Порядок проведения защиты выпускной квалификационной работы
Защита выпускных квалификационных работ проводится в предусмотренные графиком учебного процесса сроки на открытых заседаниях Государственных аттестационных комиссий с участием не менее половины её членов. Персональный состав ГАК утверждается приказом ректора университета.
В начале процедуры защиты выпускной квалификационной работы секретарь ГАК представляет студента и объявляет тему работы, передает председателю ГАК работу и все необходимые документы, после чего дипломник получает слово для доклада. На доклад отводится 5–7 минут. По завершению доклада члены ГАК имеют возможность задать вопросы дипломнику.
Вопросы членов ГАК и ответы дипломника записываются секретарем ГАК в протокол. Далее секретарь зачитывает отзыв руководителя диплома и рецензию на выпускную квалификационную работу.
Дипломнику предоставляется возможность ответить на замечания руководителя и рецензента.
Члены ГАК в процессе защиты на основании представленных материалов и устного сообщения автора дают предварительную оценку выпускной квалификационной работы и подтверждают соответствие полученного автором выпускной квалификационной работы образования требованиям ГОС.
Членами ГАК оформляются документы – «Оценочные листы» по каждой выпускной квалификационной работе с внесением в них критериев соответствия, а также выставляется рекомендуемая оценка по 4-х бальной системе, принятой в высшей школе.
ГАК на закрытом заседании обсуждает защиту ВКР и суммирует результаты всех оценочных средств:
– государственного квалификационного экзамена;
– заключение членов ГАК на соответствие;
– оценку ВКР, выставленную членами ГАК.
ГАК оценивает выпускную квалификационную работу и принимает общее решение о присвоении выпускнику соответствующей квалификации и выдаче ему диплома.
Когда защита ВКР признается неудовлетворительной, ГАК отмечает в протоколе заседаний, может ли студент представить к повторной защите ту же работу с доработкой, или же обязан подготовить новую.
Выпускники, не прошедшие по неуважительной причине отдельных видов аттестационных испытаний или получившие оценки «неудовлетворительно» по одному или нескольким итоговым аттестационным испытаниям, должны быть отчислены из университета, но имеют право восстановления по их заявлению для повторного прохождения этих итоговых аттестационных испытаний. Повторные итоговые аттестационные испытания для указанной категории лиц назначаются в ЮУрГУ не ранее, чем через год и не более чем через пять лет после прохождения итоговой государственной аттестации впервые. Повторные итоговые аттестационные испытания не могут назначаться более двух раз. Недопуск студента к защите ВКР приравнивает его к лицам, не прошедшим одно из аттестационных испытаний в установленные сроки. Студентам, не проходившим аттестационных испытаний по уважительной причине (по медицинским показаниям или в других исключительных случаях, документально подтвержденных), на основании их заявления ректором ЮУрГУ может быть продлен срок обучения и представлена возможность прохождения итоговых аттестационных испытаний до окончания работы действующей ГАК или в период работы ГАК следующего календарного года.
Выпускные квалификационные работы не возвращаются и хранятся на выпускающей кафедре в течение пяти лет, согласно инструкции в соответствии с положением по делопроизводству ЮУрГУ.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. СТОЮУрГУ21–2008 Стандарт организации. Система управления качеством образовательных процессов. Курсовая и выпускная квалификационная работа. Требования к содержанию и оформлению / составители: Т.И. Парубочая, Н.В. Сырейщикова, А.Е. Шевелев, Е.В. Шевелева. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008. – 55 с.
2. СТО ЮУрГУ 22-2008 Стандарт организации. Основные положения подготовки, проведения и оценки защиты выпускной квалификационной работы (проекта) студента / составители: Т.И. Парубочая, Н.В. Сырейщикова, С.Д. Ваулин, В.И. Гузеев, Б.А. Кулаков. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008. – 34 с.
3. Иоголевич, Н.И., Деменкова Н.Г. Подготовка, написание и защита курсовой работы: учеб.-методич. пособие / Н.И. Иоголевич, Н.Г. Деменкова. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2010. – 72 с.
