Праввое гос-во и его гл.принципы. Права и свободы личности в правовомдемокр. гос-ве.

Монархия и ее формы. Роль.

Монархия (от греч. monarchia — единовластие) - это такая форма государственного правления, при которой верховная власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства — наследственного правителя, монарха (фараона, султана, царя, короля, императора и т. д.). История знает монархию неограниченную и ограниченную.

Праввое гос-во и его гл.принципы. Права и свободы личности в правовомдемокр. гос-ве. - student2.ru

Неограниченная монархия означает, что власть правителя не имеет каких-либо серьезных ограничений и носит в основном единоличный, самодержавный характер. Такая самовластная монархия была типична для многовекового периода рабовладения и феодализма. Но и она, в свою очередь, на разных этапах выступала в разных исторических формах Важнейшие из них можно свести к следующим.
Наиболее одиозной формой неограниченной монархии была деспотия, означавшая абсолютную власть самого монарха, полный произвол приближенных к нему верхов и полное бесправие подданных. Иногда деспотию дополняла теократия, при которой глава государства (фараон, царь, император и т. д.) являлся одновременно его религиозной главой.
Значительно более мягкой формой правления была сословная монархия. Она предполагала сочетание власти монарха с наличием органов представительства разных сословий (прежде всего духовенства, средних и мелких феодалов, горожан).
Сплотив население, укрепившись и создав мощные государства, монархические режимы примерно тех же стран перешли к жесткому абсолютизму — сильной, централизованной, самодержавной власти монарха. В этих условиях деятельность органов сословного представительства либо теряет прежнее значение, либо вовсе прекращается. Для многих стран Европы основной период абсолютизма пришелся на XVI - XVIII вв., а для России - на XVII - XIX вв.
Однако во второй половине XVIII в. в ряде государств Европы (Австрия, Дания, Испания, Швеция и др.) и в России [в 60-е гг. XVIII вв., при императрице Екатерине II (1729-1796)] наступила своеобразная «оттепель» в суровом самодержавии - так называемый просвещенный абсолютизм. Суть его в том, что возглавившие эти государства «просвещенные монархи» стали проводить реформы в целях более разумной организации социальной жизни (ликвидация сословных привилегий, господства крупных феодалов и всевластия церкви; шаги в сторону веротерпимости, смягчения цензуры, развития рыночных отношений, совершенствования школьного обучения и т. д.).

По мере развития и демократизации обществ на смену неограниченной, самодержавной монархии пришла монархия ограниченная, или конституционная. Ограниченная монархия тоже предполагает передачу монархического титула по наследству, но сама власть монарха ограничена на основании конституции.
В современном мире неограниченные монархии крайне редки. По всей видимости, они сохранились лишь в таких восточных государствах зоны Аравийского полуострова, как Катар, Оман, Саудовская Аравия (некоторые источники называют еще соседние Бахрейн, Кувейт, а также теократическое государство-город Ватикан на территории Рима). Ограниченная монархия представлена более широко - в частности, в Бельгии, Дании, Лихтенштейне, Нидерландах, Таиланде, Швеции, Японии и других странах.

Тоталитарное государство

Тоталитарное государство — государство всеохватываю­щее, проникающее во все поры общественной жизни и под­чиняющее себе общество. Общество как самоорганизующая­ся, саморегулирующаяся система поглощается государством. Происходит полное огосударствление общества.

Экономическую основу тоталитарного государства состав­ляет жестко централизованная, планируемая сверху экономи­ка, основывающаяся на приказах, применении принудитель­ных мер (трудовая повинность, продразверстка). В России та­кого рода экономика возникла уже в ходе первой мировой войны, была продолжена Временным правительством, а затем большевиками: жесткое регулирование цен, принудительное введение государственных монополий на уголь, нефть, хлеб, сахар, хлопок, нормированное потребление и т. д.

