную систему и приноравливают к ней свою деятельность по улавливанию голосов избирателей.

Вопрос 15, Политический режим: понятие и признаки

Политический режим это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства.

Согласно одной точке зрения понятия “политический режим” и “государственный режим” можно расценивать как тождественные.

Согласно другой точке зрения понятие “политический режим” более широкое, чем понятие “государственный режим”, ибо включает в себя не только методы и приемы осуществления политической власти со стороны государства, но и со стороны политических партий и движений, общественных объединений, организаций и т.п.

Политический режим — это динамическая, функциональная характеристика политической системы. Категории “политический режим” и “политическая система” тесно связаны между собой.

Понятие политического режима является ключевым для формирования представлений об основных системах власти. Исходя из политического режима судят о подлинной картине принципов организации политического устройства общества. Политический режим характеризует определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития.

Признаки политического режима:

степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования;

— соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства;

— гарантированность прав и свобод личности;

— характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе;

— степень реализации политической власти непосредственно народом;

— положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;

— место и роль негосударственных структур в политической системе общества;

— соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;

— характер правового регулирования (стимулирующий, ограничивающий) в отношении граждан и должностных лиц;

— тип политического поведения;

— характер политического лидерства;

— учет интересов меньшинства при принятии политических решений;

— доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической власти;

— степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни;

— принципы взаимоотношения общества и власти;

— политическое и юридическое положение и роль в обществе “силовых” структур государства (армии, полиции, органов государственной безопасности и т.д.);

— мера политического плюрализма, в том числе многопартийности;

— существование реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.

Таковы элементы, в совокупности составляющие содержание категории “политический режим”.

Вопрос 21 Гражданское общество: понятие, структура, признаки

Теория гражданского общества создавалась такими мыслителями, как Аристотель, Цицерон, Гроций, Гоббс, Локк, Гегель, Маркс, и многими другими.

Основной идеей гражданского общества практически все ученые считают проблему человека. Гражданское общество — это совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп.

Структура гражданского общества:

негосударственные социально-экономические отношения и институты (собственность, труд, предпринимательство);

— совокупность не зависимых от государства производителей (частные фирмы и т.п.);

— общественные объединения и организации;

— политические партии и движения;

— сфера воспитания и негосударственного образования;

— система негосударственных средств массовой информации;

— семья;

— церковь и т.п.

Признаки гражданского общества:

наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

— самоуправляемость;

— конкуренция образующих его структур и различных групп

людей;

— свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;

— всеобщая информированность и прежде всего реальное осуществление права человека на информацию;

— жизнедеятельность в нем базируется на принципе координации (в отличие от государственного аппарата, который построен на основе принципа субординации);

— многоукладность экономики;

— легитимность и демократический характер власти;

— правовое государство;

— сильная социальная политика государства, обеспечивающая достойный уровень жизни людей, и другие.

Вопрос 30,Понятие политической элиты

Термин “элита” в переводе с латинского означает “лучший”, “отборный”, “избранный”.

Политическая элита это относительно немногочисленный слой людей (своего рода управляющий класс), занимающий руководящие посты в органах государственной власти, политических партиях, общественных организациях и т.п. и влияющий на выработку и осуществление политики в стране.

Политическая элита есть властвующая часть общества, правящий слой. Данным понятием обозначаются группы лиц, имеющих высокое положение в обществе, активных в политической и иных сферах деятельности, обладающих авторитетом, влиянием, богатством. В основном это профессиональные политики высокого ранга, наделенные властными функциями и полномочиями. Это также высшие государственные служащие, подготовленные к участию в разработке и реализации политических программ, к выработке и осуществлению стратегии общественного развития.

Существование политической элиты обусловлено следующими факторам:

— психологическими и социальными особенностями людей, их неодинаковыми способностями, возможностями и желанием участвовать в политике;

— законом разделения труда, который требует профессионального занятия управлением, определенной специализации;

высокой социальной значимостью управленческого труда и его соответствующим стимулированием;

— широкими возможностями использования управленческой деятельности для получения социальных привилегий (ибо она прямо связана с распределением ценностей);

— практической невозможностью осуществления всеобъемлющего контроля за политическими руководителями;

— политической пассивностью широких масс населения, главные интересы которых обычно лежат вне политики (В.П. Пугачев, А.И. Соловьев).