4. Методическиерекомендации по дипломному проектированию и выполнению выпускных квалификационных работ для студентов всех форм обучения (первое и второе высшее профессиональное образование) специальности 080504 (061000) «Государственное и муниципальное управление». – М.: Российский гос. гуманитарный ун-т, 2010. – 94 с. [Электронный ресурс] mgeu.ru›senior/metod/metod-diplom.doc
5. Методические указания по организации и выполнению научно-исследовательской работы студентов специальностей 080507 «Менеджмент организации» и 080508 «Информационный менеджмент» /сост.: Н.Э.Решетова, Л.И. Шепталина, А.Н. Короленко, А.Г. Шепталин. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2011. – 36 с.
6. Сабитов, Р.А.Основы научных исследований: учеб. пособие / Р.А. Сабитов. – Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2002. – 138 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ заявления
о ЗАКРЕПЛЕНИИ темы выпускной квалификационной работы[4]
Заведующему кафедрой «Конституционное и административное право» д.ю.н., проф. О.В. Гречкиной студентки группы Ю-510 очной формы обучения юридического факультета Сергеевой Анны Александровны |
ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу закрепить за мной тему выпускной квалификационной работы «Бюджетные процессы в муниципальном образовании».
Руководителем выпускной квалификационной работы прошу назначить к.ю.н., доцента кафедры КиАП Иванову И.И.
________________ (подпись) | _______________(И.О. Ф.) _______________ 20__ г. |
Дата рождения _______________________
Домашний адрес _________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Телефоны:
Сотовый ___________________________
Домашний ___________________________
Рабочий ___________________________
e-mail ___________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
титульный лист выпускной квалификационной работы
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный университет»
(национальный исследовательский университет)
Факультет «__________________________»
Кафедра «_________________________»
Допустить к защите
Заведующий кафедрой
_______________ (И.О. Ф.)
_______________ 20 ___ г.
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
__________________________________________
__________________________________________
(наименование темы)
ЮУрГУ – ________.______.________
(номер специальности или направления (шесть цифр), год работы (четыре цифры),
последние три цифры номера студенческого удостоверения)
Руководитель работы
доцент, к. ю. н.
___________________ (И.О. Ф.)
___________________ 20 __ г.
Автор работы
студент группы _____
___________________ (И.О. Ф)
___________________ 20__ г.
Нормоконтролер
___________________ (И.О. Ф)
____________________ 20__ г.
Челябинск 20__
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
задание на выпускную квалификационную работу
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный университет»
(национальный исследовательский университет)
Факультет «_________________________»
Кафедра «_________________________»
Утверждаю
Заведующий кафедрой
____________________ (И.О.Ф.)
____________________ 20___ г.
ЗАДАНИЕ
на выпускную квалификационную работу студента
______________________________________________________________________
(Фамилия, Имя, Отчество полностью)
Группа ___________
1 Тема работы
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
утверждена приказом по университету от _____________________ . 20__г. № ____________
2 Срок сдачи законченной работы __________________ 20__г.
3 Исходные данные к работе
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4 Перечень вопросов, подлежащих разработке
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Окончание приложения 3
5 Иллюстративный материал
______________________________________________________________________________
6 Календарный план
Разделы выпускной квалификационной работы | Дата выполнения |
Руководитель работы, должность, научная степень | ________________ (подпись) | _______________ (И.О. Ф.) _______________ 20__ г. |
Автор работы, студент группы ___________ (номер группы) | ________________ (подпись) | _______________ (И.О. Ф.) _______________ 20__ г. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ АННОТАЦИИ
НА ВЫПУСКНУЮ КВАЛИФИКАЦИОННУЮ РАБОТУ СТУДЕНТА
АННОТАЦИЯ
Иванова И.И. Выпускная квалификационная работа «Управление переподготовкой и повышением квалификации муниципальных служащих (на примере администрации г. Златоуста)»: ЮУрГУ, Ю-510, 83 с., рис. 3, табл.15, библиогр. список – 51 наим.
Уровень профессионализма муниципальных служащих является важнейшим фактором, способным повысить социальную эффективность муниципальной службы.
Цель выпускной квалификационной работы – разработать программу переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих Администрации г. Златоуста на 2009-2010 гг.. Объект исследования – система управления подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации кадров муниципальной службы. Предмет – управление системой подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих Администрации г. Златоуста.
Выявлены особенности организации переподготовки, повышения квалификации муниципальных служащих в России, проанализировано профессиональное образование муниципальных служащих в Челябинской области, выделены проблемы и определены механизмы формирования профессионализма муниципальных служащих г. Златоуста.
