Определите “лишнее” в каждом ряду
Задания олимпиад по истории 11 класс с ответами
Задание 1. Прочитайте отрывок и определите, о каком произведении древнерусского зодчества идет речь.
«Первым значительным памятником древнерусского зодчества явился ... собор в Киеве – главный православный храм домонгольской Руси. Он был начат строительством в княжение Ярослава Мудрого, а освящен в 1032 году. Храм был сооружен на месте битвы киевлян с печенегами, окончившейся полным разгромом кочевников. Первоначально ... был деревянный, и только несколько лет спустя Ярослав Мудрый начал возводить на его месте монументальный каменный храм».
а) об Архангельском соборе;
б) об Успенском соборе;
в) оДмитровском соборе;
г) о Софийском соборе.
Задание 2. Прочитайте описание деятельности древнерусского князя и определите, о ком идет речь.
«Он приказал уничтожить идолов: деревянных жечь, а каменных разбивать и бросать в реку. Многие язычники с воплями и слезами просили не трогать их богов. Добрыня с насмешкой говорил им: “Нечего вам жалеть о тех, которые себя оборонить не могут, какой пользы вам от них ждать?” Он приказал, чтобы все шли креститься. Некоторых удалось уговорить, и они шли по своей воле; а других воины тащили силой. О новгородцах сложилась поговорка: что их “Путята крестил мечом, а Добрыня огнем”.
а) о Владимире Мономахе;
б) о Владимире Святом;
в) о Ярославе Мудром;
г) о Святославе Игоревиче.
Задание 3. Порядок назначения на должность в зависимости от знатности рода и заслуг предков носил название:
а) кормление;
б) полюдье;
в) крепость;
г) местничество.
Задание 4. В результате походов князя Святослава на хазар Хазарский каганат
а) попал в зависимость от Византии;
б) был присоединен к Киеву;
в) подвергся насильственной христианизации;
г) перестал существовать как самостоятельное государство.
Задание 5. С городскими восстаниями XVII в. связаны даты:
а) 1617 г., 1618 г.
б) 1606 г., 1607 г.
в) 1670 г., 1671 г.
г) 1648 г., 1662 г.
Задание 6. 1 января 1942 г. СССР подписал в Вашингтоне
а) договор о ленд-лизе между США и СССР;
б) Декларацию объединенных наций;
в) соглашение с США и Францией о военных поставках;
г) Атлантическую хартию.
Задание 7. По какому принципу выстроен ряд?
а) вел. кн. Николай Николаевич, Н.Н. Юденич, Н.И. Иванов, Я.Г. Жилинский, А.А. Брусилов, Н.В. Рузский.
б) А.Н. Антропов, И.П. Аргунов, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский, С.Ф. Щедрин.
в) И. Гизель, А.И. Лызлов, М.В. Ломоносов, И.Н. Болтин, Г.Ф. Миллер, И.И. Голиков.
Задание 8. Из приведенных рядов исключите один лишний элемент. Объясните ваш выбор.
а) В.И. Ленин, И.В. Сталин, Г.М. Маленков, Н.С. Хрущев, Л.И. Брежнев, Ю.В. Андропов, К.У. Черненко, М.С. Горбачев.
б) Бородино, Плевна, Аустерлиц, Мукден, Балаклава, Прейсиш-Эйлау.
в) Адриан, Тихон, Сергий, Алексий I, Пимен, Алексий II, Кирилл.
Задание 9. Расположите в хронологической последовательности
а) Заключение Портсмутского мира;
б) Мятеж на броненосце «Потемкин»;
в) Созыв Первой Думы;
г) Начало мятежа Чехословацкого корпуса;
д) Объявление России республикой;
е) Подписание Брестского мира.
Задание 10. Соотнесите исторического деятеля и род его деятельности.
1. Макарий
2. Сильвестр
3. Иван Федоров
4. Григорий Скуратов-Бельский
5. ДжильсФлетчер
А. Дипломат, автор описания Московского государства
Б. Русский митрополит, автор «Четий-Миней»
В. Настоятель Благовещенского храма, автор «Домостроя» и участник Избранной рады
Г. Видный опричник, предполагаемый убийца митрополита Филиппа
Д. Русский первопечатник
Е. Полководец, член Избранной рады, бежавший в Польшу, откуда начал переписку с Иваном Грозным.
Задание 11. Заполните пропуски в тексте.
