Конца 80-х - начала 90-х гг. Xx в.

Второй половины XX в.

В 1992–2010 гг.

Не ранее 2007 г.

Оформление ссылок и сносок

В тексте на все приведенные в библиографическом списке источники должны быть сделаны ссылки. В выпускных квалификационных работах, выполняемых студентами юридического факультета, рекомендуется делать ссылки в виде сносок.

Сноскив тексте выполняются средствами текстового редактора Microsoft Word русифицированным шрифтом Times New Roman размером 12 пт с одинарным интервалом, размещаются в конце той же страницы, где поставлен указатель сноски. В качестве указателя применяются цифровые знаки. Нумерация сносок производится постранично. Знак сноски ставится там, где по смыслу необходима сноска, преимущественно после законченного предложения[1].

На одной странице текста работы может быть 1, 2, 3 и более сносок. Если на одной и той же странице цитируется одна и та же книга, то во второй сноске можно не повторять полностью ее название, а указать ее следующим образом:

2 Там же. С. 52.

Если та же книга цитируется на других страницах, то указывается ее автор, а вместо названия пишется:

2 Сабитов Р.А. Указ. соч. С. 52.

Оформление библиографического списка

Библиографический список состоит из трех разделов:

- Нормативные правовые акты;

- Литература;

- Материалы правоприменительной и практики.

В разделе «Нормативные правовые акты» используемыеисточникирасполагаются в следующем порядке:

− Конституция Российской Федерации;

− общепризнанные нормы международного права и международные договоры Российской Федерации;

− федеральные Конституционные законы;

− федеральные законы;

− декларации;

− внутригосударственные договоры и соглашения;

− указы и распоряжения Президента РФ;

− постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации;

− постановления Конституционного суда Российской Федерации;

− нормативные акты и официальные документы федеральных органов государственной власти;

− нормативные правовые акты и иные официальные документы органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

− нормативные правовые акты и иные официальные документы органов местного самоуправления;

− нормативные правовые акты досоветского и советского периодов;

− локальные акты;

− нормативные правовые акты зарубежных стран.

Правовые акты располагаются по мере убывания значимости юридического уровня документа, а документы одного уровня размещаются в хронологическом порядке. Если нормативный правовой акт утратил юридическую силу, то в скобках после его наименования указывается (утратил силу).

В раздел «Литература» включаются и печатаются в алфавитном порядке монографии, учебники, учебные пособия и учебно-методические пособия, статьи из сборников научных работ, материалы официальных периодических изданий – газет и журналов, авторефераты на соискание ученой степени, словари, справочники, реферативные издания, бюллетени и вестники и др.

В разделе «Материалы правоприменительной практики» размещаются:

1) опубликованные руководящие постановления Пленума Верховного Суда РФ (РСФСР, СССР) и Пленума высшего Арбитражного Суда РФ; обзоры и обобщения практики Верховного Суда РФ; приговоры, решения, определения и постановления высших судебных органов страны. Данные источники располагаются в соответствии с датой принятия;

2) сборники документов, которые располагаются по алфавиту названий;

3) нормативно-методические документы – стандарты, методические рекомендации (указания по их применению), технические условия, технико-экономические нормативы и нормы, прейскуранты, патентные документы, каталоги, правила, инструкции и др. Эти источники располагаются в пределах каждой группы по времени издания;

4) неопубликованные архивные документы, неопубликованная следственная, судебная, прокурорская, нотариальная и практика, документы органов государственного и муниципального управления, государственных и муниципальных предприятий, учреждений и организаций (материалы преддипломной практики).

Архивные документы перечисляются по названиям архивов, а внутри этих групп – по номерам архивных фондов, описей, дел, листов.

Источники и литература на иностранном языке указываются на языке оригинала.

Источники на иностранном языке, издания на электронных носителях и материалы, взятые из Интернета, можно располагать либо в конце библиографического списка, либо в пределах каждого раздела списка в общем порядке.

