Вопрос 1. Объект и предмет политологии
Вопрос 1. Объект и предмет политологии
В первую очередь Объектом изучения политологии как науки является политическая власть, основы её правовой системы, определение основ её легитимности, выяснение механизмов обеспечения её стабильности и оптимальности с точки зрения правления. Кроме этого, Объектом изучения политической науки является политика, политическая сфера общественной жизни.
Предметом политологии являются закономерности взаимоотношений социальных субъектов по поводу политической власти.
Конечно, эти проблемы изучаются не только политологией, но и философией, социологией, государственно-правовой наукой и т. д. Политология же изучает их, интегрируя в себя отдельные аспекты этих дисциплин.
В представлении многих учёных политология представляет собой междисциплинарную науку, предметом изучения которой являются тенденции и законы функционирования и развития политической жизни, которые отражают реальный процесс включения субъектов политики в деятельность с реализацией политической власти и политических интересов. Но в то же время многие учёные придерживаются противоположной точки зрения, полагая, что нет особых оснований для открытия «вечных» истин и «неизменных» политических законов.[5] По их мнению, часто сторонники поиска политических законов не учитывают главного — то, что один теоретик рассматривает как «прогресс», для другого оказывается регрессом.
Проблемы, которыми занимается политология, можно разделить на три крупных блока:
философские и идейно-теоретические основания политики, системообразующие признаки и важнейшие характеристики подсистемы политического, политические феномены, свойственные тому или иному конкретному периоду истории;
политические системы и политическая культура, отличия и сходства между различными политическими системами, их преимущества и недостатки, политические режимы, условия их изменения и т. д.;
политические институты, политический процесс, политическое поведение и т. д.
Вопрос 2 методы политологии
Метод – это совокупность действий, призванных помочь достижению желаемого результата. Первым назначение метода в Новое время указал французский математик и философ Р. Декарт в работе «Рассуждения о методе». Но еще ранее один из основателей эмпирической науки Ф. Бэкон сравнил метод познания с циркулем. Способности людей различны, и для того, чтобы всегда добиваться успеха, требуется инструмент, который уравнивал бы шансы и давал возможность каждому получить нужный результат. Таким инструментом и является научный метод. Метод не только уравнивает способности людей, но также делает их деятельность единообразной, что является предпосылкой для получения единообразных результатов всеми исследователями.
Научный метод как таковой подразделяется на методы, используемые на каждом уровне исследований. Выделяются, таким образом, эмпирические и теоретические методы.
К эмпирическим методам относятся: наблюдение – целенаправленное восприятие объективной действительности; описание – фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах; измерение – количественная характеристика свойств объектов; сравнение – сопоставление объектов по каким-либо сходным свойствам или сторонам; эксперимент – наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет восстановить ход явления при повторении условий.
К теоретическим методам относятся: формализация – построение абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов; аксиоматизация – построение теорий на основе аксиом (утверждений, доказательства истинности которых не требуется); гипотетико-дедуктивный метод – создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах.
Другим принципом классификации является сфера использования метода: применение во всех отраслях человеческой деятельности; применение во всех областях науки; применение в отдельных разделах науки. Соответственно выделяют всеобщие, общенаучные и конкретно-научные методы.
К всеобщим методам относятся:
– анализ – расчленение целостного предмета на составные части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения;
– синтез – соединение выделенных частей предмета в единое целое;
– абстрагирование — отвлечение от несущественных для данного исследования свойств и отношений изучаемого объекта с одновременным вычленением интересующих свойств и отношений;
– обобщение – прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов;
– индукция – метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок;
– дедукция — способ рассуждения, посредством которого из общих посылок с необходимостью следует заключение частного характера;
– аналогия — прием познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве в других признаках;
– моделирование — изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих исследователя;
– классификация — разделение всех изучаемых предметов на отдельные группы в соответствии с каким-либо важным для исследователя признаком (особенно часто используется в описательных науках).
К общенаучным методам относятся научное наблюдение, научный эксперимент, научное моделирование.
Большое значение в современной науке приобрели статистические методы, позволяющие определять средние значения, характеризующие всю совокупность изучаемых предметов.