Функции политической элиты:

— стратегическая (определение политической программы действий путем генерирования новых идей, отражающих интересы общества, классов, слоев и т.п.);

организаторская (осуществление на практике выработанного курса, воплощение политических решений в жизнь);

интегративная (укрепление стабильности и единства общества, устойчивости его политической и экономической систем, недопущение и разрешение конфликтных ситуаций).

Политическая элита подразделяется на правящую (которая непосредственно обладает государственной властью),оппозиционную(т.е. контрэлиту), высшую (которая принимает значимые для всего общества решения) и т.д.

Вопрос 32,Политическое лидерство

Политическое лидерство это вид политической деятельности, имеющий огромное значение для определения успеха и направленности политических процессов. Он соединяет в себе важнейшие, сущностные черты политики: власть, авторитет, руководство, выражение и представительство социальных интересов. Смысл этого явления заключается в осуществлении авторитетного руководства в сфере политики.

Авторитетной является власть, добровольно принимающаяся людьми, на которых она распространяется. Они подчиняются ей, т.е. соглашаются, видят для себя выгоду в передаче части своих политических полномочий, прав другому лицу или институту. Лидер же берет на себя обязательство эти права и полномочия использовать во благо тех, кто ими его наделяет.

В основе феномена политического лидерства — способность руководителя, а в этом качестве могут выступать как личности, так и организации, которые отражают и удовлетворяют интересы своих последователей. Этим лидер отличается от иного типа руководителя — манипулятора, который действует вопреки интересам своих последователей.

Еще одна важная функция политического лидера — осуществление целенаправленного и успешного руководства. Она предполагает способность правильной оценки и соотнесения целей и наличных возможностей и ресурсов политического действия. Если это качество отсутствует у лидера, то руководство не может быть успешным, а защита интересов последователей превращается в пустую. декларацию.

Политическое лидерство — это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого одни выражают и знают потребности и интересы последователей и в силу этого обладают авторитетом и влиянием, а другие — отдают им добровольно часть своих политических, властных полномочий и прав для осуществления их целенаправленного представительства и реализации.

В результате слияния в политическом лидерстве этих двух взаимонаправленных потоков наступает чрезвычайно важное для политики и политической деятельности состояние взаимной мобилизации всех участников политического процесса: и руководителей, так как они знают, что их действия опираются на поддержку и одобрение масс и уверены в своих силах; и рядовых участников политического процесса или движения, ибо они чувствуют, что их интересы поняты, а цели сформулированы. В силу этого наступает значительная интенсификация политической жизни, она становится полнее и результативнее.

Типология политического лидерства

В политологии предлагаются различные типологии (специфические классификации) политических лидеров. Многообразие подобных классификаций определяется многоплановостью самого феномена лидерства (как властеотношения) и возможностью применять разные подходы для выделения типов лидеров.

Виды политического лидерства определяются по следующим основаниям:

1) в зависимости от идеальных типов господства (М. Вебер):

традиционное (основанное на вере в святость традиций, устоявшихся обычаев, на привычке), легальное (основанное на убеждении в законности и рациональности существующего порядка, в правомерности существующих норм общежития) ихаризматическое (основанное на вере в сверхъестественные способности вождя, в наличие у конкретного лидера одаренности, Божьего дара, других исключительных качеств);

2) в зависимости от склонности лидеров к определенной модели поведения (Г. Лассуэлл): агитационное (воздействующее силой слова, ораторским искусством, личным примером), организационное(влияющее на политический процесс через работу с кадрами, посредством использования возможностей структуры, организации)и теоретическое (воздействующее силой интеллекта, логики);

3) в зависимости от целей, поставленных лидерами, и от воздействия, оказываемого ими на общество (Р. Такер):консервативное(базирующееся на обосновании необходимости сохранения общества в его имеющемся, современном виде),реформаторское (стремящееся к радикальному преобразованию общественного устройства посредством проведения широкомасштабного изменения, прежде всего властных структур) и революционное (ставящее целью переход к принципиально иной общественной системе, к качественно новой ситуации);

4) в зависимости от вида институциональности: формальное (связано с установленными правилами назначения руководителя и подразумевает функциональные отношения) и неформальное (возникает на основе личных отношений участников);

5) в зависимости от характера деятельности лидера: универсальное(постоянно проявляющее качество лидера) иситуационное (проявляющее качество лидера в определенной ситуации);

