В каждом ряду однокоренных слов найдите лишнее (слово с омонимичным корнем)
СЛОВООБРАОВАТЕЛЬНАЯ НОРМА
Морфемные и словообразовательные упражнения
1. Подберите имена существительные с суффиксом -j-, образующим форму множественного числа.(Листья, братья и т.п.)
2. Подберите имена прилагательные с суффиксом -ий, обозначающим принадлежность человеку. (Враж-ий, княж-ий, казач-ий, человеч-ий.)
3. Подберите имена существительные с суффиксами, обозначающими лиц женского пола.(Студент-к-а, сосед-к-а; житель-ниц-а, воспитатель-ниц-а; ткач-их-а, повар-их-а, портн-их-а.)
В какой группе не все слова являются однокоренными?
1) Скосить, скашивать, косарь; 2) мост, мощеный, вымащивать;
3) мучной, мучнистый, замучить; 4) лгать, ложь, лживый.
В каком ряду слова являются формами одного и того же слова?
1) Писать, пишут, пишу; 2) мысль, замысел, мышление;
3) рисовать, нарисовать, перерисовать; 4) цветок, цветком, цветы.
Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
1) развенчанный; 2) пожалели; 3) сдельный.
7. Разбейте слова на группы в зависимости от значения приставки:приклеить, приподнять, приварить, прикарманить, прищуриться, приберечь, принарядиться, присвоить, привязать. (Неполнота действия – приподнять; присоединение – привязать; совершение действия в свою пользу – притянуть.)
8. В каком слове нет приставки над-?
1) Надпись; 2) надеяться; 3) надбровье; 4) надкусить.
9. В каком слове нет суффикса -чик-?
1) Вагончик; 2) обидчик; 3) чуланчик; 4) одуванчик.
В каком ряду все слова не имеют окончания?
1) Досуха, стряпуха, старуха; 2) олово, заново, одинаково;
3) читая, листая, чистая; 4) вглубь, встарь, вновь.
Восстановите слово по описанию морфем.
1. Корень в слове обозначает верхнюю конечность человека.
2. Соединительный гласный.
3. Корень, означающий ‘создавать, изготовлять, делать что-либо’.
4. Суффикс глагола, обозначающий ‘заниматься чем-нибудь, обнаруживать склонность к чему-либо’.
5. Суффикс инфинитива.
12. От какого слова образовано существительное выход?
1) Ход; 2) выходить; 3) ходить; 4) выходной.
13. От какого слова образовано слово разобранный?
1) Бранный; 2) брать; 3) разобрать; 4) разбирать.
14. Постройте словообразовательную цепочку, оканчивающуюся словом выигрышно.
Определите, какое слово пропущено в словообразовательной цепи.
Служить заслужить … заслуженно.
1) Служение; 2) заслуженный; 3) служба; 4) заслуга.
В каком ряду все слова образованы бессуффиксальным способом?
1) Разворот, синь, голос;
2) выбор, тишь, кросс;
3) отдел, побег, отсев;
4) глушь, закат, плакат.
В каждом ряду однокоренных слов найдите лишнее (слово с омонимичным корнем).
1) Любить, любой, любовь, любитель; 2) духовный, духовность, духи;
3) долина, доля, обездолить, бездольный; 4) долгий, долго, долгота, долг;
5) плен, пленник, пленарный, пленить; 6) липа, липкий, липняк, липовый;
7) клад, кладоискатель, укладка; 8) город, городской, горожанин, загородка;
9) бурить, бурильщик, буря; 10) воротник, воротить, возврат.