Политическая система характеризуется строгой бюрокра­тической централизацией, ведущей ролью одной, господст­вующей, партии во главе с всевластным вождем. Один вождь, одна партия, одна идеология -— так можно выразить кратко суть тоталитарной политической системы. Какая-либо оппо­зиция не допускается, подавляется, представительные органы если и существуют, то формально, они подвластны партии. Фактически наблюдается слияние партийных и государствен­ных структур. Тоталитарный режим опирается на насилие.

Социальной основой тоталитарного государства является люмпенизированная часть общества, которая надеется и стре­мится не в будущем, а сейчас, немедленно получить приви­легии, получить то, что раньше не имела, реализовать себя в качестве потребителя за счет других людей (в нацистской Гер­мании, например, вначале за счет евреев, а потом за счет на­родов других стран расширить жизненное пространство).

Роль личности сводится до роли «винтика» в тоталитарной машине. Демократические права, и прежде всего политиче­ские, сводятся на нет. В массовом сознании господствуют идеи патернализма, иждивенчества, отчаянный эгалитаризм.

В обществе су­ществует одна официальная господствующая идеология. Иде­ологический плюрализм не допускается. Господствующая идеология навязывается всеми доступными средствами. Все средства массовой информации сосредоточены в руках госу­дарства, господствующей партии, свободная пресса отсутст­вует, существует жесткая цензура.

Характеристика тоталитарного режима в СССР

В результате социально-политических сдвигов 30-х гг. в СССР сложилась общественная структура, по ряду параметров соответствующая другим режимам, которые ныне называют тоталитарным (например, гитлеровскому режиму в Германии). К важнейшим чертам этой системы можно отнести:

-- правящая элита, сформировавшись в ослабленном военным катаклизмами обществе, уничтожает механизмы контроля со сторон: социума над ней и, разрушая традиционные социальные структуры, резко расширяет свою власть над обществом;

-- сверхцентрализм, необходимый правящей корпорации для этого господства, приводит к аналогичным процессам внутри нее; роль общества играет масса, не входящая в узкий центр. Борьба за власть время от времени принимает кровавый характер;

-- все легальные сферы общества подчиняются руководству элиты, а большинство несовместимых с этим подчинением структуре уничтожается;

-- промышленный рост стимулируется применением внеэкономических форм принуждения к труду;

-- создание крупных, легче управляемых форм государственного хозяйства, ориентированных на военно-промышленный комплекс;

-- уничтожается или подавляется "враждебная культура", господствует искусство прикладного агитационного характера.

В то же время сталинизм и гитлеризм отождествлять нельзя. В основе идеологии этих двух форм тоталитаризма лежали разные принципы. Сталинизм как форма коммунистического движения и ходил из классового господства, а нацизм -- из расового. Тотальная целостность социума в СССР достигалась методами сплочения всего общества против "классовых врагов", потенциально угрожавших режиму. Это предполагало более радикальную, чем в фашистских системах, социальную трансформацию, и направленность режима на внутренние, а не внешние цели (по крайней мере, до конца 30-х гг.). Сталинская политика предполагала национальную консолидацию, но она не сопровождалась расовыми чистками (преследования по национальному признаку проявились лишь в 40-е гг.). Диктатура в СССР была вынуждена прикрываться высокими идеалами, унаследованными от социалистической мысли.

СССР 30-х гг. проходил тот же, что и Германия этап в развитии индустриально-этакратического общества (государственно-монополистического индустриализма), но со своими весьма существенными особенностями. Судя по опыту стран Запада данная стадия была "зигзагом" в развитии, а не обязательной его фазой.

Основные типы полит.лидеров

Американский политолог Роберт Такер выделяет три типа лидеров: консерваторы, реформаторы и революционеры.

Позиция консерваторов состоит в сохранении статус-кво общества. Соответственно вся активность политического лидера, его программа и все его действия направлены на обоснование необходимости сохранения общества в его современном виде. Это не самый многочисленный тип политических лидеров. К ним можно отнести таких политиков, как Л.И. Брежнев, Жак Ширак, Б. Клинтон.

