ФЛ. Григорьев, А.Д. Черкасов) \.
Официальной формой и 'итогом^ выражения правоприменительной
деятельности выступают акты применения права, посредством кото
рых закрепляются решения компетентных 'органов по конкретному
юридическому делу. Эта разновидность правовых актов .характеризу
ется определенными специфическими чертами, из которых основны
ми, на наш взгляд, можно назвать следующие, i ', • ; I '•
Во-первых, акт применения права — это решение по конкретно
му делу официального компетентного органа1, которого государство
уполномочило на реализацию права| в определённых сферах общест
венных отношений, l-.i.;;. .<•-:.' i ,' ••.!. ,• . ' •> ,' ?;
Во-вторых,, акт, применения права содержит'государственно-влаетное1 веление,'обязательное для соблюдения и исполнения всеми, кому оно адресовано,'И обеспечиваемое силой государства. i ••. i i.^r
i В - т р е:т:ь и х, акт применения права имеет определенную, установленную законом форму:.. ••:•' Г1 ' ij;. ' |'.''|"''; : , г!'; №.'•" В-четвертых, акт применения права; нацелен ни индивидуаль-
; ное регулирование общественных'отношений, В нем строго индивиду
ализируются (персонифицируются) субъективные права и юридичес
кие обязанности конкретных лиц исходя из определенной жизненной
ситуации. Акт применения прав регулирует не вид общественных.от
ношений, а единичное, конкретное)отношение. :;• ! ''ij1 ' ',-'
С учетом изложенного можно сформулировать понятие акта приме
нения права. Акт применения права — это официальное решение ком
петентного органа по конкретному юридическому делу, содержащее го
сударственно-властное веление, выраженное в определенной форме и
направленное на индивидуальное регулирование общественных отноше
ний. ' • • • • : '
Акты применения права следует отличать от других правовых
актов, в частности от нормативно-правовых. Это отличие состоит в
следующем. ; ,. г
1. Нормативно-правовой акт носит общий характер, регулирует оп
ределенный вид общественных отношений, обращен ко многим лицам/
действует до тех пор, пока его не отменят. Акт применения права носит
индивидуальный характер, регулирует конкретное общественное отно
шение, обращен к конкретным лицам, его действие распространяется
на конкретный случай. ! ; !
2. Нормативно-правовой акт устанавливает, изменяет или отменяет
нормы права, являясь общей нормативной основой правового регули
рования. Акт применения права этого делать не может. Он претворяет,
реализует общие предписания нормативного акта в жизнь, выступая
необходимым средством перевода общеобязательных нормативных
предписаний в сферу конкретных жизненных ситуаций и примени
тельно к конкретным людям. Например, закрепленное в Конституции
РФ (нормативный акт) право малоимущих граждан на получение бес
платного жилья превращается в конкретное право, переходит из потен
циального: права в реальное только посредством акта применения
права — решения соответствующего органа о выделении квартиры и
выдачи на нее ордера. | -..••. i ' - '
Правоприменительные акты принимают практически все органы государства, в различных сферах общественной жизни, в связи с урегулированием различных жизненных ситуаций и т.д., что и обусловливает их разнообразие. Поэтому классификация правоприменительных актов на виды может проводиться rio различным основаниям.