Предложенная автором программа и ее социально-экономическое обоснование могут быть использованы в реальной практике организации и проведения обучения, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих Администрации города Златоуста, а также других муниципальных образований.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
ПРИМЕР оформления ОГАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………. | ||
Глава 1 | ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИНВЕСТИЦИЙ И ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | |
§ 1 Понятие и виды инвестиций по российскому законодательству …… | ||
§ 2 Понятие и источники правового регулирования инвестиционной деятельности …………………….............. | ||
Глава 2 | ЛИЗИНГ КАК ВИД ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | |
§ 1 Экономическая и юридическая сущность лизинга .……… | ||
§ 2 Понятие и элементы договора лизинга …………………… | ||
§ 3 Права, обязанности и ответственность сторон по договору лизинга …………………………………………... | ||
Глава 3 | ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО ЛИЗИНГА | |
§ 1 Мировое развитие лизинга ……………..………………… | ||
§ 2 Вопросы права, применимого к сделкам международного лизинга .................................................................................... | ||
§ 3 Использование лизинга во внешнеэкономических связях России. Преимущества и недостатки использования схемы международного лизинга отечественными компаниями ………………………………………………… | ||
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………… | ||
БИБЛИОГРАФИческий список …………………………. | ||
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………… |
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ РАЗДЕЛА «ВВЕДЕНИЕ»
ВВЕДЕНИЕ
После обновления в 2000 г. политического руководства в России стали складываться условия для проведения масштабной административной реформы, призванной обеспечить модернизацию государства, повышение эффективности публичной власти всех уровней. Важным элементом административной реформы является совершенствование института государственной службы, который представляет собой основу механизма государственного управления.
Реформирование системы государственной службы проводится одновременно с оптимизацией и стабилизацией структуры государственных органов (прежде всего органов исполнительной власти), их аппаратов, упорядочением финансирования расходов на государственное управление, которое направлено на повышение эффективности и результативности деятельности этих органов. Гражданская служба должна быть основана на профессионализме и высокой квалификации государственных гражданских служащих (далее также – гражданские служащие), которые, выполняя управленческие функции, выступают представителями публичной власти, действуют в интересах государства и общества.
Как известно, хорошее управление – это, прежде всего, хорошие управляющие, т.е. кадры. Для их формирования требуется существенное изменение роли, функций и моральных качеств гражданских служащих, повышение предъявляемых к ним требований. От качества подготовки и компетентности государственных служащих, их добросовестного отношения к должностным обязанностям во многом зависит профессионализм всей государственной службы, ее авторитет в обществе, в глазах каждого конкретного гражданина. При таком положении необходимо качественное обновление кадрового потенциала органов государственной власти, приток на государственную гражданскую службу высококвалифицированных кадров.
В значительной степени этому может способствовать аттестация, но только при правильной ее организации. Опыт развитых демократических государств Европы и Северной Америки свидетельствует о том, что аттестация является действенным средством работы с кадрами, позволяющим осуществлять контроль за уровнем квалификации и профессионализмом гражданских служащих.
Несмотря на позитивные сдвиги, произошедшие в результате реформирования государственной службы, в большинстве случаев аттестация страдает прежними недостатками (зачастую носит формальный характер, нередко служит инструментом избавления от "неугодных" служащих и т.д.), а потому не способствует достижению тех целей, ради которых проводится.
Формализм в проведении аттестации дополняется игнорированием во многих случаях руководителями ее результатов. Преобладающим оказывается усмотрение руководителя при принятии решения по итогам аттестации, а не реальные результаты оценки при проведении аттестации[5]. К сожалению, такое положение дел затрудняет успешное внедрение аттестации в органах государственной власти, не способствует ее превращению в реальное средство обеспечения высокого уровня профессионализма и компетентности гражданских служащих. Следует изменить процедуру проведения аттестации, сформировать критерии и методы оценки, а также повысить ответственность за ее организацию и проведение, обеспечить реализацию решений аттестационных комиссий.
Все вышесказанное свидетельствует об актуальности темы исследования и о необходимости изучения указанных вопросов.