Реформаторы стремятся к радикальному преобразованию общественного устройства посредством проведения широкомасштабного реформирования, прежде всего властных структур. К реформаторам, например, относится Мартин Лютер Кинг, известный организатор реформаторских движений. Реформатором хотел быть Михаил Горбачев, но у него ничего не вышло. В нем была гибкость, но не было решительности и смелости.

Революционеры ставят целью переход к принципиально иной общественной системе. История показывает, что мирный путь в этом случае – большая редкость. «Архитипичным» революционным политическим лидером Роберт Такер называет Карла Маркса. Но xx век дал более сильную личность лидера. Им стал В.И. Ленин.

Другая система дифференциации политических лидеров основана на определении корней лидерства, того основания, которое позволило той или иной личности стать политическим лидером. Речь идет о том, на чем основана легитимность, или законность, власти. В соответствии с данным критерием можно выделить три типа лидерства.

Традиционное лидерство. Это получение политической власти на основе сложившейся в той или иной стране традиции. Например, в государствах-монархиях политическая власть передается наследнику престола. Следует отметить, что носитель такого рода политической власти может и не стать политическим лидером. Более того, исторический материал свидетельствует, что среди тех, кто получает политическую власть «раз и навсегда», политических лидеров сравнительно немного. В России такими лидерами стали цари Александр II, Александр III. Николай II был царем, но не стал лидером.

Лидерство на основе закона (легальное). В современных демократических государствах это основной путь становления политического лидера. Как правило, такие лидеры обретают политическую власть на основе всеобщих выборов. Примеров можно привести очень много: Маргарет Тэтчер, Джордж Буш, Владимир Путин.

Харизматическое лидерство основано на вере народа в сверхъестественные способности правителя – вождя, пророка, военачальника, выдающегося оратора. Харизма в переводе с греческого означает свойство, ниспосланное свыше и выделяющее его обладателя из других людей (например, пророческий дар). Это один из широко распространенных типов политических лидеров.

Однопартийная система

Основополагающим признакомоднопартийной системы является монополия одной партии на власть. Подобные системы могут существовать при тоталитарных и авторитарных режимах. Однопартийные системы подразделяются па реально однопартийные, т. с. те, в которых существует и правит единственная партия, и формально многопартийные, где, несмотря на существование нескольких партий, власть контролируется партией-гегемоном. Подобная система существовала в странах Восточной Европы до 1989-1990 гг., а в настоящее время характерна для Китая, где наряду с правящей коммунистической партией действует еще восемь партий.

Двухпартийная система характеризуется постоянной конкуренцией между двумя основными партиями. Остальные партии не имеют значительного политического веса. Подобная партийная система существует в США и Великобритании.

Многопартийная, система отличается политической конкуренцией нескольких партий. В зависимости от количества партий выделяются партийные системы умеренного (от трех до пяти) и крайнего (от шести и более) плюрализма, ни одна из них не может самостоятельно находиться у власти. В результате возникает необходимость организации коалиций как для формирования правительства, так и для внутрипарламентской работы. Многопартийные системы подразделяются на системы с доминирующей партией и без таковой.

Однопартийность — это фактическая монополия одной партии на власть. Такая партийная система сливается с государственными структурами, и их функции непросто разграничить.

Некоторые исследователи считают, что однопартийную систему нельзя причислять к числу партийных систем как таковых, поскольку один элемент не может образовывать систему. Однако на практике однопартийные системы существуют.

Двухпартийная (бипартийная) система имеет свои сильные и слабые стороны. К сильным относятся: стабильность политической системы; высокая степень управляемости государством; предсказуемость политической деятельности и др. К недостаткам можно отнести то, что такая система достаточно консервативна, не способна адекватно выражать все многообразие социальных интересов различных общественных групп и классов; закрыта для вхождения в политику «свежих» альтернативных сил; правящая партия сращивается с государственным аппаратом.

