Понятие государственного интереса, виды и механизмы его разработки и изменения.

Государственный интерес - термин, введенный Макиавелли и Ришелье для выражения претензий государства на право не обращать внимания на законы, которые оно должно защищать, если этого требуют так называемые высшие государственные интересы.

Государственные интересы — объективно значимые цели и задачи государства как целого. Самые главные государственные интересы сформулированы в международных документах: Уставе ООН, Заключительном акте Совещания в Хельсинки, Основном Акте взаимоотношений России и НАТО и т.д. В подобных источниках международного права фиксируются политическая независимость страны, группы стран, условия их физического выживания, недопустимость любого вмешательства извне в жизнь государства, неприкосновенность его границ и т.д. В качестве государственных интересов страны могут выступать наращивание ресурсной базы, а на ее основе - экономической, военной, финансовой, научно-технической и другой мощи страны, усиление ее геополитического влияния, рост благосостояния населения, культурный, нравственный, интеллектуальный прогресс общества.
Механизм разработки государственного интереса:

1) как способ достижения цели;

2) как способ осуществление деятельности по операциям.
Принципами разработки государственного интереса являются:
целесогласование, приоритетность, причинно-следственные связи,
социальная ответственность, ценностные установки, социальная
защищенность по критерию равновесия социальных и экономических
целей, включение основополагающих блоков: анализ, действия, оценка и
корректировка.
В целом сущность социальных технологий можно определить как
инновационную систему методов выявления и использования скрытых
потенциалов социальной системы, получения оптимального социального
результата при наименьших управленческих издержках.
Формы социальных технологий как структурный элемент любой
системы, как технологически оформленный программный продукт и как
деятельность, связанная с реализацией намеченной цели. Виды
социальных технологий как отражение основных видов человеческой
деятельности. Характерными чертами социальных технологий повышения
эффективности управления являются:
- научное обоснование оптимальных пропорций и темпов создания
условий, необходимых для повышения экономического и социального
развития, что требует анализа социально-экономических факторов,
влияющих на эффективность управления;
- научное обоснование оптимальных путей комплексного решения
социальных проблем внутреннего и внешнего характера, что особенно
актуально для долгосрочного социального прогнозирования, планирования
и управления.
- разработка социальных разделов комплексных планов социально-
экономического развития, с учетом региональных программ в пределах
общегосударственного плана развития страны.

50.Столкновение интересов в государстве, последствия, механизмы регулирования.
Государственный интерес во времени и в пространстве, вектор
времени и пространства для государственного интереса. Динамика
социальных конфликтов. В развитии конфликта выделяются
предконфликтная, собственно конфликтная и послеконфликтная ситуации.
Вполне допустимо рассматривать каждый этап конфликта в виде витка
спирали, где есть свой пик напряженности и состояние максимального
затишья. Признание волнообразного характера конфликта помогает
использовать средства регулирования конфликтных отношений в
соответствии с тем, на какой стадии развития находится конфликт.
На различных этапах развития конфликта состояние отношений в
трудовом коллективе, по мнению социологов, характеризуется разной
степенью напряженности (удовлетворительное, неустойчивое,
предконфликтное, конфликтное).
Особой разновидностью острого трудового конфликта является
забастовка - временный добровольный отказ работников от выполнения
трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения
трудового спора.
Порождением конфликта и его последствием является стресс. Это —
явление обычное и часто встречающееся. Любое нервное раздражение
негативного характера может быть интерпретировано как стресс. Стресс
может порождаться как организационными, так и личностными
факторами. Широко распространенной причиной стресса в организациях
является перегрузка, неинтересная работа, личностные стрессонесущие
события
Управление социальными конфликтами преследует цель
нейтрализовать отрицательные и усилить положительные последствия
конфликтов.
Существуют различные способы (стили) управления социальными
конфликтами в зависимости от глубины социально-психологического
состояния сторон. Наиболее известные способы управления конфликтами:
уклонение, насилие, компромисс. Известны различные эффективные
способы разрешения межгрупповых конфликтов (метод зеркальной
техники, постановка единой цели, советы третьих лиц).
Испытанным средством регулирования коллективных трудовых
конфликтов является арбитраж. Суть трудового арбитража состоит в том,
что спор передается на рассмотрение арбитра или группы (коллегии),
которые принимают решение после выслушивания сторон, свидетельских
показаний и анализа других обстоятельств.
На практике же рядом с конфликтом существует согласие и
партнерство.
Консенсус определяется уровнем взаимосвязей ведущих социальных
сил, договоренностью о правилах поведения по отношению друг к другу.
Это максимально возможное сближение взглядов различных социально-
политических групп, формулирование подходов к решению
перспективных проблем.

51. Влияние типов государства на формирование государственного интереса.
Взаимосвязь государственного интереса с типом государства. В
последние десятилетия во многих странах выработан и успешно
используется ненасильственный способ регулирования социально-
трудовых отношений на основе партнерства. Этот феномен известен как
социальное партнерство.

Социальное пространство – один из видов пространства (наравне с физическим, экономическим, политическим, образовательным, экологическим, символическим и иными); совокупность процессов, отношений и взаимозависимостей в социальной сфере, иерархически связанных между собой.

Наши рекомендации