Методы политологии, как любой другой науки, делятся на те же три большие группы. Ко всеобщим относятся логические методы: индукция – дедукция, анализ – синтез, аналогия, а также сравнение, классификация, измерение, идеализация и т. п. Они затем конкретизируются.
Политология использует все основные методы, которые применяются в других науках, видоизменяя их в соответствии со спецификой своего предмета. Как любая наука, она имеет в своем распоряжении собственные конкретные методы исследования и пользуется общенаучными подходами. К числу последних относятся системный анализ, получивший широкое распространение в науке в середине XX века; бихевиоризм, пришедший в политологию из психологии; политико-культурологический подход, а также получившие большое применение структурный и функциональный подходы. В рамках сравнительной политологии широко используется сравнительный метод или, как предпочитал говорить М.М. Ковалевский, историко-сравнительный метод.
В политологии широко применяются метод идеализации в двух смыслах: в смысле выделения «идеальных типов» и в смысле создания утопических систем наилучшего государственного устройства; метод классификации – разделение изучаемых явлений на отдельные типы; генетический метод анализа предмета исследований, исходя из особенностей его происхождения и развития.
Вопрос 8. политика как социальное явление
Политика как социальное явление.
Природа политики как относительно самостоятельной сферы общества связана с ее пониманием как явления, порожденного соц.дефференциацией общества, т.е политика есть способ регуляции соц. Отношений через нахождение социального баланса общества. Политика-это такой вид социального взаимодействиякоторый ориентирован на согласование интересов и выражение общественно-значимых целей на координацию основных видов деятельности людей. В политике надо видеть 2 стороны:1)Интегративный 2) Дифференцирующий.1)-примат общезначимого,общенационального над частным. 2)- выражается в линии на обострение противоречий, столкновение интересов различных групп.
1. Структура и функции политики
При характеристике П выделяют: Форму, содержание, процесс.
Форма П — Организационные структуры такие как гос-во, партии, движения, группа интересов. Законы, нормативные акты.
Содержание П — цели, проблемы, средства и методы, использующиеся для решения проблемы.
Процесс П — Отражает конфликтный характер политики. Проявляется как отношения различных соц групп, организаций, индивидов.
Элементы П — 1) Полит сознание, кот включает в себя менталитет, ценностные ориентиры, взгляды, теории. 2) нормативные идеи - программа, избирательная платформа партии, правовые акты. 3) Институты власти и борьбы за неё. 4) отношение властвования к господству и подчинению.
Функции: 1. Поддержание, укрепление целостности об-ва как сложно дифференцируемой соц системы. 2. Разработка целей всего об-ва и составляющих его коллективных субъектов, и мобилизация ресурсов на реализацию этих целей. 3. Авторитарная — Обязательное распределение дефицитных ценностей и благ. 4. Предотвращение, регулирование групповых конфликтов. 5. Обеспечение взаимопонимания, взаимодействия.
Вопрос 23. Происхождение, сущность и функции политических партий.
Партия в переводе — part — часть. Это специализ организ грппа, объед наиболее активных приверженцев той или иной цели и служ для борьбы за завоевание и использование полит власти.отличия партий от других общ образований:
1.. наличие цели завоевание власти, 2.. наличие идеологии, способ полит организации. 3.. наличие программы действий. 4.. наличие электората, 5.. наличие организованной структуры.
Структура партии:
-лидеры; -партийная бюрократия; -мозговой штаб; -идеологи партий; -партийный актив; -рядовые члены;
-спонсоры; -электорат
основные способы создания совр партий:
1.. партия появляется из обществ движений, 2..создаются на основе полит группы, которая складыв вокруг яркого полит лидера 3.. образов партий на парламент основе через объединение группы депутатов, 4..деление существующих партий
функции партий:
1.. посредническая между массами и властью 2.. представительская, 3.. институализация участия граждан в политике, 4.. электоральная — отбор и рекрутирование полит лимдеров, 5..политическая социализация, т.е. формирование у граждан свойств и навыков участия в политике, 6.. реализация полит власти
Типология политических партий.
По идейным основаниям:
1.. доктринальная т..е. ориентированая на идеологическую чистоту (коммунисты)
2.. прагматическая, ориентированая на практическую целесообразность
3..харизматическия, объединение вокруг конкретного лидера.
Подразделяются на левые и правые.
