Общественно-политические движения: функции, типология.

Понятие «общественно-политические движения» включает различные объединения граждан, ассоциации, союзы и т.п., которые не входят в государственные и партийные структуры, но являются субъектами политичес­кой жизни, сочетая в разной степени функции сотрудничества, оппонирования и критики, оппозиции по отношению к государственным институтам и политическим партиям. Это понятие охватывает широкий спектр объединений – от оказывающих непосредственное влияние на принятие политических решений, отлича­ющихся высоким уровнем организованности до сугубо политических, не имеющих четкого организационного ядра. Это многообразие создает трудности при типологизации движений, анализе их идейно-поли­тической позиции, социальной базы, взаимоотношений с властью.

Типология общественно-политических движений
По отношению к существующему строю · Консервативные; · реформаторские; · революционные
По идеологической основе · Либерально-демократические; · консервативные; · социалистические
По национальному признаку · Национально-освободитель­ные; · за самоопределение нации, культурно-национальную автономию
По демографическому признаку · Молодежные; · студенчес­кие и др.
По степени организации · Стихийные; · разрозненные; · слабоорганизованные, · высокоорганизованные
По масштабам · Международные; · региональные; · действующие в стране, штате, республике
По методам и способам действия · Легальные/нелегаль­ные; · формальные/неформальные; · ориентирующиеся на мирные или насильственные действия

Общественно-политические движения выполняют важные функции:

· агрегируют (объединяют) интересы, настроения широких разнородных слоев населения;

· выдвигают цели, разрабатывают способы их достижения, создают крупную политическую силу, сосредоточенную на решении конкретной политической задачи;

· руководят массовыми выступлениями;

· осуществляют контроль за деятельностью структур власти и помогают в реализации интересов конкретной личности и различных социальных групп в общественной жизни.

Политическая деятельность. Мобилизованное и автономное политическое участие.

Политическая деятельность

понятие для обозначения вида активности, направленной на изменение или сохранение существующих политических отношений, в результате которого получается их новое качество, либо консервируется старое. В структуре Д. п. выделяют, субъект (действующее лицо или социальная группа), объект (предмет, на который направлена активность действующего субъекта и в котором результируется изменение) и само действие. Кроме того, говорят о цели, средстве и результате политической деятельности. Всякая деятельность имеет в виду некую мотивацию, приводящую к принятию решения о действии в соответствии с определенной целью и определенным же образом. В политической деятельности выделяется два ее основных направления: выработка политики и ее проведение в жизнь, т.е. осуществление.

Для этого необходимо обладание знанием политической реальности и наличие ценностных ориентаций, в соответствии с чем политическая деятельность образует три основных вида: познавательную, ценностную и практическую. Этапы осуществления политической деятельности: оценка состояния объекта, прогноз, адаптация предлагаемых мер к конкретным условиям существования объекта, корректировка ее в ходе и после принятых мер. В процессе выработки и проведения политического решения в жизнь на разных этапах этого процесса в нем могут принимать участие: все население (референдум, выборы), госаппарат, законодательный орган, правящие и оппозиционные партии и т. п.

Мобилизованное Политическое Участие

- политическая деятельность индивидов, имеющая принудительный характер. Стимулами политической активности становятся административное принуждение, традиций страх и т.п. М.п.у. направлено на поддержку политической системы, целью является демонстрация преданности правящей элите, всенародной единства и одобрения проводимой поли тики. Мобилизационный тип участи доминирует в тоталитарных и авторитарных режимах.

Наши рекомендации