Ещё в конце 1647 года казацкий сотник ... (1)... бежал с Украины в Запорожье, а оттуда в Крым. Вернувшись с татарским войском и избранный в гетманы казацкой радой, он поднял всю Украину, поразил польские войска при Жёлтых Водах, Корсуни, Пиляве, осаждал Замостье и под ... (2)... заключил выгодный мир; потерпевши неудачу под Берестечком, он согласился под Белой Церковью на мир гораздо менее выгодный, чем предыдущий. В течение всего этого времени ... (3)... занимал выжидательную политику. Однако царские войска приняли участие в подрыве казацко-крымского союза, направленного на изгнание поляков с Украины: накануне битвы при Пилявцах донские казаки по приказу царя напали на Крым, и орда не смогла выступить на помощь казацкой армии.
Белоцерковский мир возбудил народное неудовольствие; гетман принуждён был нарушить все условия и в стеснённых обстоятельствах обратился с просьбой о помощи к «царю восточному». На ... (4)... , созванном по этому поводу в Москве, 1 октября 1653 решено было принять казаков в подданство и объявлена война Польше.
Задание 12. Работа с картой. Рассмотрите карту и ответьте на вопросы.
а) Определите, карта какого сражения здесь представлена.
б) Когда оно произошло?
в) В ходе какой войны оно произошло?
г) Кто командовал русскими эскадрами?
д) Какие еще морские сражения этой войны вы можете назвать?
Задание 13. Анализ документа
Таже меня взяли от всенощнаго Борис Нелединской со стрельцами; человек со мною с шестьдесят взяли: их в тюрьму отвели, а меня на патриархове дворе на чепь посадили ночью. Егда ж россветало в день недельный, посадили меня на телегу, и ростянули руки, и везли от патриархова двора до Андроньева монастыря и тут на чепи кинули в темную полатку, ушла в землю, и сидел три дни, ни ел, ни пил; во тьме сидя, кланялся на чепи, не знаю — на восток, не знаю — на запад. Никто ко мне не приходил, токмо мыши, и тараканы, и сверчки кричат, и блох довольно. Бысть же я в третий день приалчен, — сиречь есть захотел, — и после вечерни ста предо мною, не вем-ангел, не вем-человек, и по се время не знаю, токмо в потемках молитву сотворил и, взяв меня за плечо, с чепью к лавке привел и посадил и ложку в руки дал и хлеба немножко и штец похлебать, — зело прикусны, хороши! — и рекл мне: «полно, довлеет ти ко укреплению!» Да и не стало ево. Двери не отворялись, а ево не стало! Дивно только — человек; а что ж ангел? ино нечему дивитца — везде ему не загорожено. На утро архимарит с братьею пришли и вывели меня; журят мне, что патриарху не покорился, а я от писания ево браню да лаю. Сняли большую чепь да малую наложили. Отдали чернцу под начал, велели волочить в церковь. У церкви за волосы дерут, и под бока толкают, и за чепьторгают, и в глаза плюют. Бог их простит в сий век и в будущий: не их то дело, но сатаны лукаваго. Сидел тут я четыре недели.
1) Как называется литературное произведение, отрывок из которого здесь представлен?
2) Как называется событие в истории Русской православной церкви, непосредственным участником которого был автор? В каком году произошло это событие?
3) Кто был главным противником автора данного произведения?
4) Что было главной причиной сопротивления автора церковным властям?
Задание 14. Напишите эссе.
Н. С. Хрущёв и его реформы. Насколько актуальны они были для 50-60-х годов XX века и для сегодняшней России?
Ответы к олимпиаде:
Задание 1 — г
Задание 2 — б
Задание 3 — г
Задание 4 — г
Задание 5 — г
Задание 6 — б
Задание 7
а) командующие фронтами в годы Первой мировой войны
б) русские живописцы XVIII века
в) русские историографы XVII-XVIII веков
Задание 8
а) Г.М. Маленков, поскольку он никогда не был фактическим лидером коммунистической партии.
б) Мукден, битва с участием русских войск там произошла в начале ХХ века, тогда как все остальные имели место в XIX столетии.
в) Адриан, поскольку он жил в XVII и был последним патриархом досинодального периода, все остальные — патриархи ХХ века.
Задание 9 — б, а, в, д, е, г
Задание 10 — 1Б, 2В, 3Д, 4Г, 5А.
Задание 11. 1 – Богдан Хмельницкий, 2 – Зборов, 3 – Алексей Михайлович, 4 – Земский собор.
Задание 12.
а) Чесменское сражение
б) 5-7 июля 1770 г.
в) русско-турецкая война 1768-1774 гг.
г) адмирал Григорий Спиридов и контр-адмирал Джон Эльфинстон, под общим командованием графа Алексея Орлова
д) Наваринский бой 1770 г., сражение при Наполи-ди-романья 1770 г., Хиосское сражение 1770 г., Патрасское сражение 1771 г.
