Особенности политической мысли в России в 19-начале 20 вв.
В 1 половине XIX в. в России под воздействием противоречий, связанных с возник-иемкапиталистич. уклада, п-ка самодержавия колебалась от открытого реакционного курса до уступок либер-зму. В России создается ряд проектов либер. реформ в области обществен. отн-ий, разрабат-сяпроектыреорган-ии высших органов гос-ва и местного самоупр-ия. Активным сторонником этих преобразований был М.М.Сперанский. Он настойчиво прово-дил идею разделения властей. Не меньший вклад в развитие соц.-политич. мысли внес Н.Данилевский (1822-1885), отвергший евро-поцентристскую, однолинейную схему развития мировой истории и обосновавший идею множественности и разнокачест-ти чел-х культур. Его можно считать предтечей тоталитаризма XX столетия. Он отрицал верхов-во этических принципов христианства в отн-иях полит-х, правовых, соц-х, отрывая политику от морали и одновр-но подчиняя ее политике. В развитие политич. мысли России на этом этапе возникли 2 течения: западники(Сперанский, Чаадаев, Анненков) и славянофилы (Чичерин, Карамзин, Данилевский). Кроме названных течений в России во 2-ой половине XIX века получила широкое распространение поли-тич. мысль революц-го демократизма (Н.Чернышевский, А.Герцен, М.Бакунин, П.Лавров, П.Ткачев, Н.Михайловский и др.), а также либеральная теория гос-ва и права (С.Муромцев, М.Ковалевский, Б.Чичерин и др.).
В целом к концу XIX в. определились некоторые характерные черты российской политической мысли: 1) излишняя затеоретизированность с тенденцией отрыва от реальной действит-ти; 2) преимущественный анализ этических проблем п-ки; 3) умозрительный хар-р концепций обновления п-ой системы в России.
12. Идеологический фактор в политике. Основные политические идеологии современности. Либерально – капиталистическая.
Современная наука под идеологией понимает утверждения относительно ценностей и фактов, актуальные для конкретной социальной группы, индивида и выражающие ее интересы.
Можно сказать, что политические идеологии являются мотивацией политического поведения и выступают в качестве мировоззренческой основы политики. Идеологии наделяют смыслом и значениями политическую деятельность индивидов, групп, партий в пределах актуально значимых для них идеалов и ценностей.
На сегодняшний день, идеология - мощная сила. Она постоянно стремится что - то преувеличить или затушевать - то общечеловеческие ценности, то национальные, то классовые. Идеология исходит из крайностей, например, двух противоположных классов - капиталистов и пролетариата, двух противоположных взглядов на человека - демократического и тоталитарного.
Исторически первой политической идеологией стала идеология либерализма, основателями которой были Дж. Локк, Т. Гоббс и А. Смит. Либерализм обосновал процесс обособления и становления самостоятельного индивида - представителя зарождавшейся буржуазии.
«Современный либерализм (неолиберализм) исходит из того, что механизм свободного рынка создает наиболее благоприятные предпосылки для эффективной экономической деятельности, регулирования социальных и экономических процессов. Роль государства в рамках либерализма ограничивается обеспечением нормальных условий функционирования рынка и конкуренции, соблюдением правопорядка, обереганием жизни и достоинства личности» Краткий философский словарь./Под ред. А.П. Алексеева. - М.: Проспект, 2000, с.152.
Либерально - капиталистическая идеология господствует в большинстве развитых европейских стран. Ее название обусловлено тем, что начинает она с лозунга свободы, еще наполненного гуманистическим содержанием эпохи Возрождения, затем переходит к пониманию свободы как свободы предпринимательства и формальных прав личности и собственности, а заканчивает проповедью потребительства. Либерализм основан на экономическом видении человеческого поведения, когда экономика понимается как приоритетная сфера по сравнению с политикой.
Помимо либерализма, в рамках либерально - капиталистической идеологии выделяют консерватизм. Основными ценностями консервативной идеологии являются: стабильность, порядок, традиционализм.
Эти ценности - следствие социально - политической парадигмы, согласно которой общество и государство являются результатом естественной эволюции, а не договора и объединения граждан, как считают сторонники идеологии либерализма.
«Общество развивается благодаря наличию в нем так называемой естественной жизненной силы, существование которой рационально объяснить невозможно» Р.Т. Мухаев. Политология. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2008, с.349.
Принимая принципы частной собственности, рынка и свободного предпринимательства, консерваторы трактуют их как результат развития некоего естественного жизненного начала.