Источники в библиографическом списке следует нумеровать арабскими цифрами и печатать с абзацного отступа. Нумерация является сквозной для всех разделов.

На все источники, приведенные в библиографическом списке, в тексте выпускной квалификационной работы должны быть сделаны ссылки.

Пример составления библиографического списка приведен в приложении 9.

Библиографическое описание использованных источников производится согласно ГОСТ 7.1–2003 по следующим основным правилам:

1) Фамилия и через запятую и пробел инициалы первого автора. После названия книги и расшифровки вида издания через косую черту – слеш (/) – имена всех авторов, но инициалы каждого автора должны быть впереди его фамилии. Если авторов более четырех, указываются первые три автора, а далее вместо остальных пишется «и др.».

2) Название источника приводится без кавычек. Сокращений не допускается.

Если есть подзаголовок (расшифровка издания), он пишется с маленькой буквы после основного и отделяется двоеточием с последующим пробелом.

Если имеется редактор, указываются его инициалы и фамилия после косой черты (слеша) в виде: / под ред. <инициалы и фамилия редактора>. Аналогично редактор указывается в библиографическом списке, если источник переводной: / пер. с англ. <инициалы и фамилия переводчика>; под ред. <инициалы и фамилия редактора>. Библиографическое описание отдельных книг, создаваемых коллективом авторов, могут начинаться с названия, а не с фамилий. В этом случае фамилии авторов указываются после названия через / <инициалы и фамилии авторов>.

3) Место издания пишется с большой буквы полностью, после названия города ставятся двоеточие и пробел. Допускаются только сокращения М., Л., СПб., Ростов н/Д.

4) Название издательства пишется с большой буквы без кавычек. Если в название издательства входит слово «Издательство», его пишут сокращённо «Изд-во» без кавычек, а само название может быть в кавычках (как в оригинале).

После издательства ставится запятая и пробел.

5) Год издания. Слово «год» не пишется. После указания года выпуска в виде четырехзначного числа ставятся точка, пробел, тире и пробел.

6) Следующий элемент – после тире указывается объём источника (книги) в виде числа через пробел с буквой «с.» (страниц).

7) При ссылке на статьи и журналы указываются: фамилия и инициалы автора. пробел Название статьи, пробел // пробел, Название журнала. пробел – пробел Год выпуска. пробел – пробел Номер журнала. пробел – пробел .Номера страниц, занимаемых статьей (например, С. пробел 40–45).

Примеры оформления библиографического описания приведены в приложении 10.

Оформление приложений

Каждое приложение следует начинать с новой страницы. Наверху посередине страницы указывается слово ПРИЛОЖЕНИЕ прописными буквами и указывается его порядковый номер, например, ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Строкой ниже записывается тематический заголовок приложения с прописной буквы. Продолжение приложения печатается на другой странице вверху справа с прописной буквы, например: «Продолжение приложения 1». Если в документе только одно приложение, оно обозначается «ПРИЛОЖЕНИЕ 1».

В тексте работы на все приложения должны быть ссылки.

В оглавлении работы следует перечислить все приложения с указанием их номеров и заголовков.

Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте работы.

Нумерация страниц дипломной работ и приложений, входящих в состав этой работы, должна быть сквозная.

Оформление иллюстраций и таблиц

Все иллюстрации в работе (эскизы, схемы, графики, фотографии) называются рисунками. В работе допускаются цветные рисунки.

Название рисунка состоит из его номера и наименования. Наименование может включать расшифровку обозначений, использованных в рисунке. При небольшом числе рисунков допускается сквозная нумерация рисунков в пределах всей работы. В номер рисунка включается также слово «Рисунок», отделенное знаком «пробел» и тире от цифрового обозначения.

Эскизы, схемы, графики, таблицы располагаются вслед за первым упоминанием о них в тексте.

На все рисунки в тексте работы должны быть ссылки. При ссылках на рисунки следует писать слово полностью, например, «… в соответствии с рисунком 2».

