Приоритет 4. Создание благоприятных условий для максимальной реализации личностного потенциала молодёжи в социально-экономической сфере.

Россия ставит перед собой амбициозные, но достижимые цели долгосрочного развития, заключающиеся в обеспечении высокого уровня благосостояния населения и закреплении геополитической роли страны как одного из лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня. Единственно возможным способом достижения этих целей является переход экономики на инновационную социально ориентированную модель развития. Серьёзные глобальные вызовы, такие как ускорение технологического развития мировой экономики, нарастание конкуренции не только со странами – лидерами в сфере инноваций, но и многими развивающимися странами, усиление в мировом масштабе конкурентной борьбы, в первую очередь, за высококвалифицированную рабочую силу и инвестиции в сочетании со сложной демографической ситуацией и предстоящим драматическим сокращением численности молодёжи, обусловливают необходимость мобилизационного сценария развития.

Приоритет 5. Создание благоприятных условий для молодых семей.

На территории России сосредоточены порядка 40 процентов мировых природных богатств и лишь 2 процента мирового населения. При этом в репродуктивный возраст сейчас вступает молодое поколение, рождённое в начале 1990-х – самое малочисленное со времен Великой Отечественной войны. Стратегическая значимость поддержки рождаемости и создания режима наибольшего благоприятствования семьям с детьми для развития страны в ближайшем будущем к настоящему времени стала очевидной. Основной акцент в связи с этим должен быть сделан на всестороннюю поддержку молодых семей. Для достижения оптимального сценария демографического развития придётся приложить значительные консолидированные усилия со стороны не только государства, но также и бизнеса, негосударственного сектора, масс-медиа, наконец, самой молодёжи – однако такой сценарий является необходимым условием достижения долгосрочных целей социально-экономического и геополитического развития России, благополучия российского исторического проекта в целом.

Приоритет 6. Создание благоприятных условий для максимальной реализации личностного потенциала молодёжи в культурно-ценностной сфере.

Обеспечение данного приоритета направлено на разностороннее развитие молодёжи, формирование навыков самореализации личности: обеспечение гуманистического характера воспитания, защиту прав молодёжи; установление гармонии в отношениях между человеком и обществом, человеком и природой, человеком и государством; воспитание у молодёжи уважения к своему государству, родителям, семье и другим членам общества; воспитание патриотов, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре своего и других народов; подготовку молодых людей к сознательной жизни в обществе на основе принципов взаимопонимания, взаимопомощи, миролюбия, терпимости; развитие в молодёжной среде культуры межэтнических отношений.

Приоритет 7. Совершенствование взаимодействия государственных и муниципальных органов с институтами гражданского общества, бизнес-сообществом, некоммерческим сектором в сфере реализации государственной молодёжной политики и максимизации личностного потенциала молодёжи, а также информационное обеспечение реализации государственной молодёжной политики.

16. Задачи в области совершенствования государственного управления, межведомственной и межуровневой координации в сфере реализации государственной молодёжной политики Российской Федерации:

а) обеспечение эффективной межведомственной и межуровневой координации деятельности органов федеральной, региональной и муниципальной власти по реализации молодёжной политики;

б) создание условий для активного участия представителей молодёжи в решении вопросов, затрагивающих их права и интересы; формирование правовых, организационных и материальных условий, закрепляющих роль молодёжи не только как объекта, но и как активного субъекта молодёжной политики;

в) обеспечение учёта и реализации задач государственной молодёжной политики Российской Федерации в федеральных и региональных документах государственного стратегического планирования;

г) совершенствование законотворческой работы, направленной на законодательное закрепление основных целей, направлений и механизмов реализации государственной молодёжной политики;

д) организационное обеспечение совершенствования деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по решению задач государственной молодёжной политики Российской Федерации;

е) обеспечение подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих по утверждённым в установленном порядке типовым учебным программам по вопросам реализации государственной молодёжной политики Российской Федерации;

ж) создание механизмов выявления и тиражирования лучших практик в области государственной молодёжной политики, апробированных на уровне отдельных субъектов и/или муниципалитетов и показавших свою высокую результативность, механизмов межрегионального обмена опытом в сфере реализации различных направлений молодёжной политики.