В то же время многопартийная система также имеет определенные недостатки. Она менее стабильна, создаваемые ею правительства также неустойчивы. Разногласия между партнерами по коалиции не всегда способствуют созданию эффективного и легитимного правительства. Поиски компромиссов во время формирования правительства и в периоды принятия важных решений могут привести к конфликтам и даже к его расколу (роспуску). Кроме того, на согласование различных вопросов уходит много времени и средств.

Партии левы и правые

Термины "правые" и "левые" появились в послереволюционном (1789г.) французском парламенте, в которомвозникли три направления, выбравшие (что получилось случайно) свой порядок рассаживания по местам: вправом крыле расположились фельяны - депутаты, желавшие сохранить монархический строй ирегулировать его с помощью Конституции; в центре сидели жирондисты - колеблю­щиеся республиканцы; налевом крыле устроились якобинцы - сторон­ники радикальных революционных действий, стремящиеся кфундамен­тальным переменам.

Таким образом, произошло первоначальное разделение на "правых" и "левых" в политике: правые - это те,кто желает сохранить сущест­вующее положение, "статус-кво"; левые - те, кто выступает за не­обходимостьперемен, преобразование общественного строя. Синони­мами "правых" стали понятия консерватор иреакционер, а "левых" - радикалы и прогрессисты.

Правые партии России и других стран-бывших «республик свободных» указывают в своих программных документах цели, к которым, по мнению их лидеров, должен стремиться социум, а именно: - построение истинно капиталистического общества; - полная свобода предпринимательства; - снижение налоговой нагрузки; - полностью профессиональные вооруженные силы; - отсутствие цензуры; - интеграция державы в мировую (читать: западную) экономическую систему, которая в настоящий момент переживает острый системный кризис. - личные свободы, включающие снятие целого спектра ограничений, которыми «опутал» страну «недемократический режим». Наиболее смелые представители правого крыла декларируют «европейские ценности» на грани пропаганды вседозволенности. Тем не менее и правящая в РФ партия «Единая Россия» также относится к этому парламентскому крылу, так как выступает за развитие рыночных отношений. Помимо нее, в правом блоке не обойтись без «Единства и Отечества», «Союза правых сил», «Яблока», «Партии экономической свободы», «Выбора России» и многих других общественных объединений, стоящих на позициях либерализации всех форм отношений.

Традиционно партии левого крыла выступают за возрождение достижений социализма. К таковым они относят: - государственное финансирование медицины и образования, которые должны для народа быть бесплатными; - запрет продажи земли иностранным гражданам; - государственное планирование и контроль над всеми жизненно важными программами; - расширение госсектора экономики, в идеале – полный запрет частного предпринимательства - равенство, братство и пр. Левые партии России представлены авангардом - КПРФ (вообще-то партии две, Зюганова и Анпилова), а также примкнувшими «Патриотами России», «Аграрниками», «Национал-державниками» и еще несколькими организациями. Помимо ностальгических проектов ушедшего социализма они порой выдвигают вполне полезные и здравые инициативы.

Монархия и ее формы. Роль.

Монархия (от греч. monarchia — единовластие) - это такая форма государственного правления, при которой верховная власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства — наследственного правителя, монарха (фараона, султана, царя, короля, императора и т. д.). История знает монархию неограниченную и ограниченную.

Праввое гос-во и его гл.принципы. Права и свободы личности в правовомдемокр. гос-ве. - student2.ru