Левые — выступают за передачу средств производства в общественную собственность, за твердые соц гарантии трудящимся и за перемены в пользу трудящихся. Правые — выступают за сильное гос, охраняющее частную собственность (БНФ).
По способу формирования:
1.. массовые партии. Чаще формируются снизу вверх. Им характерно идеологическое единство членов, централизованное единство руководства и уставное членство.(ком партия)
2.. кадровые партии . формируются сверху на основании полит групп и элит. Ей свойственны свободное членство и аморфность. К числу кадров партии относят всех тех, кто голосует за нее на выборах, поддерживает ее материально, выступает на организуемых ей собраниях… такие партии огранич свою деятельность предвыборной борьбой и относительно пассивны в промежутках между выборами. Массовые партии не ограничивают свою деятельность выборами, а проводят активную повседневную идеологическую работу.
Вопрос 18. Тоталитарный Политический Режим
Термин "тоталитаризм" происходит от латинского слова "totalis" - весь, целый, полный. В политический лексикон его впервые ввел для характеристики своего движения Бенито Муссолини в 1925 г.
Позже использовалось немецкими и американскими политологами. Его истоки уходят в глубокую древность. Такого рода идеи высказывали Гераклит, Платон, в Китае - теоретики легизма.
Тоталитарный режим – режим, при котором государство, не довольствуясь функцией социального представительства выступает единственным и исключительным выразителем общих потребностей и движений.
Признаки тоталитаризма:
1.центральное руководство и управление в экономической сфере
2.система всеобщего контроля за поведением индивидов в социальной сфере
3.признание руководящей роли 1 партии в политической сфере и осуществление ее диктатуры
4. господство официальной идеологии в духовной сфере и принудительное ее навязывание
5.сосредоточение в руках партии государства средства массовой коммуникации
6.культ руководящей личности на всех уровнях
7.сращивание партии и государственного аппарата, контроль исполнительными органами выборных
8.выход карательных органов из подчинения закону и обществу и, как результат, произвол, государственный террор и массовые репрессии
9.проникновение власти во все части социального механизма
Страх и слепая вера – основные источники тоталитарного режима.
Разновидности тоталитаризма:
1.Фашизм (Италия, Испания, Чили)
2.Коммунистический (СССР, Куба)
3.Национал – социализм (Германия)
Тоталитарный режим эффективен во время войн. При тоталитаризме отсутствует безработица, существует широкая социальная подготовка, малозаметный контроль в имущественном положении граждан, большое внимание уделяется воспитанию и образованию.
Тоталитарный режим способен меняться, эволюционировать (поссттоталитарный режим).
Посттоталитарный режим – особый тип недемократического режима, возникающий как правило после смерти вождя-создателя тоталитарного режима. Между посттоталитарным режимом и его предшественником существует органическая взаимосвязь и преемственность, выражающаяся в сохранении контроля единственной партии над государством, наследовании формально-правовых основ и т.п.
Главными характеристиками посттоталитаризма являются: ослабление полицейских служб или их нейтрализация с помощью армии; разрешение кризиса управления путем создания центра власти уже в виде коллективного, а не персонального руководства; переутверждение роли партии как бывшего источника легитимности лидера; постепенный процесс детоталитаризации (т.е. снятия наиболее жестких характеристик режима) во избежание радикального переворота, подготовленного открытой или скрытой оппозицией.
вопрос 17. авторитарный политический режим
Авторитаризм означает антидемократический принцип власти. Авторитарным можно назвать политический режим, основанный на самовластии, диктатуре правителя или группировки, грубо нарушающих права и нравственность.
При авторитарной власти осуществляется централизованность и однолинейность сверху, игнорируется или существенно снижается роль других представительных институтов. Здесь гражданское общество не поглощается полностью.
Авторитаризму характерен отказ от тоталитарного контроля над обществом, ограничено вмешательство в различные сферы, присуще неограниченность власти, ее неподконтрольность гражданам.
Террор избирателен и направлен на устранение или запугивание лидеров оппозиций, отвергающих проводимую режимом политику.
Оппоненты – личные враги руководителей режима.
Для авторитаризма характерна монополия власти и политики.