Иллюстрации при необходимости могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Все обозначения, имеющиеся на рисунке, должны быть расшифрованы либо в подписи к нему, либо в тексте работы. Слово "Рисунок" и наименование помещают, в основном, до пояснительных данных и располагают следующим образом: Рисунок 1 – Этапы развития: а) контроль качества; б) управление качеством.

При выполнении графиков на осях используют буквенные обозначения величин и/или их наименования.

Рисунки разрешается поворачивать относительно основного положения в тексте на 90° против часовой стрелки.

Допускается включать в работу иллюстрации форматом А3, но они должны располагаться на разворотах или вкладках (в последнем случае вкладка считается за одну страницу текста).

Фотоснимки могут иметь размер не более формата А4, с указанными в данном стандарте полями, и должны быть наклеены на стандартные листы белой бумаги. Коробление листа с наклеенной фотографией или ее отслоение не допускаются.

Пример оформления рисунков приведен в приложении 11.

Цифровой материал записки оформляется в виде таблиц.

Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, но не далее следующей страницы или в приложении.

Таблицы нумеруют арабскими цифрами. Слово «Таблица» и ее номер помешают слева над таблицей, например «Таблица 1». Если в работе одна таблица, она должна быть обозначена «Таблица 1» или «Таблица В.1», если она приведена в приложении В. Допускается нумеровать таблицы в пределах одной главы.

На все таблицы в тексте работы должны быть ссылки. Первая ссылка имеет вид, например, «таблица 1» или «таблица 1.1»; а все последующие ссылки на этот рисунок должны иметь вид – «см. таблицу 1» или «см. таблицу 1.1».

Таблица может иметь заголовок, который следует выполнять строчными буквами (кроме первой прописной) и помещать над таблицей после слова «Таблица» и ее номера. Заголовок должен быть кратким и полностью отражать содержание таблицы.

Заголовки граф таблицы начинают с прописных букв, а подзаголовки – со строчных букв, если они составляют одно предложение с заголовком. Подзаголовки, имеющие самостоятельное значение, пишут с прописной буквы. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят. Заголовки и подзаголовки граф указывают в единственном числе.

Таблицы слева, справа и снизу, как правило, ограничивают линиями. Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями не допускается.

Если строки или графа таблицы выходят за формат страницы, таблицу делят на части и переносят на другие листы, при этом пишут слова, например, «Продолжение таблицы 2.1» с указанием ее номера, а на последней странице – «Окончание таблицы 2.1». Все продолжения и окончание таблицы начинаются с повторения шапки таблицы. Графу «№ п/п» в таблицу не включают. При необходимости нумерации показателей или других данных порядковые номера указывают в боковике таблицы перед их наименованием.

Числовые значения величин в одной графе должны иметь, как правило, одинаковое количество десятичных знаков. Цифровые данные, состоящие из цифр более четырех, указываются в столбце по правому его краю.

В таблице допускается применять шрифт размером 13 пт или 12 пт.

Примеры оформления таблиц приведены в приложении 12.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ И ЗАЩИТА выпускной квалифик ационной работы

5.1. Организация подготовки к защите

Готовность работы подтверждается наличием подписей на титульном листе выпускной квалификационной работы:

- автора выпускной квалификационной работы;

- руководителя выпускной квалификационной работы;

- консультанта (если консультант был приглашен кафедрой);

- нормоконтролера;

- заведующего выпускающей кафедрой.

Квалификационная работа, отзыв руководителя и рецензия представляются в одном экземпляре на выпускающую кафедру для ее регистрации не позднее десяти дней до начала защиты.

Обязательным условием допуска выпускной квалификационной работы к защите является наличие отзыва руководителя и рецензии.

Отзыв составляется и подписывается руководителем выпускной квалификационной работы. Отзыв содержит оценку соответствия требованиям ГОС подготовленности автора выпускной квалификационной работы и зачитывается секретарем ГАК на защите.