Отдельные вопросы аттестации кадров в России и за рубежом исследовались в работах как специалистов по кадровым вопросам (Д.И. Бедняков, С.А, Заварихина, И.П. Марченко, Е.П.Поплавская, Ю.В. Ростовцева и др.), разрабатывавших проблемы критериев и методов аттестации, так и ученых в области административного права (Т.В. Касаева Т.В., В.А. Козбаненко, В.С. Матейкович, И.Б. Шебураков и др.), занимавшихся изучением понятия, принципов и механизма аттестации.
Цель данной работы – на основе комплексного анализа теории и практики проведения аттестации гражданских служащих Волгоградской области определить основные направления совершенствования процедуры аттестации.
Для достижения намеченной цели были поставлены следующие задачи:
− дать определение и характеристику понятию, сущности, содержанию и принципам аттестации как элемента механизма кадровой политики региона;
− проанализировать процедуры организации и проведения аттестации гражданских служащих Волгоградской области, выявить существующие недостатки ее правового регулирования;
− выявить проблемы, связанные с правовым регулированием, организацией и проведением аттестации на государственной гражданской службе Волгоградской области;
− выработать научно-практические рекомендации и предложения, направленные на совершенствование организационно-правового обеспечения института аттестации.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся при организации и проведении аттестации государственных гражданских служащих.
Предметом исследования выступают теоретические положения и правовое регулирование механизма аттестации гражданских служащих как самостоятельного элемента кадровой политики региона (Волгоградской области).
В качестве методологической основы исследования использовался следующий комплекс методов: теоретические методы, включающие обобщение, сравнение, систематизацию и анализ экономической, управленческой, социологической, юридической, психологической литературы по проблеме исследования; эмпирические методы, включающие наблюдение, описание, измерение, сравнение. В качестве методов измерения применялись анкетирование и тестирование.
Теоретическую основу исследования составили: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих РФ (утверждено Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 110), Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации (утв. Указом Президента от 1 февраля 2005 г. N 112); нормативно-правовые документы в области проведения аттестации государственных гражданских служащих Волгоградской области, а также труды таких ученых как Д.Н. Бахрах, Н.Г. Гончарова, Ю.В. Ростовцева, С.В. Костромина, В.Н. Лексин, Е.П. Поплавская, М.В. Пресняков, Ю.В. Ростовцева, Е.Ю. Соломатин и др.
Эмпирическую базу исследования составила практика проведения аттестации в Администрации Волгоградской области, статистические данные, а также судебная практика по делам об аттестации.
Научная значимость работы состоит в том, что в ней реализован системный подход к современным управленческим технологиям по проведению аттестации государственных служащих на современном этапе развития страны, обобщены теоретические позиции вышеуказанных авторов по исследуемой проблеме. Работ, в которых такая систематизация и обобщения были бы сделаны, в процессе написания дипломного исследования, выявлено не было.
Практическая значимость квалификационной работы состоит в том, что ее выводы и рекомендации могут быть использованы для совершенствования деятельности кадровых служб субъектов РФ.
Структурно выпускная работа состоит из введения, заключения и трех глав, разделенных на параграфы. В первой главе рассматриваются теоретические вопросы определения понятия аттестации, ее целей, задач, принципов, структуры и места в кадровой политике региона в целом. Во второй на основе действующего федерального и областного законодательства анализируется процедура прохождения аттестации в Волгоградской области. Наконец, в третьей главе особое внимание уделяется вопросам совершенствования современного механизма аттестации государственных гражданских служащих Волгоградской области.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Примеры основных конструкций научного стиля изложения
Таблица 1 – Основные конструкции научного стиля изложения[6]