6) в зависимости от используемых лидерами методов управления обществом: демократическое (выражается в учете руководителем интересов и мнений всех членов группы или организации, в их привлечении к управлению), авторитарное(предполагает единоличное направляющее воздействие, основанное на жестком централизме, властных и силовых методах) и невмешивающееся (стремящееся уйти от решения имеющихся проблем, переложить свои функции на ближайших помощников);

7) в зависимости от содержания: творческое (в данном случае лидер разрабатывает и предлагает программу поведения) иисполнительное (когда лидер — лишь организатор выполнения уже заданной программы);

8) в зависимости от субъектов: индивидуальное и групповое;

9) в зависимости от объекта: общенациональное, партийное, территориальное и т.п.;

10) в зависимости от отношения к власти: правящее и оппозиционное;

11) в зависимости от срока действия: временное и постоянноеи т.д.

Вопрос 24,Понятие, функции и структура политических партий

Термин “партия” в переводе с латинского означает “часть”, “группа”. Он получил распространение еще в Древнем мире. Однако собственно политические партии появляются в процессе становления парламентаризма (XVIII—XIX вв.).

Политическая партия это наиболее активная и организованная часть социальной группы или класса, выражающая их интересы, связанная идеологической общностью и борющаяся за политическую власть.

Партии преследуют определенные цели, добиваясь решающих позиций в осуществлении государственной власти, влияния на политическую жизнь и организацию общества. В политической системе, как правило, действуют несколько партий, что связано с противоречиями между классами и социальными слоями, борьбой за преимущества в осуществлении собственной политики.

Партии занимают особое место в политической системе общества. В отличие от других ее институтов (профсоюзов, крестьянских объединений и других общественных организаций), которые, хотя и занимаются политической деятельностью, но ориентируются прежде всего на защиту социально-экономических и иных интересов их членов, главным призванием политических партий является нацеленность на завоевание и осуществление власти, борьба за руководство государственными делами.

Политическая партия, будучи наиболее последовательным выразителем устремлений определенного класса, слоев общества представляет собой добровольную общность людей, объединенных идеологически и организационно, имеющих целью завоевать, удержать и использовать государственную власть для реализации своих основных интересов.

Функции политических партий:

выявление, формулирование и удовлетворение интересов больших социальных групп;

— активизация и интеграция определенной части людей;

— борьба за политическую власть и за ее использование, определение форм, средств и методов этой борьбы в зависимости от меняющейся обстановки (легальные и нелегальные, революционные и эволюционно-реформистские, вооруженные и ненасильственные и т.д.);

— подготовка и проведение избирательных кампаний по формированию высших и местных органов власти, выдвижение в них своих сторонников, организация контроля за их парламентской деятельностью;

— разработка партийной идеологии, создание и реализация политической программы развития общества, ведение пропаганды и формирование общественного мнения;

— политическое воспитание общества в целом или его части;

— подготовка и выдвижение кадров для партии, государственного аппарата и различных общественных организаций, формирование правящей элиты.

Структуру политических партий составляют партийный аппарат, рядовые члены (партийная масса). Социальную базу составляют сторонники партии.

Виды политических партий

Политические партии призваны выражать различные интересы разных категорий людей, слоев, групп, классов общества. Естественно, они весьма многообразны.

Классифицикацию политических партий обычно проводят по следующим критериям:

1) по социальной направленности программы и деятельности:

социал-демократические, либерально-демократические, коммунистические, классовые, националистические, расовые, фашистские, религиозные, государственно-патриотические, народные и т.п.

2) по идейным основаниям их деятельности: доктринальные (сориентированные прежде всего на защиту своей идеологии), прагматические (ориентирующиеся на практическую целесообразность действий) и харизматические (объединяющиеся вокруг конкретного политического лидера);

3) по методам выполнения программы: революционные (стремящиеся к радикальному качественному преобразованию общества) и реформаторские (стремящиеся к улучшению общественной жизни без структурных принципиальных изменений);

4) по характеру политических действий: реакционные, консервативные, умеренные, радикальные, экстремистские;

5) по представительству в высших органах государственной власти и отношению к официальной политике: правящие и оппозиционные (последние по юридическому статусу могут разделяться на легальные, полулегальные и нелегальные);

6) по месту в политическом спектре: левые, центристские и правые;

7) по стилю общения между партийными лидерами и рядовыми членами; демократические и антидемократические;

8) по характеру членства: кадровые (отличающиеся немногочисленностью, свободным членством, организационной рыхлостью) и массовые (стремящиеся вовлечь в свои ряды как можно большее число членов, упрочить связи, укрепить структуру);

9) по организационной структуре: парламентские (где в качестве первичных образований выступают территориальные комитеты), лейбористские (представляющие собой разновидность парламентских партий, допускающих коллективное членство, в том числе и трудовых коллективов) и авангардные (построенные на принципах демократического централизма и территориально-производственного объединения своих членов) и т.п.