17. Задачи в области развития формального и неформального образования как основополагающего инструмента формирования высококачественного личностного потенциала молодёжи:

а) укрепление роли образования как ключевого «социального лифта» молодёжи; выравнивание образовательных возможностей граждан России независимо от региона проживания; эффективное противодействие тенденции формирования сегмента школ, ссузов и вузов, устойчиво демонстрирующих низкие учебные результаты на всех ступенях образования;

б) широкомасштабная разработка нового поколения учебных программ и пособий для высшей школы с полноценным научно-справочным аппаратом, соответствующих ведущим мировым стандартам и обеспечивающих высокое качество подачи учебного материала и высокий уровень его усвоения и применимости;

в) разработка механизмов поддержки (методической и материальной) и мотивирования к улучшению «слабых школ» (в том числе за счет формирования различных форм ассоциаций школ);

г) создание условий широкого вовлечения молодёжи 14–30 лет в неформальное и информальное образование; целенаправленная работа по значительному повышению охвата молодёжи соответствующих возрастов услугами доступного и вариативного дополнительного образования, развитие системы подростковых клубов по месту жительства и иных форм дополнительного и неформального образования, направленных на позитивную социализацию;

д) обеспечение условий для самообразования молодёжи, организация доступа к лучшим образовательным курсам и мероприятиям в режиме удаленного доступа; поддержка развития дистанционного образования и вовлечение молодёжи в программы дистанционного образования; внедрение современных технологий обучения, создающих условия для инклюзивного образования молодых людей с ограниченными возможностями;

е) вовлечение молодёжи в систему непрерывного профессионального образования, повышения квалификации и профессиональной переподготовки, позволяющее гибко реагировать на изменение потребностей национального и глобального рынка труда;

ж) развитие системы сертификации знаний и компетенций, в том числе полученных путём самообразования;

з) поддержка академической мобильности молодёжи при получении ею высшего образования в бакалавриате, магистратуре, аспирантуре (докторантуре);

и) модернизация содержания и повышение качества программ НПО и СПО (при активном участии ведущих кампаний различных отраслей), развитие прикладного бакалавриата.

18. Задачи по совершенствованию охраны здоровья и снижению смертности молодёжи:

а) вовлечение студенческой молодёжи в позитивную социальную деятельность, включая занятия физкультурой и спортом. Реализация этой задачи будет осуществляться во взаимосвязи с государственной программой Российской Федерации «Развитие физической культуры, спорта, туризма и повышение эффективности реализации молодёжной политики»;

б) разработка и размещение социальной рекламы, подготовка и издание научно-популярной литературы, специальных медиапроектов, направленных на антитабачную пропаганду, распространение их через средства массовой информации, медицинские, образовательные и торговые организации, библиотеки; понижение ценовой доступности табачных изделий за счет увеличения акцизов на табачную продукцию с доведением ставок до среднего уровня среди стран европейского региона Всемирной организации здравоохранения;

в) разработка и внедрение механизмов экспертизы информационных проектов, воспитательных, образовательных и игровых программ антитабачной направленности; увеличение эффективности обязательных предупреждений на пачках и упаковках о вреде для здоровья потребления табака путём размещения графических и фотографических изображений с двух основных сторон упаковки табачных изделий размером не менее 50%;

г) ограничение (вплоть до полного запрета) скрытой рекламы алкогольной продукции, привлекающей внимание подростков и молодёжи; ограничение проведения мероприятий, провоцирующих потребление алкогольной продукции, в том числе винных, пивных фестивалей и конкурсов; запрет распространения алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции среди населения бесплатно, в том числе в виде подарков, а также скидок с цены такой продукции; введение мер по недопущению продажи алкогольных напитков лицам в состоянии алкогольного опьянения;

д) внедрение эффективных практик по снижению смертности молодых людей в ДТП, в том числе таких, как ограничение и контроль скоростного режима и автоматизированный контроль скорости, программы по контролю за вождением в состоянии алкогольного опьянения, использование защитных мер: шлемов, ремней безопасности и др., а также приведение дорожно-транспортной инфраструктуры в соответствие с международными стандартами безопасности, установление современных требований безопасности к автомобилям, производимым и ввозимым на территорию Российской Федерации, а также обеспечение оказания своевременной и высококачественной экстренной помощи пострадавшим в ДТП;

е) развитие индустрии отдыха и оздоровления молодёжи в каникулярное время и в летний сезон, основывающейся на системе спортивно-оздоровительных лагерей. Усиление контроля безопасности в местах отдыха молодёжи путём проведения профилактических мероприятий и организации дополнительных медицинских и спасательных пунктов;

ж) повышение уровня культуры безопасности в молодёжной среде с применением различных практик, в том числе привлечение молодёжи в добровольные студенческие аварийно-спасательные формирования (студенческие спасательные отряды), популяризация теоретических и практических знаний по безопасности жизнедеятельности среди молодёжи при помощи внедрения различных интерактивных образовательных программ, разработки и распространения информационных материалов;