Задание 13.
1) Житие протопопа Аввакума им самим написанное
2) Раскол. 1653 г.
3) Патриарх Никон
4) Непризнание реформ патриарха Никона, стремление придерживаться старых обрядов и порядков в церкви
Задание 14.
1) Знание исторических фактов
2) Владение теоретическим материалом (понятия, термины и т.д.)
3) Аргументированность суждений и выводов
4) Знание историографии проблемы, мнений историков
5) Внутреннее смысловое единство, соответствие теме
6) Оригинальность решения проблемы, аргументация.
Олимпиадные задания по истории 11 класс с ответами
Задание 1.
По Портсмутскому мирному договору Россия
А - приобрела Крым
Б - потеряла Южный Сахалин
В - потеряла Финляндию
Г - приобрела порт Дальний.
Задание 2.
Свободу слова, печати, собраний, уличных шествий россияне впервые получили
А - 19 февраля 1861 года
Б - 9 января 1905 года
В - 17 октября 1905 года
Г - февраль 1917 года.
Задание 3.
Формула «сначала успокоение, а потом реформы» принадлежала
А - Николаю I
Б - С. Ю. Витте
В - П. А. Столыпину
Г - В. И. Ленину.
Задание 4.
Войсками Красной армии, освобождавшими Крым от армии Врангеля, командовал
А - Троцкий
Б - Буденный
В - Каменев
Г - Фрунзе.
Задание 5.
Экономическую политику советского государства в годы гражданской войны называют
А - политикой коллективизации
Б - политикой ускорения социально-экономического развития
В - новой экономической политикой
Г - политикой военного коммунизма.
Задание 6.
Укажите фамилию командующего Красной Армией
А - Деникин
Б - Тухачевский
В - Колчак
Г - Каледин.
Задание 7.
По какому принципу объединены даты 1918, 1924, 1936, 1977
А - пятилетние планы развития народного хозяйства
Б - смена глав государства
В - принятие новой Конституции
Г - реформа образования.
Задание 8.
Когда СССР изобрел ядерное оружие
А - 1945 г
Б - 1946 г
В - 1947 г
Г - 1949 г.
Задание 9.
Укажите событие, произошедшее 1 июня 1962 года
А - введение карточек на хлеб
Б - расстрел мирной демонстрации в Новочеркасске
В - начала освоения целины
Г - испытание водородной бомбы.
Задание 10.
Авторы гимна России
А - С. Михалков, А. Александров
Б - М. Дунаевский, А. Пахмутова
В - М. Таривердиев, С. Добронравов
Г - М. Блантер, М. Исаковский
Ответы на задания олимпиады:
Задание | ||||||||||
Ответ | Б | В | В | Г | Г | Б | Б | Г | Б | А |
Основные даты истории России в XX в.
1901–1902 гг. – Создание партии социалистов-революционеров (эсеров) в результате объединения неонароднических кружков.
1903 г. – II съезд РСДРП. Создание партии.
1903 г. – Создание «Союза земцев конституционалистов».
1904–1905 гг. – Русско японская война.
1904 г., август. – Сражение под городом Ляоян.
1904 г., сентябрь. – Сражение на реке Шахэ.
1905 г., 9 января. – «Кровавое воскресенье». Начало первой российской революции.
1905–1907 гг. – Первая российская революция.
1905 г., февраль. – Поражение русской армии под городом Мукденом.
1905 г., май. – Гибель русского флота возле острова Цусима.
1905 г., июнь. – Восстание на броненосце «Князь Потемкин-Таврический».
1905 г., август. – Заключение Портсмутского мирного договора по итогам русско японской войны. Россия уступала Японии южную часть Сахалина, арендные права на Ляодунский полуостров и Южно Маньчжурскую железную дорогу.
1905 г., 17 октября. – Издание Манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка».
1905 г., ноябрь. – Создание «Союза русского народа».
1905 г., декабрь. – Вооруженное восстание в Москве и ряде других городов.
1906 г., апрель – июль. – Деятельность I Государственной думы.
1906 г., 9 ноября. – Указ о выходе крестьян из общины. Начало проведения столыпинской аграрной реформы.
1907 г., февраль – июнь. – Деятельность II Государственной думы.
1907 г., 3 июня. – Роспуск II Государственной думы. Принятие нового избирательного закона (третьеиюньский переворот).
1907–1912 гг. – Деятельность III Государственной думы.
1907 г., август – Русско английское соглашение о разграничении зон влияния в Иране, Афганистане и Тибете. Окончательное оформление союза «Антанта».
1912 г. – Ленский расстрел.