Сущностно значимым при определении авторитаризма является характер отношений государства и личности: они построены больше на принуждении, чем на убеждении. При этом авторитарный режим либерализует общественную жизнь, не стремится навязывать обществу четко разработанной официальной идеологии, допускает ограниченный и контролируемый плюрализм в политическом мышлении, мнениях и действиях. Руководство различными сферами жизни общества не столь тотально, нет строго организованного контроля над социальной и экономической инфраструктурой гражданского общества, над производством, профсоюзами, учебными заведениями, массовыми организациями, средствами массовой информации. Автократия (от греч. autokrateia - самодержавие, самовластие, т.е. неограниченная власть одного лица) не требует демонстрации преданности со стороны населения, как при тоталитаризме, ей достаточно отсутствия открытого политического противостояния. Однако режим беспощаден к проявлениям реальной политической конкуренции за власть, к фактическому участию населения в принятии решений по важнейшим вопросам жизни общества. Авторитаризм подавляет основные гражданские права.
Разновидности авторитаризма:
1 – теократический, когда власть сосредоточена у религиозного клана (Афганистан)
2 – связан с правлением военных
Политическая деятельность ограничена или вообще запрещена (единств. У Ганда – режим Амина)
3 – персонифицированный режим
Когда власть принадлежит лидеру, бессильность институтов власти
4 – монархии
Саудовская Аравия, Иордания, Марокко, ОАЭ
Вопрос 40. Типы политической культуры, субкультура
В соврем-ом общ-ве существуют различные типы ПК-ур. Амер-ие политологи Г.Алмонд и С,Верба провели исследование ПК-ры в ряде стран и выделили 3 идеальных «чистых» типа ПК: патриархальную (традиционную), подданническую политическую культуру и культуру участия (активистскую, гражданскую).
1. Патриархальная. Характеризуется полным отсутствием у человека интереса к политике, политической власти, политическим институтам. Индивид маловосприимчив к пол-й культуре и не выполняет никакие пол-ие роли, т.е. политические интересы человека не выходят за рамки первичного сообщества. Данный тип ПК характерен для первобытно общинных обществ, которые до сих пор существуют в мире (в Африке).
2. Подданническая хар-ся тем, что в ней имеются специализированные пол-е институты, однако индивидуальная активность отдельных личностей либо очень низка, либо вообще отсутствует. Т.о. пол-ие функции выполняют специальные институты, тогда как обычные граждане могут лишь выражать своё отношение к ним. 3. ПК участия отличается политической активностью. Каждый человек признаётся полноправным участником политической жизни. Граждане стремятся активно воздействовать на политику, направлять её деятельность с помощью законных средств влияния (выборов, демонстраций). Ярким примером культуры такого типа являются современные дем-е общества, поскольку в них наблюдается политизация общ-й жизни, а политическое измерение жизни становится значимым для всех людей.
Чаще встречаются смешанные типы ПК.
Оптимальный вариант смешанного типа политической культуры Г.Алмонд и С.Верба предложили назвать "гражданской культурой».
Ещё вытеляют такие типы к-р, как
1. Доминирующая ПК – это совокупность ценностей норм, представлений и гос-ых символов, которые разделяются большей частью граждан.
2. Политическая контркультура. Пол-я контркультура – это сов-ть ценностей, норм, представлений и символов, которые противоречат и идут в разрез доминирующей культуре.
3. Политическая субкультура – это совок-ть ценностей, норм, представлений и символов, которые хар-ны для той или иной соц-ой группы внутри общества. Пол-ая субк-ра оличается от контркультуры тем, что она не противостоит доминирующей и не стремится к её уничтожению.
Региональные субкультуры обусловлены такими различиями между отдельными регионами страны, как климат, наличие определенных ресурсов т.п. Это, свою очередь, порождает экономические различия, влияющие на образ жизни людей, общий уровень культуры, а следовательно, и на их политико-культурный уровень
Социоэкономические субкультуры обусловлены существованием в обществе различных групп (социальных слоев, классов), имеющих различный экономический статус, а следовательно, и различия в образе жизни, в интересах, играющих особо важную политическую роль.
Этнолингвистические субкультуры связаны с языковыми, этническими особенностями соответствующих социальных групп. На политическую культуру этих групп определяющее воздействие оказывают такие факторы, как этническое самосознание и национальный характер.
