Теория и практика рейтингов СМК.
Рейтинги – одно из средств измерения эффектов МК.Любой рейтинг представляет собой дробь, знаменателем которой является некая максимально возможная численность населения (зрителей, читателей, слушателей), а в числителе – реальное их число, выявленное различными методами. Поэтому величина рейтинга телеканала, радио или печатного издания связывается с их популярностью, а последняя в свою очередь – с коммерческими успехами в виде привлечения рекламы, продажами материалов и др.
Чем больше людей и чем чаще они будут обращаться к данному средству массовой информации, тем выше рейтинг этого средства, тем дороже реклама и, следовательно, тем выше доход конкретного СМИ. Разработаны группы взаимодополняющих друг друга показателей. Используются технические системы измерения.
Ограниченность рейтингов связана с тем, что они не измеряют когнитивные и эмоциональные эффекты. Поэтому требуется дополнять их конкретными исследованиями.
1.В телевидении под рейтингом понимается аудитория канала или программы, выраженная в процентах от общего числа жителей старше 4 лет. Используется также показатель доли – процента зрителей программы от общего числа людей, в данный момент смотрящих телевизор.
Первые места в России (в Москве и Санкт-Петербурге есть некоторые отличия) в мае 2011г. (с 23 по 29 мая) по среднесуточной доле телеканалов занимали Первый канал -17,6 %; НТВ- 14%; Россия - 13,5%; СТС- 8,6; ТНТ -7,7%; РЕН ТВ – 4,4%; ТВЦ – 2,9%; Пятый канал – 2.8%; Россия К имела 1,6%, а EVRONEWS – 0,2%. Доли каналов снижаются в связи с ростом их числа (По данным TNS GALLUP MEDIA).
В жанре развлекательных передач лидировали по доле «Пусть говорят» - 32,7%; «Давай поженимся» - 29,9%; «Ты не поверишь» - 22,2%. Далее идут программы «Мульт личности», «Поле чудес», КВН-2011, «Фактор А», «Битва экстрасенсов» - 12,3%.
Социально-политические программы в целом имеют более низкую долю, например, «Поединок с Владимиром Соловьевым» - 13,1%.
Среди музыкальных программ смотрели финал Евровидения 2011 всего 8,5 %.
Не отличаются высокой долей и юмористические передачи. Так, «Прожекторперисхилтон» имеет 15,4%, а «Наша RUSSIA» – 9,9%, «Комеди Клаб» – 8,3%.
На первое место по доле вышел сериал «Обручальное кольцо» (23,4%) и «Институт благородных девиц» (22,2%). Повтор сериала «Бригада» привлек внимание 16,7% телезрителей, смотревших телевизор в данное время.
Среди информационных программ первую строчку продолжает занимать «Время» -27,8%, а вторые по доле «Вести» - 15,3%.
В гуманитарных программах в эту неделю первую строчку в рейтинге заняло «Это кино» (Доброе утро) (22,3%) и «Жить здорово» (18,6%).
В спортивных программах лидирует футбол, особенно на международном уровне – Лига чемпионов УЕФА (13,7%).
Из детских передач лучше смотрели «Ералаш» (14,2%) и «Спокойной ночи, малыши!» (10,7%).
ТОП-100 программ по рейтингам позволяет увидеть приоритеты телезрителей не только по программам, но и каналам. Так, в апреле 2011 года первое место занял Первый канал – 36 программ, на втором НТВ – 29 и на третьем Россия 1 -10. Три четверти передач (75) из 100 рейтинговых занимают эти три канала, причем все 49 первых программ с рейтингом от 11,3% до 4%. Начиная с 50-й появляется ТНТ и входит в сотку с 8 программами, так же как и СТС. Последняя из 100 программ имеет рейтинг 2,7% с долей 7,%. На 99 месте – одна из самых долго живущих передач «Что? Где? Когда?» с рейтингом 2,7%, но с долей более высокой -12,2%. Других каналов в апрельской ТОП-100 нет.
