Общ-политич. движения и организации соврем мира.
Общественные организации являются важным институтом развитого гр об-ва. Развитость этого сектора в структурном, качественном отношениях-своего рода показатель развитости демократии как таковой в данном об-ве, индикатор уровня соц развития, умонастроений, реальных прав, свобод и возможностей граждан. ОО являются важнейшим инструментом выражения и достижения целей, поставленных перед собой группами граждан. Среди подходов к типологизации оо следует выделить: по возрасту, по проф составу, по соц составу, по способам и методам действий, проф союзы. С 1970-е гг как таковые оформляются "новые соц движения"(НСД), как рез-т системных изменений в западноевропейских обществах: общий кризис морали и ценностных установок з-е об-ва, нерешенность и усугубление многих соц проблем(экология, милитаризация, рег конфликты и терроризм, снижение кач-ва жизни и др), скепсис в отношении эффективности демократии, ее институтов, недоверие общественым объединениям(партиям, профсоюзам), органам гос власти, стремление граждан к непосредственному участию в решении разл вопросов. Осн направления НСД: экологическое, антивоенное, правозащитное, неофеминизм, солидарности со странами третьего мира, антиглобалисты, неокульты(секты, нов религ движения). НСД представляют собой демократические движения протеста с широкой соц базой, массовостью, новой проблематикой и требованиями. Всех участников данных движений объединяет критическое отношение к многим реалиям соврем об-ва, стремление найти оригинальные решения глобальных и некот др актуальных проблем. Особенностью нсд стал поиск новых форм, стиля, образа жизни, разнообразие и необычность форм и методов соц протеста. Широкое распространение получили так называемые альтернативные движения, ориентированные на разрыв с традиционными формами общественно-политической жизни и утверждение новых моделей общественного развития. Близки к альтернативным движениям и гражданские инициативы-форма локальной, спонтанной коллективной самоорганизации граждан для защиты своих интересов и взаимопомощи от ущемляющих их решений власти. Гражданские инициативы борются за удовлетворение каких-либо конкретных требований и притворение в жизнь опред проектов в сфере жилья, образования и воспитания, транспорта, городского развития, культуры, экологии.
Становление многопартийности в России.
Многопартийная система означает, что ни одна из выступающих в парламенте партий не в состоянии самостоятельно править страной. Создается правящая коалиция или правительство, не располагающее большинством в парламенте, вынужденное его получить путем компромисса с др партиями. Можно выделить след наиб хар-ые черты многопартийности: выявление мнений, интересов и их гармонизация; узаконение демократического строя, отвечающего принципу волеизъявления народа; возможность выбора общественных сил, способность реализовать стоящие перед обществом задачи; чередование партий у власти.
В россии можно выделить три последовательных этапа становления многопартийности:
1.Первый этап(1985-1987гг)-возникают различные неформальные движения, объединения, союзы, народные фронты
2.Второй этап(1987-начало1989г)-происходит организованное оформление общественно-пол организаций и движений
3.Третий этап(весна 1989г-по наст время) - процесс рождения пол партий различной направленности, создание межпартийных блоков, союзов, коалиций.
Начавшийся процесс становления многопартийности осложнялся нестабильностью соц-экономической ситуации и пол стр-ры об-ва. распадом пол пространства, обострение конфликта на межнациональной почве, отсутствием го и правового гос-ва и, наконец, невосприятием института пол партий массовым сознанием.
В целях консолидации пол с-мы, укреполения вертикали власти и государственности в целом, а также повышения роли партий как пол институтов в июле 2001г начал действовать принятый фед закон "О политических партиях". В соотв с ним партии должны создаваться на учредительных съездах, насчитывать в своих рядах не менее 50тыс членов, иметь региональные объединения более чем в половине субъектов России.
Тема (7-8).