Сравнительный анализ концепции аномии Э. Дюркгейма и Р.Мертона.
Социальная типология личности Р.Мертона.
(аномия) выступает как следствие процессов, происходящих в рамках второго явления (социальная структура). Термин «аномия» был выдвинут французским социологом Э.Дюркгеймом и означает отсутствие норм в поведении, их недостаточность.
Классическим примером социологического анализа Р.Мертона, построенного на основе «теории среднего радиуса действия», является рассмотрение им отклоняющегося поведения и аномии. Теория социальной аномии - социологическая теория причин преступности в современном обществе, предложенная Р.Мертоном.
Роберт К. Мертон внес некоторые изменения в концепцию аномии, предложенную Дюркгеймом. Он считает, что причиной девиации является разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми (легальными или институциональными) средствами их достижения [2. C. 208]. Например, в то время как общество поддерживает усилия своих членов в стремлении к повышению благосостояния и высокому социальному положению, легальные средства членов общества для достижения такого состояния весьма ограничены: когда человек не может добиться благосостояния с помощью таланта и способностей (легальные средства), он может прибегнуть к обману, подлогу или воровству, не одобряемым обществом. Согласно теории социальной аномии асоциальное поведение ощутимо возрастает в случае, когда в обществе превыше всего превозносятся определенные символы успеха, якобы общие для населения в целом, в то время как социальная структура этого общества ограничивает или полностью устраняет доступ к законным средствам завладения этими символами для значительной части этого же самого населения. Р. Мертоном была разработана типология поведения личностей в их отношении к целям и средствам. Согласно этой типологии, отношение к целям и средствам любой личности укладывается в следующие классы:
1. конформист принимает как культурные цели, так и институцио-нальные средства, одобряемые в обществе, и является лояльным членом общества;
2. новатор пытается достигнуть культурных целей (которые он принимает) неинституциональными средствами (включая незаконные и криминальные средства);
3. ритуалист принимает институциональные средства, которые аб-солютизирует, но цели, к которым он должен стремиться с помощью этих средств, игнорирует или забывает; ритуалы, церемонии и правила для него являются основой поведения, в то же время оригинальные, нетрадиционные средства им, как правило, отвергаются (примером та-кого типа людей может быть бюрократ, ориентированный только на формальные принадлежности деловой жизни, не думающий о целях, ради которых совершается эта деятельность);
4. изолированный тип отходит как от культурных, традиционных целей, так и от институциональных средств, необходимых для их достижения (сюда можно отнести, например, алкоголиков, наркоманов, т.е. любых людей вне группы);
5. мятежник пребывает в нерешительности относительно как средств, так и культурных целей; он отступает от существующих целей и средств, желая создать новую систему норм и ценностей и новые средства для их достижения (186, с. 145-169). Структурный функционализм Р. Мертона.
При использовании этой типологии важно помнить, например, что люди никогда не могут быть полностью конформными к нормативной культуре или быть полными новаторами. В каждой личности в той или иной степени присутствуют все перечисленные типы. Однако какой-то из типов обычно проявляется в большей мере и характеризует личность.
Социология Э. Дюркгейма
Влияние на взгляды Д. ( Конт (взгляд на соц-ию), Спенсер (натуралистические, методологические установки), Монтескье (общественные законы), этнические идеи Канта, этика Вундта, Маркс (идеи биоорганической шкалы) , Рунувье (рационализм)
Социологизм
Основополагающие принципы социологии Дюркгейма часто обозначают как “социологизм”. Для понимания дюркгеймовского “социологизма” необходимо выделить 2 аспекта: онтологический и методологический.
Онтологическая сторона “социологизма”, т. е. концепция социальной реальности, выражена в следующих базовых положениях.
1. Социальная реальность включена в универсальный природный порядок; она столь же устойчива, основательна и “реальна”, как и другие виды реальности, а потому она подчинена действию определенных законов.
2. Общество – это реальность особого рода, не сводимая к другим ее видам.
3. Онтологическая сторона “социологизма” не сводится, однако, к признанию основательности и автономии социальной реальности. Утверждается примат социальной реальности по отношению к индивидуальной и ее исключительное значение в детерминации человеческого сознания и поведения; значение же индивидуальной реальности признается вторичным.
Методологический аспект “социологизма” тесно связан с его онтологическим аспектом и симметричен ему.
1. Поскольку общество – часть природы, постольку наука об обществе – социология – подобна наукам о природе в отношении методологии. Ее познавательной целью провозглашается исследование устойчивых причинно-следственных связей и закономерностей.
2. Из признания специфики социальной реальности вытекает самостоятельность социологии как науки, ее несводимость ни к какой другой из наук, специфика ее методологии и понятийного аппарата. Отсюда же и методологический принцип, согласно которому социальные факты должны объясняться другими социальными фактами.
3. Социология выступает не только как специфическая наука о социальных фактах, но и как своего рода наука наук, призванная обновить и социологизировать самые различные отрасли знания: философию, гносеологию, логику, этику, историю, экономику и др.
Предмет соц-ии:
Предмет соц-ии – соц факты, кот-ые характеризуются 2 признаками: 1) они сущ вне индивида и оказывают на него принудительное влияние, 2) соц-ия – наука об институтах, их возникновении и функционировании. Требования к соц фактам, кот-ые позволили сущ-ть соц-ии как науки: 1) расмотрение соц факты как вещи т.е. а) соц факты – внешние для индиыидов, б) соц факты могут быть объектами т.к они материальны, безличны, 2) признание предмета т.е признание, что источ соц фактов находится в общ-ве, а не в мышлении и в поведениии индивидов, 3) соц-ия не должна подчиняться никакой идеологии, пристрвстиям, кот-ми обладают индивиды
Структура соц-ии
3 основные отрасли: 1) соц-ая морфология (занимается изучением того, как устроено общ-во, какие мат ф-мы структуры, 2) соц физиология (различные сферы жизнедеят общ-ва и раздел на ряд частных соц теорий: а) соц. религии, соц-ию морали, соц права и т.д)3) общая социология (синтезирует достижения и выводы 2 первых разделов и устанавливает наиболее общие соц. законы.
Проблема общественной солидарности:
2 формы: 1) механическая (основана на сходствах, преобладает в менее развитых типах общ-ва, относительно слабые соц связи, относительно низкая материальная и моральная плотность, преобладание угооловного права, власть группы абсолютна, большая степень религиозности, господство над интересами ч-ка, общ-во – высшая ценность, интересы общ-ва – целое) и органическая (основана на углубленном раздел труда, преолад в более развитых общ=ах, слияние рынков и рост городов, относит сильные соц связи, преоблад кооперативного права (гражд, конституц), простор для индивидуальной инициативы, ориентированность на ч-ка, индивид – высшая ценность)
Солидарность рассматривается как высшая моральная ценность. Считал, что характер иглубина раздел труда отражает общий уровень развития общ-ва.
Исследование самоубийства
Типы самоубийства: 1) эгоистическое ( чем сильнее прояв частные суждения, тем слабее сплоченность и жизненность т.о. крайний индивидуализм благопрятствует самоубйству), 2) Альтруистическое (общественность поглащает индивидуальность, сильное групповое давления, самоубийство воимя групповых интересов), 3) Анамическое (Аномия – такое сост общ-ва, в котором чать членов, зная о сущ-ии обязывающих их норм, относятся к ним равнодушно или негативно (самоуб проявляется вследствие переходных периодов, реформ и эк кризисов)