1912–1917 гг. – Деятельность IV Государственной думы.
1914 г., 1 августа – 1918 г., 9 ноября. – Первая мировая война.
1915 г., август. – Создание Прогрессивного блока.
1916 г., май. – «Брусиловский прорыв».
1917 г., февраль. – Февральская буржуазно демократическая революция в России.
1917 г., 2 марта. – Отречение Николая II от престола. Образование Временного правительства.
1917 г., май. – Образование 1-го коалиционного Временного правительства.
1917 г., июнь. – Деятельность I Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов.
1917 г., июль. – Образование 2-го коалиционного Временного правительства.
1917 г., август. – Корниловский мятеж.
1917 г., 1 сентября. – Провозглашение России республикой.
1917 г., 24–26 октября. – Вооруженное восстание в Петрограде. Свержение Временного правительства. II Всероссийский съезд Советов (Провозглашение России Республикой Советов.). Принятие декретов о мире и земле. 1918 г., январь. – Созыв и роспуск Учредительного собрания.
1918 г., 3 марта. – Заключение Брестского мира между Советской Россией и Германией. Россия потеряла Польшу, Литву, часть Латвии, Финляндию, Украину, часть Белоруссии, Карс, Ардаган и Батум. Договор аннулирован в ноябре 1918 г. после революции в Германии.
1918–1920 гг. – Гражданская война в России.
1918 г. – Принятие Конституции РСФСР.
1918–1921 г., март. – Проведение советским правительством политики «военного коммунизма».
1918 г., июль – Расстрел царской семьи в Екатеринбурге.
1920–1921 гг. – Антибольшевистские восстания крестьян в Тамбовской и Воронежской областях («антоновщина»), Украине, Поволжье, Западной Сибири.
1921 г., март – Заключение Рижского мирного договора РСФСР с Польшей. К Польше отходили территории Западной Украины и Западной Белоруссии.
1921 г., февраль – март. – Восстание матросов и солдат в Кронштадте против политики «военного коммунизма».
1921 г., март. – X съезд РКП(б). Переход к нэпу.
1922 г. – Генуэзская конференция.
1922 г., 30 декабря. – Образование СССР.
1924 г. – Принятие Конституции СССР.
1925 г., декабрь – XIV съезд ВКП(б). Провозглашение курса на индустриализацию страны. Разгром «троцкистско зиновьевской оппозиции».
1927 г., декабрь – XV съезд ВКП(б). Провозглашение курса на коллективизацию сельского хозяйства.
1928–1932 гг. – Первый пятилетний план развития народного хозяйства СССР.
1929 г. – Начало сплошной коллективизации.
1930 г. – Завершение строительства Турксиба.
1933–1937 гг. – Второй пятилетний план развития народного хозяйства СССР.
1934 г. – Принятие СССР в Лигу Наций.
1934 г., 1 декабря. – Убийство С. М. Кирова. Начало массовых репрессий.
1936 г. – Принятие Конституции СССР («победившего социализма»).
1939 г., 23 августа. – Подписание пакта о ненападении с Германией.
1939 г, 1 сентября – 1945 г., 2 сентября. – Вторая мировая война.
1939 г, ноябрь – 1940 г., март. – Советско финляндская война.
1941 г., 22 июня – 1945 г., 9 мая. – Великая Отечественная война.
1941 г., июль – сентябрь. – Смоленское сражение.
1941 г, 5–6 декабря – Контрнаступление Красной армии под Москвой.
1942 г., 19 ноября – 1943 г, 2 февраля. – Контрнаступление Красной армии под Сталинградом. Начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.
1943 г., июль – август. – Курская битва.
1943 г., сентябрь – декабрь. – Битва за Днепр. Освобождение Киева. Завершение коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.
1943 г., 28 ноября – 1 декабря. – Тегеранская конференция глав правительств СССР, США и Великобритании.
1944 г., январь. – Окончательная ликвидация блокады Ленинграда.
1944 г., январь – февраль. – Корсунь Шевченковская операция.
1944 г., июнь – август – Операция по освобождению Белоруссии («Багратион»).
1944 г., июль – август – ЛьвовскоСандомирская операция.
1944 г., август – Ясско Кишиневская операция.
1945 г., январь – февраль – Висло Одерская операция.
1945 г., 4–11 февраля – Крымская (Ялтинская) конференция глав правительств СССР, США и Великобритании.
1945 г., апрель – май – Берлинская операция.
1945 г., 25 апреля – Встреча на р. Эльбе у Торгау передовых советских и американских войск.
1945 г., 8 мая – Капитуляция Германии.