При изучении и проведении анализа работ ученых или нормативных правовых актов, рекомендуем использовать следующие фразы | Аналогичную позицию занимают … В литературе можно встретить утверждение … В литературе обращалось внимание (высказывалось мнение) … В литературе считается общепризнанным … В литературе, посвященной …, неоднократно отмечалось … В отечественной юридической литературе нет единства в … В рамках проводимого исследования представляет интерес … В юридической литературе высказаны различные мнения относительно … Вот что пишет по этому поводу … Вызывает интерес подход законодателя к пониманию … Довод не снимает его вопроса, а только переводит его решение … Другие ученые утверждают … Если говорить о сущности …, то необходимо обратить внимание, что … Заслуживает научного обсуждения вопрос (тезис) о том … Из анализа законов, изданных Российской Федерацией в области …, можно обнаружить достаточно широкий спектр отдельных видов … Из анализа сформулированного понятия … Иной подход предлагается … Исходная законодательная дефиниция … закреплена в нормах закона… К числу важнейших положений отнесены … Кроме изложенных подходов к пониманию… существует мнение, что … Некоторые ученые различают … Немаловажное значение имеет … Несмотря на указанные выше существенные различия в содержании … Нетрудно заметить, что приведенная законодательная дефиниция … Однако, не все юристы придерживались, да и сейчас придерживаются такой позиции … По мнению многих современных исследователей … Представляет научный и практический интерес исследование, посвященное … При этом … должно (может) рассматриваться как … Проводимое исследование … будет не полным, если не провести анализ … Раскрывая юридическое содержание … Рассматриваемая форма … С ним солидарен …, который считает … С позиции проводимого исследования … Следуя предлагаемому подходу … Согласно сформулированной дефиниции, …представляет … |
Продолжение таблицы 1
Высказывая свое мнение и обращая внимание на важные вопросы, автор курсовой работы может использовать предлагаемые фразы | ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! При высказывании собственного мнения или выводов автор курсовой работы должен использовать форму 1-го лица во множественном числе, например, «Мы считаем верным…», «Остановимся подробно на...», или «На наш взгляд...», «По нашему мнению...», «С нашей точки зрения ...» А это чревато тем, что … Все это заставляет усомниться … Выход в том, чтобы … Далеко не бесспорным … Можно предположить … На наш взгляд, внимание следует привлечь к двум основным проблемам: первая заключается в … , а вторая – в ... Не менее проблемной представляется ситуация, когда … Недопустимо, на наш взгляд, рассматривать … Несомненно … (Нет сомнения в том …) Но это вовсе не означает … Однако это вовсе не означает … Под этим углом зрения (в этом смысле) … Подчеркнем … Речь в данном случае идет о … С нашей (этой) точки зрения … Это продиктовано тем, что … |
Предлагая оценку трудов ученых или нормативных правовых актов, следует избегать резких или критических высказываний. Поэтому рекомендуем использовать следующие выражения | Согласия или одобрение автора курсовой работы может выражаться в следующих фразах: Автор … четко определяет (детально анализирует; доказательно критикует) … Анализируя приведенные точки зрения, следует признать, что … Аргументировано обосновывает свою позицию … Безусловным достоинством работы … является актуальность поднятых в ней проблем … В пользу высказанного суждения можно привести следующие аргументы … В юридической литературе вполне справедливо отмечается, что … Данный подход к пониманию …, по нашему убеждению является верным, поскольку … Заслуживает внимания и поддержки позиция …, согласно которой … Мы разделяем сложившиеся в законодательстве и специальной литературе подходы к пониманию … и считаем необходимым рассматривать … Не вызывает сомнения утверждение о том, что … Обоснованно опровергает тезис о том, что … Представляется бесспорным тезис о … Разделяем мнение …, утверждающего … Следует согласиться с мнением … о том, что … Справедливо отмечает … Считаем необходимым согласиться с мнением … , что … Ценность работы заключается в том, что дается анализ (представлены разные точки зрения по вопросу ...; по-новому осмысляется теория ...) … |
Продолжение таблицы 2
