ФЛ. Григорьев, А.Д. Черкасов) \.

Официальной формой и 'итогом^ выражения правоприменительной
деятельности выступают акты применения права, посредством кото­
рых закрепляются решения компетентных 'органов по конкретному
юридическому делу. Эта разновидность правовых актов .характеризу­
ется определенными специфическими чертами, из которых основны­
ми, на наш взгляд, можно назвать следующие, i ', • ; I '•

Во-первых, акт применения права — это решение по конкретно­
му делу официального компетентного органа1, которого государство
уполномочило на реализацию права| в определённых сферах общест­
венных отношений, l-.i.;;. .<•-:.' i ,' ••.!. ,• . ' •> ,' ?;

Во-вторых,, акт, применения права содержит'государственно-влаетное1 веление,'обязательное для соблюдения и исполнения всеми, кому оно адресовано,'И обеспечиваемое силой государства. i ••. i i.^r

i В - т р е:т:ь и х, акт применения права имеет определенную, установ­ленную законом форму:.. ••:•' Г1 ' ij;. ' |'.''|"''; : , г!'; №.'•" В-четвертых, акт применения права; нацелен ни индивидуаль-

; ное регулирование общественных'отношений, В нем строго индивиду­
ализируются (персонифицируются) субъективные права и юридичес­
кие обязанности конкретных лиц исходя из определенной жизненной
ситуации. Акт применения прав регулирует не вид общественных.от­
ношений, а единичное, конкретное)отношение. :;• ! ''ij1 ' ',-'

С учетом изложенного можно сформулировать понятие акта приме­
нения права. Акт применения права — это официальное решение ком­
петентного органа по конкретному юридическому делу, содержащее го­
сударственно-властное веление, выраженное в определенной форме и
направленное на индивидуальное регулирование общественных отноше­
ний. ' • • • • : '

Акты применения права следует отличать от других правовых
актов, в частности от нормативно-правовых. Это отличие состоит в
следующем. ; ,. г

1. Нормативно-правовой акт носит общий характер, регулирует оп­
ределенный вид общественных отношений, обращен ко многим лицам/
действует до тех пор, пока его не отменят. Акт применения права носит
индивидуальный характер, регулирует конкретное общественное отно­
шение, обращен к конкретным лицам, его действие распространяется
на конкретный случай. ! ; !

2. Нормативно-правовой акт устанавливает, изменяет или отменяет
нормы права, являясь общей нормативной основой правового регули­
рования. Акт применения права этого делать не может. Он претворяет,
реализует общие предписания нормативного акта в жизнь, выступая
необходимым средством перевода общеобязательных нормативных
предписаний в сферу конкретных жизненных ситуаций и примени­
тельно к конкретным людям. Например, закрепленное в Конституции
РФ (нормативный акт) право малоимущих граждан на получение бес­
платного жилья превращается в конкретное право, переходит из потен­
циального: права в реальное только посредством акта применения
права — решения соответствующего органа о выделении квартиры и
выдачи на нее ордера. | -..••. i ' - '

Правоприменительные акты принимают практически все органы государства, в различных сферах общественной жизни, в связи с урегу­лированием различных жизненных ситуаций и т.д., что и обусловлива­ет их разнообразие. Поэтому классификация правоприменительных актов на виды может проводиться rio различным основаниям.

1. По субъектам, осуществляющим применение права, акты подраз-'
Делаются! на: а)1 акты государственных органов и .общественных орга­
низаций; б)!акты главы государства — Президента РФ; в) акты феде­
ральных органов власти и управления; г) 'акты органов власти и управ­
ления субъектов; Российской Федерации; д) акты органов правосудия; '
е) акты органов' прокуратуры; и) акты органов надзора и контроля;
*) акты коллегиальные и единоличные. '• ,

2. По предмету правового регулирования, т.е. по отраслям применя- '<
еМых норм различают:;а) акты конституционно-правовые; б) акты ад-


Тема 20. Примснение'права

министративно-правовые; в) акты уголовно-правовые; г) акты приме­
нения материального и процессуального права. i

