Билет 10. Интерпретация аномии и девиации в теории Р. Мертона в сравнении с Э. Дюркгеймом

Как считал Дюркгейм, любое общество в зависимости от состояния функционирования своих структур может находиться в нормальном или патологическом состоянии. Основная причина патологии – анормальное разделение труда, которая, в свою очередь, ведет к аномии. Аномия – рассогласованность ценностного мира, расшатывание базовых ценностей, нравственных норм и идеалов, смешению законного и незаконного. Аномия проявляет себя в функциональной рассогласованности элементов социальной структуры, в конфликтах между поколениями и социальными группами, в девиантном поведении, утрате воли к жизни, стремлении убежать от реальности. В политике аномия проявляет себя в смуте, политиканстве, диффузии власти, появлении множества «спасителей» Отечества. Дюркгейм прямо указывает на прямую связь аномии и анархии. Рассматривая аномию как патологию, вызванную анормальным разделением труда, Дюркгейм полагал, что она в принципе поддается лечению. Очевидно, что в обществе с органической солидарностью уже нельзя восстановить единую мораль, религию, общие коллективные представления. Но их функциональной альтернативой может стать углубляющееся структурное разделение труда.

О самоубийстве Одно из проявлений аномии – самоубийство. Исходя из постулатов своей теории, Дюркгейм считал, что самоубийство зависит от внешних причин – определенных социальных фактов. Используя данные официальной статистики, социолог выявил ряд тенденций: процент самоубийств среди мужчин выше, чем среди женщин; военные чаще совершают самоубийство в сравнении с людьми, имеющими сугубо гражданские профессии; одинокие или разведенные чаще, чем лица, находящиеся в браке; протестанты чаще, чем католики, и т.д. В этой связи социолог продолжил исследование с акцентом на то, какие именно по характеру социальные переменные способствуют самоубийству. Он пришел к выводу, что эти социальные переменные напрямую связаны с социальной изоляцией: чем больше изоляция индивида от своей социальной группы, тем более он подвержен самоубийству. И наоборот: большая степень интеграции обратно пропорциональна числу самоубийств. Дюркгейм выделил четыре типа самоубийств: аномическое, эгоистическое, альтруистическое и фаталистическое. Аномический тип самоубийств получает распространение, когда в обществе возникает рассогласованность ценностного мира. Люди могут пережить экономические невзгоды, войны и другие катаклизмы без процентного роста самоубийств, если сохраняется высокая степень их социальной интеграции. Но ценностная рассогласованность, как правило, приводит к социальной дезинтеграции. Это неизбежно способствует социальной изоляции и как следствие – рост числа самоубийств. Эгоистическое самоубийство обусловлено разрывом социальных связей в силу тех или иных причин (смерть близких, развод, коллективное бесчувствие), а также низким, уровнем социальной интеграции. Социальная разобщенность в этих и подобных случаях порождает чувства никчемности, одиночества, бесцельности существования. Социолог рассматривает данный тип самоубийства в контексте корреляций между уровнем самоубийств и ряда социокультурных факторов, непосредственно влияющих на характер социальных связей. Так, показатель самоубийств у мужчин выше, чем у женщин; частота самоубийств среди протестантов выше, чем среди католиков; среди военных самоубийства случаются чаще, чем среди гражданских лиц; у людей, не состоящих в браке, процент самоубийств выше, чем у тех, кто женат или замужем. Альтруистическое самоубийство, напротив, обусловлено сверхсильным поглощением индивида социальной группой. Примерами подобного типа может быть самоубийство жены после смерти мужа (обычай, существовавший в некоторых архаических обществах), самоубийство прислуги после смерти господина, добровольный отказ от спасения жизни капитана корабля, потерпевшего бедствие, и т.д. Фаталистическое самоубийство возникает, когда со стороны группы исходит избыточный контроль, выражающийся в строгой регламентации личной жизни. Для некоторых индивидов это может стать невыносимым. Во всех случаях социолог указывает на те или иные социальные факты, способствующие самоубийству. Дюркгейм социальное счастье общества предложил измерять таким объективным показателем, как уровнем самоубийств.

Функционалистская теория аномии Понятие аномии В работе «Социальная теория и социальная структура» Р. Мертон поставил задачу «понять, каким образом социальная структура побуждает некоторых членов общества к несоответствующему предписаниям поведению». По Мертону, среди множества элементов социальной структуры можно выделять два особенно важных, которые определяют ее суть. «Первый состоит из определенных культурой целей, намерений и интересов, выступающих в качестве законных целей всего общества или же для его отдельных слоев». Второй элемент — «определяет, регулирует и контролирует приемлемые способы достижения этих целей... В любом случае выбор средств достижения культурных целей ограничивается институализированными нормами». Разбалансированностъ между культурными целями и институциональными средствами их достижения приводит к состоянию аномии. Аномия — это ценностно-нормативный вакуум, безнормие, которое означает, что ценностные регуляторы поведения резко ослаблены, фрагментированы и рассогласованы. Мертон считал аномию производным результатом от деформированного состояния социальной структуры, побуждающей членов общества к отклоняющемуся, девиантному поведению. Типологизация способов адаптации индивидов в условиях аномии Р.Мертон предложил анализ состояния социальной структуры через призму двух взаимосвязанных переменных: 1) какие существуют цели, определяемые культурой; 2) каковы законные, институциональные средства достижения этих целей. Противоречия между целями и средствами, их характер и острота, влияют на то, принимают ли люди общественные цели и используют ли они нормативные или незаконные средства для их достижения. Так, в принципе может быть ситуация, когда большинство людей достигает желаемого участия в общественной жизни, используя институциональные средства. В таком случае структура находится в устойчивом равновесии, обладает достаточной стабильностью. Однако в реальной жизни, как правило, имеет место большая или меньшая разбалансированность отношений между целями и средствами, что способствует возникновению различных способов адаптации индивидов к социальным условиям. Учитывая различное отношение индивидов к общественным целям и средствам, Мертон выделил пять типов наиболее характерного поведения — конформность, инновация, ритуализм, ретритизм, мятеж.