1945 г., 17 июля – 2 августа – Берлинская (Потсдамская) конференция глав правительств СССР, США и Великобритании.
1945 г, август – сентябрь – Разгром Японии. Подписание акта о безоговорочной капитуляции японских вооруженных сил. Окончание Второй мировой войны.
1946 г. – Начало «холодной войны».
1948 г. – Разрыв дипломатических отношений с Югославией.
1949 гг. – Начало компании по борьбе с «космополитизмом».
1949 г. – Создание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ).
1949 г. – Создание в СССР ядерного оружия.
1953 г., 5 марта. – Смерть И. С. Сталина.
1953 г., август. – Сообщение об испытании в СССР водородной бомбы.
1953 г., сентябрь – 1964 г., октябрь. – Избрание Н. С. Хрущева первым секретарем ЦК КПСС. Смещен с постов в октябре 1964 г.
1954 г. – Введена в действие Обнинская АЭС.
1955 г. – Образование Организации Варшавского договора (ОВД).
1956 г., февраль. – ХХ съезд КПСС. Доклад Н. С. Хрущева «О культе личности и его последствиях».
1956 г., октябрь – ноябрь. – Восстание в Венгрии; подавлено советскими войсками.
1957 г., 4 октября. – Запуск в СССР первого в мире искусственного спутника Земли.
1961 г., 12 апреля. – Полет Ю. А. Гагарина в космос.
1961 г., октябрь. – XXII съезд КПСС. Принятие новой Программы партии – программы строительства коммунизма. 1962 г. – Карибский кризис.
1962г., июнь. – Забастовка на Новочеркасском электровозостроительном заводе; расстрел демонстрации рабочих.
1963г., август. – Подписание в Москве договора между СССР, США и Англией о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, под водой и космическом пространстве.
1965г. – Начало проведения экономической реформы А.Н Косыгина.
1968г. – Ввод войск стран-участниц Варшавского договора в Чехословакию.
1972г., май. – Подписание договора об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ 1) между СССР и США.
1975 г. – Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки).
1979 г. – Подписание договора об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ 2) между СССР и США.
1979–1989 гг. – «Необъявленная война» в Афганистане.
1980 г., июль – август. – Олимпийские игры в Москве.
1985 г., март. – Избрание М. С. Горбачева генеральным секретарем ЦК КПСС.
1986 г., 26 апреля. – Авария на Чернобыльской АЭС.
1987 г. – Заключение между СССР И США договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности.
1988 г. – ХIX партийная конференция. Провозглашение курса на реформу политической системы.
1989 г., май – июнь. – Первый съезд народных депутатов СССР.
1990 г., март. – Избрание на Третьем съезде народных депутатов СССР М. С. Горбачева Президентом СССР. Исключение из Конституции 6-й статьи.
1990 г., 12 июня – Принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР.
1991 г. 12 июня. – Избрание Б. Н. Ельцина Президентом РСФСР.
1991 г., июль. – Подписание договора между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ 1).
1991 г., 19–21 августа. – Попытка государственного переворота (ГКЧП).
1991 г., 8 декабря. – Беловежские соглашение о роспуске СССР и создание СНГ.
1991 г., 25 декабря. – Сложение М. С. Горбачевым полномочий Президента СССР.
1992 г. – Начало проведения радикальной экономической реформы Е. Т. Гайдара.
1993 г., январь. – Подписание договора между Россией и США о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ 2).
1993 г., 3–4 октября. – Вооруженные столкновения сторонников Верховного Совета с правительственными войсками в Москве.
1993 г., 12 декабря. – Выборы в Федеральное собрание – Государственную Думу и Совет Федерации и референдум по проекту Конституции РФ.
1994 г. – Присоединение РФ к программе НАТО «Партнерство во имя мира».
1994 г., декабрь. – Начало широкомасштаблных действий против чеченских сепаратистов.
1996 г. – Вступление России в Совет Европы.
1996 г., июль. – Избрание Б. Н. Ельцина Президентом РФ (на второй срок).
1997 г. – Создание по инициативе Д. С. Лихачева государственного телеканала «Культура».
1998 г., август. – Финансовый кризис в России (дефолт).
1999 г., сентябрь. – Начало антитеррористической операции в Чечне.
2000 г., март. – Избрание В. В. Путина Президентом РФ.
2000 г. – Присуждение Нобелевской премии по физике Ж. И. Алферову за фундаментальные исследования в сфере информационных и телекоммуникационных технологий.
2002 г. – Договор между Россией и США о взаимном сокращении ядерных боеголовок.
2003 г. – Присуждение Нобелевской премии по физике А. А. Абрикосову и В. Л. Гинзбургу за работы в области квантовой физики, в частности за исследования сверхпроводимости и сверхтекучести.
