Общественно-политические организации и движения, их типология и функции. (из обрывков лекций. Тут явно не все).

Общественно-политические организации и движения – добровольные формирования, возникшие в результате свободного волеизъявления граждан, объединившихся на основе общих интересов и целей. Государство напрямую не вмешивается в их деятельность, но регулирует её в соответствии с действующим законодательством.

Как правило, политические движения придерживаются какой-либо одной концепции и добиваются решения узкой политической задачи. Достигнув ее, движения прекращают свое существование, трансформируются или исчезают.

В отличие от партий, эти организации и движения не ставят перед собой цель овладеть государственной власть. Их основная задача – выражение и представление интересов определенной группы; давление на власть, чтобы заставить её действовать в интересах определенной группы; для участия в процессе формирования политической элиты и т.д.

Главным объектом воздействия является гос. аппарат, т.к. именно в его рамках принимается большинство политических решений.

Технология политических организаций сложна и запутанна. Классификация из сферы деятельности: в экологической сфере – профсоюзы, в сфере досуга – спортивные союзы, в политической сфере – правозащитные организации. Различают их по масштабу деятельности – местные, региональные, международные, глобальные. По длительности существования – кратковременные и долговременные. В какой социальной среде – молодежные, феминистские. По степени организованности – стихийные, слабо организованные, с высокой степенью организованности. По цели - социально-политические, культурологические, экономические и пр. По месту в политическом спектре (левое, правое, центристское).

Динамика возникновения и затухания:

1) Создание предпосылок движения

2) Выработка идейных и организационных основ

3) Стадия агитации (формирование массовой базы)

4) Стадия развернутой политической деятельности

5) Стадия затухания

Функции:

1. Артикуляция интересов - т.е. преобразования социальных эмоций, ожиданий и чувств граждан в определенные политические требования. Например, неудовлетворенность граждан своим уровнем жизни может быть трансформирована в призывы к повышению зарплаты и т.д.

2. Информативная функция - доведение до власти информации о проблемах тех или иных социальных групп.

3. Агрегирование - согласования различных потребностей и ожиданий граждан.

4. Формирование политических элит - продвижение представителей от групп интересов во властные структуры

общие признаки ОПД:

1. Отсутствие единой программы, устава.

2. Непостоянство участников. Движения подразумевают коллективное членство, что обычно не допускается в партии.

3. Нет сильного центра, структуры. Ядром могут быть самостоятельные группы, или комитеты созданные партиями.

4. Добровольность участников на основе солидарности.

Некоторым из политических движений удается просуществовать довольно длительный период, и они становятся значительной политической силой. С ними вынуждены считаться. К таким можно отнести движение в защиту прав человека, окружающей среды.

Группы давления. Лоббизм

В современном демократическом обществе существует множество различных добровольных объединений людей (групп интересов), стремящихся довести свои требования до властных структур. Одни из них используют экономические рычаги, другие действуют менее заметно – в коридорах власти. Наиболее распространённой формой воздействия этих организованных (групп интересов) на органы власти является лоббирование.

Лобби – группы интересов, которые целенаправленно воздействуют на органы государственной власти и при помощи давления на них реализуют свои специфические интересы. Возникли в США. С 1946 в США – легальны.

Основная задача – налаживание контактов с политическими деятелями и чиновниками для того, чтобы влиять на процесс принятия решений.

Методы:

· Выступление на комитетах и комиссиях Парламента.

· Исп. Специальные методы для формирования общественного мнения.

· Организация кампаний «Давления с мест».

· Финансирование избирательных кампаний, партий, движений, политических деятелей

· Прямой подкуп должностных лиц

· Угроза, шантаж

· Личные встречи, переговоры

· Подготовка и широкое распространение результатов научных и социологических исследований

Лоббистские группы выполняют функцию посредничества между гражданами и государством. Лоббизм как бы дополняет конституционную схему демократического правительства, позволяя участвовать в принятии и реализации политических решений тем группам, которые не имеют другой возможности. Через практику лоббизма получают выражение в общенациональном масштабе те вопросы, которые в ином случае остались бы невыраженными.

Таким образом, лоббизм занимает важное место в механизме демократии.

Наши рекомендации