Данная классификация, как, впрочем, и любая иная, далеко не завершена и довольно условна. Можно перечислить еще немало критериев, в зависимости от которых партии подразделяются на те или иные виды. К тому же одна и та же партия может быть рассмотрена с различных позиций, классифицирована по разным основаниям.

55. Партийные системы

В настоящее время в разных странах действует различное количество партий, участвующих в борьбе за политическую власть.

В зависимости от положения политических партий в политической системе общества, взаимодействия между ними, типа самих политических партий складывается партийная система, под которой понимается совокупность всех политических партий, действующих в данной стране, их взаимоотношения друг с другом. Данные взаимоотношения раскрывают степень влияния партий на принятие решений и характер их участия в управлении государством.

Природа и особенности партийной системы той или иной страны обусловлены множеством факторов — уровнем политической зрелости общества, его политического сознания и культуры, историческими традициями, национальным составом, религиозной ситуацией, расстановкой социально-классовых сил и т.п. Существенное воздействие на формирование партийной системы оказывает действующее законодательство и прежде всего конституция и избирательные законы.

Типы партийных систем:

1) в зависимости от характера политического режима выделяют демократические, авторитарные и тоталитарныепартийные системы;

2) в зависимости от количества партий, борющихся за власть или влияющих на нее: однопартийные (в которых обеспечивается исключительное право одной партии на фактическое осуществление политической власти в обществе),двухпартийные (в которых обеспечивается одной из двух партий в случае ее победы на выборах большинство мест в законодательном органе или назначение ее кандидатов на посты президента и вице-президента) и многопартийные (в которых ни одна из партий, как правило, не способна завоевать поддержку абсолютного большинства избирателей, поэтому правительства чаще всего бывают здесь коалиционными, т.е. состоящими из представителей двух или нескольких партий);

3) в зависимости от соотношения партий с различным политическим статусом: мажоритарные, доминирующие икоалиционные;

4) в зависимости от устойчивости партийной структуры и межпартийных отношений: стабильные и переходные;

5) в зависимости от характера межпартийных отношений: конкурентные и неконкурентные.

Вопрос 13, Политическая система общества: понятие и структура

Политическая система общества это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Понятие “политическая система” показывает, как регулируются политические процессы, как формируется и функционирует политическая власть. Это механизм организации и реализации политической деятельности.

Понятие “система” означает в политологии все действия и структуры, так или иначе влияющие на процесс принятия и осуществления политических решений.

Любая система общества, в том числе и политическая, представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых порождает новое качество, не присущее ее частям. Категория “политическая система” позволяет более четко понять политические интересы классов, социальных групп, наций, разобраться во взаимосвязи и взаимозависимости отражающих эти интересы политических явлений.

Структура политической системы:

политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.п.;

политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы;

— социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти;

политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти;

— политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта.

Системообразующей категорией, интегрирующей данные элементы в единую политическую систему, является категория “политическая власть”. Именно понятие “власть” наиболее полно характеризует процесс функционирования политической системы.

Вопрос 31

Политическая элита – относительно небольшая социальная группа, концентрирующая в своих руках значительный объем политической власти, обеспечивающая интеграцию, субординацию и отражение в политических установках интересов различных слоев общества и создающая механизм воплощения политических замыслов

Характерные черты

Небольшая, достаточно самостоятельная социальная группа

Высокий социальный статус

Значительный объем государственной и информационной власти

Непосредственное участие в осуществлении власти

Организаторские способности и талант

Сущность элиты (в определениях ученых)

«Лица, обладающие высшими показателями (результативностью) в своей области деятельности» (В. Парето)

Харизматические личности (М. Вебер)

Лица, обладающие интеллектуальным и Моральным превосходством над массой, безотносительно к своему статусу (Ж Боден)

Наиболее активные в политическом отношении люди, ориентированные на власть, организованное меньшинство общества (Г. Моска)

Люди, занимающие высшие места в обществе благодаря своему биологическому и генетическому происхождению (Р. Уильямс)

Лица, имеющие высокое положение в обществе и благодаря этому влияющие на социальный прогресс (М. Дюпре)

Лица, получившие в обществе наибольший престиж, статус (Г. Лассузл)

Лица, получающие материальные и нематериальные ценности в максимальном размере (Дж. Бернхейм)

Функции политической элиты:

изучение и анализ интересов различных социальных групп;

субординация этих интересов;

отражение интересов в политических установках;

выработка политической идеологии (программ, доктрин, конституции, законов);

создание механизма воплощения политических замыслов:

Þ назначение кадрового аппарата органов управления;

Þ создание и коррекция институтов политической системы;

Þ выдвижение политических лидеров.