3. По форме правоприменительной деятельности можно выделить:
а) акты исполнительные, связанные с применением диспозиции нормы
права, имеющей дозволяющее содержание, и призванные наиболее, эф­
фективно регулировать многообразные проявления правомерного по­
ведения; б) акты правоохранительные, связанные с реализацией право­
вых санкций за совершенное правонарушение, а также с применением
мер по их предупреждению. : j : . г>,

4. По функциональному признаку, т.е. по их месту в механизме rtpa-
вового регулирования, выделяют два вида: а) акты-регламентаторы,
определяющие субъектов конкретного отношения; указывающие
объем их субъективных1 прав и юридических обязанностей; предусмат­
ривающие моменты возникновения конкретного правоотношения, ус­
ловия его развития и прекращения; б) плавообеспечителъные акты.до-
торые также выполняют известную роль в индивидуальном регламен­
тировании; общественных отношений. Но это не основное их назначе­
ние. Функции актов этого вида состоят главным образом в том, чтобы
на основе властных полномочий компетентных органов обеспечить ре­
ализацию правоотношений и, следовательно, достижение целей право­
вого регулирования. i • i • :

5. По форме внешнего выражения акты применения права подразде­ляются на акты-документы и акты-действия.

Правоприменительный акт-документ — это надлежаще оформлен­
ное решение компетентного органа, составленное в письменном виде,
поскольку требуется строгая определенность в фиксации, например,
фактических обстоятельств расследуемого дела, применении мер госу­
дарственного принуждения и т.д. Все это позволяет точно установить
содержание акта, проверить законность и обоснованность его издания.
Акты-документы имеют различную структуру, что обу словлено ;по-
ложением правоприменительного органа и значением рассматривае­
мых вопросов, а также юридической силой решения и процедурой'его
принятия.' ' ' ! .' •: • • '• ' ' ' i • ч •' ? : -

По структуре их можно разделить на1 акты-документы: а) вклю­чающие все четыре его составные части — .вводную, описательную (констатирующую), мотивировочную и резолютивную (приговор'или решение суда, другие юрисдикционные акты); б) состоящие из трех частей -^ вводной, описательной, резолютивной, что характерно для следственных и административных протоколов; в) содержащие' две части — вводную и резолютивную (акты-разрешения на совершение определенных действий); г) не имеющие1 указанных разделов, заГиС" ключением резолютивной части (резолюции «утвердить», «оплатить»*

5. Пробелы в праве и пути их преодоления в практике применения 463

«исполнить» и т.п., наложенные должностным лицом на соответству­ющих документах).

По наименованию правоприменительные акты-документы подраз­
деляются на указы, постановления, приказы, протоколы, приговоры,
решения, предписания и т.д.. . :

Правоприменительные акты-действия делятся на словесные и кон-клюдентные. Словесные акты применения права-действия — это, к примеру, устные распоряжения руководителя органа, отдаваемые под­чиненным и т.п.

Конклюдентные правоприменительные акты-действия совершают­
ся посредством сочетания определенных жестов, движений и тому по­
добных действий, явно и наглядно выражающих решение субъекта
применения права (жесты милиционера, осуществляющего регулиро­
вание движения транспорта и пешеходов). '

Как и письменные, правоприменительные акты-действия обладают властной силой и влекут юридические последствия. Отказ от выполне­ния или ненадлежащее их выполнений может повлечь дисциплинар­ную, административную, материальную, уголовную ответственность.

6. По своему юридическому значению акты применения права могут
быть подразделены на основные и вспомогательные. Основные — это
акты, которые содержат завершенное решение по юридическому делу
(приговор, решение суда). Вспомогательными считаются такие акты,
которые содержат предписания, подготавливающие издание основных
актов (надзора и контроля, процедурно-процессуальные).

7. В зависимости от действия во времени правоприменительные
акты делятся на акты однократного действия (наложение штрафа) и
длящиеся (регистрация брака, назначение пенсии и др.).

Наши рекомендации