Из других знаковых программ первое место заняла «Пусть говорят», «Время» - на втором месте, «Юбилейный концерт Аллы Пугачевой» - на 6-ом, «Чистосердечное признание» - на 8, «Улицы разбитых фонарей» - на 27, «Человек и закон» - 28, Прожекторперисхилтон -30, «Танцы со звездами» -31, «Поле чудес» - 46, «Юрмала-2009» - 47, «Наша Russia» - 60, «Дом-2.Город любви» - 73, «Комеди Клаб» - 74, «Кто хочет стать миллионером?» -89, «Папины дочки» - 97 и сериал «Светофор» - на 100.
Вырисовывается усредненный российский телезритель: он смотрит «Время» и «Вести», «Пусть говорят» и «Давай поженимся», «Русские сенсации» и «Чистосердечное признание», предпочитает футбольные репортажи, сериалы на любовно-семейно-бытовые темы, юмористические программы, музыкальные концерты со звездами, некоторые гуманитарные и социально-политические программы - с наиболее часто встречающейся долей 15-20%.
Отдельные программы иногда поднимаются по доле более 30% , например, отборочные футбольные матчи сборной России, но чаще всего эти показатели популярности ниже.
В отношении телезрителей к содержанию телеинформации за последние годы проявились новые тенденции. Падал интерес к кино, которого на телевидении переизбыток. Вырос интерес к отечественным сериалам с одновременным снижением к зарубежным. Значительная часть аудитории смотрит «чернушные» передачи НТВ (Чрезвычайное происшествие и т.п.).
Снижается интерес к реалити-шоу, за исключением интереса подростков и молодежи к «Дому-2», который продолжает держаться в двадцатке самых высоких рейтинговых развлекательныхпрограмм. В целом же к телевидению интерес у молодежи оценивается как низкий.
Сохраняется интерес к новостным программам. Большой интерес вызывали шоу-программы типа «Звезды на льду», «Минута славы». Среди оригинальных отечественных программ сохраняют высокие рейтинги «КВН», «Что? Где? Когда?», «Пока все дома», «Жди меня».
К негативным явлениям, по данным опросов, относится, например, занижение интеллектуальной планки, не хватает качественного кино, много агрессии и негатива в контенте, мало документального кино и научных, образовательных передач, юмор «ниже пояса», нет оппозиционных точек зрения, раздражающая реклама и др.
2.Рэйтинг в радио – аудитория временного интервала, чаще всего 15-минутного. Количество человек, слушавших данную радиостанцию хотя бы 5 минут в течение интервала. Может быть выражено в абсолютном значении (тыс. чел.) или в % от населения.
Доля аналогично телевизионной выражается в отношении людей, слушающих данную радиостанцию, к числу людей, слушающих радио.
В Санкт-Петербурге слушателями радио в марте-мае 2011 г.г. являлись 2841 тыс. чел. Первое место занимало Дорожное радио с 908 тыс., затем Европа Плюс – 570 и Авторадио – 484. Эта тройка лидеров была и в 2010г. Радио России имело 467 тыс. слушателей, радио Петербурга – 318, Маяк – 301. Среди разговорных лидирует Эхо Москвы/Эхо Петербурга – 364, Вести FM имеет 218, Business FM – 118 тыс. чел.
3.В прессе рэйтинг – усредненное число читателей одного номера издания. Может быть выражено в тысячах человек или в процентах от населения.
Печатные издания оцениваются также по тиражам. Здесь среди лидеров остаются такие издания как «Аргументы и факты», «МК», «Комсомольская правда».
В первом квартале 2011г. по данным исследования «National Readеrship Survey»:
1) среди ежедневных газет лидировали «Из рук в руки» - 3656 тыс. читателей, «Российская газета» -1300 тыс. и «МК» - 1055 тыс., а по Москве и Петебургу газета «Метро» с 872 тыс. и 702 тыс. чел. соответственно; Санкт-Петербургские ведомости имели 123 тыс., Деловой Петербург – 81 тыс.
