Виды избирательных систем. 8 страница

7) иные полномочия в законодательной сфере.

Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти. Наиболее тесным является сотрудничество главы государства с исполнительной властью. К подобным полномочиям относятся:

1) назначение Председателя Правительства РФ с согласия Государственной Думы (ч. 1 ст. 111 Конституции);

2) утверждение представленных главой Правительства РФ предложений о структуре федеральных органов исполнительной власти (ч. 1 ст. 112 Конституции РФ). В соответствии с Указом Президента РФ в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства и иные ведомства;

3) назначение на должность и освобождение от должности по предложению Председателя Правительства РФ заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров (ч. 2 ст. 112 Конституции РФ);

4) единоличное принятие решения об отставке Правительства РФ. Президент РФ вправе отправить в отставку Правительство РФ в случае выражения недоверия Государственной Думы и в случае отказа в доверии Государственной Думой. Однако глава государства может отправить в отставку высший орган исполнительной власти и по собственному усмотрению. Президент РФ также может принять отставку Правительства РФ и его Председателя;

5) право председательствовать на заседаниях Правительства РФ (п. "б" ст. 83 Конституции РФ). Несмотря на то, что Президент РФ часто пользуется этим правом, глава государства не является главой Правительства РФ;

6) право отмены актов Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ (ч. 3 ст. 115 Конституции РФ). В данном случае можно сказать, что Президент РФ выступает в качестве органа конституционного контроля;

7) право приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ч. 2 ст. 85 Конституции РФ). В данном же случае можно констатировать, что Президент РФ выступает в качестве органа конституционного надзора;

8) иные полномочия в сфере исполнительной власти.

Полномочия Президента РФ в сфере судебной власти. К подобным полномочиям относятся:

1) представление кандидатур для назначения Советом Федерации на должности руководителей и судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ (п. "е" ст. 83 Конституции РФ);

2) назначение судей других федеральных судов в порядке, установленном федеральным законом (ст. 128 Конституции РФ);

3) право обращения в Конституционный Суд РФ и другие суды (ст. 85, 125 Конституции РФ);

4) осуществление помилования (п. "в" ст. 89 Конституции РФ). Актом помилования является решение главы государства о смягчении или освобождении от наказания;

5) представление кандидатуры Генерального прокурора РФ и его заместителей в Совет Федерации и право временного отстранения его от должности.

Полномочия Президента РФ в сфере обороны и безопасности.

1) утверждение военной доктрины РФ. Военная доктрина РФ представляет собой совокупность официальных взглядов (установок), определяющих военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности РФ;

2) формирование Совета Безопасности РФ, руководство Советом Безопасности РФ;

3) назначение и освобождение высшего командования Вооруженных Сил РФ, присваивание высших воинских и специальных званий. Данное полномочие проистекает из того, что Президент РФ является Верховным Главнокомандующим;

4) введение военного положения (ч. 2 ст. 87 Конституции РФ). В случае агрессии против России или ее непосредственной угрозы Президент РФ вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Но объявить состояние войны Президент РФ не вправе;

5) введение чрезвычайного положения (ст. 88 Конституции РФ);

6) иные полномочия в сфере обороны и безопасности.

Наши рекомендации