Отзыв должен содержать ответы на следующие вопросы:

- достигнута ли цель работы;

- насколько хорошо автору удалось решить поставленные в работе задачи;

- насколько полно использован фактический материал и информационные источники;

- какие аспекты темы раскрыты наиболее удачно;

- каков уровень самостоятельности автора при работе над выпускной квалификационной работой;

- достоинства и недостатки работы;

- насколько обоснованы сделанные выводы и какова ценность рекомендаций;

- возможен ли допуск к защите.

передается секретарю ГАК. Отзыв зачитывается на защите.

Форма отзыва руководителя приведена в приложении 13.

Выпускная квалификационная работа подлежит внутренней проверке (нормоконтролю) на соответствие требованиям ГОСТ. Нормоконтроль осуществляется после передачи на кафедру КиАП выпускной квалификационной работы с положительным отзывом руководителя.

Выпускная квалификационная работа подлежит рецензированию. Рецензентами могут быть профессора, доценты, высококвалифицированные руководители и специалисты государственных и муниципальных органов, предприятий, учреждений и организаций. Рецензент и руководитель выпускной работы не могут быть работниками одной кафедры.

Работа отдается на рецензию только после получения отметки о прохождении нормоконтроля. К работе также должен быть приложен отзыв руководителя.

Рецензия должна содержать ответы на следующие вопросы:

− актуальность выпускной квалификационной работы и полнота раскрытия темы, достижение цели и решения поставленных задач;

− соответствие содержания выпускной квалификационной работы выданному заданию;

− соответствие работы современному уровню развития;

− степень использования опыта и данных передовых организаций и новейших информационных материалов;

− логичность и последовательность изложения;

− достоверность фактического материала, обоснованность выводов, практическая значимость сделанных рекомендаций;

− конкретные замечания по содержанию и выводам (с указанием страниц);

− констатация подготовленности автора, как выпускника;

− оценка работы по четырех балльной системе («неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо», «отлично»).

Отдельно оценивается оригинальность решений, качество и тщательность выполнения выпускной квалификационной работы. Обязательно отмечаются выявленные грубые ошибки, если таковые имеются. В рецензии желательно указывать спорные и недостаточно обоснованные вопросы. Эти вопросы обсуждаются на заседании ГАК при защите выпускной квалификационной работы и способствуют выявлению уровня знаний и способностей дипломника.

Рецензия подписывается рецензентом с указанием Ф. И. О., ученого звания, ученой степени, места работы и занимаемой должности, даты составления рецензии. Подпись заверяется печатью организации. Готовая рецензия передается секретарю ГАК. Рецензия зачитывается на защите.

Форма рецензии приведена в приложении 14.

Подготовка к защите включает написание текста выступления, разработку презентации и раздаточного материала.

Выступление – самая ответственная часть защиты. Главное, это избежать соблазна кратко пересказать содержание всей работы. Для этого необходимо придерживаться следующих правил:

– устное выступление должно быть рассчитано на 5 – 7 минут (три листа печатного текста шрифтом Times New Roman размером 14 пт с полуторным межстрочным интервалом);

− язык изложения должен быть простым и понятным присутствующим, предложения согласованы между собой;

− в докладе должны быть отражены: а) актуальность выбранной темы, б) краткий перечень анализируемых в работе документов, на основе которых выявлялись и изучались проблемы, в) выявленные проблемы, г) краткое изложение предлагаемого проекта совершенствования управления, его обоснование, д) выводы по результатам исследования.

При подготовке слайдов для презентации доклада на защите ВКР предлагаем учитывать нижеприведенные правила их оформления[2][3].

1. Презентация должна полностью соответствовать тексту доклада. В первую очередь необходимо составить сам текст доклада, во вторую очередь – создать презентацию. Для презентации 7–минутного доклада достаточно 10 слайдов.

2. Очередность слайдов должна четко соответствовать структуре доклада. Не планируйте в процессе доклада возвращаться к предыдущим слайдам или перелистывать их вперед, это усложнит процесс и может сбить ход ваших рассуждений.