Неограниченная монархия означает, что власть правителя не имеет каких-либо серьезных ограничений и носит в основном единоличный, самодержавный характер. Такая самовластная монархия была типична для многовекового периода рабовладения и феодализма. Но и она, в свою очередь, на разных этапах выступала в разных исторических формах Важнейшие из них можно свести к следующим.
Наиболее одиозной формой неограниченной монархии была деспотия, означавшая абсолютную власть самого монарха, полный произвол приближенных к нему верхов и полное бесправие подданных. Иногда деспотию дополняла теократия, при которой глава государства (фараон, царь, император и т. д.) являлся одновременно его религиозной главой.
Значительно более мягкой формой правления была сословная монархия. Она предполагала сочетание власти монарха с наличием органов представительства разных сословий (прежде всего духовенства, средних и мелких феодалов, горожан).
Сплотив население, укрепившись и создав мощные государства, монархические режимы примерно тех же стран перешли к жесткому абсолютизму — сильной, централизованной, самодержавной власти монарха. В этих условиях деятельность органов сословного представительства либо теряет прежнее значение, либо вовсе прекращается. Для многих стран Европы основной период абсолютизма пришелся на XVI - XVIII вв., а для России - на XVII - XIX вв.
Однако во второй половине XVIII в. в ряде государств Европы (Австрия, Дания, Испания, Швеция и др.) и в России [в 60-е гг. XVIII вв., при императрице Екатерине II (1729-1796)] наступила своеобразная «оттепель» в суровом самодержавии - так называемый просвещенный абсолютизм. Суть его в том, что возглавившие эти государства «просвещенные монархи» стали проводить реформы в целях более разумной организации социальной жизни (ликвидация сословных привилегий, господства крупных феодалов и всевластия церкви; шаги в сторону веротерпимости, смягчения цензуры, развития рыночных отношений, совершенствования школьного обучения и т. д.).

По мере развития и демократизации обществ на смену неограниченной, самодержавной монархии пришла монархия ограниченная, или конституционная. Ограниченная монархия тоже предполагает передачу монархического титула по наследству, но сама власть монарха ограничена на основании конституции.
В современном мире неограниченные монархии крайне редки. По всей видимости, они сохранились лишь в таких восточных государствах зоны Аравийского полуострова, как Катар, Оман, Саудовская Аравия (некоторые источники называют еще соседние Бахрейн, Кувейт, а также теократическое государство-город Ватикан на территории Рима). Ограниченная монархия представлена более широко - в частности, в Бельгии, Дании, Лихтенштейне, Нидерландах, Таиланде, Швеции, Японии и других странах.

Тоталитарное государство

Тоталитарное государство — государство всеохватываю­щее, проникающее во все поры общественной жизни и под­чиняющее себе общество. Общество как самоорганизующая­ся, саморегулирующаяся система поглощается государством. Происходит полное огосударствление общества.

Экономическую основу тоталитарного государства состав­ляет жестко централизованная, планируемая сверху экономи­ка, основывающаяся на приказах, применении принудитель­ных мер (трудовая повинность, продразверстка). В России та­кого рода экономика возникла уже в ходе первой мировой войны, была продолжена Временным правительством, а затем большевиками: жесткое регулирование цен, принудительное введение государственных монополий на уголь, нефть, хлеб, сахар, хлопок, нормированное потребление и т. д.

Политическая система характеризуется строгой бюрокра­тической централизацией, ведущей ролью одной, господст­вующей, партии во главе с всевластным вождем. Один вождь, одна партия, одна идеология -— так можно выразить кратко суть тоталитарной политической системы. Какая-либо оппо­зиция не допускается, подавляется, представительные органы если и существуют, то формально, они подвластны партии. Фактически наблюдается слияние партийных и государствен­ных структур. Тоталитарный режим опирается на насилие.

Социальной основой тоталитарного государства является люмпенизированная часть общества, которая надеется и стре­мится не в будущем, а сейчас, немедленно получить приви­легии, получить то, что раньше не имела, реализовать себя в качестве потребителя за счет других людей (в нацистской Гер­мании, например, вначале за счет евреев, а потом за счет на­родов других стран расширить жизненное пространство).

Роль личности сводится до роли «винтика» в тоталитарной машине. Демократические права, и прежде всего политиче­ские, сводятся на нет. В массовом сознании господствуют идеи патернализма, иждивенчества, отчаянный эгалитаризм.