Конформность

По Мертону, этот тип приспособления индивидов к социальным условиям распространен, когда степень стабильности общества высока. Имеет место соответствие поведенческих моделей, как культурным целям, так и институционализированным средствам. Конформистское поведение не всегда обеспечивает общественную функциональность в целом, что Р. Мертон показывает на модели бюрократии. Стремление к безусловному соблюдению правил и инструкций современными управленцами приводит к утрате самостоятельного, творческого мышления. Это явление социолог назвал обучением неспособности. Такое «обучение» ведет к неспособности бюрократии реагировать на жизненные инновации.

Инновация

«Эта форма приспособления вызывается значительным акцентированием цели — успеха и заключается в использовании институционально запрещаемых, но часто бывающих эффективными средств достижения богатства и власти, или хотя бы их подобия». Данный тип поведения, предполагающий сильное эмоциональное восприятие цели, вызывает установку на готовность рисковать, вырабатывая инновационные методы достижения цели.

Ритуализм

Этот тип приспособления, как отмечает Мертон, предполагает понижение целей — успеха при возможности быстрой социальной мобильности. Для общества такое поведение не оборачивается социальной проблемой, ибо индивиды не нарушают институционально допустимых средств достижения целей.

Ретритизм

Этот тип поведения связан с отвержением и культурно одобряемых целей, и институциональных средств. Обычно ретретисты представляют собой людей, отверженных обществом. Это — бродяги, алкоголики, наркоманы. Однако в обществе, находящимся в состоянии аномии, к ним подчас примыкает и часть населения, пережившая всевозможные неудачи от инновационного поведения. В итоге совершается бегство людей из общества. В самых крайних случаях оно может принять форму самоубийства.

Мятеж

Мятеж — единственный тип приспособления, связанный со стремлением изменить существующую социальную структуру. «Этот тип приспособления выводит людей за пределы окружающей социальной структуры и побуждает их создать новую, то есть сильно видоизмененную социальную структуру. Это предполагает отчуждение от господствующих целей и стандартов. Последние начинают считаться чисто произвольными, а их претензия на законность и приверженность индивидов — несостоятельной, поскольку цели, и стандарты вполне могли бы быть другими». Мятеж, как реакция приспособления, возникает, когда существующая социальная система препятствует достижению законных целей определенным социальным слоям. По Мертону, мятежная адаптация способствует производству мифов мятежа, консолидирующих недовольных в революционные группы. Им противостоят консервативные мифы, функция которых выражается в сокрытии источника массовых разочарований, лежащего в социальной системе, переключение его либо на саму природу вещей, присущих любой социальной системе, либо на индивидов-неудачников.

Как мифы мятежа, так и мифы консерватизма направлены на «монополизацию воображения», заключает социолог.

Р. Мертон также развивает концепцию девиации Э. Дюркгейма и выделяет аберрантную девиацию — акт нарушения закона или общественных норм, осуществляемый секретно и, как правило, в корыстных целях.

ТЕОРИЯ АНОМИИ

Аномия по Дюркгейму: одни ценности накладываются на другие на стыке эпох и возникает неопределенность

Мертон : ТЕОРИЯ АНОМИИ-проблема в дисфункциональности структур, все структуры об-ва нацеливают людей на реализацию 2х осн целей:1) приобщение людей к культурным целям и 2)дать средства для достижения этих целей.

Аномия возникает когда декларируют цели, но не создаются условия для достиж. целей, разбалансированность целей и средств - возникает аномия. Аномия возникает при рассогласовании целей и средств в об-ве.

ТИПЫ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ В УСЛОВИЯХ АНОМИИ

1. конформисты- признают общественно значимые цели и исп институциональные средства для их достижения

2. инноваторы-признают цели, используют нелегитимные ср-ва для их достижение

3. ритуализм-понижение культурных целей

4. ретретизм-бегство из об-ва(наркоманы,проститутки, но и интеллигентные люди,образованные, которые считают, что цели об-ва не для них – отшельники)

5. мятежники – отрицают нынешние цели и средства , предлагают что-то новое ( социолизм /коммуникзм, предлагается демократия)

Наши рекомендации