Религиозные субкультуры возникают в том случае, когда религия является основным всепроникающим элементом общей культуры определенной группы людей.
Возрастные субкультуры отражают различные системы политических ценностей у представителей разных поколений. Старшие поколения, политическая культура которых сложилась в условиях отжившей политической реальности, имеют политические взгляды, отличные от системы политических установок молодежи.
Особенности политической субкультуры обусловлены различиями в положении общественных групп в экономической и социальной структуре общества, образовательному, половозрастному и другим признакам.
Вопрос 39. Политическая культура - сущность,структура,функции
Политическую культуру можно определить как совокупность типичных для конкретной страны (группы стран) форм и образцов поведения людей в публичной сфере, воплощающих их ценностные представления о смысле и целях развития мира политики и закрепляющих устоявшиеся в социуме нормы и традиции взаимоотношения государства и общества.
Политическая культура представляет собой органичную часть политической жизни общества. Важность изучения этого феномена обусловлена значением самой политики, которая является необходимостью современного человека, играет роль указателя и ограничителя его многообразных действий во всех сферах жизни. В современном мире политическая культура выражает степень политической цивилизованности общества.
Политическая культура — один из основных элементов, составляющих духовный потенциал общества. Она выражает суть социально-политической системы, определяет “правила игры” в политике, базовые политические ценности и общественные цели. Без политической культуры говорить о человеке как о социально значимой личности невозможно. Она отражает многообразие политической жизни и оказывает решающее влияние на утверждение социального статуса гражданина. Исследовать политическую культуру необходимо, так как это помогает выяснить социальные интересы и предпочтения граждан и социальных групп, степень осознания людьми их общественных задач и их практическую роль в политической жизни. Уровень политической культуры во многом определяет уровень общей культуры как отдельной личности, так и общества в целом.
Политической культуре свойственны определенные функции в политической жизни. К важнейшим можно отнести следующие функции:
идентификации, раскрывающей постоянную потребность че-
ловека в понимании своей групповой принадлежности и определении
приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании
интересов данной общности;
ориентации, характеризующей стремление человека к смы-
словому отображению политических явлений, пониманию собст-
венных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной
политической системе;
предписания (программирования), выражающей приоритетность определенных ориентации, норм и представлений, задающих и обусловливающих определенную направленность и границы конструирования поведения человека;
адаптации, выражающей потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав и властных полномочий;
социализации, характеризующей приобретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовывать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы;
интеграции (дезинтеграции), обеспечивающей различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы, сохранения целостности государства и его взаимоотношений с обществом в целом;
коммуникации, обеспечивающей взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информации и языка общения.
В структуре политической культуры можно выделить три группы элементов.
1. Познавательные элементы. Это — знания о политике, которые составляют основу политической культуры. Здесь имеются в виду знания, отражающие сущность политической действительности, тенденции ее изменения, основные черты. Показателем уровня политических знаний является политическая образованность, которая предполагает концептуальность, целостность, объективность знания, способность к политическому мышлению.
2. Эмоционально-оценочные элементы: чувства, испытываемые к политической системе, выраженные в форме взглядов, политических установок, оценок; суждения и мнения о политике, социальная позиция личности
3. Поведенческие элементы: различные формы участия граждан в политической деятельности. Политическое поведение — это проявление широкой системы общественных отношений, в которой взаимодействуют политическая система, политические движения и партии, социальные и политические ценности, процессы политической социализации, социальная позиция личности и ее индивидуальное поведение.
Однопартийная система
Основополагающим признаком однопартийной системы является монополия одной партии на власть. Подобные системы могут существовать при тоталитарных и авторитарных режимах. Однопартийные системы подразделяются па реально однопартийные, т. с. те, в которых существует и правит единственная партия, и формально многопартийные, где, несмотря на существование нескольких партий, власть контролируется партией-гегемоном. Подобная система существовала в странах Восточной Европы до 1989-1990 гг., а в настоящее время характерна для Китая, где наряду с правящей коммунистической партией действует еще восемь партий.
Двухпартийная система
Двухпартийная система характеризуется постоянной конкуренцией между двумя основными партиями. Остальные партии не имеют значительного политического веса. Подобная партийная система существует в США и Великобритании.