Большая жизнестойкость либерально - капиталистической идеологии состоит в том, что она не берется открыто противопоставлять себя достижениям других отраслей культуры, прежде всего науке, а также искусству, философии, религии, как делают другие идеологии.2. Социалистическая
Социалистическая идеология - идеология равенства. Она возникла во времена Великой французской революции, но обоснована в полной мере Марксом в 19в.
«Социалистическая идеология возникла как отрицательная реакция на либерально - капиталистическую, но в ней есть и общая с ней основа - примат экономики. В социалистической идеологии социальная сфера занимает большее место, чем в либерально - капиталистической, но экономика остается превалирующей над политикой, особенно коммунистической, марксистской разновидностью, где политика рассматривается как надстройка над экономикой». А.А. Горелов. Политология. - М.: ЭКСМО, 2006, с.205
В рамках социалистической идеологии сформировался коммунизм, который базируется на марксизме. Марксизм возник в Европе в середине 19 века. Он представляет собой учение о построении справедливого общества, в котором будет, наконец, раз и навсегда покончено с эксплуатацией человека человеком. В нем будут преодолены все виды социального отчуждения человека от власти, собственности и результатов труда. Такое общество было названо коммунистическим.
«Марксизм представлял собой радикальную идеологию, акцентировавшую свое внимание на революционных методах построения нового общества. Преобладание революционных, насильственных методов преобразования социальной действительности вытекало из содержания марксистской концепции общественного развития. Поскольку марксизм признавал возможность научного познания окружающей действительности и формулирования законов развития общества, поэтому он признавал и возможность безошибочного определения путей его преобразования» Р.Т. Мухаев. Политология. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2008, с.350.
Схему исторического прогресса у марксистов можно представить следующим образом: общественные изменения обусловливаются характером и уровнем развития материального производства, прежде всего производительных сил, а также влиянием культурных, психологических, исторических и других факторов. Поэтому исторический прогресс есть последовательная смена общественно - экономических формаций. Антагонические формации (рабовладельческая, феодальная, капиталистическая) зарождаются на базе частной собственности, а коммунизм (и его первая фаза - социализм) формируется на принципиально иной экономической основе - общественной собственности.
Коммунистическое общество характеризуется наличием нового человека, презревшего материальный расчет и выгоду, ориентированного на моральные стимулы к труду, которые можно описать формулой: труд на общее благо есть одновременно труд на благо собственное и потомков.
Коммунистическая идеология совершило триумфальное шествие по СССР, подминая под себя остальные отрасли культуры. Наука, религия и философия в определенной степени воздействовали на идеологию, но определяла поведение людей именно она.
Националистическая
«Национализм - идеология и политика, заключающиеся в проповеди национальной обособленности и исключительности, недоверия к другим нациям, в разжигании межнациональной вражды» Краткий философский словарь./Под ред. А.П. Алексеева. - М.: Проспект, 2000, с.202.
Национализм рассматривает нацию как высшую внеисторическую форму общности людей. Имея конкретно - исторические, экономические и социальные корни, национализм выполняет определенную социальную роль в зависимости от исторического этапа развития общества. Степень выражения национализма зависит от состояния противоборствующих сил и межнациональных отношений. Например, в период формирования наций, в Западной Европе и США национализм служил средством борьбы против феодализма и национального гнета. В тот период он имел определенное преходящее прогрессивное содержание. Затем национализм, особенно в условиях империализма, становится носителем идей колониального гнета и сближается с расизмом (фашизмом). В странах, борющихся за политическую и экономическую независимость, в национализме выражается также идея национального освобождения.
Фашизм - одна из разновидностей национализма. В отличие от либерализма, консерватизма и коммунизма, ориентирующихся на интересы конкретных социальных классов и групп, фашизм опирается на идею расового превосходства, национальной идентичности и обеспечивает интеграцию населения вокруг целей национального возрождения.
В противоположность либерально - капиталистической идеологии фашизм, как писал Б. Муссолини, «подчеркивает права Государства как выразителя настоящей сущности индивида… Фашистская концепция государства всеобъемлюща; вне его не существует ни человеческих, ни духовных ценностей… таким образом фашизм тоталитарен…фашизм противоположен социализму, которому неизвестно единство внутри государства, сливающего классы в единую экономическую и этическую реальность… реальные потребности заняли должное место в корпоративной системе, где противоположные интересы координируются и гармонизируются в единстве государства» А.А. Горелов. Политология. - М.: ЭКСМО, 2006, с.204.
Муссолини пишет о классовом сотрудничестве и корпоративности экономики как синтезе двух элементов: капиталиста и пролетария. Причем классовое сотрудничество устанавливается не путем уничтожения буржуазии, а посредством подчинения ее интересам государства.
В настоящее время в России насчитывается огромное количество нацистских объединений.