ТИПЫ ЭЛИТ

В разных странах облик и функции политической элиты за­метно различаются. Это обусловлено влиянием множества фак­торов, на учете которых строятся классификации элит.

Та часть элиты, которая обладает государственной властью и принимает важнейшие политические решения, называется пра­вящей. Ту же ее часть, которая лишена возможности осуществ­лять властные функции, обычно называют контрэлитой. По тому, как обновляется политическая элита, выделяют закрытую элиту, т. е. пополняющуюся выходцами из определенных клас­сов, сословий, например, аристократии, но не допускающую в свои ряды представителей других классов. Ей противостоит открытая элита, в которую открыт доступ выходцам из всех социальных групп.

Индийский политолог П. Шаран выделил традиционную и современную элиту, которые различаются ресурсами властвова­ния. Власть традиционных элит основана на обычаях, религии, ритуалах. В традиционную элиту П. Шаран включал религиоз­ные элиты, аристократию, военное руководство развивающихся стран. Современная элита рациональна (она опирается на за­гон, формальные правила) и состоит из четырех групп. Высшую элиту составляют руководители властных структур. Они принимают все важнейшие решения. В среднюю элиту входят лица, имеющие определенный уровень дохода, профессиональный статус и образование. И наконец, административную элиту представляет высший слой государственных служа­щих (руководители министерств, ведомств, комитетов). Она осуществляет исполнительные функции, хотя обладает значитель­ным влиянием на власть, поскольку имеет опыт управления.
ПОЛИТЧЕСКАЯ ЭЛИТА В РОССИИ

Политическая элита в России более всего заслуживает на­звания "политический класс". Традиционные представления об элите в западной политологии связаны с тем, что власть и ее привилегии возникли в странах Запада как результат обладания собственностью на средства производства. В России ситуация была иной: наличие монопольной власти здесь всегда обеспе­чивало и обладание национальной собственностью.

Термин "политический класс", или "правящий класс", обыч­но используют по отношению к странам, где не завершен про­цесс индустриализации, отсутствуют четко сложившиеся соци­ально-экономические интересы групп. В таких странах разделительной линией между ними выступает отношение не к собственности, а к власти. Правящий класс представляет со­бой совокупность индивидов, обладающих монополией на власть и осуществляющих властно-управленческую функцию над бесправным, зависимым населением.

Подобная модель отношений элиты (класса) и зависимого населения начала формироваться еще в период раннего средне­вековья. Князь и его дружина стремились к завоеванию земель и распространению своей власти над остальным населением. Ин­тересы князя и дружины полностью совпадали, поскольку ими двигало стремление к богатству и монопольной власти. Так дру­жина постепенно приобретала черты правящего класса, который признавал абсолютную власть монарха (после объединения зе­мель вокруг Москвы) в обмен на обладание землей и людьми.

Вопрос 33.

Полити́ческое ли́дерство — процесс взаимодействия между людьми, в котором наделённые реальной властью авторитетные люди осуществляют легитимное влияние на общество(или его часть), которое отдаёт им часть своих политико-влаственных полномочий и прав.

В основу типологии М. Вебера положены типы общественного управления.

Виды:

традиционное (основано на традиции, которое предполагает веру подчинённых в то, что власть законная, поскольку существовала всегда),

рационально-легальное (Лидерство на основе закона во многих странах пришло на смену традиционному. Лидером становится политик, избранный на основе определённых законных процедур. ),

харизматическое (Харизматический лидер наделён экстраординарными качествами, которые отсутствуют или слабо выражены у других людей. Как правило, лидеры харизматического типа появляются в кризисные периоды.).

Виды лидеров согласно прочим классификациям: правящий и оппозиционный; революционеры, консерваторы и реформаторы; формальные и неформальные; кризисные и рутинные; большие и малые; пролетарские, буржуазные, мелкобуржуазные; общенациональные и региональные.

Наши рекомендации