Многопартийная система
Многопартийная, система отличается политической конкуренцией нескольких партий. В зависимости от количества партий выделяются партийные системы умеренного (от трех до пяти) и крайнего (от шести и более) плюрализма, ни одна из них не может самостоятельно находиться у власти. В результате возникает необходимость организации коалиций как для формирования правительства, так и для внутрипарламентской работы. Многопартийные системы подразделяются на системы с доминирующей партией и без таковой.
В рамках многопартийной системы выделяют:
§ многопартийную систему без доминирующей партии. В такой системе ни одна из партий не имеет абсолютного большинства в парламенте и, следовательно, вынуждена при формировании правительства заключать союзы и соглашения с другими представленными в парламенте партиями;
§ многопартийную систему с доминирующей партией, которая характеризуется тем, что одна из партий лидирует на политической арене, располагая самостоятельно или в тесном союзе с другой партией абсолютным большинством мест в парламенте;
§ «блоковую» многопартийную систему, которая принимает форму резкой поляризации политических сил, группирующихся в периоды проведения избирательных компаний на два противостоящих друг другу блока. Функционирование этой системы во многом напоминает функционирование бипартизма.
В Скандинавских странах длительное время доминировали социалистические партии, в Италии — Христианско-демократическая партия, в Японии — Либерально-демократическая. Доминирующих партий нет в Швейцарии, Нидерландах, Финляндии.
В парламентских республиках партии, победившие на выборах в парламент, формируют правительство. Если не существует преобладающей партии, они вынуждены создавать коалиции для совместного формирования правительства.
Характер партийной системы
Определяя характер партийной системы, политологи столкнулись с вопросом: к какому типу относить партийную систему, в которой существуют две большие влиятельные партии и в парламенте представлена еще одна — маленькая? Для таких случаев было придумано название «система двух с половиной партий». Для нее характерен коалиционный потенциал третьей партии, т. е. одна из крупных партий вступает в коалицию с малой партией и получившееся парламентское большинство формирует правительство.
Американский политолог С. Липсет и норвежский политолог С. Роккан сформулировали концепцию, согласно которой на число и характер партий повлияли социальные расколы, возникшие в Европе в период индустриальных революций и сохранившиеся в той или иной форме и сегодня.
По мнению политологов, наибольшую роль сыграли четыре раскола:
§ раскол между центром и периферией обусловил формирование региональных партий;
§ раскол между государством и церковью вызвал формирование религиозных партий;
§ возникновение сельских партий обусловлено расколом между городом и деревней;
§ появлению рабочих и социалистических партий способствовал раскол между собственниками предприятий и наемными рабочими.
В настоящее время в политической науке существует формула, согласно которой число партий в многопартийной системе на единицу больше числа социальных расколов в обществе. Однако она верна лишь для стабильных демократических режимов.
Вопрос 31
Политическая элита – относительно небольшая социальная группа, концентрирующая в своих руках значительный объем политической власти, обеспечивающая интеграцию, субординацию и отражение в политических установках интересов различных слоев общества и создающая механизм воплощения политических замыслов
Характерные черты
Небольшая, достаточно самостоятельная социальная группа
Высокий социальный статус
Значительный объем государственной и информационной власти
Непосредственное участие в осуществлении власти
Организаторские способности и талант
Сущность элиты (в определениях ученых)
«Лица, обладающие высшими показателями (результативностью) в своей области деятельности» (В. Парето)
Харизматические личности (М. Вебер)
Лица, обладающие интеллектуальным и Моральным превосходством над массой, безотносительно к своему статусу (Ж Боден)
Наиболее активные в политическом отношении люди, ориентированные на власть, организованное меньшинство общества (Г. Моска)
Люди, занимающие высшие места в обществе благодаря своему биологическому и генетическому происхождению (Р. Уильямс)
Лица, имеющие высокое положение в обществе и благодаря этому влияющие на социальный прогресс (М. Дюпре)
Лица, получившие в обществе наибольший престиж, статус (Г. Лассузл)
Лица, получающие материальные и нематериальные ценности в максимальном размере (Дж. Бернхейм)
Функции политической элиты:
изучение и анализ интересов различных социальных групп;
субординация этих интересов;
отражение интересов в политических установках;
выработка политической идеологии (программ, доктрин, конституции, законов);
создание механизма воплощения политических замыслов:
Þ назначение кадрового аппарата органов управления;
Þ создание и коррекция институтов политической системы;
Þ выдвижение политических лидеров.