2004 г., март. – Избрание В. В. Путина Президентом РФ (на второй срок).
2005 г. – Создание Общественной палаты.
2006 г. – Начало осуществления программы национальных проектов в области сельского хозяйства, жилищного строительства, здравоохранения и образования.
2008 г., март – Избрание Д. А. Медведева Президентом РФ.
2008 г., август – Вторжение грузинских войск в Южную Осетию. Проведение российской армией операции по принуждению Грузии к миру. Признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии.
2008 г., ноябрь – Принятие закона об увеличении срока полномочий Госдумы и Президента РФ (5 и 6 лет соответственно)
Олимпиадные задания по истории (10-11 классы)
Задание 1.
«Разобрать по векам».
№№ перечисленных событий расставьте в соответствующие графы таблицы.
Борьба с печенегами 2. Опричнина 3. Медный бунт 4. Семибоярщина 5. Отмена крепостного права 6. Строительство Софийского собора в Киеве 7. Дворцовые перевороты 8. Русско-японская война 9. НЭП 10. Введение христианства на Руси 11. Начало книгопечатания в нашей стране 12. Создание краткой редакции «Русской правды»
/ Правда Ярослава/ 13. Антиордынское восстание в Твери 14. Создание «Товарищества передвижных художественных выставок» 15. Строительство Успенского собора в Московском Кремле 16. Установление ордынского ига на Руси 17. Междуцарствие 18. «Избранная рада» 19. Двоевластие 20. Княжение Владимира Мономаха в Киеве 21. Создание иконы «Троица» А. Рублевым 22. События, отраженные в «Слове о полку Игореве» 23. «Хождение за три моря А. Никитина» 24. Избрание В. Путина президентом РФ
25. Принятие «Соборного Уложения» 26. Присоединение Тверского княжества к Московской Руси 27. Сражение на р. Воже 28. Сражение на р. Сить 29. Сражение на р. Альме
30. Сражение на р. Альте
1 балл за каждую правильно расставленную дату. Максимальное число баллов – 30.
Задание 2.
«Что произошло?» От полученного в сумме числа отнять 1000.
1. Вступление России в первую мировую войну + Роспуск III Государственной думы = ?
2. Падение монархии в России + Восстание на броненосце «Потемкин» = ?
3. Аграрная реформа Столыпина + Начало русско-японской войны =?
4. Образование РСДРП + Образование Прогрессивного блока=?
5. Заключение Брестского мира + созыв IV Государственной думы = ?
1 балл за каждую правильно определенную дату. Максимальное число баллов – 15.
Задание 3.
«Двойные даты»
Назовите дату указанного события и еще одно событие, произошедшее в этом году.
Событие | Дата | Событие |
|
1 балл за правильно названную дату + 1 балл за названное событие.
Максимальное число баллов 20.
Задание 4.
Что объединяет эти географические названия:
а)Казань, Астрахань, Сибирь
б) Рязань, Козельск, р. Сить.
в) Орешек, Нарва, Лесная.
1 балл за каждый правильный ответ. Максимальное число баллов – 3.
Задание 5.
Города иногда переименовывают, исходя из исторических или политических причин и обстоятельств. Например Тверь – Калинин – Тверь. Как в настоящее время называются города, носившие в советское время следующие названия?
Ленинград 2. Куйбышев 3. Горький 4. Свердловск 5. Орджоникидзе 6. Фрунзе 7. Ульяновск
1 балл за каждое правильное название. Максимальное число баллов – 7.
ТЕРМИНЫ. ПОНЯТИЯ. ОПРЕДЕЛЕНИЯ.
КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ
Задание 6.
Объясните термины:
толерантность
консенсус
консорциум
По 2 балла за каждое правильное определение. Максимальное число баллов – 6.
Задание 7.
Составьте определение из предложенных слов:
а) ему, с, князем, подвластных, дани, территорий, сбор;
б) работающий, по, полузависимый, феодала, крестьянин, ряду (договору), на.
в) на, власть, направленная, укрепление, внутренняя, самовластия, политика, самодержавия, Ивана Грозного, ликвидацию, и, бояр.
3 балла за «собранное» определение +1 балл за определяемое слово (понятие). Максимальное число баллов – 12.
Задание 8.
Определите оппозиции
а) консерватизм – либерализм; б) западники - …; в) монархисты - …; г) реформа - …; д) Антанта - …; е) Никон - …
1 балл за каждый правильный ответ. Максимальное число баллов – 5.
ПЕРСОНАЛИИ
Задание 9.
