Социальная среда организации. Организационное развитие.
Внутренняя среда определяется целями, стратегией, технологией, размером организации, типом персонала, типом организационной структуры.
Цель. Друкер выделяет примерный набор целей деловой коммерческой организации:
· Обеспечение продуктивности
· Обеспечение материальных и финансовых ресурсов
· Нововведения, прибыльность
· Развитие системы управления и самореализация менеджеров
· Определение секторов рынка, с которыми работает фирма
· Признание организации со стороны внешнего окружения.
Стратегия – разновидность перспективного плана развития организации с учетом изменения внешней среды и потенциальных возможностей организации.
2 типа стратегий коммерческих организаций:
· Оборонительная стратегия – ориентирована на закрепление ранее завоеванных позиций на рынке и предполагает развитие фирмы на основе ее слияния с организациями – продавцами и поставщиками ( линейно-штабная или неофункциональная структура).
· Позитивная стратегия – активный поиск новых рынков и создание новых направлений деятельности (дивизионная структура).
Технология – система средств деятельности; алгоритм любой деятельности по достижению определенного результата.
Размер организации – связан с численностью ее персонала и определяет переменные: степень специализации, структурная дифференциация (число подразделений), степень стандартизации и формализации деятельности.
Тип персонала – это совокупность работников предприятия и их специфическими навыками, знаниями, культурой, являющимися объектом управленческой деятельности.
Организационная культура – это сложная многоуровневая система, центром которой является набор разделяемых большинством членов организации базовых ценностей и представлений, определяющих их поведение.
Внешняя среда организации (или ее окружение) – задает правила и ограничения функционирования организации, является источников ресурсов, сферой конкуренции, кооперации и обмена деятельностью между организациями, а также фактором, стимулирующим развитие организации.
Социальные факторы, характеризующие внешнюю среду:
· Система образования и подготовка кадров
· Психологическое состояние и состояние здоровья населения
· Культурные особенности, традиции и менталитет населения
· Особенности политической системы
· Степень участия государства в социальной поддержке граждан
· Развитость отношений социального партнерства
Внешняя среда может представлять собой и совокупность разнородных сегментов, с которыми взаимодействуют подразделения организации.
Факторы внешнего окружения для организаций государственного и муниципального управления:
· Система законодательной власти, задающая основные параметры администрирования.
· Группы интересов
· Общественное мнение
· СМИ
· Международные организации, контролирующие деятельность отдельных органов власти и управления.
Макроокружение – это общие характеристики культуры, социокультурные ценности. Микроокружение – это другие организации и субъекты деятельности, с которыми связана организация.
Характеристики внешней социальной среды:
· Степень ее предсказуемости и определенности
· Типы и степени зависимости одной организации от другой.
Мотивация руководителей предприятий, которые реализуют внешнюю социальную политику:
· Альтруистическая мотивация – стремление помочь тем, кто в силу обстоятельств оказался в сложной ситуации.
· Мотивация защиты собственного бизнеса - забота об укреплении стабильности внешней социальной среды.
· Мотивация достижения политического статуса - необходимость накопить политический капитал.
· Мотивация продвижения бизнеса – необходимость позиционировать себя на рынке.
Внешняя социальная политика по формированию и поддержанию социальной инфраструктуры определяется руководством организации либо самостоятельно, либо во взаимодействии с региональными и местными органами власти, может иметь характер разовых благотворительных акций либо системного участия в социальных проектах.
Внешняя социальная политика помогает снять социальное напряжение, смягчить противоречия.
Организационное развитие – это процесс качественных структурных изменений в организации, который приводит к позитивным результатам (достижение цели, освоение новых направлений, удержание власти, структурная дифференциации, усиление независимости). Основу организационного развития составляют изменения или нововведения в организации. Наука, изучающая целенаправленные изменения, нововведения в организации, называется инноватикой. Между целью инновации и стабильностью организации возникает противоречие. Для преодоления его в инновационном управлении необходимо опираться на принципы:
· Принцип простоты – предполагает уменьшение числа ступеней иерархической лестницы, промежуточных структур и элементов власти. Он может быть реализован только при наличии достаточно развитых человеческих ресурсов и духовных сил.
· Принцип автономности – означает, что только при условии свободы действий и ответственности члена организации создается возможность творческого отношения к делу и одобрения инновационных поисков.
· Принцип управления – базируется на культуре, подразумевает формирование в рамках организации автономных самоуправляющихся общностей, воздействовать на которые можно только через культуру индивида.