ТИПЫ ЭЛИТ
В разных странах облик и функции политической элиты заметно различаются. Это обусловлено влиянием множества факторов, на учете которых строятся классификации элит.
Та часть элиты, которая обладает государственной властью и принимает важнейшие политические решения, называется правящей. Ту же ее часть, которая лишена возможности осуществлять властные функции, обычно называют контрэлитой. По тому, как обновляется политическая элита, выделяют закрытую элиту, т. е. пополняющуюся выходцами из определенных классов, сословий, например, аристократии, но не допускающую в свои ряды представителей других классов. Ей противостоит открытая элита, в которую открыт доступ выходцам из всех социальных групп.
Индийский политолог П. Шаран выделил традиционную и современную элиту, которые различаются ресурсами властвования. Власть традиционных элит основана на обычаях, религии, ритуалах. В традиционную элиту П. Шаран включал религиозные элиты, аристократию, военное руководство развивающихся стран. Современная элита рациональна (она опирается на загон, формальные правила) и состоит из четырех групп. Высшую элиту составляют руководители властных структур. Они принимают все важнейшие решения. В среднюю элиту входят лица, имеющие определенный уровень дохода, профессиональный статус и образование. И наконец, административную элиту представляет высший слой государственных служащих (руководители министерств, ведомств, комитетов). Она осуществляет исполнительные функции, хотя обладает значительным влиянием на власть, поскольку имеет опыт управления.
ПОЛИТЧЕСКАЯ ЭЛИТА В РОССИИ
Политическая элита в России более всего заслуживает названия "политический класс". Традиционные представления об элите в западной политологии связаны с тем, что власть и ее привилегии возникли в странах Запада как результат обладания собственностью на средства производства. В России ситуация была иной: наличие монопольной власти здесь всегда обеспечивало и обладание национальной собственностью.
Термин "политический класс", или "правящий класс", обычно используют по отношению к странам, где не завершен процесс индустриализации, отсутствуют четко сложившиеся социально-экономические интересы групп. В таких странах разделительной линией между ними выступает отношение не к собственности, а к власти. Правящий класс представляет собой совокупность индивидов, обладающих монополией на власть и осуществляющих властно-управленческую функцию над бесправным, зависимым населением.
Подобная модель отношений элиты (класса) и зависимого населения начала формироваться еще в период раннего средневековья. Князь и его дружина стремились к завоеванию земель и распространению своей власти над остальным населением. Интересы князя и дружины полностью совпадали, поскольку ими двигало стремление к богатству и монопольной власти. Так дружина постепенно приобретала черты правящего класса, который признавал абсолютную власть монарха (после объединения земель вокруг Москвы) в обмен на обладание землей и людьми.
Вопрос 33.
Полити́ческое ли́дерство — процесс взаимодействия между людьми, в котором наделённые реальной властью авторитетные люди осуществляют легитимное влияние на общество(или его часть), которое отдаёт им часть своих политико-влаственных полномочий и прав.
В основу типологии М. Вебера положены типы общественного управления.
Виды:
традиционное (основано на традиции, которое предполагает веру подчинённых в то, что власть законная, поскольку существовала всегда),
рационально-легальное (Лидерство на основе закона во многих странах пришло на смену традиционному. Лидером становится политик, избранный на основе определённых законных процедур. ),
харизматическое (Харизматический лидер наделён экстраординарными качествами, которые отсутствуют или слабо выражены у других людей. Как правило, лидеры харизматического типа появляются в кризисные периоды.).
Виды лидеров согласно прочим классификациям: правящий и оппозиционный; революционеры, консерваторы и реформаторы; формальные и неформальные; кризисные и рутинные; большие и малые; пролетарские, буржуазные, мелкобуржуазные; общенациональные и региональные.
Вопрос 1. Объект и предмет политологии
В первую очередь Объектом изучения политологии как науки является политическая власть, основы её правовой системы, определение основ её легитимности, выяснение механизмов обеспечения её стабильности и оптимальности с точки зрения правления. Кроме этого, Объектом изучен<