19. Задачи по созданию благоприятных условий для максимальной реализации личностного потенциала молодёжи в экономической и инновационной сферах:

а) содействие обеспечению высокопроизводительной занятости молодёжи, участвующей в рынке труда, путём массового создания новых высокопроизводительных и модернизации существующих рабочих мест;

б) восстановление профориентационной работы среди старших школьников, разработка инструментов молодёжной политики, обеспечивающих поддержку молодёжи 14–16 лет в выборе профессии;

в) развитие трудовой, проектной и предпринимательской активности молодёжи путём совмещения учебной и трудовой деятельности при помощи практик дуального образования и труда, в том числе путём развития профильных студенческих (молодёжно-студенческих) отрядов; поддержка молодых предпринимателей посредством формирования и организации деятельности общественных объединений, направленной на развитие молодёжного предпринимательства;

г) обеспечение соответствия уровня личностного потенциала молодёжи стратегическим задачам развития регионов России, содействие эффективной политике по привлечению молодёжи в регионы для их успешного развития; стимулирование эффективной трудовой мобильности молодёжи, миграции молодёжи из трудоизбыточных или депрессивных регионов в трудонедостаточные регионы;

д) создание в регионах России систем информирования молодёжи о возможностях трудоустройства в других субъектах Российской Федерации и программах поддержки открытия собственного бизнеса;

е) содействие социализации, гражданской активности, реализации творческого потенциала, трудоустройству и предпринимательской активности молодых инвалидов;

ж) активная поддержка и развитие молодёжной добровольческой (волонтерской) деятельности;

з) обеспечение мотивации молодёжи к инновационной деятельности, изобретательству и техническому творчеству, создание условий для раскрытия творческого и научного потенциала, самореализации молодёжи;

и) формирование системы поддержки талантливой молодёжи, обеспечивающей её эффективную интеграцию в российскую науку, экономику и управление, вовлечение молодых учёных в решение актуальных задач социально-экономического развития страны, содействие деятельности молодёжных секций научных обществ, их участию в международных проектах;

к) поддержка молодых учёных, в том числе их участия в научных обменах, научных семинарах, конференциях, симпозиумах в России и за рубежом; содействие развитию и сопровождение деятельности советов молодых учёных и специалистов субъектов Российской Федерации, студенческих научных обществ, клубов молодых исследователей; взаимодействие с молодыми работниками интеллектоемких профессий – гражданами России, развивающими и реализующими свой творческий потенциал за рубежом.

20. Задачи по созданию благоприятных условий для молодых семей:

а) формирование позитивного отношения в молодёжной среде к семье и браку, воспитание культуры чувств и умения жить в семье, формирование образа молодой семьи – благополучной российской молодой семьи, которая осуществляет свою жизнедеятельность в зарегистрированном браке, ориентирована на рождение и воспитание нескольких детей, занимается их воспитанием и развитием на основе традиционной для России системы ценностей и взаимодействия пространств семейного, общественного и государственного образования;

б) создание условий для выполнения молодой семьей социальных функций, стимулирования рождения вторых и последующих детей, развития семейных форм воспитания;

в) выработка механизма информирования по вопросам поддержки семьи и брака, развитие системы психологической помощи молодым девушкам в ситуации репродуктивного выбора;

г) развитие разнообразных практик и совершенствование системы поддержки молодёжи в решении жилищных проблем, обеспечивающей максимальную трудовую и территориальную мобильность молодёжи, возможность изменения размеров занимаемого жилья при рождении детей или увеличении доходов семьи, в том числе при аренде или приобретении жилья (поддержка аренды жилья, возрождение практики молодёжных жилищных кооперативов, развитие системы льгот и субсидий при получении ипотечных кредитов для молодых семей, развитие системы социального найма жилья – аренда недорогих меблированных квартир, в том числе в доходных домах для молодёжи, социальные выплаты на приобретение (строительство) жилья, выделение земельных участков для индивидуального строительства на льготных условиях);

д) совершенствование системы обеспечения студентов общежитиями и, особенно, специальными «семейными блоками» для студенческих семей.