В обществе су­ществует одна официальная господствующая идеология. Иде­ологический плюрализм не допускается. Господствующая идеология навязывается всеми доступными средствами. Все средства массовой информации сосредоточены в руках госу­дарства, господствующей партии, свободная пресса отсутст­вует, существует жесткая цензура.

Характеристика тоталитарного режима в СССР

В результате социально-политических сдвигов 30-х гг. в СССР сложилась общественная структура, по ряду параметров соответствующая другим режимам, которые ныне называют тоталитарным (например, гитлеровскому режиму в Германии). К важнейшим чертам этой системы можно отнести:

-- правящая элита, сформировавшись в ослабленном военным катаклизмами обществе, уничтожает механизмы контроля со сторон: социума над ней и, разрушая традиционные социальные структуры, резко расширяет свою власть над обществом;

-- сверхцентрализм, необходимый правящей корпорации для этого господства, приводит к аналогичным процессам внутри нее; роль общества играет масса, не входящая в узкий центр. Борьба за власть время от времени принимает кровавый характер;

-- все легальные сферы общества подчиняются руководству элиты, а большинство несовместимых с этим подчинением структуре уничтожается;

-- промышленный рост стимулируется применением внеэкономических форм принуждения к труду;

-- создание крупных, легче управляемых форм государственного хозяйства, ориентированных на военно-промышленный комплекс;

-- уничтожается или подавляется "враждебная культура", господствует искусство прикладного агитационного характера.

В то же время сталинизм и гитлеризм отождествлять нельзя. В основе идеологии этих двух форм тоталитаризма лежали разные принципы. Сталинизм как форма коммунистического движения и ходил из классового господства, а нацизм -- из расового. Тотальная целостность социума в СССР достигалась методами сплочения всего общества против "классовых врагов", потенциально угрожавших режиму. Это предполагало более радикальную, чем в фашистских системах, социальную трансформацию, и направленность режима на внутренние, а не внешние цели (по крайней мере, до конца 30-х гг.). Сталинская политика предполагала национальную консолидацию, но она не сопровождалась расовыми чистками (преследования по национальному признаку проявились лишь в 40-е гг.). Диктатура в СССР была вынуждена прикрываться высокими идеалами, унаследованными от социалистической мысли.

СССР 30-х гг. проходил тот же, что и Германия этап в развитии индустриально-этакратического общества (государственно-монополистического индустриализма), но со своими весьма существенными особенностями. Судя по опыту стран Запада данная стадия была "зигзагом" в развитии, а не обязательной его фазой.

Праввое гос-во и его гл.принципы. Права и свободы личности в правовомдемокр. гос-ве.

Правовое государство – это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного "связывания" государственной власти с помощью права в целях недопущения злоупотреблений. Прообраз идеи правового государства возник как противоядие от произвола, как реакция на деспотизм, тиранию.

Для правового государства характерны два основных принципа (две стороны сущности):

1) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, создание для личности режима правового стимулирования (социальная, содержательная сторона);

2) наиболее последовательное "связывание" государственной власти правом, формирование для государственных структур правового режима ограничения (формально-юридическая сторона).

Первый принцип нашел свое закрепление в ст. 2 Конституции Российской Федерации, где установлено, что "человек, его права и свободы являются высшей ценностью". Правовое государство должно последовательно исполнять свое главное предназначение – гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития личности. Речь идет о такой системе социальных действий, при которой права человека и гражданина являются первичными, естественными, в то время как возможность осуществления функций государственной власти выступает вторичной, производной. Правовой наукой ныне в виде естественных признается система гражданских (личных), политических, экономических, социальных и культурных прав личности, которые содержатся во Всеобщей Декларации прав человека 1948 г. и других международных актах.

