В каждом демократическом государстве предусмотрен порядок выборов и отзыва не оправдавших доверия представителей, говоря иначе, своя избирательная система
Избирательная система - это порядок формирования органов политической власти.В настоящее время сложилось 2 типа избирательных систем: мажоритарная и пропорциональная.
Сущность мажоритарной системы (от франц. majorite - большинство): избранным считается депутат, набравший абсолютное или относительное большинство голосов. Абсолютным большинством называется получение 50% + 1 голоса (Австралия), относительным – получение простого большинства (США, Канада). Недостаток мажоритарной системы заключается в том, что победитель имеет поддержку иногда явного меньшинства. Допустим, к выборам были допущены 5 кандидатов. Голоса между ними распределились следующим образом: А – 15%, В – 17 %, С – 18 %, D – 21 %, Е – 29 %. Депутатом становится кандидат Е с поддержкой всего в 29% голосов, а подавляющее число голосов – 71% пропадают
В пропорциональной системе каждая партия выдвигает свой список кандидатов, депутатские места распределяются в соответствии с количеством полученных голосов, пропорционально (Бельгия, Швеция). При этом партия должна перешагнуть 7% барьер (РФ, Грузия), 5% (ФРГ, РФ по старому закону), 4% (Швеция, Болгария, Венгрия), 3% (Испания), 1% (Израиль). Голоса, поданные за партии, которые не преодолели установленного барьера, распределяются между выигравшими партиями тоже согласно пропорции. Пропорциональные системы действуют в Австрии, Бельгии, Греции, Италии, Норвегии, ФРГ, Швейцарии.
В ряде стран действуют смешанные избирательные системы, когда часть парламента формируется в соответствии с мажоритарной системой, другая же часть мандатов распределяется по пропорциональному принципу. На выборах каждый избиратель получает 2 бюллетеня.
3.Избирательная кампания: кандидаты в ГД должны собрать не менее 200 тыс. (президента - 1 млн.) подписей сторонников, при этом один субъект федерации – не более 7 %. Если во время президентских выборов ни один из кандидатов не набрал 50% + 1 голос, назначается II тур, где победитель определится простым большинством голосов. Избирательная кампания в США длится 8 мес., в Японии всего 2 недели, в РФ – 4 мес.
В СССР закон о выборах был принят в 1988 г. Но и по сей день продолжается оформление избирательной системы. По Конституции 1993 г. действовала система, при которой 1/2 мест (225) распределяется в результате прямых выборов кандидатов, остальные 225 занимают представители партий, преодолевших 5% барьер (введен, чтобы не допустить во власть “карликовые” партии, небольшие партии часто объединяются в блоки и коалиции). Таким образом, в РФ действует смешанная система: в 1-мандатных округах – мажоритарная на основе относительного большинства, для другой части – выборы пропорциональные
Активным избирательным правом (избирать) в России пользуются граждане с 18 лет, пассивным (избираться) - с 21 года. Для того чтобы зарегистрироваться кандидатом в президенты РФ, назначается возрастной ценз в 35 лет, к тому же требуется 10-летнее проживание в России. Право быть избранным главой администрации субъекта федерации (губернатором, президентом автономной республики) предоставляется с 30 лет
Пассивное избирательное право ограничивается специальными фильтрами. Главное свойство фильтра – число входящих больше, чем число выходящих (напоминает вступительные экзамены). Отбраковать кандидатов помогают такие признаки:
- гражданство,
- возраст,
- срок проживания в стране,
- судимости по уголовным причинам,
- психическая неполноценность.
Как известно, на языке закона эти фильтры именуются цензами. Долгое время в мире политики практиковался половой и имущественный ценз.
В 2001 г. был принят закон о третьем сроке для губернаторов. В 2004 установлен новый порядок выборов глав субъектов федерации. Кандидатура главы предлагается Президентом РФ, утверждает ее региональный парламент. Другой закон 2004 г. вводит пропорциональную систему с 7 % барьером, запрещает предвыборные блоки и переход депутатов из одной фракции в другую (в этом случае депутат теряет место в парламенте)
4.Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации
Россия занимает выгодное геополитическое положение: она является связующим звеном между западом и востоком, севером и югом, имеет самую большую территорию, обладает богатыми разнообразными ресурсами. Наличие второго по мощности ядерного потенциала делает нас великой ядерной державой. Но за годы реформ, проводившихся в 90-е годы Россия была отброшена в развитии на десятилетия назад. Промышленный потенциал сопоставим с уровнем слаборазвитых стран. 35% экспортной выручки составляют доходы от экспорта нефти и газа, кроме того, мы продаем медь, никель, алмазы, фосфаты, лес – недалеко до статуса сырьевого придатка развитых стран. Еще недавно огромным был внешний долг.
Все понимают, что причиной такого положения является не только непродуманная и преступная политика нашей элиты, но и целенаправленные действия стран НАТО в главе с США. В 1998 г. Мадлен Олбрайт (госсекретарь США) открыто говорила: «Наша задача – управлять последствиями распада советской империи». Естественно, экономический подъем и возврат России прежних позиций невыгодны тем странам, которые опасаются конкуренции. Делается все, чтобы
§ не дать выйти нашей продукции на международный рынок (соответственно, наша задача - сократить долю импорта, что даст толчок развитию отечественной промышленности и вернуть потерянные позиции на международном рынке, прежде всего это касается экспорта продукции военного назначения);
§ испортить отношения России со странами Ближнего Зарубежья и расширить влияние Запада на эти страны, ближайшие соседи уже находятся под влиянием США, многие вступили в НАТО (наша задача - сохранить свои позиции на постсоветском пространстве);
§ навязать нам либеральные и демократические ценности, которые не вполне подходят менталитету нашего народа, но активно внедряются «демократами с большой дороги», которые, по мнению А.С.Панарина, демократическая элита «уже совершила свое расставание с нацией и не считает «этот» народ своим»;
§ продолжить экспансию на нашу территорию, которая выражается в активных поставках на российский рынок импортной продукции, как продовольственной, так и промышленной, в навязывании россиянам через СМИ западных стандартов, в завозе наркотических средств, в неконтролируемой миграции;
§ оправдывать вмешательство иностранных держав в наши внутренние дела, прежде всего это касается войны в Чечне,
§ способствовать дальнейшему оттоку квалифицированных кадров из России.
Иначе России угрожает потеря национального суверенитета. Многие аналитики считают задачу сохранения Россией статуса великой державы невыполнимой