Информационная теория коммуникации и закон эффективного информирования
Массовые коммуникации являются видом (частным случаем) коммуникаций и законы ее функционирования связаны с общими теориями и законами коммуникации, среди которых мы выделяем два: информирования и воздействия.
Основателями информационной теории являются К.Шеннон и У.Уивер, издавшие в 1949 году книгу «Математическая теория связи». В ней представлены общие для всех видов коммуникаций понятия о коммуникации.
Любая теория – это понятия и связи между ними, отражающие реальные процессы. В информационной теории эти понятии следующие.
1.Передатчик и приемник как устройства, передающие и принимающие информацию. Люди, организации, страны также выступают в роли передатчиков и приемников информации. В гуманитарных науках их называют коммуникант и реципиент.
2.Информация, отражающая связь между передатчиком и приемником. В инженерных коммуникациях – это закодированные физические сигналы, а в гуманитарных – знаки (слова и невербальные средства, например, жесты), несущие сообщения в соответствии с определенным кодом.
3.Код – это правила организации сигналов и знаков, которые должны быть одинаковы для передатчика и приемника, чтобы правильно кодировать и раскодировть информацию.
4. Канал коммуникации – это то, по чему передается информация. Естественные каналы связаны с человеком – это голос, лицо, слух и т.д. Искусственные – книги, телефон, радио, телевизор и др. Информация передается в естественной среде (вода, воздух, космос) или по искусственным средствам (провода, кабели).
5.Шумы – внутренние и внешние помехи, возникающие в процессе передачи и приема информации.
6. Обратная связь – это реакция реципиента (приемника) на получаемое сообщение.
Гуманитарные науки и теории часто упрекают в расплывчатости, нечеткости, нестрогом многословии и т. п. Не является в этом смысле исключением и наука о коммуникациях. Здесь мы хотим опровергнуть это расхожее мнение и сформулировать на основе информационной теории коммуникации первый закон эффективной коммуникации, суть которого заключается в том, что информация, полученная реципиентом (приемником), должна стремиться к равенству с переданной коммуникантом (передатчиком) информацией по количеству и качеству.
Количественное равенство – это равенство объема информации, которое следует запомнить и воспроизвести, а качественное равенство – это одинаковость понимания содержания полученной информации, которое надо объяснить при воспроизведении.
В ральности в гуманитарной коммуникации всегда имеет место неполное равенство, что запрещено в технических системах. Но человек, как правило, не может запомнить большие объемы информации и понять все ее смысловые оттенки. В этом к нему на помощь пришел компъютер.
Этот закон можно назвать законом эффективного информирования.
Его соблюдение предполагает выполнение ряда условий информационной теории, которые становятся методами и приемами того, как сделать коммуникацию (информирование) эффективной.
1) Правильное кодирование – это организация информации по таким правилам, которые должны быть известны и одинаковы для передатчика и приемника. А методы и приемы связаны с конкретной областью коммуникации. Самые известные всем правила кодирования - это грамматика русского и других языков. Для того, чтобы состоялась коммуникация, необходимо знать содержание слов и правила их образования, а также - предложений и текстов разного назначения. Деловое письмо и художественный рассказ кодируются по разному. Существуют разные виды кодов: сложные и простые, массовые и специализированные, научные и художественные, презентационныеирепрезентационные и др.
2) Выбор соответствующего канала коммуникации, по которому передается информация. Каждый канал обладает определенной пропускной способностью, т.е. объемом информации, которую по нему можно передать за определенное время при условии ее нормального восприятия. Например, темп речи телекомментатора должен быть таким, чтобы быть понятным большинству аудитории. Слишком быстрый или медленный темп будет вести к неоптимальной коммуникации (непониманию или отвлечению внимания).
3) Минимизация шумов как внутренних и внешних помех, возникающих в процессе передачи и приема информации.
