Информационная политика в административной сфере. Модели взаимодействия органов власти и населения.

Содержательной стороной коммуникаций в сфере администрирования является государственная информация. Она представляет собой совокупность сведений о внешней и внутренней политике государства, динамике разнообразных процессов, регулируемых в обществе, служит основой для принятия государственных решений.

Информационное обеспечение администрирования зависит от скорости движения информации по всей вертикали власти, потери сведений на этом пути, способности сохранить свою адекватность. Циркуляция информации отражает коммуникации государственной организации: 1) входная информация — сбор достоверных сведений о реальном положении дел в обществе, хранение их в банке данных, распределение между структурными подразделениями и должностными лицами, переработка и анализ; 2) выходная информация - нормативные документы и регулятивные решения, определяющие порядок поведения отдельных граждан и организаций с целью конструктивного воздействия на общественную жизнедеятельность.

Информационное обеспечение администрирования невозможно без соответствующей инфраструктуры: информационных ресурсов, продуктов, каналов, вычислительной техники и современных технологий. Административная реформа в нашей стране выдвигает решение ключевой задачи — создание информационно-правового пространства, обеспечивающего осведомленность государственных служащих и граждан о состоянии дел в обществе для формирования единого информационного (смыслового) поля в рамках совместной деятельности людей. Общенациональное, территориально распределенное информационное поле позволит оптимизировать взаимодействие органов государственной власти для обоснованного принятия решений по регулированию важнейших вопросов общественной жизни.

Эффективность информационного поля во многом зависит от современных технологий. Информационно-компьютерные технологии представляют собой систему научно-инженерных знаний, средств и методов, которые используются для работы с информацией. Внедрение таких технологий существенно изменяет содержание администрирования.

В реестре современных информационно-компьютерных технологий выделяется система управления базами данных, представляющая собой пакет программ, предназначенных для упорядочения необходимых сведений и обеспечения доступа к ним всех должностных лиц государственного аппарата.

Широкое распространение получают технологии автоматизации офисных операций - текстовые редакторы, электронная почта, факсимильная связь и др. Они существенно сокращают объем рутинных операций, высвобождая значительную часть времени служащего для решения творческих, ответственных задач. Средства телекоммуникации обеспечивают возможность оперативного взаимодействия чиновников без пространственных ограничений.

Большим потенциалом обладает система поддержки принятия решений. Она поставляет лицам, принимающим решения, необходимую информацию для оценки ситуации, построения моделей, разработки сценариев и т. п.

Новейшая информационная технология — «электронное правительство». Это технология для внешнего, а не для внутреннего применения. Она способна сократить время, издержки обычного гражданина для регистрации прав или решения других вопросов в государственных органах власти.

Разумеется, государственная информационная политика не может быть сведена лишь к техническим аспектам. Она должна быть направлена на конкретных пользователей информационно-компьютерных технологий, представлять собой модель стимулов и мотиваций саморазвития субъектов и объектов администрирования, обеспечивать системное видение и прогнозирование социально-экономического развития страны.

Возможные модели взаимодействия органов власти и структур гражданского общества

Три варианта взаимодействия органов власти и гражданских структур: сотрудничество, отсутствие сотрудничества (игнорирование) и конфронтация. При этом сотрудничество может быть как партнерским, подразумевающим равенство (в определенном смысле) сторон и взаимодействии, построенном на доминировании, вплоть до полного подчинения одной из сторон.

А. Партнерское взаимодействие

1. Модель поддержки развития НКО – «модель садовника». Органы как федеральной, так и региональной власти принимают нормативные акты, способствующие появлению и развитию независимых общественных организаций, как основы зарождающегося гражданского общества, и предпринимают конкретные действия по поддержки развития таких организаций.

2. Партнерская модель, при которой государственные органы понимают важность независимых неправительственных организаций и не пытается ими управлять, а участвует в различных формах диалога с НКО, в виде «переговорных площадок» и иных форм. Важным критерием для существования подобной модели является понимания ответственными представителями органов государственной власти важности для эффективного демократического государства самого феномена общественного контроля, готовность услышать результаты такого контроля и принять меры для исправления выявленных недостатков.

3.«Модель архитектора»: Организации гражданского общества формируют публичную политику, предлагая повестку дня, а также решения определенных проблем, предлагают и участвуют в реализации реформы конкретных институтов государственной власти, участвуют в создании новых органов государственной власти, обучают и воспитывают чиновников государственных структур

Б. Взаимодействие, основное на доминировании власти

4. Патерналистская модель. Государство разрешает определенную автономию неправительственных организаций при условии, что те не вмешиваются в дела власти, а также обеспечивают поддержку соответствующих кандидатов на выборах. В обмен на политическую лояльность властные структуры обеспечивают определенную поддержку деятельности подобных организаций – путем представления бесплатных помещений или льготной аренды, путем прямого финансирования, оказание преференций при распределении грантов и иными способами.

5.Модель «Приводных ремней».Эта модель была наиболее ярко представлена в Советском Союзе в 1930–1970-е годы, когда партийно-государственный аппарат рассматривал все общественные организации исключительно как передаточные механизмы от партийного руководства к рядовым жителям страны, при этом ни о какой самостоятельности в этом случае и говорить не приходилось.

В. Отсутствие взаимодействия (игнорирование)

6. Модель игнорирования, когда государство не замечает большинства НКО, не мешает, но и не помогает их деятельности. Такая модель может быть реализована в условиях разнообразной негосударственной поддержке деятельности НКО с одной стороны и концентрацией власти на разнообразных политических и экономических проблемах, с другой.

Г. Конфронтация

7. Модель «Борьбы с противником». В рамках этой модели представители государства видят, как правило, неоправданно, в лице независимых неправительственных организаций, в первую очередь правозащитного толка, не желающих «встраиваться» в патерналистскую модель (и опасающихся ее перерастанию в «Модель приводных ремней»), опасность для собственной власти, и стараются осложнить их деятельность или даже их закрывать. При этом финансирование из международных фондов трактуется как превращение такой организации в «агента иностранного влияния».

8. Модель «Гражданского неповиновения». В условиях нарушения властью гражданских прав человека и политических свобод ряд общественных организаций и отдельных избирает тактику гражданского неповиновения – участия в несанкционированных митингах, пикетах, других действиях, вызывающих репрессивные действия власти, переходя тем самым уже в фактически в плоскость политической борьбы. Органами власти такое поведения часто трактуется как экстремистское.

Важно отметить, что в реальной ситуации всегда существует сочетание нескольких видов подобных моделей, однако в большинстве случаев можно выделить преобладающую модель.

Наши рекомендации