21. Задачи по созданию благоприятных условий для максимальной реализации человеческого потенциала молодёжи в культурно-ценностной сфере:

а) вовлечение молодёжи в творческую деятельность, поддержка молодых деятелей искусства, в том числе участия молодых художников, композиторов, писателей, режиссеров, молодых исполнителей в международных конкурсах и фестивалях, а также поддержка талантливых молодых граждан, занимающихся неформальными видами творчества и не имеющих специального образования;

б) разработка и внедрение интерактивных образовательных программ, посвященных пропаганде современных достижений России, героям и значимым событиям в новейшей истории страны для формирования и распространения позитивного восприятия современной ситуации развития страны;

в) содействие включению молодёжи в программы патриотического воспитания, подготовки к службе в Вооружённых Силах, проведение работы по увековечению памяти защитников Отечества, расширение сотрудничества с организациями ветеранов войны и труда по вопросам организации воспитательной работы среди молодёжи, содействие деятельности поисковых отрядов, археологических и военно-исторических клубов, объединений краеведческой направленности, патриотических молодёжных проектов и программ, патриотических клубов, объединений казачьей молодёжи и иных молодёжных объединений патриотической направленности;

г) реализация программ, направленных на укрепление социального, межнационального и межконфессионального согласия в молодёжной среде; программ по профилактике экстремизма и ксенофобии; программ помощи представителям молодёжи в трудной жизненной ситуации; эффективных программ ресоциализации бывших молодых заключенных;

д) реализация программ по сохранению традиционной культуры народов страны (фольклора, этнографии, истории) и традиционных ремёсел в целях развития связей между поколениями;

е) развитие всех моделей молодёжного самоуправления и самоорганизации в ученических, студенческих, трудовых коллективах по месту жительства;

ж) популяризация с использованием программ общественных объединений и социальной рекламы общественных ценностей, таких как здоровье, труд, семья, толерантность, права человека, патриотизм, служение Отечеству, ответственность, активная жизненная и гражданская позиция;

з) поддержка программ формирования единой российской гражданской нации, национально-государственной идентичности, воспитание толерантности к представителям различных этносов, межнационального сотрудничества;

и) стимулирование интереса молодёжи к историческому и культурному наследию России, защите окружающей среды путём развития системы внутреннего туризма, межрегиональных молодёжных обменов, поддержки участия молодёжи в реализации проектов экологических организаций, деятельности по реставрации исторических памятников;

к) создание системы поиска и персональной поддержки молодых талантов в сфере научно-технического творчества, культуры, искусства;

л) поддержка создания международных молодёжных организаций, участия российской молодёжи и молодёжных объединений в международных структурах, в работе международных форумов, конференций, фестивалей, содействие в реализации программ двухсторонних молодёжных обменов, развитие связей с молодёжными организациями соотечественников за рубежом.

22. Задачи в области информационного обеспечения реализации государственной молодёжной политики Российской Федерации включают в себя:

а) формирование и совершенствование мер стимулирования государственных, муниципальных и негосударственных теле- и радиокомпаний, печатных средств массовой информации, журналистов, освещающих вопросы реализации государственной молодёжной политики Российской Федерации, включая поддержку проектов, направленных на реализацию целей и задач настоящих Основ;

б) распространение рекламной и промышленной продукции, производство и размещение в теле- и радиоэфире роликов социальной рекламы и иной видеопродукции, поддержка создания тематических радио- и телепередач, газетных и журнальных рубрик, интернет-проектов, направленных на реализацию целей и задач государственной молодёжной политики Российской Федерации;

в) расширение практики социологических исследований и мониторингов положения молодёжи в Российской Федерации, подготовку ежегодных докладов о положении молодёжи и реализации молодёжной политики в Российской Федерации, регулярное проведение общероссийских, межрегиональных, региональных научно-практических, учебно-методических конференций, семинаров по проблемам реализации государственной молодёжной политики Российской Федерации;

г) организация и проведение конкурсов на лучшее освещение в средствах массовой информации вопросов осуществления молодёжной политики;

д) выступление в средствах массовой информации руководителей государственных и муниципальных органов, представителей институтов гражданского общества, общественных объединений и религиозных организаций по актуальным вопросам, связанным с реализацией государственной молодёжной политики Российской Федерации;

е) формирование эффективных механизмов информирования широких масс молодёжи о целях, направлениях, отдельных мероприятиях молодёжной политики всех уровней.

23. Задачи по совершенствованию взаимодействия государственных и муниципальных органов с институтами гражданского общества, бизнес-сообществом, некоммерческим сектором в сфере реализации государственной молодёжной политики и максимизации личностного потенциала молодёжи:

а) поддержка деятельности молодёжных общественных объединений, ассоциаций, движений как важного средства выявления и удовлетворения потребностей молодёжи, максимизации человеческого потенциала молодёжи, обеспечения реализации настоящих Основ;

б) усиление общественного контроля деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по реализации государственной молодёжной политики Российской Федерации;

в) совершенствование механизмов взаимодействия представителей органов государственной власти, местного самоуправления и молодёжных совещательных организаций (молодёжных правительств, парламентов, общественных палат);

г) организация системного взаимодействия государства с молодёжными общественными объединениями (обратной связи) в процессе формирования и реализации государственной молодёжной политики, а также выработки и реализации управленческих решений, затрагивающих интересы молодёжи;

д) создание и поддержка деятельности молодёжных общественно-государственных организаций.

V. ПРИОРИТЕТНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВ

24. Инструменты в области кадрового обеспечения реализации молодёжной политики:

а) формирование государственного заказа на подготовку специалистов в сфере организации работы с молодёжью, государственной молодёжной политики, развитие взаимодействия с негосударственными организациями по подготовке и переподготовке данных специалистов;

б) модернизация и развитие программ подготовки работников сферы государственной молодёжной политики, направления подготовки бакалавров и магистров «организация работы с молодёжью», смежных направлений подготовки в сфере социальной работы и педагогики;

в) развитие программ и организация переподготовки сотрудников органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в сфере молодёжной политики; сотрудников кадровых отделов предприятий, а также сотрудников общественных организаций, ведущих работу с молодёжью; учителей и психологов школ, преподавателей ссузов и вузов; наставников в области работы с молодёжью;

г) создание профессиональной ассоциации работников с молодёжью под эгидой Федерального агентства по делам молодёжи; регулярное проведение на её основе мероприятий по обмену опытом среди работников с молодёжью, выявлению наиболее эффективных практик и их тиражированию и распространению.

25. Инструменты по повышению эффективности управления реализацией государственной молодёжной политики, формированию и реализации проектов различного уровня:

а) разработка государственных проектов федерального уровня, в том числе носящих межведомственный характер, направленных на реализацию приоритетных направлений молодёжной политики, перечисленных в настоящих Основах; при разработке проектов должен учитываться наиболее эффективный российский и международный опыт в развитии человеческого потенциала молодёжи;

б) разработка инструментария для осуществления межведомственной и межрегиональной координации; формирование системы государственно-общественного и государственно-частного партнерства в решении задач реализации государственной молодёжной политики;

в) создание взаимосвязанной грантовой системы поддержки молодёжных проектов на конкурсной основе, включающей их согласованное финансирование из бюджетов различных уровней; формирование единой федеральной экспертной системы и базы экспертов (в первую очередь, из числа учёных и преподавателей вузов, представляющих различные регионы России, имеющих значительный опыт работы по подготовке специалистов в сфере молодёжной политики, организации работы с молодёжью, ведущих исследования по данной тематике); разработка общих критериев оценки проектов по соотношению затраты-результат;

г) формирование иных (помимо грантовой поддержки) административно-финансовых механизмов привлечения представителей молодёжи к активному участию в реализации общественных проектов и инициатив, направленных на реализацию приоритетных направлений молодёжной политики, перечисленных в настоящих Основах;

д) формирование механизмов тиражирования практик, решений и проектов, показавших свою эффективность в определённом субъекте Российской Федерации, в иные субъекты, имеющие сходные проблемы в развитии личностного потенциала молодёжи;

е) нормативное, методическое и организационное обеспечение Федеральным агентством по делам молодёжи и профессиональной ассоциацией работников с молодёжью тиражирования эффективных практик и решений в области молодёжной политики в субъектах Российской Федерации, в том числе путём разработки методических рекомендаций и формирования региональных модельных программ на основе опыта субъектов, наиболее успешных в реализации молодёжной политики.

26. Инструменты в области информационно-аналитического обеспечения молодёжной политики:

а) проведение общефедеральной социальной кампании молодёжной направленности, предусматривающей пропаганду социально значимых молодёжных программ и проектов, выдающихся успешных представителей молодёжной среды, а также разрабатывающей и внедряющей современные технологии социальной рекламы и пропаганды, доступные и популярные в молодёжной среде;

б) создание информационно-аналитической системы и общей электронной базы данных федеральных, региональных, ведомственных и отраслевых общественных проектов и инициатив, направленных на реализацию приоритетных направлений молодёжной политики, перечисленных в настоящих Основах;

в) определение перечня и формирование системы статистических, социологических и иных показателей состояния молодёжи и реализации молодёжной политики, мониторинг которых необходим на федеральном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации, отдельных государственных и (по согласованию) негосударственных учреждений, предприятий и организаций, прежде всего, учреждений образования; налаживание систематического сбора статистических данных по данным показателям;

г) содействие научным исследованиям, результаты которых могут быть использованы для повышения эффективности реализации государственной молодёжной политики;

д) система ежегодных докладов о положении молодёжи и результатах реализации молодёжной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а также в государственных образовательных и иных учреждениях, на государственных предприятиях.

Наши рекомендации