Внутренние помехи могут быть физическими (плохая дикция, глухота, слабое зрение), семантическими (непонятные слова, разное понимание знаков), синтаксическими (неправильный порядок слов), организационными (нелогичное перескакивание на другую тему), психологическими (эмоциональное состояние возбуждении, стресса, раздражения), физиологическими (состояние организма), социальные (несоответствие социальным нормам).
Внешние помехи – это шумы в окружающей среде, плохая акустика в зале, освещение, температура, запахи, неисправная техника и др. Чтобы коммуникация была успешной, необходимо устранить или минимизировать шумы. Инженерные и гуманитарные задачи здесь принципиально различаются. Важная особенность шумов в том, что они тоже несут информацию, но ненужную или вредную для основного потока информации.
4) Использование обратной связи как реакции реципиента на получаемое сообщение. В технических системах обратная связь показывает качество связи, например, не должно быть треска в телефоне. Она говорит о запоминаемости (количество информации) и понятности (качество) получаемой информации. Так, в беседе между людьми достаточно легко устанавливается обратная связь – можно попросить уточнить, повторить и т.д. Гораздо сложнее это сделать в массовых коммуникациях, где видами обратной связи являются письма в редакцию, звонки на радио, опросы, рейтинги.
В жизни страны полезную функцию обратной связи выпоняют Центры изучения общественного мнения. Так, по данным ВЦИОМ, если в 2004 году за посланием президента в той или иной степени следили 33 процента опрошенных, в 2005 году – 44%, то в мае 2006 года эта доля возросла до 58%. Поднялся и уровень доверия граждан к В.Путину с 72 до 76 процентов. (Р.Медведев Владимир Путин. М.,2007. С.549).
По данным ВЦИОМ (май 2011 г.) выступление В.Путина с отчетом перед Госдумой 7% слушали и 18% узнали о содержании из новостей. Позитивно отнеслись более 40%. В то же время 52% не проявили интереса (из молодежи 59%).
На основе первого закона и условий эффективной коммуникации вырабатываются приемы информирования
Общие приемы информирования совпадают с соблюдениемперечисленных выше условий эффективного информирования – правильного кодирования, выбора канала коммуникации, устранения шумов, использования обратной связи.
Специфические проявляются в ряде конкретных приемов-советов применительно к речи и письму, слушанию и чтению, например:
-использовать слова, понятные аудитории;
-говорить и писать короткими фразами и предложениями;
-приспосабливать словарь и стиль речи и письма к аудитории;
-демонстрировать знания, необходимые аудитории, а не только свою эрудициию;
-говорить не монотонно, а живо и эмоционально;
-повторять ключевые слова и фразы, чтобы слушатели лучше запомнили и др.
Эти и другие приемы необходимо применять для того, чтобы лучше выполнялся закон количественного и качественного равенства полученной и переданной информации.
За эффективность восприятия информации несут ответственность и передатчик и приемник, поэтому необходимо выполнять и советы по приему информации: внимательно слушать и читать, стараться понять и запомнить, в случае необходмости спрашивать и уточнять, не давать волю негативным эмоциям, занимать наиболее удобную позу, не пропускать ключевые слова типа «следовательно», «а теперь поговорим о» и др.
Среди проблем СМИ называют недоинформирование, переинформирование, информирование о незначительных, второстепенных или даже вредных делах, сознательное дезинформирование. (Геруля М. Свобода личности в информационном обществе.//СМИ в современном обществе. СПб., 2010.- С.378).
Критерии эффективности информирования связаны с числом запомнивших и понявших передаваемую информацию в группе или с количеством и качеством ее у отдельного человека.
Вся система конкретных приемов рассматривается в курсах по устной и письменной коммуникации, по невербальной коммуникации.
Информационные эффекты СМК. (Из книги Петера Винтерхофф-Шпурка «Медиапсихология». Харьков, 2007).
В книге представлены многочисленные результаты исследований влияния СМК на разные стороны жизни людей. Приводим некоторые из них, касающиеся влияния информационных передач.