Отрицательная оценка автора курсовой работы может выражаться в следующих фразах: Автор полагает, что ... В данном случае с ним можно не согласиться. Вопреки позиции некоторых ученых полагаем, что … Говоря об этих сложных проблемах, автор допускает неточности ... Излишне категорично пишет … К недостаткам работы следует отнести … Неверны также и … Недопустимо на наш взгляд … Необоснованно... утверждает, что … Нуждается в критическом анализе … Остались неосвещенными (не раскрытыми, не затронутыми) некоторые вопросы, имеющие непосредственное отношение к данной проблематике (теме). Полагаем, что с этим нельзя (трудно, сложно) согласиться … Представляется неверным (не бесспорным) утверждение о том,что … С таким утверждением, полагаем, трудно согласиться. Сомнение вызывает целесообразность такого подхода ... Неоднозначная оценка автора курсовой работы может выражаться в следующих фразах: Безусловно, поднятые (обсуждаемые) вопросы носят дискуссионный характер и нуждаются в дальнейшем исследовании, но уже сегодня можно утверждать, что … В литературе является спорным вопрос … Вопрос о … относится к числу дискуссионных. Не подвергая сомнению изложенные выше подходы к пониманию …, следует отметить, что … Необходимо отметить ряд спорных моментов ... | |
При переходе от одной мысли к другой, а также в случае необходи мости описать причинно-следственную связь, рекомендуем автору курсовой работыиспользовать следующие фразы | Благодаря этому …; Было бы крайне желательно …; В обобщенном виде … рассматривается как…; В противном случае …; Вследствие этого …; В то время как…; В целях проводимого исследования …; В широком смысле …под … понимают …; В этой связи …; Вначале; прежде всего; во-первых; Вне всякого сомнения …; Возвращаясь к вопросу о том …; Возможно; Вероятно; Говоря о … нельзя не отметить, что…; Думается …; Затем, что …; Иными словами ...; Итак …; К тому же …; Как известно …; Как отмечалось выше (в предыдущем параграфе) …; Как следствие …; Как хорошо известно …; Конечно; безусловно; разумеется; действительно; Кроме того …; Логично думать, что …; Между тем …; На этом фоне …; Надо полагать, что …; Наряду с … следует обратить внимание на …; Не случайно все чаще в теории и на практике…; Нельзя не учитывать также …; Необходимо рассмотреть (отметить; остановиться на) …; Несмотря на то, что…; Но в ряде случаев …; Но это далеко не главное. Гораздо большее значение имеет …; Обратимся к …; Однако, …; Остановимся (прежде) на …; По нашему мнению …; По-видимому; видимо; Помимо этого всего …; Понятно, что …; Поскольку …; Поэтому (не удивительно) …; Предметом дальнейшего рассмотрения является …; Представляется более правильной позиция …; Прежде всего …; Прежде чем перейти к …; При таком подходе …; Приведённое обстоятельство указывает на …; Принимая во внимание тот факт, что …; Рассмотрев …, перейдем к …; |
Продолжение таблицы 1
С другой стороны, следует подчеркнуть, что …; Следовало бы подумать …; Следовательно, будет логичным предположить …; Следует отметить …; Совершенно очевидно …; Сообразно с этим …; Соответственно …; Стоит также иметь в виду …; Так, для сравнения …; Так, например, …; Тем не менее …; Трудно сказать, что …; Хотя …; Что касается …; Это утверждение одновременно предполагает и то, что …; Ясно, что … | |
Приводя примеры, автор курсовой работы может использовать следующие фразы | Приведем такой пример … Данный пример свидетельствует о том, что … ОБРАТИТЕ НИМАНИЕ!Приводя примеры высказываний ученых, следует употреблять абстрактные выражения и использовать формы 3-го лица: «Наиболее полным является определение, предложенное Ю. Н. Стариловым ...» или «Большинство ученых считает. ..» |
При формулировке выводов, сделанных при написании курсовой работы, автор может использовать следующие выражения | Анализ приведенных точек зрения позволяет сделать вывод о том, что … В заключение отметим … Все сказанное позволяет сделать вывод … Все это говорит о том … Из анализа административно-правовой (гражданско-правовой; уголовно-правовой) литературы можно сделать вывод, что … Из вышеприведенного анализа… со всей очевидностью следует … Изложенные обстоятельства позволяют сделать вывод, что ... Исходя из сравнительного анализа … Итак, завершая анализ … и не претендуя на формулировку определения в целом, следует подчеркнуть, что … Итак, исходя из вышеизложенного … Как нам представляется, целесообразно … Логика рассуждения приводит к следующему … На основании результатов проведенного исследования … На основании сформулированного определения (изложенного) можно назвать следующие характерные признаки … Основываясь на изложенных положениях … По нашему мнению, сформулированная задача может быть решена, если провести сравнительный анализ … Подводя итог … Получается, что … С позиции изложенного … С учетом этих соображений … Следует сказать … Суммируя (обобщая) изложенное, можно сделать вывод, что … Сформулированное определение и характерные признаки позволяют … Таким образом (значит) … Таким образом, можно с достаточной определенностью сказать, что … Требует решения на уровне федерального законодательства… Эта деятельность может быть определена как … Этим не исчерпываются все проблемы правового обеспечения … |