Второй основной принцип правового государства воплощается в жизнь с использованием следующих способов, выступающих в качестве самостоятельных, более конкретных принципов:

– разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную с целью исключения злоупотреблений ею;

– федерализма, который дополняет горизонтальное разделение власти еще и разделением ее по вертикали;

– верховенства закона (закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть отменен, изменен или приостановлен актами исполнительной власти);

– взаимной ответственности государства и личности и т.д.

Правовой статус (правовое положение) личности — это совокупность ее прав и обязанностей. Правовой статус лич­ности и в современных государствах различен. Имеются в ви­ду прежде всего различия, вытекающие не из принадлежности личности к определенному социальному слою, классу, соци­альной группе и т. д., а из принадлежности личности к госу­дарству, из состояния его гражданства. Гражданин государства обладает большими правами и обязанностями, нежели лич­ность, не являющаяся гражданином государства. В последнем случае за личностью нс признаются политические права, а другие права могут ограничиваться, например трудовые, иму­щественные (право собственности на землю).

Правовой статуе (положение) личности в правовом демо­кратическом государстве должен:

1) соответствовать международно-правовым стандартам (нормам) о правах и свободах;

2) характеризоваться широтой и полнотой прав и свобод. В правовом статусе должны присутствовать права политиче­ские (активное и пассивное избирательное право, право зани­мать должности в государственном аппарате, свобода слова, объединений, митингов, демонстраций и др.); социально-эко­номические (право на частную собственность, на труд, спра­ведливую оплату труда, здоровье, образование, жилище, со­циальное обеспечение и др.); культурные (на участие в куль­турной жизни, пользование достижениями культуры, право творчества, защита авторских прав и т. п.);личные права и сво­боды (неприкосновенности личности, частной жизни, жили­ща, переписки, свободы выбора места жительства, работы, передвижения и т. д.);

3) предусматривать равенство прав, свобод и обязаннос­тей — при равенстве прав и неравенстве обязанностей право­вое равенство становится призрачным;

4) устанавливать гарантии прав и свобод для обеспечения их реальности, фактической осуществимости. Важное место здесь принадлежит созданию экономических предпосылок для реализации прав и мерам судебной защиты прав;

5) не допускать, исключать использование прав и свобод в ущерб интересам общества, государства и другим личностям (см. ст. 17 Конституции РФ).

Права и свободы осуществляют функцию влияния, воз­действия на государственную власть, функционирование го­сударства. Здесь играют важную роль прежде, всего права и свободы, носящие публичный характер (свобода слова, печа­ти, объединений, право на информацию, митинги, демонст­рации, на привлечение к ответственности государства, изби­рательное право и т. д.).

Права и свободы имеют целью ограничение непосредст­венного вмешательства государства в личную жизнь человека (неприкосновенность жилища, тайна переписки, телеграф­ных и телефонных переговоров и т. д.).

6. Политические партии и движения.

Политическая па́ртия (греч. Πολιτική — «искусство управления государством»; лат. pars — «часть») — особая общественная организация (объединение), непосредственно ставящая перед собой задачи овладеть политической властью в государстве или принять в ней участие через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления. Большинство партий имеют программу — выразитель идеологии партии, перечень её целей и способов их достижения.

Политическая партия — это непрерывно действующая организация, существующая как на национальном, так и на местном уровнях, нацеленная на получение и отправление власти и стремящаяся с этой целью к широкой массовой поддержке.

ДВИЖЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ это массовое движение, преследующее, как и политическая партия,политические цели, но не имеющее, как правило, четкой организационной структуры, фиксированногоиндивидуального членства (в состав Д.п. могут входить и различного рода общественные объединения).Идейно-политическая ориентация движений гораздо шире и расплывчивее, а цели намного уже иконкретнее, чем у партий. У движений, как правило, отсутствует единая программа.

Роль политической партии в жизни общества:

  • связующее звено народных масс и государства;
  • регулятор социально-политической жизни общества;
  • руководитель классовой борьбы в обществе.