1.События имеют тем большую информационную ценность для всех масс-медиа, чем больше они удовлетворяют следующим критериям: статус акторов, притягательность, значимость, динамика и идентификация зрителей с событиями. Эмпирический анализ телевизионных новостей показывает, что несчастья и войны, катастрофы и преступления имеют важное информационное значение для телевидения (с.158).
2.Данные показывают, что общественные каналы Германии с 1985 по 1996 год в среднем занимали показом криминальных новостей и катастроф около 10% эфирного времени. Для приватных станций эта квота в среднем составляла 16%. Было обнаружено, что время сюжета становится более коротким, а представление насилия – более наглядным (с.159).
3.Большая часть ежедневных новостей, как и прежде, состоит из небольшого количества волнующих сообщений, чаще всего связанных с политикой и экономикой. Они представлены конференциями, государственными визитами, заседаниями, парламентскими дебатами, выборами и т…В совокупности все политические институты – правительства, парламенты, партии, научные и экономические союзы, профсоюзы – занимают основное время, это 80% выступлений…Выделяются политические конфликты. (с.160)
4. Хотя зрители новостей считают себя хорошо информированными, на самом деле, могут вспомнить 25% сообщений. Максимум половина зрителей правильно понимает основные части сообщений. Это явление называется «ошибкой восприятии» или «иллюзией знания». Эти показатели можно повысить, оптимизировав форму подачи материала. Это разговорные тексты с простыми формулировками, визуальный материал, использование заголовков и резюме, умеренный темп передач. Однако эти факторы не следует переоценивать. Они улучшают запоминаемость материала лишь на 5-10%. (с.161).
5.В американском исследовании респонденты сообщали, что новости не имеют ничего общего с их личной жизнью. От 40% до 50% зрителей смотрят новости по совершенно другим мотивам. Они считают их развлекательными, удобными, расслабляющими (как сеть удовольствий). Плохие новости смотрят на 33% охотнее, чем хорошие. Поэтому и запоминаемость их невысокая (с.163).
6. Особенно хорошо запоминают интеллектуально развитые, хорошо образованные, интересующиеся политикой. Приобретение знаний с помощью СМИ происходит быстрее у высокообразованных групп с высоким достатком и стабильным социальным положением. Но различия в образовании и информированности скорее становятся больше, а не меньше. Есть «хронические незнайки» с низким уровнем образования. Образование оказывает сильное, обширное и продолжительное влияние на знания и восприимчивость к знаниям. Для малообразованных слоев скорее характерно знание фактов, чем знание о структурах, взаимосвязях и контексте. Но высокая распространенность темы уменьшает различия в знаниях. А стратегии просмотра СМИ, существующие в разных социальных классах, скорее усиливают эти отличия, нежели сокращают их (с.166-168).
7.О влиянии уровня образования на восприятие содержания говорит такой характерный факт. После радиоспектакля «Вторжение с Марса» возникла паника. Согласно опросу CBS 28% радиослушателей, окончивших колледж, и 46%, окончивших начальную школу, посчитали, что радиопьеса была передачей новостей. Таким образом, более образованные оказались менее подвержены панике, чем те, у кого образование было меньше (с.168).
Пример из течественной практики. Об умении объяснять и убеждать хорошо сказал известный бизнесмен и политик М.Д. Прохоров: «Знаете, как я проверяю свои идеи? Я иду к рабочим и пытаюсь на пальцах им объяснить. Если они меня понимают, тогда идея правильная. Это касается и развития компании, и мирового лидерства. Надо уметь объяснить свою мысль кому угодно. Бывают плодородные почвы, а кое-где цветочкам приходится пробиваться сквозь асфальт. Бизнес должен уметь пробивать свою идею сквозь асфальт.
Свои проблемы я решаю сам. Если меня кто-то не понимает, проблема во мне: надо все делать так, чтобы поняли». (В.Дорофеев, Т.Костылева Принцип Прохорова. Рациональный алхимик. М., 2011. - С.186).