Назовите прозвища правителей.
а) Юрий – Долгорукий; б) Дмитрий - …; в) Иван IV- …; г) Алексей Михайлович - …; д) Петр I - …; е) Екатерина II - …;
ж) Николай I - …; з) Александр II - …; и) Александр III - …;
к) Николай II - …;
1 балл за каждый правильный ответ. Максимальное число баллов – 11.
Задание 10.
«Штрихи к портрету». О ком идет речь?
Кавалерист-девица, чья история стала основой фильма «Гусарская баллада»
На его гербе было написано «Без лести предан»
Художник, о своем портрете работы которого А.С. Пушкин сказал: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит»
Боевой офицер, участник войны 1812 года, движения декабристов, автор строк:
«Не время нам дремать в покое,
России верные сыны!
Пойдем, сомкнемся в ратном строе,
Пойдем, и в ужасах войны
Друзьям, Отечеству, народу
Добудем славу и свободу».
Жил и похоронен в Твери.
О его картине сказано: «И стал последний день Помпеи для русской кисти первый день»
К его фамилии в качестве почетного титула прибавили название горной местности
По 2 балла за каждый правильный ответ. Максимальное число баллов – 12.
Задание 11.
Составьте «делегацию России» на «международную конференцию «Гордость человечества». В делегации должно быть представлено 10 человек: государственный деятель, реформатор, военоначальник, ученый, литератор /поэт или прозаик/, художник, архитектор, скульптор, музыкант / композитор или исполнитель/, театральный деятель /актер или режиссер/.
Обоснуйте свой выбор по каждому делегату, перечислив его заслуги и право быть «первым среди равных».
Период выберите сами из предложенных:
Россия XVIII века
Россия первой половины XIX века
России второй половины XIX века
По 3 бала за каждую обоснованно выбранную кандидатуру. Максимальное число баллов – 30.
Задание 12
Определите, что не относится к тому или иному царствованию.
Александр I | Николай I | Александр II | Александр III | Николай II |
а/ Подписал Тильзитс кий мир | а/ Создание корпуса жандармов | а/Присоединение Грузии | а/Контрре формы | а/Ходынс кая катастрофа |
б/ Подавил восстание декабристов | б/Оборона Севастополя | б/Отмена крепостного права | б/Оформление союза с Францией | б/Русско-японская война |
в/Указ о вольных хлебопаш цах | в/Кодификация законов | в/Освобождение Болгарии | в/ Введение земств | в/Первая революция в России |
г/ Открытие четырех университе тов | г/Подписа ниеПарижско го мира /после Крымской войны/ | г/ Судебная реформа | г/ «Указ о кухаркиных детях» | г/Строительство Николаевской железной дороги |
2 балла за каждую найденную ошибку. Максимальное число баллов – 10.
ИСТОРИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
Задание 13.
Определите явление по его признакам.
1.
образование монополий
вывоз капитала
складывание финансового капитала
складывание финансовой олигархии
территориальный раздел мира и борьба за его передел
2.
продразверстка
распределение по классово-уравнительному признаку в натуральной форме
отмена платы за коммунальные услуги и проезд в общественном транспорте
3.
образование мануфактур
складывание всероссийского рынка
сохранение барщинного хозяйства
развитие товарно-денежных отношений
3 балла за каждое правильно определенное явление, событие.
Задание 14.
Прочитайте эти высказывания и ответьте на вопросы.
а/ «Идите и скажите всем, что Русь жива: пусть без страха жалуют к нам в гости; но кто с мечом придет от меча и погибнет, На том стоит и стоять будет Русская земля».
Кто произнес эти слова? Когда они были произнесены? / в каком году или после какого события/.
б/ «Откуда есть пошла Русская земля. Кто в Киеве начапервеекняжити и откуда Русская земля стала есть». В каком произведении звучат эти строки? Кто автор этого произведения?
в/ «И сказал брат брату: «Это мое и то мое же» и стали князья про малое «это великое» молвить – и сами на себя крамолу ковать. А поганые со всех сторон приходили с победами на землю русскую». По какому поводу сказаны эти слова./ Вариант вопроса: О каком явлении идет речь/. В каком произведении звучат эти строки?
г/ «Не посрамим земли Русской, но ляжем костьми, ибо мертвые сраму не имут». Кому принадлежат эти слова? По какому поводу они сказаны?
1 балл за каждый правильный ответ. Максимальное число баллов – 8.
Задание 15.
Представьте себе, что Вы консультант учебного фильма «История крепостного права в России». Ваша задача – исправить ошибки «сценариста».