ПАРТИИ БЫВАЮТ :

По организации:

1. массовые-многочисленны, финансируются из членских взносов. Они представляют собой централизованные организации с уставным членством, отличаются организованностью и дисциплинированностью, проводят широкую пропагандистскую работу на местах, так как заинтересованы в увеличении численности своих членов (и, следовательно, суммы членских взносов). Если кадровые партии стремятся к мобилизации элит, то массовые — к мобилизации широких народных масс.

2. кадровые - ориентированы на участие профессиональных политиков, парламентариев и объединены вокруг группы лидеров — политического комитета. Такие партии обычно немногочисленны и элитарны, получают финансирование из частных источников. Их деятельность активизируется во время выборов.

2. Тоталитарная партия - наиболее характерный и острый пример как коллективистических сообществ, так и коллективизма вообще. Два разных варианта реализации идеи тоталитарной партии представляют собой коммунистическая партия Советского Союза и национал-социалистическая партия Германии. Обе они бесславно ушли в прошлое. Но они с достаточной выразительностью показали, каких успехов в кардинальном преобразовании общества способна добиться при благоприятном для себя стечении обстоятельств тоталитарная партия и сколько бедствий своему обществу может она принести.

Обычно политическая партия определяется как добровольное объединение, более или менее организованное, действующее более или менее постоянно и преследующее цель во имя определенной концепции общества и его интересов решать самостоятельно или в союзе с другими задачами управления. Ни один из пунктов этого определения не приложим в полной мере к тоталитарной партии.Тоталитарная партия объявляет себя авангардом определенного радикального социального движения и единственным инструментом, который способен реализовать диктатуру этого движения в период перехода к новому обществу. Поскольку партия стремится повести за собой массы, она, подготавливая их к своему руководству, не оставляет без внимания любые массовые объединения, начиная с профсоюзов и кончая спортивными секциями.Врагами тоталитарной партии являются как старое общество в целом, так и все представленные в нем политические партии, и в особенности партии, близкие ей по духу и по электорату, с которыми она считает нужным постоянно размежевываться.

Демократическая партия - В либерально-демократической традиции партии трактуются как организованные политические силы, объединяющие граждан одной политической традиции и служащие для завоевания или участия во власти с целью реализации целей своих приверженцев. Воплощая право человека на политическую ассоциацию с другими людьми, партии отражают общегрупповые интересы и цели разнородных слоев населения (социальных, национальных, религиозных и т.д.). Через этот институт люди выдвигают свои групповые требования к государству и одновременно получают от него обращения за поддержкой в решении тех или иных политических вопросов.

3. По степени участия во власти:

1. правящие - так принято в условиях демократии называть партию, котораяполучила большинство депутатских мандатов в парламенте государства - его нижней палате - и благодаряэтому может влиять на формирование правительства. Последнее может состоять только из представителейданной партии, и тогда оно считается однопартийным правительством.Понятие "правящая партия" в определенной мере условно, поскольку победа на выборах не дает П. п. праване считаться с действующими законами и совершать акции, противоречащие им. Ни парламент, ниправительство не может учитывать только интересы определенной части общества, они обязаны действоватьв интересах всего народа.Специфическим вариантом П. п. является пример СССР.

2. Оппозиционные-Политическая партия, противодействующая первенствующей партии или правительству.

Основные типы полит.лидеров

Американский политолог Роберт Такер выделяет три типа лидеров: консерваторы, реформаторы и революционеры.

Позиция консерваторов состоит в сохранении статус-кво общества. Соответственно вся активность политического лидера, его программа и все его действия направлены на обоснование необходимости сохранения общества в его современном виде. Это не самый многочисленный тип политических лидеров. К ним можно отнести таких политиков, как Л.И. Брежнев, Жак Ширак, Б. Клинтон.

Реформаторы стремятся к радикальному преобразованию общественного устройства посредством проведения широкомасштабного реформирования, прежде всего властных структур. К реформаторам, например, относится Мартин Лютер Кинг, известный организатор реформаторских движений. <

Наши рекомендации