Продолжение таблицы 1
Переход от перечисления к анализу основных вопросов можно сделать с помощью следующих конструкций | в этой (данной, предлагаемой, настоящей, рассматриваемой, реферируемой, названной ...) статье (работе ...) автор (ученый, исследователь ...; зарубежный, известный, выдающийся, знаменитый...) ставит (поднимает, выдвигает, рассматривает ...) ряд (несколько ...) важных (следующих, определенных, основных, существенных, главных, интересных, волнующих, спорных ...) вопросов (проблем ...) |
Предлагаем автору варианты переходных конструкций от перечисления к анализу некоторых вопросов | ─ одним из самых существенных(важных, актуальных ...)вопросов, по нашему мнению(на наш взгляд, как нам кажется, с нашей точки зрения), является вопрос о ... ─ среди перечисленных вопросов наиболее интересным, с нашей точки зрения, является вопрос о... мы хотим(хотелось бы, можно, следует, целесообразно)остановиться на ... |
При написании работы рекомендуем использовать модель: автор + глагол настоящего времени несовершенного вида | Группы глаголов, употребляемые при реферировании: 1. Глаголы, употребляемые для перечисления основных вопросов в любой статье: автор рассматривает, отмечает, анализирует, раскрывает, разбирает, излагает (что); останавливается (на чем); говорит (о чем). Группа слов, используемых для перечисления тем (вопросов, проблем): во-первых, во-вторых, в-третьих, в-четвертых, в-пятых, далее, затем, после этого, кроме того, наконец, в заключение, в последней части работы ... 2. Глаголы, используемые для обозначения исследовательского или экспериментального материала в статье: автор исследует, разрабатывает, доказывает, выясняет, утверждает (что); автор определяет, дает определение, характеризует, формулирует, классифицирует, констатирует, перечисляет признаки (черты, свойства и т. д.). 3. Глаголы, используемые для перечисления вопросов, попутно рассматриваемых автором: (кроме того) автор касается (чего); затрагивает, замечает (что); упоминает (о чем). 4. Глаголы, используемые преимущественно в информационных статьях при характеристике авторами события, положения и т. п.: автор описывает, рисует, освещает (что); показывает картины жизни (кого, чего); изображает положение (где); сообщает последние новости (сведения) и т. д. 5. Глаголы, фиксирующие аргументацию автора (цифры, примеры, цитаты, высказывания, иллюстрации, всевозможные данные, результаты эксперимента и т. д.): автор приводит (что) (примеры, таблицы); ссылается, опирается (на что); базируется (на чем); аргументирует, иллюстрирует, подтверждает, доказывает (что, чем); сравнивает, сопоставляет, соотносит (что с чем); противопоставляет (что чему). 6. Глаголы, передающие мысли, особо выделяемые автором: автор выделяет, заостряет (обращает, сосредоточивает, концентрирует, акцентирует) внимание, отмечает, подчеркивает, указывает (на что), (специально) останавливается (на чем); (неоднократно, несколько раз, еще раз) возвращается (к чему); автор уделяет внимание (чему) и т. д. |
Окончание таблицы 1
7. Глаголы, используемые для обобщений, выводов, подведения итогов: автор делает вывод, приходит к выводу, подводит итоги, подытоживает, обобщает, суммирует (что) и т. д. 8. Глаголы, употребляющиеся при реферировании статей полемического, критического характера: ─ передающие позитивное отношение автора: автор одобряет, защищает, отстаивает (что, кого); соглашается (с чем, с кем); стоит на стороне (чего, кого); разделяет (чье) мнение; доказывает (что, кому); убеждает (в чем, кого) и т др. передающие негативное отношение автора: автор ведет полемику, спорит (с кем) (по какому вопросу, поводу), отвергает, опровергает; не соглашается (с кем, с чем); подвергать (что чему) (критике, сомнению, пересмотру); критикует, сомневается, пересматривает; отрицает; обвиняет (кого в чем) (в научной недобросовестности, в искажении фактов), обличает, разоблачает |
Таблица 2 – Примеры унифицирования научной речи[7]
Не следует писать | Следует писать |
Мы видим, таким образом, что в целом ряде случаев | Таким образом, в ряде случаев |
Имеющиеся данные показывают, что | По имеющимся данным |
Представляет собой | Представляет |
Для того чтобы | Чтобы |
Сближаются между собой | Сближаются |
Из таблицы 1 ясно, что… | Согласно таблице 1 |