Картина 1. Древняя Русь. К дружинникам в парадной одежде, со скипетром и державой выходит князь Игорь и объявляет им, что они отправляются в поход за сбором дани, то есть в повоз. Затем идут кадры, показывающие крестьянский труд. Голос диктора за кадром объясняет, что смерды, то есть свободные крестьяне, начинают попадать в зависимость, кто-то становится рядовичем, то есть работает на землевладельца за ссуду, кто-то работающим по договору закупом, но особенно много смердов стали холопами, чей труд широко применялся в сельском хозяйстве.
Картина 2. Московская Русь 1480 год. В Грановитой палате заседает Боярская Дума во главе с царем Иваном III по прозвищу Грозный. Иван III объявляет о принятии им Судебника, согласно которому крестьяне теперь могут уходить от помещика только один раз в году на Николу Зимнего, выплатив при этом пожилое в размере рубля.
Картина 3. 1550 год. В деревянном Коломенском дворце, поражавшем и москвичей и иноземцев причудливостью и красотой, сидит в окружении опричников государь всея Руси Иван IV, которого, как и деда прозвали Грозным. Он объявляет, что в новом Судебнике снижается плата за пожилое до полтины, но крестьяне смогут уходить от землевладельца только раз в два года. Голос диктора за кадром сообщает, что в 1581 году Иван IV ввел «урочные лета», согласно которым уход крестьян был запрещен. Теперь они могли только убежать.
Картина 4. 1597 год. На троне в окружении польских магнатов и шляхты сидит Лжедмитрий I. Встает и обращается к собравшимся с речью. Помещики страдают от бегства крестьян, поэтому вводятся «заповедные лета», согласно которым беглых крестьян можно ловить и возвращать помещику в течение 10 лет.
Картина 5. 1642 год. Император Алексей Михайлович выступает в Сенате, предлагая вниманию его членов Соборное Уложение. Оно целиком посвящено одной проблеме – окончательному закрепощению крестьян. С этого года крепостное право на Руси окончательно установилось.
Картина 6. Эпоха Александра I. 1814 год. Царь в окружении своих «молодых друзей». Все согласны с тем, что крепостничество унижает Россию в глазах просвещенной Европы. Но что же можно сделать? Решаются на немногое. Отныне запрещается печатать в газетах о продаже крепостных, да создается министерство государственных имуществ, упорядочившее положение государственных крестьян.
Картина 7. Кабинет Николая I. Он беседует с министром государственных имуществ А.Х. Бенкендорфом. Тот, обращаясь к императору: «Государь, крепостное право – это пороховой погреб под государством!» Голос за кадром: «Под давлением своего любимца Николай I издает «Указ о вольных хлебопашцах», согласно которому крепостные крестьяне могли перейти в разряд «вольных хлебопашцев». Этим указом воспользовались 18% крестьян.
Картина 8. Торжественное чтение Манифеста 19 февраля 1861 года. За его принятие Александр II получает прозвище Освободитель. Крепостное право пало.
1 балл за каждую найденную ошибку. Максимальное число баллов – 28.
КУЛЬТУРА
Задание 16.
Задание 17.
Перед вами по два высказывания по поводу того или иного исторического события. Кто на Ваш взгляд прав? Обоснуйте свой ответ.
1. Об Александре Втором.
«…наследник не только престола, но и образа мыслей отца, он оказался между жерновами исторической необходимости отмены крепостного права и привычного стереотипа консервативного мышления… С самого начала самодержец, решившись на крестьянскую реформу, вовсе не думал открыть все камеры тюрьмы, в которой находилось российское общество, ограничившись только снятием наручников с него». Из книги историка Б.Г. Литвака «Переворот 1861 года в России: почему не реализовалась реформаторская инициатива». | «Мы имеем дело уже не со случайным преемником Николая, - а с мощным деятелем, открывающим новую эру для России, он столько же наследник 14 декабря, как Николая. Он работает с нами для великого будущего». Из статьи А.И. Герцена /1875/ |
2. О реформах 60-х-70-х годов Х1Х века
«Россия стала другой. Был сделан пусть первый, но заметный шаг по пути превращения страны в буржуазную монархию. Можно сказать, что тип российской жизни определился на несколько десятилетий, по меньшей мере до 1905 года…Часто и постоянно пишут, что реформы могли быть много лучше…Осмелимся заметить, что за короткий срок было все же сделано немало: так оценивать велит принцип историзма, меряющий события по законам той эпохи, а не критериями более поздними. Из книги историка Н.Я. Эйдельмана «Революция сверху в России» | «Если бы Александр Второй в условиях общественного подъема завершил цепь реформ созданием представительного, пусть только з< Наши рекомендации
|