Раздел 5. Методические указания для выполнения письменных работ

Тема работы выбирается студентом из списка, имеющегося на кафедре. В случае изменения формулировки темы студенту необходимо проконсультироваться с научным руководителем.

Рекомендуемый объем работы: 24 – 28 страниц. Список использованных источников и литературы не входят в указанный объем.

Структура работы предполагает наличие:

1) титульного листа

2) содержания

3) введения

4) основной части

5) заключения

6) списка использованных источников и литературы

При необходимости в работу включаются приложения – таблицы, диаграммы, результаты социологических исследований и т. д.

Во введении (рекомендуемый объем 3 – 4 стр.) необходимо:

- отразить актуальность избранной темы, ее связь с современностью, практическое значение;

- обозначить объект и предмет исследования;

- сформулировать цель и задачи работы

Основная часть работы должна содержать 2 – 3 главы (целесообразно деление каждой главы на 2 – 4 параграфа). Изложение материала в главах и параграфах должно максимально соответствовать задачам, поставленным во введении.

В заключении (рекомендуемый объем 2 – 3 стр.) необходимо сформулировать основные выводы, полученные в результате проведенного исследования.

В списке использованных источников и литературы следует указывать материалы, непосредственно использованные при написании работы в последовательности: Законы РФ ( список по хронологии); Указы президента РФ (список по хронологии); нормативные материалы министерств, администраций ,законодательных органов субъектов, инструкции и т.п. (список по хронологии); список литературы ( в алфавитном порядке, с обязательным указанием выходных данных); источники на иностранных языках.

При написании работы следует уделить особое внимание новым источникам и научной литературе, отражающим многообразие подходов и точек зрения в современной науке. Целесообразно воспользоваться списком литературы, содержащемся в данном комплексе.

Этапы написания работы:

- выбор темы (ее необходимо зафиксировать в кафедральном журнале);

- составление плана курсовой работы, его обсуждение с научным руководителем;

- подбор необходимых источников и литературы (при необходимости проконсультироваться с научным руководителем);

- написание работы, ее сдача на кафедру, защита.

Раздел 6. Данные о мультимедийных лекциях

Видеоматериалы к отдельным темам

Тема 1.

Различия между подходами Кейнса и Фридмена.

Кейнс Фридмен
Необходимо вмешательство государства в экономику Рынок способен к саморегулированию
Занятость зависит от совокупного спроса Экономика сама установит уровень производства и занятости
Денежная масса нейтральна к производству Денежная масса - причина роста цен и изменения конъюнктуры
Главная проблема - безработица Главная проблема - инфляция
Нужна гибкая денежная политика Необходима стабильная денежная политика
Бюджетный дефицит - способ стимулирования спроса Бюджетный дефицит - причина инфляции
Кейнсианство - теория экономического роста Монетаризм - теория экономического равновесия

Тема 4.

В мировой практике известно несколько методов оценки бедности:

- статистический, когда в качестве бедных рассматриваются либо 10-20% населения в общем ряду его распределения по размерам получаемых душевых доходов, или часть этого ряда;

- нормативный (по нормам питания и иным стандартам минимального потребительского набора), иначе – минимальной потребительской корзины;

- метод лишений, рассчитывающий недопотребление важнейших продуктов и товаров;

- стратификационный, когда к бедным относятся люди, априорно ограниченные в возможностях самообеспечения (старики, инвалиды, члены неполных и многодетных семей, дети без родителей, безработные, иммигранты и т.п.);

- эвристический, выявляющий, исходя из оценок общественного мнения или с позиций самого респондента, достаточный или недостаточный уровень жизни;

- экономический, который определяет категорию бедных ресурсными возможностями государства, направленными им на поддержание их материальной обеспеченности.

Тема 7

1. Принципиальная схема взаимодействия основных институтов социальной политики

Институты социальной политики Результат деятельности Основные потребители результата
Непрофильные, в т.ч.:    
- законодательные органы Государственное законодательство в области социальной политики Профильные (социальные ведомства, государственные и негосударственные фонды социального страхования), непрофильные («бюджетные ведомства», предприятия и организации (работодатели)) институты социальной политики
- «бюджетные ведомства» Проекты государственного бюджета, бюджетов государственных фондов социального страхования (утверждаются законодательными органами в виде государственных законов) Профильные (социальные ведомства, государственные и негосударственные фонды социального страхования) институты социальной политики
- предприятия и организации (работодатели) Социальные гарантии занятым в соответствии с положениями и нормами социального законодательства Занятые
Профильные, в т.ч.:    
- социальные ведомства Социальная политика по утвержденным и финансируемым направлениям и нормативам Население, профильные (учреждения социальной сферы) институты социальной сферы
- государственные фонды социального страхования Выплаты социальных пособий, страхуемых в системе обязательного государственного социального страхования Население
- негосударственные фонды социального страхования Страховые выплаты в системе негосударственного социального страхования Население, застрахованное в негосударственных фондах, осуществляющих социальное страхование

2. Интересы основных групп населения и их требования к обществу



Группа населения по уровню доходов Основные требования к обществу Формы давления на общество
Богатые Защита прав собственности, личной безопасности Участие во властных структурах, лоббирование своих экономических интересов и систем амортизаторов социальной стабильности
Средний класс Развитие эффективных по уровню оплаты труда рабочих мест, поддержание условий для развития предпринимательской, защита прав собственности, сохранение экономической и социальной независимости Участие в общественно-политических движениях и партиях, защищающих интересы среднего класса, активная гражданская позиция, инициирование разработки законопроектов
Малообеспеченные Повышение уровня социальных гарантий (в области оплаты труда, социальной поддержки), сохранение бесплатности базовых социальных услуг Участие в акциях маргинальных общественно-политических движений и партий
Маргиналы Возможности удовлетворения базовых физиологических (питание) и частично – иных материальных потребностей (примитивное жилье) Отсутствуют

3.Структура потребительских расходов населения в зависимости от уровня среднедушевых

располагаемых ресурсов, %*

Вид расходов Группы населения по уровню доходов
  Первая (с самыми низкими доходами) Десятая (с самыми высокими доходами)
Всего расходов, в том числе:
- на покупку продуктов для домашнего питания 61,4 34,0
- на покупку непродовольственных товаров 20,1 49,1
- на оплату услуг 16,6 11,5
- прочие расходы 1,9 5,4
Из общих расходов на покупку продуктов для домашнего питания расходы на:    
- хлеб и хлебные продукты 27,2 11,8
- овощи и бахчевые, фрукты и ягоды 7,0 10,6
- мясо и мясные продукты 21,7 31,5
Из общих расходов на покупку непродовольственных товаров расходы на:    
- одежду, обувь, белье, ткани 51,7 39,7
- транспортные средства 0,0 25,1
- мебель, домашнее оборудование, предметы ухода за домом 4,5 12,0
- медицинские товары, предметы гигиены 23,9 6,3
Из общих расходов на оплату услуг расходы на:    
- жилищно-коммунальные услуги 61,4 25,2
- услуги учреждений культуры 2,4 4,3
- услуги в системе образования 3,6 14,8
- медицинские услуги 1,8 9,6

Наши рекомендации