1. По субъектам, осуществляющим применение права, акты подраз-'
Делаются! на: а)1 акты государственных органов и .общественных орга
низаций; б)!акты главы государства — Президента РФ; в) акты феде
ральных органов власти и управления; г) 'акты органов власти и управ
ления субъектов; Российской Федерации; д) акты органов правосудия; '
е) акты органов' прокуратуры; и) акты органов надзора и контроля;
*) акты коллегиальные и единоличные. '• ,
2. По предмету правового регулирования, т.е. по отраслям применя- '<
еМых норм различают:;а) акты конституционно-правовые; б) акты ад-
Тема 20. Примснение'права
министративно-правовые; в) акты уголовно-правовые; г) акты приме
нения материального и процессуального права. i
3. По форме правоприменительной деятельности можно выделить:
а) акты исполнительные, связанные с применением диспозиции нормы
права, имеющей дозволяющее содержание, и призванные наиболее, эф
фективно регулировать многообразные проявления правомерного по
ведения; б) акты правоохранительные, связанные с реализацией право
вых санкций за совершенное правонарушение, а также с применением
мер по их предупреждению. : j : . г>,
4. По функциональному признаку, т.е. по их месту в механизме rtpa-
вового регулирования, выделяют два вида: а) акты-регламентаторы,
определяющие субъектов конкретного отношения; указывающие
объем их субъективных1 прав и юридических обязанностей; предусмат
ривающие моменты возникновения конкретного правоотношения, ус
ловия его развития и прекращения; б) плавообеспечителъные акты.до-
торые также выполняют известную роль в индивидуальном регламен
тировании; общественных отношений. Но это не основное их назначе
ние. Функции актов этого вида состоят главным образом в том, чтобы
на основе властных полномочий компетентных органов обеспечить ре
ализацию правоотношений и, следовательно, достижение целей право
вого регулирования. i • i • :
5. По форме внешнего выражения акты применения права подразделяются на акты-документы и акты-действия.
Правоприменительный акт-документ — это надлежаще оформлен
ное решение компетентного органа, составленное в письменном виде,
поскольку требуется строгая определенность в фиксации, например,
фактических обстоятельств расследуемого дела, применении мер госу
дарственного принуждения и т.д. Все это позволяет точно установить
содержание акта, проверить законность и обоснованность его издания.
Акты-документы имеют различную структуру, что обу словлено ;по-
ложением правоприменительного органа и значением рассматривае
мых вопросов, а также юридической силой решения и процедурой'его
принятия.' ' ' ! .' •: • • '• ' ' ' i • ч •' ? : -
По структуре их можно разделить на1 акты-документы: а) включающие все четыре его составные части — .вводную, описательную (констатирующую), мотивировочную и резолютивную (приговор'или решение суда, другие юрисдикционные акты); б) состоящие из трех частей -^ вводной, описательной, резолютивной, что характерно для следственных и административных протоколов; в) содержащие' две части — вводную и резолютивную (акты-разрешения на совершение определенных действий); г) не имеющие1 указанных разделов, заГиС" ключением резолютивной части (резолюции «утвердить», «оплатить»*
5. Пробелы в праве и пути их преодоления в практике применения 463
«исполнить» и т.п., наложенные должностным лицом на соответствующих документах).
По наименованию правоприменительные акты-документы подраз
деляются на указы, постановления, приказы, протоколы, приговоры,
решения, предписания и т.д.. . :
Правоприменительные акты-действия делятся на словесные и кон-клюдентные. Словесные акты применения права-действия — это, к примеру, устные распоряжения руководителя органа, отдаваемые подчиненным и т.п.
Конклюдентные правоприменительные акты-действия совершают
ся посредством сочетания определенных жестов, движений и тому по
добных действий, явно и наглядно выражающих решение субъекта
применения права (жесты милиционера, осуществляющего регулиро
вание движения транспорта и пешеходов). '
Как и письменные, правоприменительные акты-действия обладают властной силой и влекут юридические последствия. Отказ от выполнения или ненадлежащее их выполнений может повлечь дисциплинарную, административную, материальную, уголовную ответственность.
6. По своему юридическому значению акты применения права могут
быть подразделены на основные и вспомогательные. Основные — это
акты, которые содержат завершенное решение по юридическому делу
(приговор, решение суда). Вспомогательными считаются такие акты,
которые содержат предписания, подготавливающие издание основных
актов (надзора и контроля, процедурно-процессуальные).
7. В зависимости от действия во времени правоприменительные
акты делятся на акты однократного действия (наложение штрафа) и
длящиеся (регистрация брака, назначение пенсии и др.).