3. Не нужно стараться отразить в презентации весь текст доклада. Слайды должны демонстрировать лишь основные положения доклада.

4. Каждая отдельная информация должна быть в отдельном предложении или на отдельном слайде.

5. Тезисы доклада должны быть общепонятными.

6. Не допускаются орфографические ошибки в тексте презентации.

7. Иллюстрации (рисунки, графики, таблицы) должны иметь четкое, краткое и выразительное название.

8. Размещайте наиболее важные высказывания посредине слайдов.

9. Предложения должны быть короткими, максимум – 7 слов.

10. На одном слайде помещайте не 40 слов. Для русского языка это предел. Если готовите слайды на английском – достаточно двадцати пяти.

11. Все, что можно отобразить с помощью символов, отражайте с помощью символов.

12. На одном слайде нельзя использовать более трех шрифтов. Учтите, что курсив и жирный варианты являются в этом случае отдельными шрифтами.

13. Используйте прописные и строчные буквы, а не только прописные.

14. Недопустимо использовать более трех цветов. Синий и голубой при этом считаются разными цветами. Дело не только во вкусе или эстетике. Речь идет о восприятии информации. А цвет – тоже информация. Элементы оформления, общие для всех слайдов (логотипы и другие элементы фирменного стиля) в счет не идут.

15. Остерегайтесь светлых цветов, они плохо видны издали.

16. Сочетание цветов фона и текста должно быть таким, чтобы текст легко мог быть прочитан. Лучшее сочетание: белый фон, черный текст.

17. В качестве основного шрифта рекомендуется использовать черный или темно-синий.

18. Используйте шрифт без засечек. Он на экране воспринимается легче. Засечки – это элементы украшения, поперечные черточки вверху и внизу букв. К примеру, шрифт Times New Roman – с засечками, а Arial – без.

19. Текст на слайдах не должен быть слишком мелким. Практика показывает, что для заголовков оптимальным является размер шрифта 44-48 пункта, для основного текста – 28-32.

20. Слайды не должны быть перегружены графической и текстовой информацией, различными эффектами анимации.

21. Презентационные слайды должны быть выдержаны в едином стиле.

В презентацию, например, могут входить следующие слайды:

− титульный слайд;

− актуальность темы ВКР;

− цель ВКР;

− задачи ВКР;

− объект и предмет исследования;

− методы решения задач;

− результаты исследования и выявленные проблемы;

− пути решения выявленных проблем и обоснование их эффективности;

− финальный слайд.

Примерная структура выступления на защите ВКР приведена в приложении 15.

Предварительная защита является репетицией главной защиты и проверкой готовности студентов к защите ВКР.

О готовности студента к защите свидетельствуют: соответствие текста ВКР теме и предъявляемым требованиям к содержанию и оформлению; наличие положительного отзыва руководителя и сторонней рецензии; отметка о прохождении нормоконтроля; наличие доклада выступления, содержание которого соответствует предъявляемым требованиям; качество презентации; наличие раздаточного материала.

Порядок предзащиты и комиссия определяется кафедрой. В проведении предварительной защиты могут участвовать руководители дипломных работ, заведующий и преподаватели кафедры КиАП.

Предварительная защита проводится за семь-десять дней до защиты.

На предзащиту студент-дипломник обязан представить полный (но не обязательно переплетенный) вариант квалификационной работы и дополнительные материалы, сопровождающие его выступление и наглядно иллюстрирующие результаты проведенных им научно-исследовательских и практических изысканий.

Если в ходе предварительной защиты были выявлены недостатки, существенно влияющие на качество работы, то студент обязан в установленный срок устранить все недостатки и исправить замечания.

После окончательной доработки ВКР с учетом замечаний и рекомендаций, полученных студентом в ходе ее предзащиты, заведующий кафедрой принимает решение о допуске студентов к защите.

Наши рекомендации