2) у еженедельных газет лидируют «Аргументы и факты» (7.903 тыс.), Телепрограмма (6159 тыс.), КП-«Толстушка» (5.890 тыс.), «777» -(4957 тыс.), «Жизнь» (2427 тыс.);
3) среди еженедельных журналов бесспорными лидерами являются телевизионно-программные: Антенна-ТелеСемь-11 млн., Теленеделя-5 млн., 7 дней-4 млн., а также Лиза-3,7 млн., Тещин язык-3,6 млн., Зятек-2,8 млн, Авторевю-1,8 млн., Домашний доктор-1.1 млн. В «Культурной столице» пальму первенства держат местные телеиздания-Панорама ТВ (1,6 млн.), Петербургский телезритель (294 тыс.).
4) больше двух миллионов читателей журналов (выходящих ежемесячно и раз в два месяца) имеют «За рулем»-7608 тыс., «Cosmopolitan»-6669 тыс., «Люблю готовить»-4674 тыс., «Караван историй»-4399 тыс., «Здоровье»-3069 тыс., «Лиза. Добрые советы-2963 тыс., «Burda»- 2882тыс., «Любимая дача»-2493 тыс., «Glamour»-2135тыс., «Игромания»-2038 тыс.
Конечно, интересы аудитории разнообразны. Они удовлетворяются многочисленными СМИ. Но по рекордным рейтингам видны наиболее выраженные – это интересы личностные и семейно-бытовые. Общественно-политические и деловые проблемы интересуют менее широкий круг потребителей массовой информации.
3.В интернете рейтинг выражается в количестве людей, заходивших на сайт (проект, раздел) хотя бы раз в день, неделю, месяц.
Коммуникационное агентство Future Perfect и исследовательская компания Online Market Intelligense провели зимой 2010-2011 года исследование «Наиболее влиятельные в России Интернет-площадки» с целью оценить имидж крупнейших площадок Рунета (50) на основе их эмоциональной ценности для своих посетителей.
Итоговый рейтинг – это ранжирование по совокупному эмоциональному индексу, который выделяет наиболее влиятельные для аудитории сайты и порталы.
РейтингTOP-10 по влиятельности возглавляет сайт Forbes.ru с индесом 3.78. Сайт имеет высокие показатели по всем трем факторам – он имеет характерный эмоциональный образ (от него читатели ждут ощущения успешности, превосходства, уникальности и сайт максимально полно эти потребности удовлетворяет), посетители очень позитивно воспринимают его аудиторию и высоко ценят публикующуюся здесь информацию.
Также большое влияние на пользователей имеют сайты Vkontakte.ru (3.00), Kommersant.ru (2,75), Expert.ru (2.60), Facebook.com (2.49), Twitter.com(2.46), Babyblog.ru(2.37), LiveJornal,com(2,34), RBC.ru(2.32), Lookatme.ru(1.96). (Future Perfect & OMI. Platformes 2011).
Погоня за рейтингом имеет и негативную сторону. Д. Дондурей говорит о рейтинге шока как самом дорогом блюде, состоящем из скандалов из жизни звезд и шока от насилия. Он подсчитал, что сегодня на телеэкране существует около 70 еженедельных (иногда повторяющихся до 20 раз в неделю) передач с максимальной демонстрацией насилия – «Вести. Дежурная часть», «Петровка, 38», «Криминальная Россия», «Чистосердечное признание», «Честный детектив». Тех, кто выпускает их в эфир, интересует только максимальный рейтинг и следующий за ним «распил» рекламных денег небольшой группой менеджеров (Дондурей Д. Рейтинг шока. / Российская газета, 22 августа 2007).
Измерение рейтингов представляет собой настоящую индустрию. В то же время его ограниченность связана с тем, что измеряется только количество потребителей. Изменение установок, мыслей, поведения под влиянием СМИ остается сложной слабо исследованной проблемой.